Учитель: Степанова И. А.

Тема: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.

Цели и задачи : обобщить, систематизировать знания учащихся о звуках [ф],[ф’], букве ф; формировать навыки чтения, работы с текстом; работать над четкостью дикции, выразительностью речи, постановкой логического ударения; воспитывать интерес детей к учебной деятельности, сознательную дисциплину и повышать правовую культуру; формировать умение понимать учебные задачи урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, развивать умение применять полученные знания на практике; развивать умение работать в парах; развивать умение обосновывать свои ответы, находить и исправлять собственные ошибки; развивать умение выслушивать и анализировать ответы одноклассников, оценивать свои достижения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование навыка чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; получение знаний по правилам дорожного движения.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах, в коллективе, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, умение принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.

Формы организации работы детей : фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная, работа с компьютерами.

Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.

Используемое оборудование: доска, магнитная доска, телевизор, компьютер, макбуки, карточки с памяткой по ПДД, заготовки для светофора, сигнальные круги, картинки с изображением буквы Ф и предметов, в названии которых есть буква Ф, картинка с изображением светофора, рисунки и поделки учащихся по ПДД, аудиозапись рассказа Б. Житкова «Светофор» , презентация «Буква Ф», карточки для обозначения звуков.

1.Мотивация

Громко прозвенел звонок -

Начинаем наш урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой и приступим к работе.

С каким настроением мы начинаем занятие?

2. Актуализация знаний

Мы начнём урок с небольшой разминки. Давайте сначала немного повторим.

На какие две группы делятся все звуки?

Что можно сказать про гласные звуки?

А про согласные?

Чтение букв и звуков по записи на доске:

В [р] [п’] з н [к] [с’] м [б’] щ [ф] л ю

3.Определение темы и целей урока

А то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, помогут нам определить ваши одноклассники. Они загадают вам загадки, а вы хором отвечайте.

(Мамедова А., Абрамова У., Троицкий А., Тангиева Л.)

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?

Выступлением украшает

В цирке представление? (фокусник)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (шарф)

Кто волшебницу узнает?

Над землёй она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет … (фея)

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся … (фрукты)

Что объединяет все слова - отгадки?

Какие ещё слова с этой буквой вы знаете?

Вывешивается таблица «Буква Ф»

4.Систематизация и повторение.

Работа с презентацией

1 слайд

… плывет к родной земле,

… на каждом корабле.

Прочитайте запись и подумайте, какие слова нужно вставить в эти предложения? (Подсказка: мы их вчера читали). Давайте проверим (высвечивается правильный ответ).

2 слайд

Буква Ф, звуки [ф], [ф’]

А теперь повторим всё про букву Ф

Кто поможет мне задать вопросы?

Какие звуки обозначает? (произнести)

Гласные они или согласные?

Глухие или звонкие? (глухие) – доказываем, произносим и слушаем звуки, закрывая руками уши.

Звук [ф’] какой? (мягкий)

Каким цветом будем его обозначать? Покажите.

Когда он будет мягким? (подсказка по ленте букв)

Звук [ф] какой? (твёрдый)

Каким цветом его будем обозначать? Покажите.

Когда звук будет твёрдым?

Парные эти звуки или непарные?

3 слайд

Ф надула свои щёки

Или встала руки в боки.

Дети читают стихотворение, встают и изображают букву Ф.

4 слайд

Фу фы фа фо

Фе фи фё

Чтение слогов. Почему слоги не со всеми гласными? Какие вверху? (твёрдые) Какие внизу? (мягкие) Почему?

5 слайд

Шар – шары фотография

Шарф – шарфы фабрика

Фокус – фокусы телефон

Флаг – флаги асфальт

Почитаем слова с буквой Ф.

Чем друг от друга отличаются слова в первом столбике?

6 слайд

Давайте посмотрим на картинку. Может быть, мы какие-то слова с буквой Ф забыли?

5.Открытие новых знаний

1).Загадка

А сейчас загадка:

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя ещё ни разу

Не смотрел он всеми сразу -

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Что же это? …

Светофор

2).Беседа

Как вы думаете, почему это слово прозвучало на уроке?

