Восприятие

Это целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.


Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.


  • Восприятие в I-II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов.

  • К III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

  • В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют.

В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Для детей младшего школьного возраста, очень многое в новинку, и потому интересно. Но, несмотря на то, что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого -- в особенностях детского восприятия.

В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.

Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.

Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.

У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.

Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.


Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.

Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.

Проблема когнитивного развития у подростков

Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации.

В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь.

Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.

Развитие мышления в подростковом возрасте .
Прежде всего, продолжается развитие теоретического мышления. Подросток вполне может абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно.

На основе общей информации он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Вместе с тем, на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к ряду негативных явлений.

Так, в следствии появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запоминать. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они могут жаловаться на плохую память.

По мере взросления ребенок постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем более сложные формы воображения могут проявляться у человека.

Данная тенденция в подростковом возрасте, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству, некоторые начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием.

В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное – правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в том, что от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста переходят к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до способности сочинения на заданную или произвольную тему.

Когнитивные основы психологической культуры человека

психологическая культура – этоуровень самопознания человечества , сокровищница психологических знаний и тот уровень ,который определяет отношение человека к окружающим людям , к самим себе , к природе . Но мы поступим иначе: сделаем анализ структуры психологической культуры, и это будет полезнее, чем давать такое короткое определение. Прежде всего скажем, что психологическая культура включает в себя два основных компонента, два основных блока. Один блок назовем теоретическим, или теоретико-концептуальным, а второй – практическим (это – психологическая деятельность).

В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретической деятельности психологов, т. е. те классические труды в области психологии, которые представляют собой результаты психологического самопознания. Таким образом, теория познания человеком самого себя – часть психологической культуры. В состав психологической культуры входит психологическая деятельность. Что это такое? Психологическая деятельность – это деятельность по психологическому самообслуживанию, т. е. та, которая обслуживает его внутренний мир. Не об этом ли писал замечательный поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь – Душа обязана трудиться – И день и ночь, и день и ночь.

Психологическая деятельность осуществляется в двух мирах нашего существования – во внутреннем пространстве (внутреннем мире собственной личности) и во внешнем пространстве (среди других людей). Это деятельность самопознания, связанная с формированием собственного внутреннего мира, со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, межличностное взаимодействие, которое тоже, как мы дальше увидим, определяется, опосредуется психологической культурой.

Надо сказать, что рассмотрение именно психологической работы человека над собой как деятельности очень выразительно определил психолог Ф. Е. Василюк в книге «О психологии переживания»: «...Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на становление смыслового соответствия между сознанием и бытием».

Как видите, это фактически та внутренняя работа, которой занимается человек в своем внутреннем мире. Следовательно, чтобы овладеть психологической культурой, чтобы стать психологически компетентным человеком, надо не только знать самого себя, но и уметь действовать во внутреннем мире своей личности и в межличностном пространстве. Итак, знать и уметь... Но есть еще один важный глагол – хотеть . Без желания, стремления, решимости невозможно узнать о себе как можно больше и научиться психологической культуре.

Л. Н. Толстой писал в дневнике: «Нам кажется, что настоящая работа – это работа над чем-нибудь внешним – производить. Собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа – пустяки».

Важно обсудить и то, как осуществляется эта работа во внутреннем мире личности. Может быть, всякий раз, когда надо «запустить» механизмы психологической деятельности, необходимо вспоминать какие-то теоретические психологические положения, культурнопсихологические правила и предписания? Случается и такое. Но в большинстве случаев психологические знания и умения «срабатывают», так сказать, в автоматическом режиме. Примерно то же происходит и с использованием на практике других элементов культуры. Сначала, к примеру, надо выучить правила орфографии и пунктуации, а затем у грамотного человека они срабатывают автоматически: не надо заново вспоминать правила о безударных гласных или о непроизносимых согласных – рука «сама» напишет правильно. Примерно так же срабатывают и элементы психологической грамотности.

Таким образом, формирование психологической культуры – это выстраивание мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.
В цикле лекций Е.А. Сергиенко рассказывает о том, как появляется у ребёнка способность к осознанию себя и пониманию внутреннего мира других людей. Рассматриваются различные индикаторы развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, например, способность обманывать другого и распознавать ошибочное мнение.

Портал психологических новостей PsyPress.ru - http://psypress.ru/media/25924.shtml [Цикл лекций Е.А. Сергиенко "Как ребёнок познаёт мир"]

восприятие школьник слово произвольность

Для учебной деятельности младшего школьника особенно важным является развитие восприятия такого пространственного свойства, как форма предметов.

