Есть основы внешней политики Турции, которым она следовала в течение всего послевоенного времени. Главная из них - ориентация на Запад. Турция всегда пыталась стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком.

Еще Кемаль Ататюрк мечтал видеть турецкую республику цивилизованной страной, частью европейской системы. Какие бы цели ни ставила Турция во внешней политике, все они были подчинены экономической и военной интеграции в западные структуры. Гарантом европеизации Турции выступала армия, которая вмешивалась в политическую сферу тогда, когда процессы «вестерниза- цни» ставились под угрозу. Именно в этом был смысл всех военных переворотов, произошедших после второй мировой войны. Исламистам не удавалось сменить внешнеполитическую ориентацию, поскольку прозападная политика для военных, стоящих на страже принципов Ататюрка, оставалась незыблемой.

С конца 40-х годов Турция становится основным военнополитическим союзником США. В годы холодной войны» Турция проявила свою приверженность Западу, и это обеспечило ей экономические и политические выгоды. С 1947 года в соответствии с доктриной Трумена, а затем планом Маршалла, она стала получать крупные кредиты и безвозвратные субсидии. В 1952 году Турция вступила в военный блок НАТО, а чуть позже приняла участие в создании Багдадского пакта, переименованного после выхода из него Ирака в 1958 г. в СЁНТО. В период Суэцкого кризиса 1956 года Турция поддержала тройственную агрессию претив Египта. В 1959 году правящие круги Турции подписали с США двустороннее соглашение, которое предусматривало возможность военного вмешательства США в случае проникновения а страну «международного коммунизма». Последовало затем вступление Турции в Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Начиная с 60-х годов, во внешней политике Турции появляются новые черты. Внешнеполитический ^pc становится более гибким и реалистическим. В 1965 году турецкое правительство заявило, что не будет участвовать в многосторонних ядерных силах НАТО, а в 1967-63 годах объявила о поддержке договора о нераспространении ядерного оружия, выступила за запрещение химического и бактериологического оружия. Турции удалось добиться пересмотра и смягчения соглашений об американских базах. В вопросе арабо-израильского конфликта Турция заняла нейтральную позицию, но она се прервала торговых и дипломатических отношений с Израилем. Вместе с тем, свои военно-политические обязательства как члена НАТО И СЕНТО Турция соблюдала неукоснительно. По линии НАТО Соединенные Штаты осуществляли перевооружение турецкой армии, строили военные базы.

Турция сразу же поддержала США в борьбе с терроризмом после событий 11 сентября 2001 года. Турция начала активно вести борьбу с террором, поскольку «турецкие моджахеды» в организациях Бен Ладена готовили планы атак на важнейшие объекты в турецком государство, включая разрушение посольств США, Израиля и уничтожение мавзолея Ататюрка. Турция не только поддержала США в войне против талибов Афганистана, но и направила туда военное подразделение спецназа. Правда, Турция не позволила размес-

тить у себя группу войск США в период войны с Ираком в 2003 году, но Соединенные Штаты сохранили возможность присутствия американских самолетов, базирующихся па военно-воздушной базе Инджирлик. Турецкое государство перекрыло границу с Ираком, и даже вело разговоры о размещении турецких войск на территории Ирака в курдской зоне. Прозападное направление внешней политики Турции объяснимо, так как осуществление «вестернизацни» просто невозможно без внешнеполитической ориентации на США и Европу. Пришедшие к власти умеренные исламисты пытаются сохранить преемственность внешнеполитического курса, иными словами, мусульманские лидеры открыто не претендуют на разрушение избранного пути международной политики. Вместе с тем внешняя политика Турции, несмотря па четко обозначенную прозападную и проамериканскую ориентацию, имеет ярко выраженные специфические черты, которые определяются как особыми турецкими интересами в регионе стран Ближнего и Среднего Востока, так и процессами глобализации в мировом сообществе.

Более полувека Турция демонстрирует свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны. Вступление в Европейскую систему «Общего рынка» стало главным приоритетом в сфере внешнеполитической деятельности турецкого государства. Еще в 1963 году в Анкаре был подписан Договор об ассоциации, который вступил в силу с декабря 1964 года и стал основополагающей базой для турецко-европейского сотрудничества. Главная заинтересованность, которую проявляла Турция к Европейскому экономическому сообществу, состояла, как отмечалось в Договоре, в «ликвидации разрыва, существующего между турецкой экономикой и экономикой стран - членов Сообщества». Особенность данного документа состоит еще и в том, что статья 28 предусматривала получение Турцией статуса полноправного члена ЕЭС в течение срока осуществления договора. Договор предусматривал три основных этапа интеграции Турции а Европейское экономическое сообщество. Предполагалось, что Турция станет полноправным членом ЕЭС с 1995 года.

Немало времени ушло с тех пор, ЕЭС было преобразовано в Европейский союз (ЕС), а неоднократные заявки Турции на вступление в ЕС остались нереализованными. Европа не торопилась принять Турцию в члены союза, несмотря на то,

что ей удалось добиться некоторых успехов на пути реформирования экономики и добиться даже установления между Турцией и Евросоюзом режима таможенного союза по торговле промышленными товарами. С одной стороны, Европа заинтересована в тесном сотрудничестве с Турецкой республикой, ЕС привлекает геостратегическое положение Турции, ее особое место в мусульманском и тюркском мире. Проявлением этой заинтересованности стало решение саммита з Копенгагене в декабре 2002 года, который определил, что Турция может рассчитывать на полноправное членства в союзе не ранее 2005 года. С другой стороны, Турция вполне может стать вечным претендентом на вступление в ЕС. Турция не вписывается в приемлемые для страны - члена Евросоюза стандарты ни по достигнутому уровню социально-экономического развития, ни с точки зрения показателей экономической эффективности. Сложности вступления Турции в ЕС лежат именно в экономических и социальных факторах.