К нам в гости пришёл вот такой мальчик - светофорчик (вывешивается картинка). Он будет наблюдать за вами своими глазами. А сколько у него глаз? Какие и для чего? Действительно, светофор – это очень важный объект на дороге. Для чего он нужен? Недаром вы, почти все, на своих конкурсных рисунках по ПДД изобразили светофор.

3). Историческая справка

Как вы думаете, когда появился первый светофор?

Первый светофор был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года. Это 146 лет назад. В России первый светофор установили 15 января 1930 года в Санкт-Петербурге.

4). Стихи про светофор (Жукова Е., Бабей К., Абрамов М., Мхитаров И.)

А сейчас ребята расскажут вам, как важен светофор для пешеходов.

Посмотри на светофор

Аппарат серьезный.

Говорит он с давних пор:

«Будьте осторожны!»

Красный свет – опасный свет,

Если он горит: стойте люди!

Хода нет!

Путь для всех закрыт!

Жёлтый солнышком сияет,

Смотрит ласково в окне,

Всех людей предупреждает:

«Подожди секунды две».

Но зато зеленый нежно

Улыбается тебе:

«Проходить ребята можно!

Верьте, люди, только мне!»

Нужен пешеходам светофор? Зачем?

5).Работа по учебнику (стр. 72)

Чтение стихотворения В. Берестова

Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение. В нём речь идёт не о пешеходах, а о водителях.

Дети читают стихотворение стихотворения «Три цвета …» (2 раза). Идёт работа над выразительным чтением.

6).Обсуждение прочитанного текста

Нужен светофор водителям?

На соседней странице рассказ, который тоже называется «Светофор», но мы будем его читать позже.

Дети включают компьютеры (перед физ. минуткой, чтобы макбуки успели загрузиться)

6. Физ. минутка « Сигналы светофора»

Зарядку нам поможет провести светофор. Зеленый свет – мы шагаем. Красный свет – садимся. А желтый свет – стоим на месте.

7. Первичное закрепление знаний

1).Работа с компьютерами

Дети работают в парах, набирают слово «Светофор» в программе Open office и раскрашивают буквы (красным, зелёным или синим цветом). Для проверки один из компьютеров подключается к экрану.

2).Работа со схемами

Дети собирают схему слова «светофор» на партах. Проверка у доски

(2 человека).

Дети ставят ударение, делят слово на слоги.

Как определяем количество слогов?

8. Открытие новых знаний

1). Знакомство с текстом Б. Житкова «Светофор»: прослушивание аудиозаписи (первая встреча со светофором мальчика и его мамы). Дети, после знакомства с рассказом, должны будут ответить на вопрос:

С чем сравнивают светофор герои этого рассказа?

2).Обсуждение

На что был похож светофор? (на фонарик)

С какой буквы начинается это слово?

От чьего имени ведётся рассказ?

9. Первичное закрепление знаний

1). Чтение текста учащимися. Работа над выразительным чтением.

Задание: определить действующих лиц этого рассказа.

2). Чтение текста по ролям.

3). Вывод о необходимости знать и соблюдать ПДД.

10. Рефлексия

Возьмите кружочки. Если вам понравился урок, и вы считаете, что мы хорошо поработали - покажите жёлтый. Если вы считаете, что мы работали хорошо, но могли бы ещё лучше – зелёный. Если вы считаете, что мы плохо поработали, и было совсем неинтересно – красный.

11. Систематизация и повторение

Я вижу, что всем урок понравился. А какая буква нам помогла узнать много нового и интересного?

Давайте ещё раз повторим всё про эту букву.

12. Итог урока

1). Светофорчик на память.

Дети из кружочков делают закладку – светофорчик, что должно служить напоминанием об этом уроке и ПДД.

2). Дети получают памятки по ПДД, читают и тоже оставляют на память с рекомендацией ещё раз прочитать эти правила дома.

С. Михалков

«Шагая осторожно…»

Движением полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!


Обучение чтению.

Тема. «Повторение и обобщение. Буква Ф, ф. Путешествие в Африку».