Особенности восприятия формы предметов изучены еще недостаточно. Ряд зарубежных психологов считает, что дети противопоставляют форму и цвет при восприятии предмета. Однако, как показывают исследования Е.И. Игнатьева, к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда »% не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, а в других -- цвет.

Например, для флага более значимым признаком является цвет, а для автомашины -- форма.

Люблинская, возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур. Это относится прежде всего к плоскостным фигурам (квадрат, круг, треугольник). В то же время младшие школьники испытывают затруднения в назывании объемных фигур. Обычно до школы дети знают только две формы: шар и куб. Причем куб им знаком не как геометрическое тело, а как строительный материал (кубик). Незнакомые же объемные формы дети опредмечивают: цилиндр называют стаканом, конус (опрокинутый) -- крышкой и т. и. Как отмечает А.А. Люблинская, младшие школьники легко пугают объемные тела с плоскими формами. Например, круг с шаром, круг называют «шариком», «мячиком». Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов. Нужно помочь ему расчленить знак на отдельные элементы и снова сконструировать его из них.

В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения.

Особенности восприятия сюжетной картинки

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог А. Бине, а затем немецкий психолог В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки: стадия перечисления (от 2 до 5 лет), стадия описания (от 6 до 9--10 лет) и стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9--10 лет). Исследования советских психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка.

Как отмечает А.А. Люблинская, огромное значение имеет вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Вопрос «Что на картинке?» направляет на перечисление, а вот вопрос о событиях, изображенных на картинке, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия. Младшие школьники могут выделить главное в картинке, дать ей название.

Особенности восприятия времени

Восприятие времени для младших школьников представляет значительные трудности. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н.С. Шабалиным установлено, что восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем что у учащихся еще не выработался рефлекс на время и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин).

Важным вопросом, имеющим практическое значение, является восприятие и воспроизведение темпа. Еще Э. Мейман провел исследование по данному вопросу с детьми 6--14 лет. Он показал, что детям без особых упражнений доступны только средние темпы и простые построения тактов. «Младшие дети до 8 - летнего возраста не умеют ни улавливать, ни воспроизводить быстрых и медленных темпов. Для 7 - летнего ребенка промежутки в 0,4 с представляют собой уже наивысший доступный предел быстроты, а при промежутках в 2 с даже у некоторых 12 - летних детей прекращается способность правильно отмечать их при параллельном отбивании такта. При самых маленьких промежутках времени дети отбивают такт слишком медленно, а при более значительных--слишком быстро; при этом наблюдается, что дети даже не замечают своей ошибки, из чего явствует вместе с тем неудовлетворительное улавливание данного темпа». «Мы видим, -- пишет Э. Мейман,--что чувство такта у ребенка нуждается в воспитании». Однако оно «может быть и у детей младшего возраста доведено до значительного совершенства с помощью упражнений». В связи с этим учитель должен постоянно следить за темпом своей речи, темпом письма на доске и темпом речи самих учащихся при ответах, а также на музыкальных занятиях.

Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации жизни и деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже второклассники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильно ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, сколько можно гулять, сколько времени требуется, чтобы не опоздать в школу, и т. п. Чувство времени не развивается, если ученика не приучать к выполнению режима дня.

Младшие школьники лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ таких промежутков времени, как век, эпоха, эра. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо применять хорошо продуманные наглядные пособия, посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии в города и села, где сохранились памятники старины, т. е. необходимо использовать все возможности наглядно - чувственного восприятия и познания исторической эпохи.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия младших школьников. Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов. Развитие наблюдения и наблюдательности.

Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте.

Трудности, которые испытывает ребенок в школе часто бывают обусловлены неразвитостью познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок иногда и хочет учиться, но не может из-за недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определœенному виду познавательной деятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учителя обычно не учитывают. К примеру, у конкретного школьника есть форме, а в наше школе резко доминирует словесный способ предрасположенность к лучшему усвоению учебного материала в наглядно-образной преподнесения знаний.

В случае если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и лишь отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит в данный возрастной период, а дальше не происходят.

Ощущение - ϶ᴛᴏ простейший психический процесс, возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя.

Учёт индивидуальных особенностей сенсорики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. При обучении желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. Для решения этой задачи в американской школе начал вводиться новый способ подачи информации учащемуся, получивший название мульти–медиа. Он дает возможность с помощью компьютеризированных средств обучения вводить учебную информацию через несколько анализаторов.

