Проект «Земля – наша кормилица» Интеграция: ПР, РР, ХЭР. Участники проекта: дети 5- 6 лет, воспитатель. Количество детей: 8 человек. Цель: Формировать у детей основы экологической культуры. Познавательные задачи: - познакомить детей составом земли; - познакомить детей тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины; - формировать у дошкольников представление о значении почвы в природе и в жизни человека. Развивающие задачи: - упражнять в умении сравнивать, анализировать; - формировать у детей интерес к объектам неживой природы; Воспитательные задачи: - учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки; - воспитывать любовь к природе; - учить видеть необычное в обычном. Материал: вода, камни, песок, глина, чернозём. Оборудование: слайдовая презентация, ёмкости под воду, ложечки, листочки бумаги, цветные карандаши, фартуки из клеенки, макет строения почвы, салфетки. Предварительная работа: чтение сказки Т.Шорыгиной «Как образовалась почва». Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку и им. Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, чтобы провести опыты. Вы согласны? Чтобы узнать, с чем мы будем проводить опыты, нужно отгадать загадку. Она богаче всех на свете, По ней бегут, несутся дети. А по весне стоит вся в цвете, И так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете. Что это? Скажите, дети. Ответ: Земля-Кормилица Воспитатель: Интересно, а почему землю называют кормилица? (Ответы) Воспитатель: Знаете ли вы, дорогие ребята, как называется самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений? (Ответы). Это почва. Она бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют чернозёмом. - Ребята, давайте вспомним сказку о том, как образовалась почва на нашей Земле. - Сейчас посмотрите, как выглядела наша Земля много веков назад (на слайде 1). Воспитатель: Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что может расти на песчаной, каменистой и плодородной почве (Слайд 2). Как вы думаете, в чём разница, почему на плодородной почве растения растут лучше? (Ответы) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам подойти к этому столу и посмотреть, в каком порядке расположены слои Земли. Посмотрите и скажите, как расположены, слои, почему? (Ответы) Воспитатель: Ребята, пришла пора занимать места в нашей лаборатории. (Дети садятся за столы, надевают фартуки) Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть на ваших столах и послушайте внимательно задание. Вам нужно обследовать почву, проверить, из чего она состоит. Воспитатель: Опыт №1 «Определить виды почвы» - Рассмотрите образцы почв и назовите их (Песчаная, глинистая, каменистая, чернозём). Опыт № 2 «В почве есть воздух» - Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. - Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха) - Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) - И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух). Воспитатель: Опыт № 3 «В почве есть вода» - Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой. - Ссыпьте почву обратно в тарелочку. - Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва. - Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след). - Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода). - Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода). Воспитатель: А сейчас предстоит ответственное задание. Нужно зарисовать результаты эксперимента. Обозначьте на листочке две линии (Слой почвы). Между ними нарисуйте составляющие почвы – песок (точками), глину (коричневым цветом), камешки овалом, воздух (пузырьки), вода (голубой квадратик). - Скажите, в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки) - Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни. - Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб). - Да. Благодаря почве, человек получает еду. Поэтому и называют землю кормилицей. Вывод: Почва находится на поверхности земли. Почва состоит из воздуха, песка, глины и камешков, воздуха и воды.

Класс: 4

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).

Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение - 3 мин.).

Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).

По трубе течёт
Пироги печёт (газ).

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (нефть).

Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи... (железная руда).

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).

Покрывают им дороги
Улицы в селениях (известняк).

Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий (угол).

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).

А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие - могут согласиться или что-то добавить).

Что объединяет эти полезные ископаемые?

Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

Физминутка

Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли (шагаем).

III. Формулирование темы и целей урока.

В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

“.......................- кормилица”
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

IV. Открытие “новых знаний”.

Почва и её состав.

А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. (Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

Знакомство с образцами почв.

Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва - тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

Продолжите поговорку: Что посеешь, то и... пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

Охрана почвы (Слайд 10).

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

V. Рефлексия.

Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

Сегодня на уроке было интересно...

Для меня было открытием...

Свой опыт я могу применить...

Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...? (Слайд 12).

Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

VI. Домашнее задание. (Слайд 13).

Анатолий ОНЕГОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Огурцы, похожие на груши, вырастают на грядке, когда в почве недостает калия.

За ячменем на полях высевали овес.

Сокращаются площади лугов - следом уменьшается количество скота и навоза.

Наверное, вам приходилось встречать в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, огурчики-уродцы. Одни из них похожи на перец - хвостики огурчиков тонки и загибаются; другие - на грушу, - "головка" плохо развита, а низ раздут точь-в-точь как у груши. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды, напоминающие грушу, - если не достает калия.