Но существует еще один немаловажный аспект в международной политике, который явился тормозом вступления Турции в систему европейского сообщества. Настроения значительной части политиков ЕС выразил Жискар д"Эстен, председатель Конвенции о будущем Европы, бывший президент Франции. Он отметил, что Турция важная и близкая Европе страна, но она не европейское государство, Турция - страна с другой, мусульманской культурой и образом жизни. Слишком разные законы и разная система управления не позволяют осуществить полную интеграцию Турции в ЕС. Мнение многих политиков состояло в том, что вхождение Турции в ЕС было бы «концом Европы». Б случае вступления Турции в ЕС, она станет самым большим государством среди членов Союза. В Турции к началу нового века проживало 66 млн человек, а по прогнозам к 2015 году ее население составит 80 млн человек. Согласно уставу ЕС представители турецкого государства могли бы получить большее количество мест в Европарламенте, других структурах Союза. Поэтому вступление Турции в ЕС, по мнению части западных политиков, может привести к обострению противоречий Востока и Запада. Все это составило основные причины того, что европейское сообщество не торопится с принятием Анкары в члены Союза. Предложение государств ЕС о начале нового раунда переговоров о членстве Турции в Евросоюзе с июля 2005 года может стать фактором дальнейшего продле1ГИЯ срока вступления в ЕС.

Новая ситуация, новые возможности и новые приоритеты во внешнеполитической деятельности появились для Турции в связи с окончанием «холодней войны» и распадом Советского Союза в 90-е годы. Сложилась новая геополитическая ситуация, которая выдвинула Турцию на передовые позиции в центре Евразии. С распадом СССР Турция стала играть ведущую роль в этом обширном регионе, частью которого являются государства Центральной Азии и Кавказа. Этому способствовала этническая и языковая близость народов огромного региона и Турции. Возникшая идея единства тюркских народов после распада Советского Союза для националистов и исламистов казалась вполне реализуемой.

Турецкие политики и предприниматели устремились на северо-восток, где на территориях бывших советских республик сосредоточены богатейшие запасы нефти и газа, цветных металлов, в которых остро нуждалась не только турецкая, по и западная экономика. В новых условиях Турция приобрела для Запада дополнительную ценность. Турция в одиночку не в состоянии освоить рынки государств Центральной Азии и Кавказа, поэтому призывает Западную Европу и США включиться в реализацию ее политики в регионе. Одновременно она рассчитывает па предоставление финансовой помои; и турецкому государству в осуществлении планов освоения азиатского рынка. Турция стала рассматриваться как форпост Запада в Центральной Азии против проникновения туда исламского фундаментализма и как средство продвижения на Восток нужной Западу экономической модели и политической демократии. Турция взяла на себя миссию стать «местом» между тюркскими республиками бывшего СССР и Западом. Турция, используя своя исламские и тюркские корни, достаточно быстро стала влиять на политику в мусульманских странах Центральной Азии и Кавказа.

Основной акцент в сфере внешней политики стал делаться на этническую и духовную близость турок с остальными тюрками. Особо подчеркивалась общность исторического происхождения, существование общей культуры и даже общей религии. Анкарой стали прилагаться большие усилия в области формирования совместного культурного и информационного пространства тюркских народов. Распространение получила пантюркистская идея образования «тюркского общего рынка», идея создания единого государства «Туран». В рамки «туранского пояса» попали республики и территория бывше-

го СССР: страны Центральной Азии, Азербайджан, Крым, молдавская Гагаузия, Татария и Башкирия. Особую активность в практическом развитии пантюркистскпх идей проявили президенты Т. Озал, С. Демюрель, премьер-министры Б. Эджевит, Н. Эрбакан, Т. Чиллер, причастность к реализации пантюркистскпх замыслов имел Р. Зрдогап. Политические руководители после распада СССР переживали некоторую эйфорию в связи с возможной легкостью захвата сфер влияния в тюркском пространстве. Образовавшийся вакуум в Евразии Турция стремилась заполнить до предела. Создание единой геополитической структуры тюркских народов строилось под эгидой Турции. Поэтому все 90-е годы характеризовались активной политической деятельностью турецких лидеров в республиках Азии. Президенты Т. Озал и С. Демюрель пытались компенсировать неудачи и трудности внутриполитического и экономического развития охватом глобальных планов. Патетические лидеры преувеличили ту легкость, с которой, как им казалось, было возможно достижение пантюркистских цепей.

Ликвидация СССР была встречена в Турции с ликованием. Во внешней политике Турции появились новые приоритеты. Правительство С. Демюреля первым признало суверенитет республик Центральной Азии и Кавказа и установило с пими тесные политические и экономические отношения. Турецкие политики понимали, что в условиях ослабления российского государства важно было успеть занять необходимые позиции в мусульманских странах бывшего советского Востока. Политические лидеры Турции подчеркивали, что с этими республиками турецкий Народ «связывают уходящая в глубь веков история отношения дружбы и родства». В начале 90-х годов в результата визитов в Турцию президентов Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии были подписаны серии соглашений в сферах политики, экономики, торговли, коммуникаций, подготовки кадров. Т. Озал, С. Демюрель посетили тюркские республики Средней Азии, с визитами в странах Евразии находился президент Ахмед Сезер.

