Выдающемуся российскому шахматисту 13 апреля исполнилось 40 лет Ольга ГУРИНА «ФАКТЫ» Дмитрий КОМАРОВ международный гроссмейстер, шахматный обозреватель «ФАКТОВ»

Через два месяца в столице Аргентины Буэнос-Айресе состоится объединительный матч между Гарри Каспаровым и нынешним чемпионом мира 19-летним украинцем Русланом Пономаревым. Эта встреча станет определяющей в судьбе Каспарова. Он и сегодня является сильнейшим игроком мира. Одни его обожают, другие ненавидят, но поступки и высказывания знаменитого гроссмейстера никого не оставляют равнодушными.

10 фактов из жизни выдающегося гроссмейстера

Клара Шагеновна Каспарова всегда пробует еду перед тем, как за стол сядет ее сын

1. Гарри Каспаров родился 13 апреля 1963 года в Баку. Отец - Вайнштейн Ким Моисеевич - по специальности инженер-энергетик. Мать - Каспарова Клара Шагеновна - инженер, специалист по автоматике и телемеханике. В семь лет маленький Гарик остался без отца, умершего в возрасте 39 лет от рака. Мать, красивая молодая женщина, так никогда больше и не вышла замуж и посвятила всю жизнь карьере своего гениального ребенка. Клара Каспарова постоянно присутствует на всех крупных соревнованиях, занимая свое неизменное место за специальным столиком в двух метрах от сына. Она сидит спиной к публике и не отрывает взгляда от происходящего на доске. Клару Шагеновну называют королевой-матерью, а она себя - черно-белым кардиналом. Эта женщина совмещает функции начальника команды, спортивного консультанта, пресс-атташе, врача и шеф-повара. Она до сих пор пробует еду перед тем, как сын сядет за стол в какой-нибудь гостинице.

2. Шахматы Каспаров освоил уже в пять лет, наблюдая за игрой родителей. Первые серьезные шахматные уроки Гарри получил в бакинском Дворце пионеров. С детских лет его отличало завидное трудолюбие и предельная собранность на занятиях. Во взрослых соревнованиях он стал выступать с девяти лет. Большое влияние на формирование Каспарова-шахматиста оказали занятия во Всесоюзной школе экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника. Десятки тетрадей, исписанных еще детской рукой, с анализами всех стадий партии, до сих пор бережно хранятся в библиотеке чемпиона мира.

Гарри был настоящим вундеркиндом: в 15 лет он стал самым юным мастером спорта и самым молодым участником высшей лиги чемпионата СССР. В 18 лет получил звание чемпиона СССР - это достижение так никому и не удалось перекрыть. 1980 год оказался для Каспарова поистине «золотым» и принес неслыханный урожай медалей. Выступая в составе сборной СССР на чемпионате Европы в Швеции, Гарри победил пять раз и обеспечил команде «золото». Затем стал первым в чемпионате мира среди юношей до 20 лет в Дортмунде. Потом Каспаров получил «золото» за победу в составе команды СССР на Всемирной олимпиаде. И наконец, четвертую золотую медаль ему вручили за отличное окончание средней школы. Гарри блестяще учился, увлекался географией, историей, читал философские трактаты, осилить которые и многим взрослым было не под силу. В детстве он не отличался крепким здоровьем, но серьезные и регулярные занятия спортом сделали его настоящим атлетом. 9 ноября 1985 года Каспаров стал чемпионом мира. Так началась 15-летняя эпоха его чемпионства.