Планируемые результаты. Формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умения ориентироваться в тексте, пользоваться дополнительной литературой; укреплять дыхательные мышцы, вырабатывать точную артикуляцию звуков «ф» и «в», расширять словарный запас; воспитывать интерес к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Материально-техническое обеспечение урока.

1) Азбука.1 класс. Часть 2./ В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

2) Как хорошо уметь читать. Книга для чтения в период обучения грамоте./ Л.А.Обухова, О.Е.Жиренко и др.

3) Презентация в программе Power Point /

4) Касса букв, слогов.

5) Тексты о природе Африки. Фотографии животных по теме.

6) Карта Восточного полушария.

7) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

8) Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель . Готовы вы к уроку?

Дети. Да.

Учитель . На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный …

Дети. Класс!

Учитель . Все получится у нас!

II. Актуализация знаний

Дыхательная гимнастика

Учитель. - На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками.

Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! …

Чередуйте звуки «ф» и «в» по 2 раза.

Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! В! В! …

Речевая разминка

Учитель . - Научитесь быстро и чисто проговаривать скороговорку .

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Учитель . Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на большом корабле. Прочитайте! Что это за корабль?

Ой, посмотрите. Потерялась первая буква! Что же делать? Вот вам подсказка. С этой буквой вы познакомились на прошлом уроке.

Стихи про букву Ф.

Дети. Это буква Ф.

Учитель . Какие звуки обозначает эта буква?

Дети. Согласные звуки [ф], [ф, ]

Учитель . Давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [ф] – согласный, твердый, глухой.

Звук [ф, ] – согласный, мягкий, глухой.

Учитель . Спасибо. Вернем букву Ф на место. Прочитаем хором название.

ФРЕГАТ «УДАЧА»

III . Работа по теме урока.

Учитель . Корабль к плаванию готов! А готова ли команда 1 класса «Б».

Обратите внимание на экран. Прочитаем слоги-слияния (чтение за диктором).

Проверим, как вы выполнили домашнее задание?

1. Работа по учебнику.

Учитель. Откройте Азбуку с. 70-71.

Чтение по учебнику по алгоритму:

1. Чтение слов с буквой Ф (чтение в парах).

2. Чтение отрывков из стихотворений.

Учитель. Команда готова! Выберем маршрут. Проведем зарядку.

IV . Физминутка.

Стихотворение Эммы Мошковской читает 1 ученица, все ученики показывают движения.

Круглый, круглый глобус школьный,

Словно мячик волейбольный.

Вот он, шар земной каков!

Я толкнул его рукой:

Поехали материки,

Поплыли две Америки,

Африка, Австралия,

Закружилась вся земля:

И леса, и поля,

И деревни, и мосты,

И собака у ворот,

И дом, и комната моя,

И шкаф, и стол, и стул, и Я!

V . Чтение слов и предложений с буквами Ф и В.

1. Учитель. Прочитаем слова - названия материков. Задание 2 (техн.карта)

Северная Америка, Южная Америка

Евразия, Африка, Австралия, Антарктида

Учитель. Цель нашего путешествия материк, в названии которого встречается буква Ф.

Дети. Африка. АФРИКА

Дети. Ученик у доски собирает слово из букв, составляет схему слова.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слово Африка, нарисуйте схему слова АФРИКА.

2. Учитель. Пока мы в пути, у нас есть немного времени. Давайте не будем его терять. А что значит «терять время»?

Дети. Бездельничать

Учитель. Помашите рукой, кто бездельник? Таких нет? Тогда за дело!

фе

фо

фи

фа

фы

фё

ве

во

ви

ва

вы

вё

Чем похожи слоги в столбиках?

Дети. Одинаковые гласные, а произношение согласных звуков очень похоже, можно спутать.

Учитель. А чем отличаются звуки [в] - [ф] ? [в, ] - [ф, ] ?

Дети. Один звук звонкий, другой - глухой. Они образуют пары по звонкости-глухости.

3. Учитель. А вот и берега Африки. Нас встречает её житель. А кто?