Установление прямых деловых контактов способствовало значительному оживлению экономических связей. В республиках Центральной Азии возникли десятки СП, деятельность которых сводилась к распространению турецких товаров на центрально-азиатских рынках. Турецкие предприниматели вкладывали капиталы в развитие сферы услуг, туризма, строительства, способствовали организации частнопредпринимательских структур по производству товаров широкого потребления, переработки сельхозпродукции. Президент Ахмед Сезер выразил надежду создания Азиатского союза по типу ЕЭС. Эта инициатива была проявлена на встрече с лидером Казахстана Н. Назарбаевым в 2002 году.

Однако охватить в сфере экономики все центрально-азиатские страны Турции было не под силу, поэтому акцент делался на развитие культурных и религиозных связей. В 90-е годы официальные лица Турции провели серию пан- тюркистских встреч с руководителями Центрально-азиатского региона. Турецкая сторона предприняла энергичные меры по унификации языков. Она убедила центрально-азиатских тюрок перейти с кириллицы на латинский алфавит, предлагая в качестве образца турецкий язык. Турция никогда не жалела средств на распространение массовыми тиражами книг, газет, журналов с упором на культурные и религиозные темы. Под эгидой Турции создан Евразийский совет но телевидению, задачей которого была организация общетюркского радио и телевидения.

Нельзя не заметить, что, делая акцент на историческую и культурную общность тюрок, Турция стремилась к созданию единого культурного пространства. Турецкие политические деятели сосредоточивали усилия на развитии системы образования, приспосабливая ее к системе рыночной экономики и частного предпринимательства. Исходя из этого, Турция в 90-е годы оказывала помощь бывшим республикам СССР программами, оборудованием, специалистами. В Казахстане создан Турецко-казахский университет, в Узбекистане создана сеть лицеев и училищ. В Анкарском университете обучаются турецкому языку студенты из Центральной АЗИИ.

Большое значение придавалось меж религиозным связям. Развитие культурного и духовного единства с азиатскими народами осуществлялось на основе исламской религии. В определенной степени этому способствовали некоторые лидеры суверенных государств. Ток, президент Узбекистана Каримов и президент Туркмении Ннязов демонстративно совершили хадж в Мекку, после чего в Туркмении было введено изучение основ ислама в средней школе. Турция строила в азиатских республиках не только культурные центры, но и мечети. При этом турецкое руководство подчеркивало пример Турции, сочетающей признание исламских ценностей и неуклонную верность ценностям западной демократии.

Однако многие идеи пантюркистов так и не были реализованы. Намерения Турции явно превысили ее возможности. Многие захватывающие проекты и планы, посвященные перспективам экономического сотрудничества, так и остались в начале XXI века нереализованными. Гигантское строительство железных дорог от Франции до Китая, восстановление «великого шелкового пути», проекты гигантских нефтепроводов остались на бумаге. Что касается проектов развития нефтяной промышленности и сотрудничества в области металлургии, то Турции не обойтись без участия западных стран и привлечения их капиталов. Однако эти проекты наталкивались на неразвитость системы транспорта, необходимой инфраструктуры. Обозначенные трудности подвели пантюркистские замыслы к определенному тупику. Причина провала пантюркистской политики заключалась еще и в том, что страны Центральной Азии официально отказались от пантюркизма и исламизма. Уже к концу 90-х годов стало ясно, что республики стремятся к развитию отношений с Турцией на двусторонней основе, но не на региональной и общетюркской. Эти республики проявили склонность к выходу на международную арену самостоятельно, а не в рамках принятых групповых обязательств под эгидой Турции. В начале XXI века Центрально-азиатский регион, равный по площади территории Индии и Пакистана и расположенный, по Хантингтону, на «стыке цивилизаций», стал регионом столкновения интересов России, Китая, Ирана, Афганистана. Турция выступала как проводник европейских интересов во всей Евразии.

Особое внимание после развала СССР Турция уделяла Кавказу, образованию там ряда суверенных «мусульманских» республик. В 90-е годы Северный Кавказ, Крым, республики Башкирия и Татарстан оказались в сфере активной политической деятельности Турции. Главный акцент их политики, опиравшейся на национализм В ислам, был направлен на постепенную изоляцию тюркских народов от Российского государства. Турция в 2000 г., в бытность президентства С. Демюреля, предлагала создать на Кавказе международную организацию по «поиску путей стабильности на Кавказе». Деятельность проектируемого пакта должна была осуществляться при непосредственном руководстве Турции. Речь шла о решении карабахской проблемы, проблемы Чечни и пр. Организация международного кавказского «союза» так и не

состоялась, но для многих политиков в Турции она остается идеей, которая вполне могла быть пригодной для реализации. Со времен частых визитов в Турцию президента Чечни Джохара Дудаева турецкие исламистские круги продолжали поддерживать чеченских сепаратистов. Согласно турецким статистическим данным в Турции проживают 30 тысяч человек- выходцев с Кавказа. Их предки бежали с Кавказа после подавления восстания во главе с Шамилем. Турецкая мусульманская община приняла их, поскольку турки, как и чеченцы, исповедуют ислам суннитского толка. Солидарность с чеченскими экстремистами проявлялась не только в демонстрациях протеста в столице Турции и Стамбуле, но и в сборе средств на приобретение оружия и даже в участии на стороне бандформирований.

