Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Профконсультация – это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.

В системе профориентации выделяют следующие функции (Л.Д. Столяренко):

а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
в) психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:

а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии; этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, поэтому качество работы данной системы определяет уровень информированности, а также способность выбирающих профессию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;
б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.

Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.

1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.

2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.

3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).

4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.

5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.

Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологическая диагностика, имеющая целью изучение индивидуально-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях профессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку качество, которое подкрепляется интересами, способностями субъекта, его профессиональными намерениями. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на выявление общей профессиональной направленности, являются «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» Рокича, методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник), опросник Холланда.

Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются (Л.Д. Столяренко):

а) гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
б) отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
в) общая дееспособность – физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность);
г) единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности (память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, пространственное мышление для конструктора и т.п.); сами по себе эти качества не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
д) знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

  1. по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
  2. по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
  3. на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).

Этапы профессионального отбора. В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый из них включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников, таких как изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

  1. прогностическая ценность методики – характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
  2. надежность методики – характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
  3. дифференцированность и валидность методики – означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека и именно ту функцию, которую предполагается измерить, а не другую.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений:

а) о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик;
б) о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации ПВК (с учетом времени, отводимого на обучение), а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

1) на предварительных этапах создания новой организации или подразделения необходимо провести планирование структуры организации, определить сам тип структуры и основные отношения организации и персонала;

2) на этапе проектирования организации определяются цели и результаты деятельности, связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки; на основе этого формируется структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации;

3) осуществляется общая оценка потребности в персонале;

4) реализуется поиск и организация потока;

5) проводится работа с самими претендентами, предполагающая следующие подэтапы: на основании предварительного собеседования – сбор базы данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакантные должности; сбор предварительной информации от кандидатов; проверка информации, полученной от кандидатов; тестирование кандидатов; при необходимости медицинское обследование; серия последовательных интервью со специалистами организации; окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).

При оценке кандидатов возможны типичные ошибки, описанные Н.С. Пряжниковым: ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже); ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников); ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников); эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную», его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки); ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов); стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).

В ходе последующей профессионализации субъект труда, прошедший профотбор, адаптируется к условиям деятельности, коллективу, системе конкретных требований к нему как к работнику и личности. В среднем профессиональная адаптация длится примерно 1 – 1,5 года. В последующие годы, если процесс профессионализации идет прогрессивно, человек претендует на изменение своего должностного статуса в организации. Перед службой управления персоналом в связи с этим возникают следующие задачи:

а) изучение работника в целях продвижения по службе;
б) выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;
в) определение уровня заработной платы и премий;
г) установление оснований при понижении в должности;
д) решение вопроса о прекращении трудового договора в связи с увольнением или выходом на пенсию;
е) принятие решения о зачислении в штат и др. Данные задачи решаются в процессе профаттестации.

Аттестация – это специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. Аттестация выполняет следующие функции: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

Оценка работников по основным параметрам деятельности может быть комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной (О.Л. Разумовская).

Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки, адресуемый деятельности в целом, складывающийся из исследования выполнения отдельных функций. Цель комплексной оценки состоит в получении общего впечатления о деятельности работника.

Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошлой и текущей деятельности. Определяется проекция прошлой деятельности на деятельность настоящую, выясняются совпадающие и различающиеся компоненты. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности.

Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки заключаются в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений.

В ходе аттестации применяются такие приемы получения информации о работнике, как изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, изучение кандидата в период временного исполнения должности, экспертные оценки и др.

Проверить истинность слов партнёра по общению люди стремятся всегда. Для этого приходится всматриваться в мимику и жесты, вслушиваться в интонацию голоса, анализировать услышанную информацию. Подобные приёмы используются на бытовом уровне.

Однако есть сферы, где правдивость полученной информации должна быть абсолютно точной. Для максимально объективной оценки честности человека в некоторых структурах используется детектор лжи.

Полиграф применяется в Федеральной Службе Безопасности (ФСБ) при приёме на работу. Давайте узнаем, как проходит процесс проверки в ФСБ, и действительно ли результаты психофизиологического исследования на полиграфе в ФСБ можно признать истиной в последней инстанции?

Правда победит, но необходимо ей решительно помогать.
Юлиус Фучик

ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

ПФО в ФСБ - это Психо-Физиологическое Обследование человека, поступающего на службу в органы ФСБ.

ПФО в ФСБ включает в себя следующие виды тестирования:

  • Медицинское обследование состояния здоровья.
  • Психологические тесты, а именно набор специализированных IQ-тестов (СМИЛ, КОТ , тесты Айзенка и т.п.).
  • Тесты на зрительную память - точность запоминания и воспроизведения зрительных образов, скорость зрительного запоминания.
  • Написание кандидатом автобиографии, сочинения на предложенную психологом тему.
  • Ответы на вопросы психолога (о , о здоровье, о половой жизни, об употреблении алкоголя, наркотических средств).
Далее весь материал анализируется и составляется психологический портрет кандидата.
Длительность ПФО: 6 часов.