Вы узнаете, если прочитаете чистоговорку. Посмотрите на экран.

Аф – аф – аф – живет в Африке жираф.

Учитель. Правильно, это жираф. Жираф Ральф

Фотография жирафа на экране и текст о нём.

ЖИРАФ встречается почти по всей Африке к югу от пустыни Сахара. Жирафа не спутаешь ни с каким другим животным: небольшая голова на длинной шее, длинные ноги. Жираф - самое высокое из ныне живущих млекопитающих: высота его от земли до лба достигает 4- 6 метров.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слова жираф Фарид, нарисуйте схемы слов.

VI . Физминутка

Припев из песни «В Африке реки вот такой ширины…»

VII . Игра –тест «Найди солнышко».

1. Учитель. В Африке у жирафа есть друзья. Это животные, в названиях которых есть буква Ф.

Африка – самый жаркий материк. Там очень горячее солнце.

Добавим букву Ф в слова, и у нас засияет солнышко.

Азан лисица - . енёк . орель

Илин змея э. а . ламинго

Учитель. Солнышко ярко светит нам. Посмотрим на фотографии представителей животного мира Африки.

2. Учитель. Давайте подарим им вкусные съедобные подарки. Прочитаем слова.

Финики кофе фисташки

Фейхоа фикус шалфей

Учитель. Прочитайте слова, в которых звуки [ф], [ф, ] слышатся в начале слова, слышатся в середине слова, в конце слова. (Таких нет)!!!

VIII . Работа с толковым словариком.

Учитель. Пришло время возвращаться домой. Пока наш фрегат мчится по волнам, мы снова не будем терять время и почитаем в Толковом словарике.

Технологическая карта.

Твой толковый словарик.

Фауна – животный мир. Флора – растительный мир. Фламинго – южная водяная птица с нежно-розовым оперением. У фламинго длинная шея и длинные ноги.

Учитель. Какие новые слова встретили в тексте? (флора, фауна)

Что обозначает слово фауна. Прочитайте.

Что обозначает слово флора. Прочитайте.

IX . Итог урока.

Учитель. Подведем итоги нашего путешествия.

На какой материк мы совершали путешествие? (Африка)

Какая буква помогала нам в путешествии? (буква Ф)

Каких животных Африки мы встретили?

Учитель. Расскажите дома своим родным о нашем путешествии. Напечатайте слова - названия животных. Нарисуйте животное, которое вам понравилось.

X . Рефлексия. Давайте угостимся все фисташками и финиками.

Обучение грамоте.

Тема : «Чтение слов и слогов с буквой Ф.

Цель: Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

    Способствовать формированию навыков чтения, работы с текстом, развитию фонематического слуха, работе над четкостью дикции, выразительностью речи, постановкой логического ударения.

    Учить сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки, делить слова на слоги.

    Способствовать воспитанию у детей интереса к учебной деятельности, стремления к сознательной дисциплине (в частности, соблюдению правил дорожного движения).

Ход урока:

    Лента букв. Актуализация знаний.

Чтение алфавита.

Назовите гласные буквы.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласных звуков.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Назовите гласные, которые после гласной, после разделительных ь и ъ знаков и вначале слова дают два звука.

Назовите парные по глухости и звонкости.

Назовите непарные звонкие согласные.

Назовите непарные глухие согласные.

Назовите согласные, которые всегда мягкие.

Назовите согласные, которые всегда твердые.

Назовите букву, которая не дает звука.

Место данного урока в системе уроков.

Работа над звуками.

Какой город называют колыбелью российского флота?

Кто является первым русским флотоводцем?

Что вы знаете о Петре 1? (Цыро)

Как называют флаг, под которым плавают российские морские корабли?

Как выглядит флаг России?

Под флагом России ходит флот. Это какой вид транспорта?

Какие виды транспорта вы видите?

А мы с вами идя в школу, по дороге встречаем какой транспорт?

Что нужно помнить при переходе через дорогу?

Что мы должны помнить при переходе дороги в нашем поселке?

Что помогает переходить дорогу в городе?

Что означают три цвета светофора?