Вместе с тем, желательно учителю знать, имеются ли в классе дети с дефектами того или иного анализатора: близорукие, дети с цветовой слепотой, слабослышащие. Таким детям нужна консультация с дефектологом, предоставлять им наилучшие для приема информации места в классе, преподносить учебный материал, учитывая особенности их зрительного или слухового аппарата͵ проверять правильность усвоения сообщаемых знаний, знать о возможных ошибках, возникающих в связи с дефектами анализатора, и не снижать оценку за них и т.д.

Педагогу важно помнить, что развитие сенсорики важно не только само по себе. Она тесно связана со всœей личностью человека. Эту проблему имел ввиду прежде всœего Г. Фехнер, начиная изучение ощущений. Говоря о личности, можно отметить тесную связь ощущений с информационными потребностями. Еще Песталоцци писал: ”Глаз хочет видеть, а сердце – любить”. Информационные потребности очень сильны. Это наглядно выявляется при сенсорной депривации, ᴛ.ᴇ. при ограничении потока сенсорной информации в мозᴦ. Сенсорная депривация подробно изучалась в космической медицинœе и психологии. Экспериментальные данные подтверждаются и житейскими наблюдениями. Во время Великой Отечественной войны многие родители, находившиеся с детьми на оккупированной территории, прятали их от посторонних глаз в сараях, кладовых, запрещали гулять по улице. Выявлено, что такие дети начинали заметно отличаться от своих благополучных сверстников снижением общего уровня умственного развития.

Проблемой изучения и развития сенсорной сферы занимался Л.А. Венгер на детях дошкольного возраста.

Особенности восприятия младших школьников.

В дошкольном возрасте ребенок достигает достаточно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. При этом ребенок еще не проникает за видимость вещей, т.к. вещи существуют для него и интересуют его как объекты непосредственной практической деятельности. Но между тем сущность вещей не лежит на поверхности, она раскрывается в процессе познания. Переход к изучению науки - ϶ᴛᴏ переход к познанию мира таким, каким он является объективно для человеческого познания. Ж. Пиаже в своих работах показал, что ребенок 6-7 лет еще не может себе представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают данный мир другие люди. В случае если показать ребенку макет, на котором представлены три горы различной высоты, взаимно закрывающие друг друга, а затем предложить найти среди нескольких рисунков тот, в котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он относительно легко справиться с задачей. Но если затем предложить ребенку выбрать тот рисунок, на котором изображено расположение гор, как их видит человек, смотрящий на них с другой точки, то ребенок всœе равно выбирает тот рисунок, который отражает его собственное видение. Ребенок не может себе представить, что горы можно видеть по-разному, исходя из того, с какой точки на них смотреть.

Другой особенностью восприятия является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Этот недостаток восприятия Пиаже демонстрирует на простых опытах. В случае если положить перед ребенком два ряда пуговиц, один под другим, так, чтобы пуговицы одного ряда точно соответствовали пуговицам другого ряда, и спросить у ребенка, в каком ряду их больше, то он без труда ответит, что пуговиц в обоих рядах одинаковое количество. Но если в одном из рядов увеличить расстояние между пуговицами и повторить вопрос, то ребенок укажет на более длинный ряд, полагая, что в нем пуговиц больше.

Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Это прежде всœего новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. При этом восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной неточности. В.А. Крутецкий выделил следующие особенности восприятия.

Наиболее характерная черта восприятия в данном возрасте – малая дифференцированность восприятия. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами предметы (путают буквы “ш” и ”щ”, слова “поставил” и ”подставил”, изображение ржи и пшеницы). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии, ᴛ.ᴇ. углубленного, организованного и целœенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые взрослый не обратил бы внимания, а существенные детали при этом не воспринимаются. К примеру, первоклассникам показали изображение белки, убрали изображение и предложили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники очень многого не заметили на картинке. Οʜᴎ спрашивали, есть ли у белки усы, брови, какие у нее глаза, уши и т.д.

Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит что-то делать с нам, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.

Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем символическое и схематическое изображение.

Но восприятие наглядного изображения может затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, замедляют темп чтения, увеличивают количество ошибок, т.к. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов. Все это делает чтение неточным и субъективным.

Восприятие времени и пространства учениками 1-4 классов.

Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что крайне важно учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в данном плане очень ограничен и беден. На уроках истории они вынуждены оперировать понятиями “век”, “тысячелœетие”, “эра”, “эпоха”, а также оценивать величины стран, континœентов, морей и океанов, длину рек и т.д. Все это выходит за пределы непосредственного опыта и воспринимается как “давно” и “далеко”. Исследования показали, что часто младшие школьники совершенно не понимают отдаленности событий во времени, исторические даты нередко являются для них абстракцией. Описан случай, когда третьеклассник серьезно спрашивал у деда, видел ли он мамонтов. Мальчик абстрактно знал, что дедушка родился 80 лет назад, а мамонты жили на Земле десятки тысяч лет назад, но оба события реально означали для него “очень давно”. Психологически можно объяснить и ответ ученика 3 класса по истории, который определил длину водного торгового пути из Скандинавии на Балканский полуостров (из Варяг в Греки): “километров сто!” Учителю крайне важно специально учить школьников правильно воспринимать и оценивать временные и пространственные отношения, не удовлетворяясь формально правильными ответами, т.к. даже при правильном ответе ученик будет очень смутно представлять реальное значение пространственных соотношений.

Развитие наблюдения и наблюдательности.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всœего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целœенаправленной и управляемой деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в процессе обучения восприятие, становясь особой целœенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер –организованного наблюдения.

Условиями успешного овладения методом наблюдения является: постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т.д. Когда наблюдение становиться привычной чертой характера человека, мы говорим о проявлении у него наблюдательности.

Для воспитания у школьников наблюдательности рекомендуется:

– помочь ему овладеть методом наблюдения;

– постоянно тренировать его в применении этого метода в жизни, и научить оценивать правильность результатов, сделать наблюдение привычным для ребенка;

– развивать у школьника любознательность;

– поощрять учащегося к постановке как можно большего количества вопросов в процессе наблюдения;

– научить школьника длительному наблюдению, а затем быстрому. Станиславский тренировал наблюдательность актеров так: вначале давал ему для наблюдения и последующего описания несколько предметов 30 сек. И постепенно период наблюдения сводил до 3-4 сек.;

– проводить совместное наблюдение в классе и во время внеклассных мероприятий (посœещение кинотеатров, театров и т.д.) с последующим коллективным обсуждением;

– чаще применять средства наглядности в процессе обучения.

Сотрудниками кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (ᴦ. Санкт-Петербург) разработан многодневный тренинг наблюдательности.

Проблему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении успешно исследовал Л.В. Занков.

Для эффективного развития восприятия можно рекомендовать следующие приемы:

1. Штрихованные фигуры. В начале тренировки они должны содержать небольшие пропуски в линиях изображения объекта. Далее следует давать для восприятия изображения, составленные из немногих значительно удаленных друг от друга штрихов. Потом переходить к многопредметному изображению, а затем и к сюжетной картинке.

2. Узнавание предметов по немногим характерным признакам. Для этого нужно постоянно знакомить учащихся с изображениями и предметами, содержащими яркие и броские признаки, ᴛ.ᴇ. всœе время обогащать память.

3. Учить видеть различные образы в облаках, кусочках грязи, ветвях деревьев и т.д. Именно этим путем учил развивать восприятие и воображение у художников еще Леонардо да Винчи.

4.Образное сравнение. Сравниваться должны естественные объекты (люди, животные, предметы быта), а не геометрические фигуры и предметы с абстрактной формой. Упражнения на образное сравнение достаточно разработаны. Учителю нужно их больше применять на практике. Это бывают вопросы: “На что похожи эти изображения?”, “Кто увидит в таком изображении больше образов” и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ." 2017, 2018.

Ученикам первого класса дали задачу с так называемыми лишними данными: «Я вошел в магазин в 9 часов утра и пробыл в нем до 10 ч утра. Я купил там 6 м ситца по 1 р. 10 к. за метр и 3 метра шелка по 6 р. за метр. За все я заплатил 25 рублей. Сколько времени я пробыл в магазине?»

Некоторые первоклассники сразу восприняли существенное в задаче, отношение ее взаимосвязанных величин. Один мальчик после чтения задачи говорит: «А тут легко узнать: десять минус девять (смеется) получится один час. Не понимаю, зачем дано все остальное». Другие дети воспринимают в задаче лишь разрозненные данные, не связанные друг с другом; они стремятся использовать все эти данные независимо от того, нужно это для решения задачи или нет. Эту же задачу один из учеников решает так: «Сначала узнаем, сколько стоят 6 м ситца; потом - сколько стоит 3 м шелка...» Производит соответствующие вычисления. Путаясь в лишних данных, он беспорядочно комбинирует элементы задачи в надежде получить верный ответ. Только постепенно, с помощью учителя он постигает смысл задания.