Азот, фосфор, калий, а так- же сера, магний, кальций, железо требуются растениям в больших количествах, поэтому и именуют их макроэлементами. Другие необходимые для питания вещества - микроэлементы - растениям нужны в гораздо меньших дозах. Микроэлементами считаются: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, йод.

Давно известно и то, как ведут себя растения, когда им недостает в питании того или иного макро- или микроэлемента. Не будет хватать азота - и растения сразу замедлят свой рост, а листья из зеленых сделаются светло-зелеными.

Недостает фосфора - задержится их рост, цветение и созревание плодов, листья начнут приобретать фиолетовый цвет и не станут образовываться боковые побеги.

Не хватит калия - листья сделаются вялыми, и на них появятся бурые пятна, а края пожелтеют.

При дефиците кальция растения не вырастут, останутся крошечными карликами.

А при отсутствии меди они не могут развиваться вообще и вскоре после появления всходов погибают.

Все перечисленные элементы питания растения получают из почвы. Калий, фосфор, кальций, сера, железо... находятся в земле, богата ими та же глина, которая лежит ниже верхнего плодородного слоя почвы. А вот азот в почве не содержится - он поступает из воздуха в результате деятельности особых бактерий, которые и поглощают азот, находящийся в воздухе, и обогащают почву этим элементом.

Для успешной работы таких бактерий требуется два условия: доступ в почву кислорода и ее слабая кислотность. Вот почему почвы по низким, сырым местам куда бедней азотом, чем почвы на высоких и сухих местах.

К сожалению, естественное накопление азота в почве идет медленно, а извлечь его культурные растения могут очень быстро - для этого хватает всего несколько лет. Достаточно быстро могут быть вынесены из почвы и другие элементы питания.

Еще в самом начале восьмидесятых годов в Финляндии мне показали рисунок из книги, адресованной школьникам. На рисунке рядом были два хлеба. Один - небольшой, а другой - хлеб-великан. Под рисунком были такие подписи: еще совсем недавно для того, чтобы наш организм получил все необходимые ему микроэлементы, достаточно было съесть небольшой каравай хлеба; теперь, когда земля уже поработала на людей, чтобы получить такое же количество необходимых микроэлементов, надо употребить в пищу вот такой хлеб-гигант. Так финским школьникам объясняли, что без внесения в почву микроэлементов нормальная жизнь людей скоро будет невозможна вообще. О том, что в почву надо вносить все макроэлементы питания, уже не говорилось - это была истина.

Как-то в научной литературе прочитал я об урожаях зерновых, которые собирали еще при царе Алексее Михайловиче на Русском Севере (речь шла о монастырских землях). Эти урожаи характеризовались такими цифрами: "сам-5", "сам-7", "сам-11", а то и "сам-13"". Что такое "сам-5"? Посеяли пуд зерна, а получили пять пудов. А "сам-13" - посеяли один пуд, а вырастили 13 пудов! Очень высокие показатели и по нынешним временам: если на гектар пашни расходовать хотя бы 200 килограммов зерна, то урожай может быть 26 центнеров с гектара. Учтите, что в те времена не было сегодняшних сеялок, и зерно не высевали рядками, а разбрасывали рукой, и рос хлеб сплошной густой стеной. При таком способе посева на гектар пашни шло не 200-250 килограммов семян, а 400, и урожай "сам-13" выглядел иначе: не 26 центнеров с гектара, а 52 центнера! И это на северных пашнях, сиротских подзолах, отвоеванных в свое время у леса с помощью огня! Лес выжигали весь, до основания, вместе с ним выгорала и почва - ее верхний плодородный слой. Зола на месте пепелища содержала все макро- и микроэлементы, но в ней не было азота. Азота не оставалось и в почве - он улетучивался. В выгоревшей почве не находилось ничего живого: ни аэробных микроорганизмов, ни бактерий, умеющих связывать азот и передавать его почве. Голая пустыня только год-другой давала за счет золы какой-то урожай (зола - первое минеральное удобрение, с которым столкнулся человек). Затем недавнее пожарище люди оставляли, и оно постепенно зарастало сначала иван-чаем (кипреем), затем малиной, позже березой, осиной, ольхой. И вот на такой земле-пепелище в XVII веке собирали урожай, который недостижим нынче многим современным хозяйствам?! А волшебной палочкой был самый обычный навоз, что по весне вывозили на поля и запахивали в почву. Навоз оказался вторым удобрением, с которым встретился человек, причем органическим, дающим пищу различным микроорганизмам, и полным, содержащим все необходимые растению элементы питания, включая и азот.

В те же времена, когда собирали по северным землям богатые урожаи, навоз там был товаром, имел свою цену, и коров в хозяйстве часто держали не ради молока и масла, а ради удобрения.