На Кавказе Турция сделала ставку на родственные тюркские народы, прежде всего на Азербайджан. Бывший президент Азербайджана Г. Алиев назвал Турцию «партнером номер один». Турецко-азербайджанские отношения строились на основе Договора о дружбе и братстве. Турция имела сильное влияние на религиозно-националистическую элиту в Азербайджане, в котором господствовало шиитское направление ислама, хотя, строго говоря, фактически религия не имела там глубоких корней, а в советские времена она вовсе утратила свое значение. Но в период формирования государственных структур после развала СССР в идеологии одерживали идеи национализма с опорой на исламизм. Не случайно именно здесь получили широкое распространение идеи Тюркеша.

Связи Турции с Грузией также являются партнерскими и стратегическими. Турция входит в десятку крупнейших инвесторов Грузии. Но расширению коммерческой деятельности турецких компани Грузии и коррумпированность грузинских чиновников. Между государствами-соседями, Турцией и Арменией, до сих пор отсутствуют дипломатические отношения. Одна из главных преград между Анкарой к Ереваном - неурегулированность нагорно-карабахского конфликта. Другая проблема - геноцид армян, проводившийся в Османской империи в начале XX пока. В ноябре 2000 года Европарламент принял резолюцию, требующую от Турции признания геноцида армян.

Огромный интерес Турция проявляет к событиям в Крыму. Вернувшиеся на полуостров 250 тысяч крымских та-

тар, очень рассчитывают на помощь Турции, о которой их роднит общий язык и исламская религия суннитского толка. В 2003 году президент Турции Ахмед Сезер посетил летом Крым и встретился с руководством крымской автономии.

Используя распад Советского Союза, Турция предприняла довольно решительные шаги в направлении организации государств в районе Черного моря под эгидой Турции. В апреле 1990 года Турция по инициативе ее тогдашнего президента Т. Озала выступила с предложением создать в районе Черного моря механизм сотрудничества на региональном уровне. Международная региональная организация Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) была создана в июне 1992 г. в Стамбуле 11 странами Причерноморья (Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина). В декларации, подписанной лидерами этих государств, подчеркивалось, что ЧЭС рассматривает экономическое сотрудничество как вклад в формирование общеевропейского пространства, а также как путь к повышению степени интеграции в мировую экономику.

На практике формирование регионального объединения создало неплохие условия для деятельности турецких предпринимателей, которые безуспешно стучались в двери «Общего рынка». Турция сделала серьезную попытку освоить рынок менее развитых стран на тан называемом «посткоммунистическом» пространстве.

Россия является членом ЧЭС и развивает сотрудничество с Турцией, как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Окончание холодной войны дало мощный импульс российско-турецким отношениям во всех областях. Важнейшее значение для обеих сторон имеет Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой республики, ратифицированный парламентами в 1994 году. По мнению президента РФ Б. Ельцина и президента Турции С. Демюреля, Договор стал качественно новой страницей в российско-турецких отношениях. Подписанный договор ощутимо сказался, прежде всего, на развитии торговоэкономических связей. За 10 минувших лет товарооборот увеличился более чем в шесть раз, и, по мнению специалистов, этот объем увеличится к 2010 году до 30-40 миллиардов долларов. Строительство - одно из главных направлений сотрудничества. В 90-е годы в России принимало

участие и строительстве более 100 турецких компаний и

ежегодно| трудилось до 50 тысяч человек. Широкое развитие получил туризм. E Германии. Свои отношения Россия и Турция строят на основе долгосрочной программы развития торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Программа рассчитана сроком на 10 лет. Политики Турции и России уверены, что реализация перспективной долгосрочной программы будет проходить в условиях добрососедства и сотрудничества. Добрососедство, по не соперничество должно определять развитие двух соседних государств.

Литература

Данилов В. И. Турция 80-х: от военного режима до ограниченной демократии. М., Наука, 1991 Ульченко И. Д. Экономика Турции в условиях либерализации. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002 Копылов О. Строительство «турецкого моста» на Кавказ. //Азия и Африки сегодня. № 4, 2002 Киреев Г. История этатизма в Турции. М., 1991 Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М-, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 1999 Миллер А. Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей iv тории. М., Наука, 1983

  • Воздушная операция ВКС РФ в Сирии против «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация – прим.) породила множество предположений, слухов и толкований в среде экспертов и общественности всех вовлеченных в конфликт стран. Мало кто воспринял проводимую Россией операцию в Сирийской Арабской Республике исключительно как продолжение традиционной войны мирового сообщества против «ИГ». Большинство увидели в ней нечто большее, требующее некоторой «расшифровки».

    Так, одни трактуют эту операцию, скорее, как кульминацию российско-американского противостояния, где помощь Москвы оказывается Асаду по принципу «враг моего врага - мой друг». Другие же делают акцент на сложной экономической ситуации в России, предполагая, что лишь война может стать единственным способом поднять мировые цены на углеводороды.

    Недавние резкие заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес России, сделанные после нарушения воздушного пространства страны силами ВКС РФ, актуализировали вопрос отношения турецкого экспертного и общественного мнения к российской операции в САР. «Всем известны наши хорошие отношения с Россией, - предупредил Эрдоган. - Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает во многих сферах, она потеряет многое, и Москве следует знать об этом».

    Таким образом, если верить лидеру Турции, российско-турецкое многоплановое сотрудничество находится под угрозой срыва из-за операции в Сирии. «Россия является партнером Турции, но Москва должна ценить это партнерство», - вторит президенту премьер-министр Ахмет Давутоглу.

    В этой связи небезыинтересно узнать, как трактует российскую воздушную операцию против «ИГ» в Сирии экспертное и общественное мнение Турции. Об этом рассказывает один из ведущих турецких исследователей, доцент и преподаватель факультета истории в университете Йылдырым Беязит (Yıldırım Beyazit Üniversitesi, Анкара) доктор Салих Йылмаз.