Напомните, на какой цвет можно переходить дорогу?

Составьте цвета в таком порядке, как вы видели у светофора.

Азбука стр. 196. Чтение стихотворения.

Сколько предложений?

Какое оно по интонации?

Что вы узнали о светофоре?

Игра: Светофор.

    Красный - смирно.

    Желтый - хлопки в ладоши.

    Зеленый - шаг на месте.

Воронеж - колыбель российского флота. Петр 1 - первый русский флотоводец.

Андреевский.

Имеет три цвета: белый, синий, красный. Картинки (транспорт)

Водный; грузовой, пассажирский или личный.

Наземный; грузовой, пассажирский, личный, специальный.

Правила дорожного движения.

Посмотреть налево, перейти до середины, посмотреть направо.

Зебра и светофор.

Информационная компетентность- работа с дополнительной литературой.

Три круга - показать правильно светофор.

3. Чтение слогов, слов с буквой ф. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить, читать о правилах поведения на улице.

Прочитайте слова на доске.

Я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и посматривайте на доску.

Запись на доске: дорога, колесо, паровоз, шины, шоссе, автобус, светофор, троллейбус.

    Запылал у чудовища

Изумрудный глаз.

Значит, можно улицу

Перейти сейчас. (светофор)

    Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (мотоцикл)

    На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.

(шины, колесо)

    Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус, троллейбус)

    От дома начинается,

У дома и кончается. (дорога)

    Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка,

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

(железная дорога и паровоз)

    Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень. (шоссе)

Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос кто?

Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос что делает?

Как мы можем назвать слова: флаг, флажок…?

Прочитайте еще раз все слова, что их объединяет?

Информационные компетенции - обогащение словарного запаса.

Ценностно-смысловые - обучение приемам понимания прочитанного.

Они связаны с движением на дороге.

Физминутка:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раскрытых парусах.

Мимо острова большого,

Мимо берега крутого.

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

Какой транспорт?

Здоровье-сберегающие компетенции:

Умение заботиться о своем здоровье.

    Закрепление.

Как действуют ваши родители, когда подъезжают к светофору?

(чтение текста стр. 197)

Читает Корнев.

Назовите действующих лиц в рассказе.

Чтение по ролям.

Сегодня к нам в класс принесли письмо. Кто же его написал?

    Прежде чем перейти дорогу, найди …(место для перехода).

    Остановись у …(тротуара).

    Прислушайся. Посмотри внимательно в … (обе стороны), нет ли машин.

    Переходи дорогу по … (зебре).

    Вот так ты научишься переходить … дорогу.

Стихотворение.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор -

Это строгий светофор.

Подожди, шофер, немножко,

Снова выгляни в окошко.

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

Михаил Пляцковский

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича?

2. Я в кругу с ободком красным,

Это значит - тут опасно.

Тут, поймите запрещенье

Пешеходного движенья.

    В голубом иду я круге,

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко -

Пешеходная дорожка.

    Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда -то.

Мой приятель говорит:

«Это значит - путь закрыт.

Там спортсмены впереди

С номерами на груди.

На дороге - эстафета,

Надо ж детям бегать где-то …

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака …»

Кто изображен на картинке, под таблицей.

Чтение. Сколько предложений? Прочитайте вопросительное, повествовательное.

Где работает фокусник? Что он делает?

На конверте: три круга, загадка.

    Высокий, стройный,

С тремя глазами.

У дороги стоит,

Никого не боится. (светофор).

Социо-культурные компетенции:

Умение владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя.

Дорожные знаки:

Проезд запрещен,

Проход запрещен,

Пешеходная дорожка,

Осторожно, дети.

Физминутка:

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Какой транспорт?

4. На свете множество профессий, приготовьте рассказ о профессии папы или мамы.

У нас в классе есть ребята, которые участвовали в конкурсе «Выбор профессии» и заняли призовые места: Шумейко Василиса и Корнев Вова, а Кулаков Саша получил сертификат за участие. Мы в группе сегодня посмотрим презентации ребят о профессиях: работники цирка, пожарного и железнодорожника.