По весне навоз, еще по снегу, вывозили на поля. После таяния снега, когда земля подсыхала, его запахивали. Заправленная навозом пашня отдыхала до осени, а по осени поле засевали озимой рожью. На следующий год рожь убирали, оставшуюся после хлеба стерню осенью запахивали, а новой весной на этом поле выращивали уже яровую культуру, тот же ячмень. На третий год следом за ячменем высевали овес.

Овес убирали, и только на другую весну на поле снова вывозили навоз. То есть навоз вносили в землю один раз в четыре года: 40 тонн на гектар пашни. Такое количество навоза давали за четыре года одна корова с теленком и небольшое стадо овец. Выходит, одна корова могла обеспечить полноценным удобрением один гектар пашни. Хочешь пахать и собирать урожай с двух гектаров пашни, заводи две коровы.

Кстати, на гектар пашни 40 тонн навоза - это и сегодняшняя норма удобрения для выращивания хлебов, картофеля, капусты. Должна быть выдержана эта пропорция и у нас на огороде, если мы обходимся одними органическими удобрениями. На грядку шириной 1 метр и длиной 10 метров надо вносить один раз в четыре года 40 килограммов навоза - из расчета 4 килограмма навоза на 1 квадратный метр, или ведро навоза (сырого) на 2 квадратных метра огорода. По свежему навозу, внесенному осенью, можно выращивать либо капусту, либо картофель; затем корнеплоды, зеленные овощи. Перед третьей, а тем более четвертой культурой почву надо подправить, ибо под пар свою землю мы не отводим.

Так раскрылась для меня тайна высоких урожаев на нашей северной земле. А как обстояло дело с урожаями зерновых южнее, в той же средней полосе нашей страны?.. Здесь урожаи были куда меньше, причем с годами они продолжали снижаться. Откроем Полную энциклопедию русского сельского хозяйства, том Х. Урожай ржи в России последнего десятилетия XIX века (средний по всем областям) был 40 пудов с десятины, чуть больше 6 центнеров с гектара. В то время, как в Германии 14 центнеров с гектара. А ведь рожь - основной хлеб для Нечерноземья, 6 центнеров с гектара - это не чистая прибыль, отсюда надо вычесть еще зерно, которое оставляли на семена. Что же приходилось тогда крестьянину и его семье на целый год жизни?

Передо мной небольшая книжечка - лекция профессора К. А. Тимирязева "Наука и земледелец". На обложке авторское указание: "Гонорар с этой книги предназначается в пользу голодающих".

Книжка появилась в 1906 году и, видимо, никак не приурочена к конкретному голодному году, вызванному стихией, - речь идет о жертвах другого, хронического голода в России:

"В настоящее время, разве только какие-нибудь щедринские генералы не сознают, что Россию кормит крестьянин. Он сам зовет своей кормилицей землю. Но так ли оно на деле? Вот что, не далее, как вчера, можно было прочесть в газетах: "По сведениям, поступившим в Высочайше утвержденное под председательством И. А. Горемыкина совещание об удовлетворении потребностей сельского населения, оказывается, что в общем в 50-ти губерниях, количество хлеба, приходящегося на душу обоего пола, не достигает годовой нормы продовольствия одной души, 20 пудов - на 3,4 пуда, т. е. 17 процентов меньше нормы". Тот, кто кормит Россию, сам недоедает. И недоедает потому, что старая кормилица-земля отказывается его по-прежнему кормить... Что же нужно сделать, чтобы разрешить эту задачу о двух колосьях? Кто принесет эту разгадку?"

Причина хронического голода в России крылась прежде всего в нехватке навоза. В свое время была широко известна немецкая поговорка - "луг - кормилец пашни". Причем было точно известно, луг какого размера может накормить пашню площадью 1 гектар: 2 гектара луга - 1 гектар пашни. Цифры эти можно подтвердить все той же нормой навоза: одна корова снабжает навозом 1 гектар пашни, а корову кормит сеном в стойловый период луг размером 2 гектара.

Но такие соотношения "луг-пашня" сохранились лишь там, где была в достатке земля. На севере достаток был, южнее население росло очень быстро и, чтобы прокормить людей, приходилось увеличивать пашню за счет луга. Площади лугов сокращались, уменьшалось количество скота и навоза, а следом падали и урожаи.

Но это еще не все беды земли, слывшей когда-то щедрой кормилицей. Луга, где из года в год заготавливали сено для скотины, конечно, теряли свою силу, свое плодородие, ибо в то время их не удобряли. Каждый раз в сене было все меньше и меньше необходимых для питания растений макро- и микроэлементов. Выходит, и навоз становился все менее и менее ценным. К тому же калия и фосфора, которые расходуются на строительство тканей растения, возвращалось в поле чуть более 40%. Вот так и теряла пашня свою силу, потому что терял свои силу луг, а следом и навоз. Но сено заготавливали с одного и того же луга из года в год и на севере, а урожаи там долгое время держались достаточно высокими.