Совет: Выспитесь хорошенько перед ПФО и тестированием на полиграфе! Нужна будет "светлая" голова на весь день.


По результатам ПФО (успешным) кандидату на службу в ФСБ назначают тест она полиграфе (подробнее ниже).

Если же психолог в ФСБ по результатам ПФО поставит кандидату вердикт "Психологически не годен для службы в ФСБ", то на тест на полиграфе не отправят.

Полиграф: принцип работы

Полиграф являет собой достаточно сложное техническое средство, предназначенное для проверки правдивости сообщаемой человеком информации. Более известное название этого устройства – детектор лжи.


Оценку достоверности данных полиграф осуществляет на основе мониторинга и фиксации параметров сердечно-сосудистой активности, а также дыхания, электрического сопротивления кожи и других показателей физиологической активности личности, проходящей проверку.


Современный полиграф состоит из переносного ПК, на мониторе которого отображаются показатели, а в памяти сохраняется вся полученная информация, а также датчиков, регистрирующих показатели физиологических параметров. Датчики фиксируют следующие показатели:

  • дыхание (грудное и диафрагменное либо брюшное);
    электропроводность кожи;
    пульс либо артериальное давление.

    Это основные показатели. Анализ каждого из них обязателен для принятия решения об истинности или лживости полученной информации. Если исключена хоть одна из перечисленных характеристик, результаты исследования считаются недостоверными (невалидными).


    Есть датчики, которые проверяют и другие параметры: изменения голоса, тремор тела (двигательную активность). Они являются дополнительными. Принимать решение, основываясь исключительно на этих показателях, нельзя.

    Компоненты структуры полиграммы

    Фон – индивидуальные показатели физиологических процессов испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, когда ему не задают вопросы.


    Реакция – существенное изменение динамики протекания физиологических параметров, наблюдаемое в ответ на определённый стимул (вопрос). Может выражаться в усилении либо ослаблении интенсивности динамики протекания процессов.


    Артефакт – изменение активности протекания физиологических параметров, вызванное влиянием дестабилизирующих факторов (внешних или внутренних). Это может быть кашель, реакция на внешний шум, болевые ощущения. Они не связаны с задаваемыми вопросами.


    Реакции, которые демонстрирует испытуемый, не специфичны. Это значит, что нельзя установить точно, какой стимул их вызвал (ложь, страх, ассоциация). Основным критерием является устойчивость и стабильность выраженной реакции в ответ на стимул (значимый).

    Полиграф в ФСБ: в каких случаях используется

    Тест на полиграфе проходят все претенденты на получение любой должности в ФСБ.


    Необходимо это для проверки наличия скрытых негативных особенностей характера потенциального сотрудника, корыстных мотивов поступления на службу, выявления «тёмных» пятен биографии (мошенничество, судимость, наличие зависимостей, коррупция и другие противоправные действия).


    Также, для контроля над деятельностью сотрудников может проводиться плановая проверка на полиграфе. В некоторых ситуациях он используется при увольнении сотрудников. Необходимо это с целью выявления нарушений в процессе работы.

    Как пройти полиграф в ФСБ: порядок действий

    • Сначала испытуемый проходит инструктаж, подписывает документы, подтверждающие согласие на прохождение детектора лжи.
      Для прохождения полиграфа человек располагается в кресле для теста. Важно, чтобы ему было удобно сидеть, никакие факторы (жёсткое сидение, неудобная поза) не вызвали дискомфорт.
      Перед началом тестирования к телу подключаются все необходимые датчики, которые будут фиксировать физиологические показатели во время тестирования и передавать их на компьютер (полиграф). Чтобы снизить психологическое напряжение специалист объясняет, для чего предназначен каждый датчик.
      Затем следует основной этап тестирования – ответы на вопросы .

      Проверка длится примерно 2 часа:

      • Сначала проводится калибровка прибора (его настройка). Суть её в том, что задаются вопросы, ответы на которые известны и очевидны. Испытуемому нужно ответить честно либо солгать.
        Затем следует этап тестирования . Во время ответов на вопросы датчики постоянно считывают физиологические показатели испытуемого. Когда он врёт, показатели меняются. Происходит это потому, что любая ложь для человеческого организма – стрессовая ситуация. Реакция формируется на уровне подсознания, поэтому контролировать её сознательно практически невозможно. Это требует высокого уровня самоконтроля, который вырабатывается длительными годами тщательных и систематических тренировок. Подобным приёмам учат разведчиков.
        В большинстве случаев на заключительном этапе исследования проводится «молчаливый тест». Суть его в том, что человек отвечает на вопросы в уме, не проговаривая ответы. Необходимо это для исключения вероятности использования методов противодействия полиграфу.
        После завершения испытания полиграфолог тщательно анализирует полученные данные (полиграмму). На основании этого анализа он делает выводы о достоверности предоставленной человеком информации.

        Статистические данные свидетельствуют, что из 10 человек проверку на полиграфе в ФСБ успешно проходят лишь 1–2 кандидата на определённую должность.

        Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.
        Аврелий Марков

        Вопросы, задаваемые в процессе тестирования на полиграфе


        Для всех проходящих полиграф в ФСБ задаются стандартные вопросы. Их набор не зависит от того, на какую должность претендует человек.


        Все вопросы связаны с выявлением наличия у человека проблем с алкоголем, наркотиками и законом . Определяется, есть ли связи с криминальными группировками, кредиты, долги, игровая зависимость, опыт подделки документов, брал ли человек взятки, есть ли проблемы с законом у его близких.


        Также есть вопросы, которые направлены на выявление сознательных намерений у кандидата нанести ущерб организации.


        Вопросы задаются в хаотичном порядке, чтобы человек не имел возможности психологически подготовиться к нему и заранее продумать ответ.


        Если испытуемый излишне эмоционально реагирует на саму процедуру тестирования, показатели очень «смазываются». В подобном случае приходится задавать важные вопросы по несколько раз. Результат определяется по статистическим параметрам.

        В процессе проверки на полиграфе задаётся три типа вопросов:


как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

Психология труда: конспект лекций Прусова Н В

5. Профессиональный отбор

5. Профессиональный отбор

Профотбор – это процедура оценки профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие установленным в организации требованиям. Только после прохождения процедуры профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при профотборе.

1. Интеллектуальные тесты.

Короткие, время проведения – от 12 до 30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой валидности.

Существуют и более сложные тесты на интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров высшего звена.

2. Тесты способностей.

Необходимость профотбора и обучения способствовала созданию большого количества тестов на способности.

В отличие от интеллектуальных тестов, тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и эффективному обучению.

3. Психомоторные тесты.

Направлены на оценку скорости и точности моторной координации. Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре или тренажерах.

4. Личностные тесты и тесты интересов.

В основе таких тестов лежит предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек, достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.

Главный недостаток такого рода тестов в том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на вопросы.

5. Проективные тесты.

Используются тестовые материалы с размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное предложение, сюжетные картинки и т. д.

Первоначально эти тесты создавались клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность такого рода тестов невелика.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

3.2. Рабочая нагрузка и профессиональный стресс 3.2.1. Рабочая нагрузка в операторской деятельности В литературе по профессиональному стрессу рабочая нагрузка, как понятие, не получила однозначного толкования. Такое положение связано, по крайней мере, с двумя

автора Щербатых Юрий Викторович

5.1.1. Профессиональный стресс Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека @@@@@1, 16#####.В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Тест на профессиональный стресс 1. Какой характер носит большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-балльной шкале.) 2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.) 3. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Интеллект и профессиональный успех В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и тот же: интеллект

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

12. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор. Значимые свойства личности Профессиональная пригодность – это соответствие моральных качеств, психофизиологических показателей и интересов определенному виду трудовой деятельности. Профессиональная

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 12 Профессиональный конфликт 1. Понятие конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается возникновение трудноразрешимых

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Профессиональный кошмар Нередко с помощью научного подхода специалистам удаётся объяснить загадочные явления человеческой психики, относящиеся к сфере бессознательного. Однако бывает и так, что излишнее психологизирование выливается в поиски скрытого подтекста,

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Воскресенье. Бабушка – «профессиональный больной» Неделю назад бабушка с сердечным приступом попала в реанимацию. Сейчас лежит уже в обычной кардиологии. Все, как и положено, стоят перед ней по стойке «смирно», а она царственными жестами продолжает отдавать

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Д. «Профессиональный пациент» Пациенты, которые долго лечились и предварительно встречались с несколькими психотерапевтами, обычно становятся «профессиональными пациентами». Чтобы поставить диагноз «профессиональный пациент», необходимы три критерия. Первый -

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Отбор сценария Следующий шаг в развитии сценария - это поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: «Что случается с такими, как я?» Ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен воспринимать людей, как будут относится к нему

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Профессиональный отказ: как отказывать кандидатам на должность Линда Уэйд - специалист по работе с персоналом. Она занималась наймом, компенсациями и льготами, а также решением вопросов с персоналом в нескольких крупных корпорациях. Ее работа подразумевает постоянные

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Отбор При принятии решений, касающихся переменных, нужно отвечать на вопрос «какие»: какие независимые переменные я буду изменять и какие потенциальные следствия этих изменений я буду измерять? Но важен также ответ на вопрос «кто»: на ком я буду изучать связи между

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Язык флирта и соблазнения автора Хейс Луиза

2.1. Профессиональный флирт Флирт – довольно действенное средство не только в любовных взаимоотношениях, но и в профессиональной сфере – и говоря так, мы вовсе не подразумеваем тех профессионалок, что подпирают стены домов вечерами на перекрестках.Рассмотрим

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБМАНЩИК Умные люди знают, что можно верить лишь половине того, что нам говорят. Но только очень умные знают, какой именно половине. NNЛожь - типичный прием профессионального соблазнителя. Как часто банальные фразы о возвышенной любви женщины