Первый серьезный роман у шахматиста был с 37-летней актрисой Мариной Нееловой

3. Впервые Гарри влюбился в 16 лет, но первый серьезный роман начался у него пять лет спустя. Марина Неелова познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год, Нееловой - на 16 лет больше. «Это была неординарная женщина, - так несколько лет спустя написал Гарри Каспаров в автобиографической книге «Безлимитный поединок». - Мои ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Но о женитьбе я, разумеется, даже не помышлял, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Мы понимали друг друга с полуслова. Духовная связь помогла нам перебросить мостик между короткими и редкими встречами. Я удивлялся и радовался тому, что нам удавалось находить точки соприкосновения в самых различных и далеких друг от друга областях». Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему. Ведь дома рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру гениального сына…

За кулисами «Современника» Гарри стал своим человеком. Там он терпеливо ждал окончания спектаклей, а потом вез Марину куда-нибудь в гости. Ему льстило общество красивой, изысканной женщины. И он пользовался каждым поводом, чтобы появиться на людях. А замкнутая, ранимая Марина для этих нечастых свиданий предпочитала обстановку собственной квартиры на Чистых прудах. И все-таки им было хорошо вместе… Конец этой любви положила Клара Шагеновна. Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать, Гарри прекратил с Нееловой все отношения. Свою боль Марина переживала одна. Ей хотелось только одного - чтобы все оставили ее в покое. Кстати, дочка Нееловой - Ника - внешне очень похожа на Каспарова.

4. За своей первой женой - переводчицей Марией Араповой - Гарри ухаживал красиво. Посреди важнейшего турнира он брал самолет, чтобы подарить возлюбленной цветы. Пять лет брака закончились скандальным судебным процессом с дележом совместно нажитого имущества, взаимными претензиями и обидами. Бывшая жена и дочь Гарри - Полина, которой уже десять лет, сейчас живут в Америке.

5. Следующей музой шахматиста стала фотомодель Юлия Вовк, которую на закрытие турнира 1995 года в Риге привел одноклассник. Юлия сразу сказала, что ее интересует только один участник - Каспаров. Высокая стройная блондинка сразу понравилась Гарри. С банкета молодые люди ушли вместе. Через полтора года в семье Каспаровых родился сын Вадим. Сейчас Вадиму семь лет.

Время, которое я тратил раньше, в том числе и на пустые разговоры по телефону, теперь предпочитаю проводить с сыном. Это куда приятнее для души и больше подходит моему характеру. Жизнь как-то более организована, и я счастлив, что смог внести определенный порядок в свои действия, - говорил в одном из интервью Каспаров. - На презентациях и приемах я не бываю, гостей предпочитаю принимать дома. Благо, квартира у нас большая, позволяет. Если раньше среди моих знакомых было много политиков, то сейчас эти контакты сведены к минимуму. Раньше я дружил с Аллой Пугачевой, но уже много лет с ней не общаюсь. Мы как бы в разных мирах, а тогда жили почти в одном.

Но его семейная жизнь недавно снова дала трещину, и Юлия сейчас живет отдельно, в Риге.

Каспаров задолжал израильскому банку 1,6 миллиона долларов

6. В конце восьмидесятых Каспарову вместе с армянской родней матери пришлось бежать из Баку из-за начавшихся межнациональных конфликтов. Как очевидец трагедии, чемпион мира получил аудиенцию у Горбачева. Выйдя из кабинета президента СССР, Каспаров бросил в сердцах: «Этот тип абсолютно не понимает того, что должно случиться. Его время прошло!»

Я входил в большую жизнь на волне перемен, - вспоминал Каспаров в одном из интервью. - Тогда остро чувствовалась потребность в новых людях и идеях. В итоге на наших спинах во власть въехали другие, воспользовавшись чужими лозунгами. Что-то не припомню Гайдара, Чубайса или Кириенко среди лидеров демократов. На Манежную площадь в 1990-м и 91-м они не выходили, обошлись без этого. Так и возникло первое правительство свободной России, с гордостью именовавшее себя правительством камикадзе, хотя все его члены, по-моему, по сей день здравствуют и процветают.

Вчистую проиграв на российской политической сцене, Гарри стал разыгрывать новую партию уже на мировой шахматной доске.

«Багдад остается следующей целью атаки, но не последней. У нас должны быть планы относительно Тегерана и Дамаска, не говоря уже о Эр-Риаде. Лидер свободного мира Соединенные Штаты спасли Европу от фашизма и коммунизма. И они снова остаются последней надеждой», - так написал Гарри Каспаров в своем материале во влиятельной американской газете «Wall street Journal».

7. В 1997 году в Нью-Йорке Каспаров сразился с суперкомпьютером IBM «Дип Блу», но самоуверенность сыграла с чемпионом злую шутку - он проиграл. Гарри легковесно готовился и неудачно играл. А его обвинение в адрес организатора матча - компании IBM - в нечестности и требование немедленного реванша вызвали лишь злорадство недругов. Акции же IBM сразу подскочили в цене на фантастическую сумму в 12 миллиардов долларов. Многолетний соперник Каспарова Анатолий Карпов даже высказал «ФАКТАМ» свои сомнения относительно этого поединка: «Его проигранный компьютеру матч оставил странное впечатление. Не знаю, был там сговор или нет. Если никаких потусторонних и подстольных игр не было, то Каспаров сам себя затерроризировал. Он все время заявляет, что машины безошибочны, рассчитывают варианты так глубоко, как хотят, тем самым настраивая себя на борьбу с превосходящим соперником. А на самом деле электронный мозг пока уступает человеческому». Повторный матч с компьютером в феврале этого года закончился вничью - 3:3, вызвав разочарование болельщиков быстрыми соглашениями на ничью в последних двух партиях.

8. В 1998 году Каспаров создал шахматный сайт «Клуб Каспарова», быстро ставший одним из самых популярных во всемирной сети Интернет. Уникальным достижением Каспарова стала его победа в матче против остального мира, организованного компанией «Microsoft» в 1999 году. Специально созданный для этого в Интернете сайт за четыре месяца напряженной и увлекательной борьбы посетило свыше трех миллионов человек. Такого интереса к шахматному событию прежде не было. Последние несколько лет Гарри увлечен идеей внедрения шахмат в систему Интернет, которая позволяет использовать современные информационные технологии для прямой трансляции соревнований, организации учебного процесса.

В одном из крупнейших скандалов, связанных с именем Каспаров, замешан Интернет. «Первый интернациональный израильский банк» подал в американский суд на Гарри Каспарова и других членов Совета директоров компании «KasparovChess Online» иск, в котором обвиняет ответчиков в присвоении кредита в сумме 1,6 миллиона долларов, взятых на компьютерное обеспечение сайта www. kasparovchess. com.

9. Не так давно Гарри обратил свой взор на организацию, с которой долгие годы находился в состоянии войны, - ФИДЕ. В конце 80-х годов он вступил в активную борьбу с догматическими формами руководства ФИДЕ, стремясь привлечь к шахматам в качестве инвесторов крупнейшие мировые фирмы. Каспаров был инициатором и создателем Международной ассоциации гроссмейстеров (1988 г.) и Профессиональной шахматной ассоциации (1993 г.), сыгравших важную роль в пропаганде шахмат и проводивших крупнейшие международные соревнования.

Каспаров и президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов стали не разлей вода, хотя еще недавно сыпали упреками и обвинениями в адрес друг друга. В мае прошлого года старые обиды были окончательно забыты. Президент Калмыкии и лидер мирового рейтинга решили, не считаясь ни с чьим мнением, объединить шахматный мир, проведя матч за шахматную корону между Каспаровым, Русланом Пономаревым, Петером Леко и Владимиром Крамником. Наша газета подробно освещала скандал, разгоревшийся по поводу проведения этого объединительного матча. Каспаров не скрывал, что не хочет встречаться с Пономаревым.

В принципе, Илюмжинов мог бы уже дисквалифицировать Пономарева, - заявил на днях Гарри авторитетному российскому журналу «64-Шахматное обозрение». - С Фишером нянчились меньше (напомним, что для обсуждения 63 пунктов требований Фишера был созван чрезвычайный конгресс ФИДЕ. - Авт.). И в Украине, я думаю, порадовались бы Иванчуку не меньше, чем Пономареву. Было несколько формальных поводов для такого решения. И все же Илюмжинов, потратив время, избежал необратимого конфликта.

