Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача -- значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время -- благородный, крайне необходимый людям.

Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом. М.И. Калинин сказал, «что подвиг -- это умение и в трудных условиях строго исполнять свои обязанности».

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве своем нашим выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы.

Жизнь медицинской науки -- борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ.

По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Никогда не забудет благодарное человечество известных и неизвестных рядовых тружеников медицины, которые, рискуя своей жизнью, а иногда и погибая, способствовали раскрытию тайн и причин опаснейших болезней. И разве это не героизм, когда врачи ежедневно «без страха и упрека» лечат заразных больных, выезжая в эпидемиологические очаги? Можно по праву отнести к героям и тех медиков, которые посвятили всю свою сознательную жизнь выяснению причин и изучению методов борьбы с еще непобежденными заболеваниями. Не надо забывать, что их исследования не гарантированы успешным исходом. И несмотря на это эти люди отдают свою жизнь поискам, поискам вдохновенным и целеустремленным. Ибо поисковые исследования не менее необходимы, чем сами находки.

Хотим привести отрывок из рассказа С. Цвейга «Амок», в котором герой произведения -- врач -- говорит:

«В нашей практике часто бывают случаи, когда не знаешь, лежит ли на тебе долг... долг ведь не один -- есть долг перед ближним, есть долг перед самим собой, и перед государством, и перед наукой...

Где-то должен прекращаться этот долг... или может быть, как раз у врача он не должен кончаться?»

Медицинский долг предусматривает квалифициро-ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот-ренных нормами морально-этического и правового ре-гулирования медицинской деятельности. Это отра-жено в Конституции Украины, украинском законодатель-стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи-цированной медицинской помощью, оказываемой го-сударственными учреждениями здравоохранения; рас-ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю-чая запрещение детского труда, не связанного с обу-чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж-дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон-ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис-ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме-дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре-бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра-чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за-коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су-ществует неразрывная связь между морально-этиче-ским и правовым регулированием деятельности ме-дицинских работников. Это связано с тем, что совет-ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме-дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред-посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое -- способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен-ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право-вого регулирования деятельности медицинских работ-ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю-дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля-ется обязанностью не только медицинских работни-ков, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций, при нали-чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ-ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали-фицированной медицинской помощи гражданам на-шей страны является осуществлением принципов ком-мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа -- одна из важнейших задач Совет-ского государства. Вот почему к врачебной деятель-ности допускаются только лица, получившие специаль-ное образование в высших медицинских учебных за-ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти-ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ-ников, но и всех государственных органов, предприя-тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе-чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра-ботников -- проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо-вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи-телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй-ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под-черкивается профилактическая направленность со-ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности».

Оказание лечебно-профилактической помощи граж-данам осуществляется работниками учреждений здра-воохранения по месту их жительства и по месту ра-боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя-желого заболевания должны оказывать безотлага-тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж-дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы-вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ-ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль-ного, находящегося и без того в сложной психологи-ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль-ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор-мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про-филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче-ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо-левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес-печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля-ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи-тализации. Эти меры применяются по решению судеб-ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре-деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко-миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ-ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко-миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин-валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч-реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто-рически сложившейся специфики врачебной деятель-ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб-ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга -- принять все меры по спа-сению жизни больного и облегчению его страда-ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе-циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра-воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз-никают в связи с ближайшими перспективами разви-тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги-ческие и медикаментозные способы управления по-ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об-суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь-зование научных знаний каждым специалистом нераз-рывно связано с его моральным обликом, его нрав-ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю-щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер-ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит-ся все более значительным. Одновременно они пыта-ются провести некую абсолютную грань между зна-ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор-мируют нравственность. Известно также, что практи-ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти-ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен-ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо-димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе-циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту-дентов. Оно начинается накануне первого дня заня-тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор-жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво-курсникам о благородной профессии врача, его про-фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест-венный ритуал содержит в себе значительный эмо-циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще-ственными организациями (партийными, комсомоль-скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту-дента формируется коллективом, всей сложной си-стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита-ния молодого специалиста перед началом его само-стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин-ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест-венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо-рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен-ная обстановка ее принятия должны всегда оста-ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.