Оказывается, на севере сено чаще всего косили с пойменных лугов, с низин, которые каждую весну омывали вешние воды. Весенняя вода несла с собой большое количество питательных веществ, вымытых в разных местах во время половодья, и оставляла их в пойме реки, ручья, на сыром низком лугу. Почва удобрялась каждую весну снова и снова, а потому и росла здесь всегда прекрасная трава, идущая на корм скоту.

Но и в прежние времена не каждое хозяйство было обеспечено пойменными угодьями. Да и обычных, не пойменных лугов не всегда хватало. И тогда распахивали те угодья, где еще недавно заготавливали сено для скотины, забывая, что без достаточного количества навоза не будет желанного урожая.

Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Восточное окружное управление образования СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА ЗЕМЛЯ - НАША КОРМИЛИЦА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Мы привыкли считать, что наша страна богаче всех по природным ресурсам. Действительно, в России много лесов, рек и земли, так что можно расходовать эти сокровища, не заботясь о будущем. Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

Половина населения земли не имеет возможности пить чистую воду. Наша страна занимает второе место в мире по запасам воды. Хотя воды много, мы должны научиться её беречь. Современные предприятия очищают воду и используют её вторично, не загрязняя ближайшие водоёмы. Жители городов, сел должны иметь новые трубы, современные краны, счетчики, что дает экономию расходования воды. В сельском хозяйстве вода тоже должна тратиться рационально. Человек на 80% состоит из воды. Будет в городе хорошая, чистая вода – будут здоровые и крепкие люди.

Лес и его обитатели тоже нуждаются в защите человека. История показала нам, что в Европе за последние годы исчезли большие площади лесов. Например, в современной Германии нет исторических лесов, все леса посажены руками человека. Мы не хотим этого. Лес – это «зеленые» легкие наших городов, кладовая полезных продуктов, он охраняет реки, дороги, дает приют и пищу животным и птицам. В лесном воздухе в 300 раз меньше бактерий, чем в городском.

Вырубая деревья, распахивая землю, люди сокращают место обитания зверей. Очень часто люди, побывав в лесу, оставляют после себя на уютных полянках горы мусора и битые бутылки, донышки которых могут стать причиной лесных пожаров. Вот почему так важно, что бы лес всегда был чист и свеж!

Спасти животных помогают заповедники. «Лосиный остров » - национальный парк, расположенный в нашем округе. Его территория 12 тыс. гектаров. Там растет 500 видов растений, живут 280 животных, 200 видов птиц. Жители нашего района в осенние и зимние время устраивают в парке кормушки. Я с семьей хожу туда кормить белочек орешками, синичек, воробушков и голубей и уток - хлебом.

Но есть еще и почва – одно из главных богатств, которое дает человеку пищу. Это тонкий плодородный слой, он покрывает всю сушу нашей планеты. Почва образуется в результате взаимодействия воздуха, воды и живых организмов. Земельные ресурсы нашей страны огромны, но количество плодородной земли непрерывно сокращается: строятся новые дороги и города, заводы и фабрики. Но у почвы есть замечательное свойство – она умеет восстанавливаться самостоятельно при помощи круговорота веществ в природе. Сейчас наша задача – не отбирать что – либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющие богатства. ПОЧВА

Ученые давно задумались, что ухудшение условий жизни на земле может иметь катастрофические последствия. Они решили создать действующую модель биосферы. Это помогло бы подготовиться к жизни в космосе: если вдруг придется переселяться на другие планеты. Кроме того, такие системы могут быть полезны в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.

Американские ученые построили громадное помещение под стеклянным колпаком, где были все земные природные условия: пустыня, саванна, лес и даже рукотворные водоёмы. Растения должны были обеспечить и кислород, и лёгкую пищу, а козы, куры, океанская живность - давать сытные обеды. Были созданы условия для искусственных осадков, влага выпадала обильными дождями. Кислород, который выделяли деревья, был необходим для дыхания людей, животных и микроорганизмов, а поглощение ими углекислого газа должно было повысить урожайность растений. Сначала все было хорошо, но через несколько недель микроорганизмы истощили воздух, люди страдали от недостатка кислорода и пищи. Саванна и лес быстро заполнялись бактериями, которые уничтожали их. Расплодилось огромное количество насекомых, особенно тараканов и муравьёв. БИОСФЕРА - 2

УТРОЙСТВО БИОСФЕРЫ - 2

Как ни старались учёные учесть каждую мелочь, им не удалось повторить то, что сотворила мать-природа. Этот эксперимент показал, что создать искусственные условия для круговорота веществ без сбоя человек пока не в состоянии. Сейчас наша задача – не отбирать что-либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющиеся богатства. Скрылёва Варвара, 4 «А» класс.

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды