В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

Классици́зм (фр.classicisme , от лат.classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIXвв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философииДекарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.Эстетикаклассицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель,Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода,трагедия,эпопея) и низкие (комедия,сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

43. Особенности стиля рококо в архитектуре и музыке

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715 -1723 ) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780 -х годов.Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны , представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков .

Музыка: В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов » Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула »). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен , Антуан Форкре , Андре Кампра , Жозеф Бодэн де Буамортье , Луи Николя Клерамбо , Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли .

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре . Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов» , аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных . Да и сам по себе инструмент, клавесин , переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности , что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Но даже и в крупных формах (операх , балетах и кантатах ) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту , практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом . Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия » Рамо, «Венецианские празднества » и «Галантная Европа » Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада . Очень популярен был также жанр пасторали , с такими же галантнымипастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами , занимающимися выпасом скота . В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая,портретно -пейзажная , пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина ,виолы , иногда с добавлением флейты , скрипок и гобоя ). Музицировали, как правило, всюитной форме , со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье , бурре ,менуэт , павана , гальярда , а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната -квартет» Гийома Гиймена , носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743 ). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля .

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

Низкие жанры:

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.




Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма


А. Д. Кантемир

Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

    Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);

  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.


В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.


А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.


Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».


Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.


Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Основные периоды русского классицизма

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
  2. 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
  3. 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).

Европейское направление классицизма было основано на идеях рационализма и канонах античного искусства. Оно предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали. Приоритетная цель такого направления - исполнение общественно-воспитательной функции искусства.

Формирование классицизма происходит на каждой объединённой территории, но в разные временные периоды. Необходимость этого направления ощущается в исторический период перехода от феодальной раздробленности к территориальной государственности при абсолютной монархии. В Европе становление классицизма произошло в первую очередь в Италии, но нельзя не отметить значительное влияние зарождающейся французской и английской буржуазии.

Классицизм в живописи

(Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры" )

В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Это породило волну интереса общественности к искусству. Несмотря на то, что взгляды классицизма подразумевают натуральное изображение всего, что представлено на картине, мастера эпохи Возрождения, как и античные творцы, идеализировали человеческие фигуры. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Эта тенденция, заимствованная у древнегреческих скульпторов, объясняется тем, что в античные времена человек преподносился как идеально творение бога без изъянов и недочётов.

(Клод Лоррен "Полдень. Отдых на пути в Египет" )

Античная мифология также оказала немалое воздействие на становление стиля. На начальных этапах она выражалась буквально, в виде мифических сюжетов. С течением времени проявления стали более завуалированными: мифология представлялась античными зданиями, существами или предметами. Поздний период ознаменовался символистической интерпретацией мифов: через отдельные элементы художники доносили собственные мысли, эмоции и настроения.

(Фёдор Михайлович Матвеев "Вид Рима. Колизей")

Функция классицизма в лоне мировой художественной культуры - это нравственное общественное воспитание, формирование этических норм и правил. Регламентация творческих законов провела строгую иерархию жанров, каждый из которых содержал формальные границы:

  • Низкие (натюрморт, пейзаж, портрет);
  • Высокие (исторические, мифологические, религиозные).

(Никола Пуссен "Аркадские пастухи" )

Основоположником стиля принято считать живописца Никола Пуссена. Его произведения построены на возвышенных философских сюжетах. С технической точки зрения, строй полотен гармоничен и дополнен ритмическим колоритом. Яркие примеры произведений мастера: «Нахождение Моисея», «Ринальдо и Армида», «Смерть Германика» и «Аркадские пастухи».

(Иван Петрович Аргунов "Портрет неизвестной в темно-голубом платье" )

В Российском искусстве классицизма преобладают портретные изображения. Почитателями данного стиля являются А. Агрунов, А. Антропов, Д. Левицкий, О. Кипренский, Ф. Рокотов.

Классицизм в архитектуре

Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:

  • палладианство

Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;

  • ампир

Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;

  • неогрек

«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления - Анри Лабруст и Лео фон Кленце. Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;

  • регентский стиль

В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном. Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь.

(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия )

Основные черты классицизма в архитектуре:

  • Величественная простота;
  • Минимальное количество деталей;
  • Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
  • Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
  • Высокие потолки, декорированные лепниной;
  • В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
  • Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.

(Большой Театр, Москва )

Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.

Заключение

Эпоха классицизма оставила после себя множество великолепных творений художников и архитекторов, которые можно наблюдать по всей Европе и по сей день. Самые масштабные проекты конца XVII и начала XIX века проходили под эгидой классицизма: отстраивались городские парки, курорты и даже новые города. К 20-м годам XIX века строгий стиль был разбавлен элементами роскошного барокко и ренессанса.