Примерная тематика эссе
(по материалам «Хрестоматии по русской литературе о врачах»)
1. Составляющие понятия «врачебный долг».
2. Речевые тактики в медицинском дискурсе: классика и современность.
3. Этические вопросы речевого общения «врач – пациент».
Для работы над эссе вам будет дан отрывок/отрывки из художественных произведений, включённых в «Хрестоматию по русской литературе о врачах» (электронный вариант пособия).
«Хрестоматия», созданная на кафедре нашего университета (составители – профессор Т.Ф. Матвеева, старший преподаватель И.И. Макарова, преподаватель Т.Е. Лишманова), предназначена для студентов-медиков.
В ней собраны произведения русских писателей – А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, В.В. Вересаева и др., рассказывающие о судьбах врачей, их работе, о взаимоотношениях врача и пациента. Чтение классики даёт возможность пережить с персонажами ряд жизненных ситуаций, сделать свой нравственный выбор, приобрести в некотором роде врачебный опыт.
Особого внимания требует к себе формирование духовной основы будущего специалиста-медика: врачебного мировоззрения с его основными составляющими – долг, совесть, милосердие, гуманность, самоотверженность, бескорыстие, великодушие, профессионализм.
Перечисленные понятия представляют собой различные категории нравственности, анализ которых основывается на последовательном изучении различных произведений русской классической литературы, в том числе тех, в которых речь идет о врачах, врачебном долге, совести и т.д. Постепенно анализируя моральную характеристику личности литературного героя, его поступки, их мотивы и пр., следует обращать внимание на те аспекты, которые можно назвать основополагающими в процессе воспитания врачебной морали:
профессиональные и личные качества врача;
врач и пациент;
врач и общество.
Главной целью анализа художественных текстов «Хрестоматии» является осмысление таких понятий, как жизнь и смерть, размышление над смыслом жизни, ценностью жизни, что, разумеется, очень важно для нравственного воспитания будущего врача. В каждом сюжете перед героями стоят непростые моральные проблемы, которые они решают, опираясь на свое внутреннее чувство долга (врачебного и человеческого).
Создание врачебного мировоззрения возможно только на основе осознания высокой морали. Многие российские врачи известны не только своим профессионализмом, но и теми общепринятыми человеческими принципами, которые были присущи им и которыми восхищались их коллеги, ученики и современники и которыми люди восхищаются по сей день.
Представленные в Приложение к «Хрестоматии» биографии известных русских и зарубежных врачей, учёных, общественных деятелей позволяют понять: умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность – это не просто заслуживающие уважения качества личности, а свидетельство высокого врачебного профессионализма.
Вместе с тем биографии выдающихся личностей дают возможность познакомиться с актуальными проблемами современной медицины, с достижениями российской и зарубежной науки в разных областях медицины, по достоинству оценить их вклад в науку и преданность профессии.
По данным вам материалам «Хрестоматии» должно быть написано эссе-размышление (темы см. выше), также вы должны быть готовы к беседе-обсуждению изученных материалов, вашей работы, эссе ваших товарищей.
Объём эссе – 1 страница формата А4.

Долг - это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности.

В понятии долга можно выделить как бы две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям. При формальном исполнении долга фельдшер, акушерка делают как будто бы все, что им предписано должностной инструкцией согласно занимаемой должности.

Они своевременно приходят на работу, выполняют все врачебные назначения, посещают палаты для больных, стараясь не упустить ничего, что обязаны сделать в течение рабочего дня.

Однако больной для такого медицинского работника остается формальным «объектом работы», а внутренним стимулом к работе является боязнь быть наказанным за неисполнение должностной инструкции, за невыполненное врачебное назначение. Естественно, что такой, казалось бы добросовестный, «чиновник от медицины» не может быть объектом для подражания, никогда не будет пользоваться авторитетом как в коллективе медработников, так и среди больных.

При осознанном исполнении долга медицинский работник к своей повседневной деятельности подходит осознанно с позиций человека-гуманиста, он свою работу осмысливает соотнося свои поступки с высокими гражданскими принципами. Даже у постели казалось бы безнадежного, пожилого больного медицинская сестра найдет слова утешения, ободрения, которые принесут пациенту облегчение, уменьшат его страдания.

Иными словами, она поступит так, как велит долг человека и гражданина, как требует социалистическая мораль.

Чувство долга в этом случае становится внутренним мотивом поведения медработника. Высшим судьей при осознанном исполнении долга выступают его совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение к моральным требованиям социалистического общества.


« Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБ ГОУ образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет медицинский

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Курс истории медицины

Контрольная работа

на тему: Вопросы медицинской этики и деонтологии.

Выполнила: студентка Павлова О.В.

Проверила: преподаватель доцент Леженина С.В.

Чебоксары, 2011г.

Введение

.Понятие о врачебной этике и деонтологии

.Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

.Современные правила этики и деонтологии

.О профессиональных преступлениях в работе врача

Заключение

Литература

Введение

Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя.


1. Понятие о врачебной этике и деонтологии

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента.

Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

2. Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:

.обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

.принцип не причинения вреда,

.обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

.принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

.принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

.обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

.обязательство личного совершенствования,

.врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача - значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время - благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки - борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» - «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.

Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи... не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, «....руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина <#"justify">3. Современные правила этики и деонтологии

.Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

.Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

.Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

.К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

.приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

.Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

.Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

.С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

.человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

.что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

.К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: Мы обсудили и решили.... При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

.Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

.Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

4. О профессиональных преступлениях в работе врача

деонтология врачебный медработник нравственность

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю и суду необходимо выяснить следующие обстоятельства: 1) неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - были ли для этого уважительные причины и опасное для жизни состояние больного в момент неоказания помощи; 2) наступление смерти или причинение серьезного вреда здоровью пострадавшего; 3) причинную связь между перечисленными действиями (бездействием) медицинских работников и указанным неблагоприятным исходом; 4) наличие вины медицинского работника; 5) причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Неправильность и несвоевременность оказания медицинской помощи определяют исходя из существующих в медицинской науке и лечебной практике правил, положений и инструкций. Достаточно трудно установить причинную связь между действием (бездействием) медицинских работников и наступившим неблагоприятным исходом лечения даже в случаях, когда бесспорно доказана его неправильность или нe своевременность.

Следовательно, прежде чем решать вопрос о причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и неблагоприятным исходом, необходимо установить непосредственную причину смерти или причинения вреда здоровью пострадавшего.

Виновность медицинского работника в неблагоприятном исходе вытекает из существа перечисленных выше фактов, свидетельствующих об объективной стороне правонарушения. Эти данные должны дополняться сведениями о личности медицинского работника (его профессиональной квалификации, отношении к работе, больным, оценка предшествовавшей деятельности и т.п.).

Естественно, что юридическая оценка неблагоприятного исхода зависит также от условий, которые могли способствовать наступлению неблагоприятного исхода. К ним относятся различные недостатки в работе лечебно-профилактических учреждений, в частности отсутствие квалифицированного помощника при экстренной операции, нехватка или низкая квалификация среднего медицинского персонала, отсутствие необходимой аппаратуры и т.п.

Согласно Уголовному кодексу РФ медицинские работники подлежат уголовной ответственности за следующие профессиональные преступления: неоказание помощи больному; оставление в опасности; незаконное производство аборта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; служебный подлог; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; халатность.

К профессиональным преступлениям медицинских работников относятся также стерилизация женщин и мужчин без медицинских показаний, недопустимые эксперименты на людях, хотя эти категории преступных действий специально не предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Эти действия обычно рассматриваются органами следствия и судом по аналогии как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку утраты органом своей функции в случае стерилизации (ст. 111 УК РФ) или как злоупотребление должностными полномочиями в случаях недопустимых экспериментов на людях (ст. 285 УК РФ).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Заключение

При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться «с первого взгляда» и уж во всяком случае после первой беседы, а авторитет - в течение нескольких недель.

Литература

1.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

2. «Врачебная этика»

. «Этика и деонтология»