Презентации учеников класса, которые они готовили на областной конкурс.

И машина набирает ход …

Здесь наш путь пока кончается

И впереди столовая нас ждет.

Слова для ребят, которые необходимо выучить заранее.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор -

Это строгий светофор.

Подожди, шофер, немножко,

Снова выгляни в окошко.

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

Михаил Пляцковский

А знаете ли вы дорожные знаки?

1. Круглый знак, а в нем окошко

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича?

2. Я в кругу с обводком красным,

Это значит - тут опасно.

Тут, поймите запрещенье

Пешеходного движенья.

    В голубом иду я круге,

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко -

Пешеходная дорожка.

    Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда -то.

Мой приятель говорит:

«Это значит - путь закрыт.

Там спортсмены впереди

С номерами на груди.

На дороге - эстафета,

Надо ж детям бегать где-то …

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака …»

Голубой вагон бежит, качается,

И машина набирает ход …

Здесь наш путь пока кончается

И впереди столовая нас ждет.

    Прежде чем перейти дорогу, найди …

    Остановись у …

    Прислушайся. Посмотри внимательно в … нет ли машин.

    Переходи дорогу по …

    Вот так ты научишься переходить ….

« Согласные звуки [ ф], [ ф"]. Буквы Ф, ф »

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;

научить ребят различать звуки [ ф], [ ф"];

Развивающие:

развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные задачи:

прививать любовь к чтению, к книге;

формировать познавательный интерес;

воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

учить работать в парах, группами, сообща;

воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование:

Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»;

Рисунки с предметами, кота Матроскина, смайлики;

рисунки букв;

карточки 2 цветов;

Индивидуальные карточки;

Ход урока

    Организационный момент.

    Психологическая установка на работу (Слайд 2).

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся!

Всё у нас получится!

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? А с какой целью?

    Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука).

    Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 3).

Посмотрите на слайд. Перечислите, что изображено?

Телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.

Все ли звуки вам знакомы в этих словах?

Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

Сформулируйте тему нашего урока: «Звуки [ф], [ф"]. Буква «Ф, ф».

Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 4).

Познакомимся с …..

Научимся ….

(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Вы узнали этого героя?

Из какого он мультфильма?

Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то Матроскин поможет узнать что-то новое.

V . Знакомство с новыми звуками

Прежде чем отправиться в путешествие Матроскин приглашает нас…, вы узнаете, прочитав слово по первым звукам названий предметов, изображённых на картинках (Слайд)

[в,] [э] [р] [ф,]

- Что такое верфь?

Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова? (толковый словарь русского языка)

- Верфь - место постройки и ремонта кораблей. (слайд)

(Если дети не отвечают самостоятельно, учитель сам объясняет значение слова, подкрепляя объяснение иллюстративным материалом).

Каким звуком заканчивается это слово? ([ф,])

Выясним каким цветом обозначим на схеме.

Дайте ему характеристику.

Кот Матроскин отправляется в путешествие на российском корабле? (Слайд)

Но как можно догадаться, что корабль - российский?(Слайд)

- Изображение флага. Рассмотрите его.

Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

Составим схему. Из чего состоит слово?

Произнесите первый звук в слове флаг.

Дайте характеристику звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

Какие звуки выделили? ([ф, ф,])

VI. Знакомство с новой буквой

Звуки на письме обозначаются буквой.

Подскажите, кто знаком и знает какой буквой обозначаются звуки?

Знакомство с буквой. (показ буквы)

Для чего нужна заглавная буква?

Заселим букву в « Город букв». В какой домик заселим? Обоснуйте свой ответ.

На что похожа буква Ф? (Слайд)

Чтение стихов о букве ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Физминутка.

Встаньте, изобразите букву Ф.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише-тише

Деревцо всё выше-выше.

Вывод: Какие новые знания положите в свою копилку? Буква…

Упражнения в слышании звуков.

а) придумайте слова, в которых встретятся звуки [ф] или [ф,];

б) хлопните в ладоши, если услышите [ф,] : фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна,флаг, февраль, Фёкла.