Воспринять учебный материал - это всегда значит как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись.

Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведения, за этими внимательными глазами кроется сугубо индивидуальная мыслительная деятельность. Здесь начинается та область, в которую нельзя вторгаться с одинаковыми мерками. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по-разному.

В одном первом классе мы провели такое занятие: прочитали детям сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попросили ее пересказать.

Герои сказки - цифры, с которыми производятся определенные математические действия (математическое содержание). В то же время в ней есть сюжет, характеристики действующих лиц (литературное содержание). Кроме того, это сказка, значит, имеется простор для фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как выполняют его дети?

Приведем текст сказки с некоторыми сокращениями.

Пятерка с плюсом
«Караул! Спасите!» - кричала бедная Пятерка, что есть мочи улепетывая по улице. «Что с тобой? Что случилось?» - «Что? Неужели вы не видите, что за мной гонится Вычитание? Если оно меня догонит, случится такое несчастье!» И несчастье случилось, да еще какое! Вычитание подскочило к бедняжке сзади, сграбастало ее за шиворот, и ну полосовать своей острой-преострой шпагой, которую все принимали за обыкновенный минус. Только клочья полетели от бедной Пятерки, и неизвестно, осталась бы от нее хоть одна-единственная единица, если бы на ее счастье мимо не проехала машина. Вычитание оглянулось на минутку, а Пятерка быстрее в сторону, юркнула в первое попавшееся парадное и забилась в самый темный угол. Однако она уже не была больше Пятеркой, а стала Четверкой, да вдобавок еще с разбитым носом.

Сидит Четверка ни жива ни мертва, вдруг раздается голосок, такой ласковый: «Бедняжка! Кто тебя так отделал? Ты подралась со своими подружками?» О, если бы Четверка сразу разглядела, кто это говорит таким сладким голосом! Перед Четверкой стояло Деление собственной персоной. Бедная Четверка пропищала чуть слышно: «Добрый вечер», - и попробовала было бочком протиснуться к выходу. Но Деление оказалось проворнее. Оно выхватило свои страшные ножницы и - трах! - разрезало горемыку пополам. Не стало больше Четверки. Вместо нее оказались две Двойки. Одну Деление запихало себе в карман, а другая не растерялась и опрометью за дверь. Перебежала через улицу и чуть не на ходу вскочила в трамвай.

«Когда-то я была Пятеркой, - плакала она, - а теперь, смотрите, что от меня осталось - Двойка!» Все ученики, что ехали в трамвае, вскочили со скамеек и со всех ног кинулись от нее, потому что никому не хотелось иметь дело с Двойкой... Кондуктор покосился на Двойку и сердито сказал: «Ездят тут всякие! Невелика птица, могла и пешочком пройти». «Так я же не виновата!» - закричала сквозь слезы бывшая Пятерка. Она покраснела и на первой же остановке выскочила из трамвая. И тут она наступила кому-то на ногу. «Ой! Простите, пожалуйста, синьор!» - залепетала она. Но синьор не рассердился. Он даже улыбнулся. От удивления Двойка открыла глаза... и вдруг узнала. Ба! Да ведь это же старое доброе Умножение. Ни у кого на свете нет такого доброго сердца, как у Умножения. Оно - раз! - и умножило Двойку сразу на три! И получилась не просто Пятерка, а Пятерка с плюсом. Потому что все учителя вместо шестерки всегда ставят пятерку с плюсом».

Оказалось, что дети восприняли сказку совершенно по-разному. Каждый первоклассник выделил, вычленил в сказке самое существенное со своей точки зрения, расставил свои смысловые акценты в зависимости от того, что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание.

Для сравнения приведем пересказы, сделанные двумя наиболее характерными группами учащихся.

Дети первой группы содержание сказки передают чрезвычайно сжато, без эмоций, без подробностей приключений Пятерки. Пятерку эти дети воспринимают только как число, с которым производятся определенные математические преобразования.

Вот как передает содержание сказки Саша Г.: «От Пятерки отняли единицу, получилась Четверка. Деление разделило Четверку на два, получилось два. Умножение умножило два на три, но получилось пять с плюсом, потому что это сказка, шесть должно получиться».