    Доктор Йылмаз, в последнее время у России создается впечатление, что позиция Турции по вопросу российских бомбардировок «ИГ» звучит достаточно жестко. Анкаре явно это не нравится. Чем бы Вы объяснили это обстоятельство?

    Говоря об отношении турецких экспертов и общества страны к российскому военному участию в САР, следует отметить следующее. Россия никогда ранее открыто не заявляла, что оказывает помощь армии Башара Асада, или что в Сирии уже находятся Вооруженные силы РФ. Это стало окончательно ясно только сейчас. И, конечно, когда Россия мгновенно и неожиданно раскрыла свои карты, начав воздушную операцию на стороне Асада, эти известия застали Турцию врасплох.

    - Можно ли утверждать, что турецкие эксперты и общество солидарны с этой оценкой правительства?

    О солидарности можно говорить в том смысле, что турецкое общество относится с некоторой долей недоверия к действиям России в регионе. Ведь Турция обладает доказательствами, свидетельствующими, что ВКС РФ вместо того, чтобы наносить удары по «ИГ», наносят их по «Джебхат аль-Нусре» (запрещенная в России радикально-исламистская группировка – прим.) , а также по силам сирийской оппозиции.

    Демотиватор "В сортах... не разбираемся". Источник: вКонтакте

    - Как тогда в Турции относятся к американским бомбардировкам «ИГ»? Менее негативно, чем к российским?..

    Нельзя сказать, что турецкое общество относится к российским бомбардировкам в САР хуже, чем к американским бомбардировкам в этой стране. Анкара в принципе не доверяет Вашингтону. Ведь американцы выстраивают диалог c курдскими организациями, аффилированными с террористической PKK, и поддерживают их вооружением в Сирии. Это относится к курдской PYD (партии «Демократический Союз») под руководством Салиха Муслима.

    - Что Вы можете сказать об отношении турецкого общества к российской воздушной операции в САР против «ИГ»?

    Турки считают, что русские пришли в Сирию по причине начавшегося противостояния по типу «холодной войны» между РФ и США. Это одна из причин. Другая, не менее значительная причина, лежит в экономической плоскости: всем в Турции очевидно, что операция Москвы в САР началась только тогда, когда народ России стал явно ощущать негативное воздействие тяжелейшего экономического кризиса в своей стране (оценки экономического кризиса как «тяжелейшего» представляются явно преувеличенными, однако мы приводим эту точку зрения без изменений. – прим.). Несомненно, РФ предприняла этот шаг для того, чтобы отвлечь российское общественное внимание от собственных, российских экономических проблем. Следует отметить, что турецкий народ скептически оценивает возможности России победить «ИГ».

    - С чем связана подобная оценка?

    Не стоит забывать, что США уже совершили порядка 7000 воздушных операций на протяжении 4 лет, а «ИГ» по-прежнему сильно. Турки не сомневаются, что действия России в САР не только не возымеют ожидаемого эффекта, но даже, напротив, поставят черту под любыми дальнейшими попытками России сохранить Сирию в орбите своих интересов. После этих бомбардировок Россия более не сможет задержаться в САР, и уж тем более - решить вопрос с «ИГ» (будем надеяться, что российские ВКС вскоре докажут обратное – прим.).

    - Какова позиция турецких политологов относительно операции ВКС РФ в САР?

    Турецкие политологи склонны считать, что Россия своим участием в вооруженном сирийском конфликте попала в ловушку США. Поскольку, если раньше весь мир понимал, что за провал операции против «ИГ» ответственны США, то теперь, в случае неуспешного исхода операции ВКС РФ, вина ляжет на Россию.

    - Что, на Ваш взгляд, реально может угрожать российско-турецким отношениям в Сирии?

    Вероятность того, что русские договорятся с американцами по курдскому вопросу против Турецкой Республики. У Турции есть неоспоримые подтверждения того факта, что Москва оказывает поддержку сирийским курдам, действия которых направлены против Анкары. Так, лидер PYD Салих Муслим недавно совершил визит в Москву, а после него заявил, что сирийских курдов поддержит Россия. Эти заявления, разумеется, шокировали турецких политиков и экспертное сообщество.

    - Каково мнение турецкого общества относительно этих переговоров?

    Турки считают, что война в Сирии покажет, кто Турции друг, а кто враг. Поэтому Анкара внимательно следит как за действиями США, так и за действиями России. В случае, если США и Россия продолжат военную и политическую поддержку сирийской курдской партии «Демократический Союз» (РYD), турецкое общество готово ответить обеим странам самым жестким образом. Неслучайно 13 октября послы США и России были вызваны в МИД Турции в Анкаре для дачи объяснений по вопросу оказания военной поддержки PYD. Турецкая Республика официально предупредила Москву и Вашингтон о значительном понижении статуса отношений в случае, если политика по оказанию военной помощи PYD продолжится.

    - Можно ли утверждать, что турецкое общественное мнение о России изменилось из-за разногласий по Сирии?

    Турецкое общество по-прежнему относится к России и русским как к дружественному народу и стране.

    Трудно не согласиться с тем, что цели России в Сирии могут носить разноплановый характер. Одни из этих целей заявлены официально, а другие, как и в любой подобной операции, уточняются в процессе и не афишируются. До поры до времени….

    Беседовал Юрий Мавашев

    Введение

    1.1 Турецкая модель этатизма

    1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

    1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

    Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

    2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

    2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

    Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

    3.1 Проблема курдского терроризма

    3.2 Характеристика положения курдов в Турции

    Список использованной литературы

    Введение

    Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

    Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

    Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

    Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

    Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

    Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

    Проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

    Рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

    Дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

    Проследить решение курдской проблемы.

    Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

    Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

    Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

    При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

    Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С. 15 – 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. – М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №19-20. – С.25 – 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

    Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №6. – С. 17 – 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. – 2002. - №10. – С. 44 – 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

    Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - №19-20. – С. 50 – 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

    Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.

    Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

    1.1 Турецкая модель этатизма

    Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее. Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

    Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

    Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах.

    Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

    Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов.

    Реформаторы из команды премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана были не в ладах с движением Гюлена, представляющего собой религиозное братство с богатой историей.

    Турецкий пролив Босфор длиной 31 километр рассекает надвое древнюю Византию, ныне носящую название Стамбул, и является весьма поучительной метафорой громких турецких скандалов.

    Поверхностные течения этого самого оживленного пролива в мире идут с севера на юг, из Черного моря в Средиземное. Но есть и невидимое, подводное течение, идущее с юга на север, которое вопреки всякой логике несет воды из Средиземного моря обратно в Черное, откуда они пришли. По словам геологов, Черное море это «меромиктическое» озеро, 90% объема которого лишено кислорода, и является малосоленым. В отличие от него, Средиземное море очень соленое. Результатом этого является сложная гидрология, о которой стало известно лишь в 1935 году. Течения и встречные течения по сей день озадачивают ученых.

    То же самое можно сказать и о турецкой политике. То, что мы видим на поверхности, скрывает под собой сложное взаимодействие течений, находящихся внизу. Внешне Турция это современное государство с политической системой и партиями, которые легко можно принять за европейские или североамериканские.

    Ослабить военных

    Согласно этой точке зрения, Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом стала организацией реформаторов, сумевшей вырвать клыки своенравным военным, организовавшим три переворота в период с 1960 по 1980 годы, и построить в стране крепкую демократию. ПСР пришла к власти в 2002 году, пообещав развивать свободу, покончить с бедностью и положить конец коррупции. До последнего времени многие на Западе расхваливали Турцию и ПСР как пример для Ближнего Востока и исламского мира.

    Опять же, согласно такой точке зрения, ПСР, пришедшая к власти как коалиция исламистов и либералов, в последнее время вступила в конфликт с движением Гюлена, представляющим собой влиятельное религиозное братство, которое благодаря своей глобальной сети СМИ, школ и коммерческих предприятий стало серьезным игроком в турецкой политике. Его возглавляет проповедник по имени Фетхуллах Гюлен, уехавший в добровольную ссылку и живущий в Пенсильвании.

    Контекст

    Дежавю 70-­х: будут ли военные снова править Турцией

    Carnegie Moscow Center 17.07.2016

    Нестабильное положение в Турции

    Aftenposten 16.07.2016

    Турция: Ночь, когда перевороты ушли в историю

    ИноСМИ 16.07.2016

    Турция: Это было ожидаемо

    ИноСМИ 16.07.2016 Людей начали в массовом порядке подвергать арестам, им стали предъявлять обвинения. А министрам ПСР начали угрожать судебными обвинениями в коррупции. В ходе обыска в доме у президента крупнейшего государственного банка нашли 4,5 миллиона долларов. Сцена ареста сына министра внутренних дел приковала внимание всех турецких телезрителей.

    Во главе этой драмы оказались связанные с движением Гюлена прокуроры. Тот факт, что движение и его сторонников из полиции и судебной системы считают главными фигурантами судебных дел «Эргенекон» и «Кувалда», в результате которых удалось заткнуть рты многим критикам ПСР, а сотни офицеров бросить за решетку, включая экс-главу турецкого генштаба, подтверждает точку зрения о видимом течении в турецкой политике. То, что реакцией правительства стало отстранение главного прокурора и героя ПСР, стало кульминационным пунктом в этой общепринятой повествовательной линии.

    Смена альянсов

    Но внутри сложной политической гидрологии Турции течет нечто более глубокое. Дело в том, что Турция не современное государство. Скорее, это сколлапсировавшая звезда империи. Она наследница больших и малых династий, которые вплетали Османскую империю в ткань непостоянных альянсов между территориями, известными как «миллеты». В свою очередь, завоевавшая в 1453 году Византию Османская империя не заменила свою предшественницу, а включила ее в свой состав и стала ей подражать. Неудивительно, что турецкая политика остается сложной и запутанной, как в Византии.

    Можно сказать, что в основе динамики Османской империи лежала нескончаемая борьба между центром в Стамбуле и периферией, доходившей в зените славы османов до Будапешта на западе и до Аравийского моря на востоке, а также охватывавшей все Черное море вплоть до России и Кавказа. Эти центробежные силы со временем разорвали империю на части, что привело к созданию в 1923 году сегодняшней Турецкой Республики.

    Светская республика пришла на смену теократической монархии, однако старые привычки и рефлексы остались.

    Капитализм как чуждая идея

    Одна из давних традиций Турции это система создания состояний за счет мздоимства и ренты, которая противоречит концепциям западного капитализма. Инновации и предпринимательство были и остаются едва ли не чуждыми идеями. Их место занимали близкие отношения между бизнесом и властью, из-за чего их было трудно различить. Государственные предприятия преобладали в стране на всем протяжении 20-го столетия, поскольку огромные частные состояния создавались за счет государственной щедрости, связей и высоких тарифных барьеров. Центр власти, переместившийся в новую столицу Анкару, верховенствовал во всем, и непреложным правилом был жесткий централизованный контроль под опекой военных.

    До конца 1940-х годов в стране не допускалась деятельность политических партий, кроме Республиканской народной партии, которая провозгласила Турецкую Республику. Когда они появились на сцене, их цвета и оттенки были в значительной степени сродни удельным княжествам или старым миллетам. Они функционируют как системы покровительства, разбирая межфракционные споры и управляя альянсами влиятельных семей с государством.

    Первые многопартийные выборы состоялись в 1950 году. Победу на них одержала Демократическая партия, пользовавшаяся поддержкой периферии и сельского центра. Это стало сигналом о возврате к фундаментализму и напряженности. Ее лидер Аднан Мендерес (Adnan Menderes), которого Эрдоган считает своим наставником, бросил вызов власти центра и системе протекции, которую центр поддерживал и укреплял. В результате в 1960 году произошел переворот. Мендереса повесили. Его виселица, сооруженная рядом со зданием импровизированного военного трибунала во время процесса, очень многое говорит о презумпции невиновности в Турции и о независимости судебной системы даже в наши дни.

    Богатым семьям разрешили и дальше накапливать огромные состояния. Такие конгломераты как Eczacibasi, Koc, Sabanci и Dogan — это фамилии самых состоятельных семейных кланов. Они заменили, а в некоторых случаях в открытую захватили активы бывших коммерческих и послушных власти османских классов, а немусульманские меньшинства сегодня в основном уехали.

    Политические драмы

    Идеологическое насилие, холодная война и сепаратистские позывы турецких курдов стали неотъемлемой частью великих политических драм Турции в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Но всякий раз, когда правительство уходило слишком далеко в сторону от центристской линии, в дело вступали военные. Перевороты в стране происходили в 1971 и 1980 годах, и всякий раз политические классы получали разрешение вернуться лишь после определенного карательного срока.

    Скачки между этими полюсами создавали другие, менее влиятельные коммерческие династии, так как каждая партия, придя к власти, стремилась закрепить собственные завоевания за счет нового состоятельного класса своих сторонников, который создавался посредством предоставления этим людям доступа к кредитам государственных банков, государственным тендерам и прочим привилегиям.

    Когда в 1980-е годы произошел подъем глобализованной торговли и пали пошлины, к власти пришла очередная новая партия и правительство во главе с покойным Тургутом Озалом (Turgut Ozal). Партия Отечества породила очередную волну самоутверждения Турции и экономический подъем в центре страны. Это придало смелости так называемым «анатолийским тиграм», представляющим собой новую породу консервативной буржуазии, чье богатство стало результатом перехода Турции на позиции глобализации в текстильной, цементной промышленности, в производстве мебели и строительстве. Начались новые, хотя и менее крупные столкновения между центром и периферией, включая «постмодернистский переворот» в 1996 году, когда военные тихо отстранили первое исламистское правительство Турции от власти. И опять старая гвардия укрепила свои позиции.

    Но в конечном итоге этот новейший класс проложил путь Эрдогану, который добился успеха в 2002 году. Он также способствовал подъему движения гюленистов, которое черпало и продолжает черпать свои силы у такой же, хотя и более узкой базы поддержки.

    Первое правительство Партии свободы и справедливости стало своего рода коалицией в составе исламистов, уставших от экономического непостоянства власти светских консерваторов, бравших пример с бурно развивавшегося в то время Евросоюза либералов и, конечно, гюленистов.

    Надежды на ЕС

    Экономика страны развивалась, и в 2004 году Турция под руководством ПСР начала переговоры о вступлении в Евросоюз. Такое стремление присоединиться к ЕС скрывало многочисленные различия между центром и периферией, а наплыв портфельных и прямых иностранных инвестиций смазывал традиционные шестеренки протекционистского механизма. Но оно также обнажило новые трещины, возникшие в отношениях старой и новой правящей элиты — ведь объемы прямых иностранных инвестиций в некоторые годы превышали весь объем зарубежных капиталовложений в Турцию со времен основания республики и до 2000 года.

    Огромное стремление к вступлению в ЕС и экономический рост во многом помогли начать наступление на военных, и пользуясь помощью и поддержкой самых разных сил, ПСР ограничила власть генералов, а оказавших сопротивление бросила за решетку. Конечно, в судах судили и за реальные преступления, однако связанные с глубинными течениями скрытые мотивы присутствовали и здесь.

    Но ПСР в своем наступлении на старую гвардию не ограничилась военными. Ее союзники по сути дела захватили и перераспределили бастионы старой коммерческой власти, начиная с медийной и коммуникационной империи семейства Узан. Следующий удар они нанесли по медийной и энергетической империи клана Доган, обложив его многомиллиардными налоговыми штрафами, когда эта корпорация нарушила правила отчетности. А позднее они поставили на место влиятельную династию промышленников и торговцев недвижимостью Коч, проведя против нее серию расследований после того, как Кочи поддержали прошлогодние протесты против Эрдогана и ПСР в парке Гези.

    Движение Гюлена против Эрдогана

    У движения Гюлена также множество противоречий с ПСР. В частности, в области экономики они возникли из-за серии предложенных реформ в сфере образования, которые в случае их реализации приведут к закрытию подготовительных курсов в частных университетах. Движение гюленистов получало от этого сектора большие доходы, потому что по своим размерам он намного превышает объем государственного бюджета на образование. И конечно, это движение стало посредником в новой коалиции против ПСР, которая сформировалась в составе нескольких фракций. Но это лишь поверхностное политическое течение.

    Однако гюленисты явно не одиноки. Премьерство Эрдогана породило серьезную вражду между некогда лояльными либералами, консерваторами и, что крайне важно, старой элитой, которая прежде считала, что ей удастся договориться с ПСР. Имея поддержку в полиции, СМИ и судебной системе, движение Гюлена является не самым сильным противником, но в силу своей публичности оно полезно тем разнообразным группировкам, которые сегодня срастаются, чтобы осадить Эрдогана.

    Скорее всего, они намерены укротить ПСР, но не уничтожить ее. Рост электорального влияния противостоящей ПСР коалиции вряд ли пустит под откос мощный локомотив этой партии на предстоящих будущим летом президентских выборах. Но местные выборы в марте это совсем другое дело. Призом на них станет пост мэра Стамбула, с которого Эрдоган двадцать лет назад начал свою карьеру, и усиливающаяся анти-эрдогановская коалиция при помощи гюленистов может забрать его себе. Это не сокрушит ПСР, но станет для нее мощным психологическим ударом и умерит ее браваду.

    Это также станет сигналом о возвращении к нормальному состоянию в Византии. Пробыв 10 лет в тени и в обороне, политические воротилы из центра с османскими корнями возвращаются, чтобы бросить вызов выскочкам с периферии турецкой политики. Эта политика течет странными путями и в разных направлениях, как и воды Босфора.

    24 июня 2018 года в Турции одновременно состоятся досрочные президентские и парламентские выборы. Основное внимание приковано к выборам главы Турции, ведь после прошедшего референдума 2017 года, республика переходит на президентскую систему правления. За кресло Президента Турецкой Республики борются 6 кандидатов, трое из которых, включая действующего главу, являются основными фаворитами. В случае, если в первом туре никто из них не наберет 51% голосов, тогда 8 июля состоится второй тур, где оппозиционный альянс пообещал выставить общего кандидата…

    Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в эфире телепередачи «Конфликтная зона» на канале Deutsche Welle прокомментировал слухи о возможном обмене американского пастора Эндрю Крейга Брансона на проповедника Фетхуллаха Гюлена. На вопрос журналиста о том, связан ли арест американского пастора в Измире с экстрадицией Гюлена, Чавушоглу сказал, что это два совершенно разных вопроса. «Если вы изучите обвинительное заключение, то станет ясно, в каких преступлениях обвиняют Брансона. Это сугубо правовой процесс, не имеющий ничего общего с политикой»,…

    Посол Турции в США Сердар Кылыч вылетел в Вашингтон после того, как он был отозван в Анкару для консультаций в связи с кризисом в секторе Газа. Турция отозвала для консультаций своих послов в США и Израиле 14 мая после акций протеста в секторе Газа на фоне 70-й годовщины образования Израиля и переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу ранее сообщил журналистам о возвращении турецкого посла в Штаты по пути…

    Опубликовано в Теги ,

    Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во время встречи с журналистами пригрозил США ответными мерами, в случае если Анкара не получит по контракту истребители F-35. По словам министра, он не видит никаких серьезных проблем с поставками Турции истребителей F-35, которые уже частично оплачены. «Анкара до сих пор выполняла свои обещания и своевременно перечисляла платежи. Это не просто договоренность о закупке американских истребителей, а важное правовое соглашение, которое предусматривает совместное производство некоторых деталей. Одна из сторон не…

    Опубликовано в Теги ,

    Глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган подал в суд на кандидата в президенты от оппозиционной Народно-республиканской партии (СНР) Мухаррема Индже за его высказывания насчет прошлых связей лидера государства с исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом. «Когда ты создавал свою партию (АКР-ред.) в 2001 году, ты ездил в Пенсильванию (где Гюлен проживает с 1999 года) за разрешением? Я даже знаю, кто тебя сопровождал», — заявил несколькими днями ранее Индже на митинге в городе Балыкесир. Эрдоган в недавнем эфире телеканала Haberturk ответил своему сопернику…

    Опубликовано в Теги ,

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в интервью телеканалу Haberturk TV подверг критике действия США, которые оказывают поддержку отрядам YPG/PYD на севере Сирии. «Я не нахожу удовлетворительной позицию США по ситуации на севере Сирии, поставку в регион 5 тысяч грузовиков с оружием и боеприпасами, тот факт, что грузовые самолеты с оружием совершили туда 2 тысячи рейсов. Для кого и против кого предназначены эти поставки? Ведь это мы имеем 911 километров границы с Сирией», — отметил турецкий президент….

    Опубликовано в Теги ,

    Прокурдская Демократическая партия народов (HDP) обвиняет действующую власть в намеренном осложнении избирательного процесса в тех районах, которые являются критически настроенными к правящей Партии справедливости и развития (AKP). Глава Высшего избирательного совета (YSK) Сади Гювен сообщил о переносе избирательных участков в ряде районов 19-ти провинций, населенных преимущественно курдами, по соображениям безопасности по запросу губернаторов. Он отметил, что это решение относится не ко всем, а к некоторым участкам. Пресс-секретарь HDP Айхан Бильген отметил, что назначенные президентом Эрдоганом губернаторы оказывают…

    Опубликовано в Теги ,

    Кандидат в президенты Турции от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (СНР) Мухаррем Индже рассказал журналистам о векторах внешней политики в случае его избрания. «Единственное на что мы ориентируемся, это мир и дружба со всеми. В том числе и с президентом Сирии Башаром Асадом. У меня нет к нему ни симпатий, ни антипатий. В случае моего избрания, я полагаю, что встречусь с ним. Когда ты являешься главой Турции, у тебя не может быть сантиментов или личных счетов….

    Опубликовано в Теги ,