в) индивидуальная работа

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиРеУЙфЫвяфычхгеуыфАФэ (8)

2 ) Дифференцированное задание

Перед вами карточки двух цветов, на красном задание более сложное, на синем менее сложное. Выберите карточку и выполните задание. Если задание сложное выполнить не сможете, карточку можно заменить.

На синем- найти одно слово (прочитайте только буквы русского алфавита)

На красном спрятались несколько слов.

Синий - R Ф Z О W Н S А Р Ь

красный

Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

жизньыждплроаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

Проверка.

С буквой Ф познакомились.

VII. Чтение слогов с новой буквой

Стр. 71 чтение слогов.

На какие две группы можно разделить слоги?

Назовите слоги с мягким звуком. С твёрдым звуком.

VIII . Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 70

– Рассмотрите рисунки.

Что вы видите на рисунке?

Назовите средства передвижения по воде.

– Для каких целей они служат?

На какие группы можно распределить? (Одни современные, другие старинные .)

ХI. Назвать виды кораблей

Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

Как можно назвать одним словом корабли, пароходы.? Нужно выполнить задание – отгадать загадки.

Всю ночь летает, Хвост пушистый,

Мышей добывает. Мех золотистый.

А станет светло, В лесу живёт,

Спать летит в дупло. (Филин) В деревне кур крадёт. (лиса)

На скале он строит дом. Я – усатый, полосатый

Не боится жить он в нём. Не люблю весёлых игр.

Два могучие крыла Отгадайте. Кто я? (тигр )

У хозяина (орла )

Какое слово получилось? (флот ) (совокупность всех видов судов)

Выявление смысла слова флот.

На каждом корабле есть свой флаг. Все корабли ходят под российским флагом. Русский военный флот ходит под Андреевским флагом». (Слайд)

Х. Физминутка. Зрительная гимнастика

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на пассажирском лайнере.

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе лайнера. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к следующему заданию.

Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?

Чтение слов с пометами.

Назовите односложные слова, двусложные, самое большое слово. Сколько в нём слогов? Докажите.

Какие слова можно, отнести к морской тематике?
(Телеграф, фотография, флаг, флот.)

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Чтение отрывка с 70.

Выставка книг.

Чтение отрывка учителем.

Работа в парах.

Хоровое чтение .

ХI. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Путешествие кота Матроскина закончилось. Давайте расскажем коту Матроскину, что узнали на уроке сегодня: Вспомним какие цели ставили в начале урока? (вернуться к памятке: познакомимся, научимся)

Я – Вспомнил..

Научился…

- С каким настроением заканчивается наш урок? (смайлики)

Кадр 19. Я благодарю вас за работу. Кто желает выполнить домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».

Урок обучения грамоте

В 1 классе

Тема урока : Чтение слов с буквой ф (закрепление)

Цель урока :

Образовательная : формировать навыки чтения, работы с текстом,
характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости, познакомить с правилами перехода улицы; закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к учебной деятельности, стремление выполнять правила безопасности на дорогах,

Развивающая: развивать устную речь, логическое мышление, внимание,
умение сравнивать, анализировать и делать выводы,

Планируемые результаты :

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Основные понятия : звук, буква, светофор, старт, финиш

Организационный момент .

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Все легонечко вздохнём,

Урок обучения грамоте начнём

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

– работать успешно (слайд №2)

Целеполагание и мотивация ..

    Постановка проблемного вопроса .

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз

Значит можно улицу

Перейти сейчас (светофор) (слайд №3)

Правильно, это светофор. Что такое светофор? Как вы догадались, что это светофор? Сейчас ребята прочитают нам как объясняет нам словарь Ожегова значение слова светофор и как объясняется значение слова в интернете. (ответы детей) . Светофор дорожный (от свет и греч. phorós - несущий), средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах. (интернет)

Светофор - световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железнодорожных дорог (словарь Ожегова).

Наш гость хочет узнать, знаете ли вы, от чего зависит наша дорожная безопасность? ( высказывания детей). О чём мы с вами будем говорить на уроке?

    Игра «Живой звук». Работа в парах

Схема какого слова изображена?(слайд№4, у детей на листочках)

(светофор)

Убрать буквы со схемы слова в таком порядке: букву, которая обозначена ударным гласным; буквы, которые обозначены безударными гласными; буквы, которые обозначены 1,2,4,8 согласными звуками. Какая буква осталась?

Какая же тема нашего урока? Мы будем читать слоги, слова и текст, где есть слова с буквой Ф.

Актуализация знаний .

А теперь наш светофор хочет проверить как вы освоили материал на

прошлом уроке.

    Игра « Верю – не верю»

На партах у вас кружочки красного, зелёного и жёлтого цвета. Если вы согласны, то показываете зелёный кружочек, если не согласны, то показываете красный кружочек.

Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

Звук [ф] – глухой.

Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

В слове фуфайка только одна буква «ф»

Что же вы знаете о букве ф? (обозначает согласный, глухой, звук, может быть мягким и твёрдым)

2.Сопоставление парных по глухости и звонкости звуков [ ф ], [ф’];[в], [в’].( слайд)

Посмотрите на ленту букв. (слайд № 5) Найдите букву ф. Что ещё можете сказать о ней?(парная).Почему так решили? С какой буквой дружит буква ф? В русском языке очень часто в словах встречается звук [ ф ] обозначенный буквой в, поэтому при письме нужно быть очень внимательным.

3. Чтение слогов на с.72. (слайд №5)

Фе -слог слияние мягкого глухого согласного[ф] с гласным звуком [э]

Ве - слог слияние мягко звонкого согласного[в]с гласным звуком [э] и т.д.

Физминутка.

Светофор хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

Работа по теме урока .

1 . Чтение стихотворения В. Берестова, с.72 .

Как можно озаглавить его? Почему?

Сколько цветов у светофора?

Что каждый из них означает?

На какой свет можно ехать на машине? Нельзя? Для чего служит жёлтый свет светофора?

Выполняете ли вы сигналы светофора?

2.Светофор принёс нам загадки.(слайды № 6-13 )

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (мотоцикл)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю. (Пешеход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней. (Машина)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят... (Дети)

Прочитайте слова – отгадки. Что можете сказать об этих словах? Прочитайте слова, которые обозначают транспорт. Прочитайте слова, которые обозначают одушевлённые предметы. Найдите слово, где написана буква в , а произносится звук [ф ] (слайд №14)

3.Чтение рассказа «Светофор» Б. Житкова, с. 73

Что удивило мальчика и его маму?

Что ответил им шофёр?

Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?

4.Работа в группах. Чтение в лицах .

Что ещё можно сделать с этим текстом? (высказывания детей). Мы можем прочитать его в лицах.

5.Составление правил перехода улицы . Работа в парах .

У вас на листочках написан текст. Предложения в нём не закончены. Так же у вас есть на карточках концы этих предложений. Вы должны к каждому предложению подобрать конец и приклеить его в текст.

Прежде чем перейти дорогу, найди…(место для перехода).

Остановись у …(тротуара)

Посмотри внимательно в …(обе стороны), нет ли машин.

Переходи дорогу по …(зебре).

Вот так ты научишься переходить …(дорогу)

Итог урока.

Чтение пар слов с антонимами с. 72(слайд)

Что такое старт? Финиш? Как называются эти слова?

Подошёл конец нашего урока - финиш.

Что нового узнали? Чему научились?

Рефлексия .

У вас на столе модель светофора и геометрические фигуры. (приложение) .Как они называются? (круги) сколько их? Сравните их.(по размеру одинаковые, по цвету разные). Что означают кружки? Если вам понравилось на уроке, то зажгите на светофоре зелёный свет - можно идти дальше за знаниями. Если не понравилось, зажгите красный свет – надо остановиться и подумать, как исправить свои ошибки. Если что то понравилось, а что то не понравилось – зажгите жёлтый свет светофора. (дети приклеивают кружочки к модели светофора)

От чего же зависит наша дорожная безопасность? (соблюдение правил дорожного движения). Что вы хотите сказать на прощание нашему светофору?(обещание выполнять правила дорожного движения)

Приложение