А вот рассказ Лены И., типичный для второй группы первоклассников: «На улице была Пятерка. Она бежала. Кто-то закричал: «Пятерка! Что с тобой?» Пятерка крикнула, что за ней гонится Деление, и если Деление ее догонит, то случится несчастье. Ей не поверили. Но правда, случилось большое несчастье. Ее догнало Деление и стало колоть острой шпагой. Потом из нее получилась Четверка, и то с отрезанным носом. Когда она забилась в парадное, в угол-то, кто-то ласково сказал, а Четверка пропищала тоненьким голосом: «Здравствуйте», - и только хотела протиснуться к выходу, как ее кто-то там схватил и разрубил, получилась Двойка. Двойка, не теряя ни минуты, выскочила и прыгнула в трамвай. Когда ее увидели ребята, все отбежали от нее подальше. Никто не хотел связываться с Двойкой. Потом кондуктор посмотрел на нее сердито и сказал: «Ездят тут разные». Двойка даже покраснела от стыда. На первой же остановке она выскочила и как раз наступила кому-то на ногу и жалобно пропищала: «Ах! Простите, пожалуйста». Но человек не рассердился, а даже улыбнулся. А потом Двойка присмотрелась хорошенько и заметила, что это Умножение. Ни у кого нет такого доброго лица, как у Умножения. Все».

Здесь есть и эмоциональность, и образность, и последовательность приключений Пятерки, нет одного - математического содержания.

Мы спрашивали всех детей, не передавших математического содержания сказки, как получить из пятерки четыре, из четырех два и т. д. Всем им эти математические действия хорошо знакомы. Некоторые первоклассники находились под таким сильным впечатлением от сказки, что давали совершенно неожиданные ответы. Так, Костя Ч. на вопрос, что нужно сделать, чтобы получить из пятерки четверку, ответил: «Нужно шпагой отсечь от пятерки кусочек». Ребенка захватил сюжет сказки, и, отвечая на вопрос, он оставался еще под впечатлением приключений Пятерки. Только когда Костю спросили: «А на уроке математики как бы ты получил из пяти четыре?», он ответил: «Я бы от пяти отнял единицу». Математическая сторона сказки прошла мимо сознания Кости. Его интерес к литературно-образному началу направлял мыслительную деятельность мальчика во время слушания сказки, и он воспринял только приключения Пятерки, характеристики героев, их поведение.

Дети первой группы также вычленяли существенные элементы содержания сказки. Но это существенное они видели в другом. Приключения Пятерки для них не главное. Интерес к математике направил мыслительную деятельность этих детей на выявление математических преобразований Пятерки. Встреча цифры с математическим действием и получение определенного результата - вот это интересно, легко запоминается.

Надо заметить, что все дети этой группы заканчивали свой рассказ объяснением, что если два умножить на три, получается шесть, и только потому, что это сказка, получилось пять с плюсом. Этот результат их очень смущает. В то же время другие первоклассники не обращают на это внимания; им все равно, какое число получится в результате умножения, - важно то, что приключения Пятерки закончились благополучно.

Отсюда можно сделать несколько выводов. Во-первых, мы видим яркие индивидуальные особенности восприятия младших школьников, осмыслении, запоминании и воспроизведении одного и того же материала. Во-вторых, по характеру запоминания и воспроизведения материала можно в какой-то степени судить об интересе учащихся к тому или иному учебному предмету, области знания. В-третьих, в этом избирательном отношении к материалу проявляется определенная направленность умственной деятельности учащихся: одни дети непроизвольно уделили основное внимание математическому содержанию сказки, другие - литературному; определение такой направленности имеет большое значение в выявлении индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся. В-четвертых, чтобы учитель был уверен, что дети воспримут в учебном материале именно то, что он считает главным, наиболее существенным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно этой стороны материала, проверить выборочно разных ребят.

Тренировать и развивать восприятие младших школьников можно и с помощью специально подобранных игр. Приведем примеры нескольких игр, направленных на развитие различных модальностей восприятия (Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1997).

Игра «Измеряем на глазок»
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

Игра «Развиваем глазомер»
Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

Игра «Угадай голоса»
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2-3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

Игра «Угадай мелодию»
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3- 5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Развиваем чувство времени»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

Игра «На какой странице закладка?»
Ведущий готовит к игре 2-3 книги с разным количеством страниц, в каждой из которых закладка. Сначала дается первое задание: «Определите, сколько страниц в каждой книге», затем второе задание: «Укажите, на какой странице в каждой из книг лежит закладка». За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко. Если точных ответов не будет, побеждает тот игрок, который дал более близкий к правильному ответ.