10. Гарри - любимец прессы. На его публичных выступлениях зал всегда переполнен. Но на недавно закончившемся турнире в испанском Линаресе неудачно выступивший Каспаров устроил настоящий разнос журналистам, назвавшим лучшей в турнире проигранную им партию: «Как вы могли присудить премию партии, в которой я проиграл из-за дурацкой ошибки? Вы выбрали ее только потому, что эта партия оказалась единственной, которую я проиграл. Расцениваю ваш выбор как публичное оскорбление и унижение!» Австралийский гроссмейстер и журналист Ян Роджерс рассказал «ФАКТАМ»: «Я был шокирован атакой Каспарова, ведь только днем ранее он подходил ко мне, чтобы поговорить об упущенных им в турнире возможностях. Каспаров закатил истерику, а его мама действовала как член боевой команды. Мне повезло, что он не разбил мне лицо - судя по его виду, Каспаров хотел это сделать. Он оскорблял меня десять минут. Часть времени его рука была всего в нескольких сантиметрах от моего горла. Затем при большом скоплении очевидцев Клара оттащила Гарри».

Каспаров всегда держится особняком, - поделился с «ФАКТАМИ» чемпион мира по шахматам Руслан Пономарев. - Я нечасто видел, чтобы он с кем-то из шахматистов общался до или в ходе турнира. Более общительным он становится, когда выиграет соревнование.

11. Особое отношение у экс-чемпиона мира вызывает цифра 13. В своих интервью он не раз отмечал, что считающаяся невезучей «чертова дюжина» для него, наоборот, фартовая. Начнем с того, что родился Каспаров 13 апреля 1963 года. В тринадцать лет выиграл свой первый серьезный турнир - первенство СССР среди юношей. Потом стал 13-м в истории чемпионом мира. Корону он отобрал у Анатолия Карпова, победив со счетом 13:11. Россиянин сам подметил: 13-го числа любого месяца и в 13-х партиях любого матча он играет с удвоенной силой.

Призовой фонд матчей Гарри Каспарова

1984-1985 г. г. Москва Карпов--Каспаров 1,12 миллиона долларов

1986 г. Лондон--Ленинград Каспаров--Карпов 1,26 миллиона 1долларов

1987 г. Севилья Каспаров--Карпов 2 миллиона долларов

1990 г. Нью-Йорк--Лион Каспаров--Карпов 2,87 миллиона долларов

1993 г. Лондон Каспаров--Шорт 2,63 миллиона долларов

1995 г. Нью-Йорк Каспаров--Ананд 1,35 миллиона долларов

1996г. Филадельфия Каспаров--компьютер «Дип Блу» 1 миллион долларов

1997 г. Нью-Йорк Каспаров--компьютер «Дип Блу» 1,1 миллиона долларов

2000 г. Лондон Каспаров--Крамник 2 миллиона долларов

2003 г. Нью-Йорк Каспаров--компьютер «Дип Джуниор» 1 миллион долларов

2003 г. Буэнос-Айрес Пономарев--Каспаров 1 миллион долларов

Марина Неелова может сыграть сказочную принцессу, перевоплотиться в королеву Елизавету I, вернуться в наше время учительницей из «Дорогой Елены Сергеевны» или следователем из «Тюремного романса». Для многих поклонников советского кино Неелова останется Аллочкой из культовой комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», влюбившейся в женатого переводчика Бузыкина. История женщины, оказавшейся частью любовного треугольника, была как будто взята из реальной жизни.

В момент съемок фильма Марина Неелова действительно переживала похожую ситуацию. В начале 80-х годов она встречалась с известным во всем мире шахматистом Гарри Каспаровым. Совпадение личного и «киношного» подарило зрителям удивительно правдоподобный фильм. Кстати, после выхода картины на режиссера Георгия Данелия обиделись женщины, посчитав, что слишком уж безысходной показана их жизнь, а его друзья решили, что прототипом Бузыкина он вывел именно их.

Кадр из фильма "Осенний марафон" // Фото: Legion-Media

Роман 21-летнего Каспарова и 37-летней Нееловой длился два года и закончился разрывом. Актриса призналась любимому мужчине, что беременна, Каспаров ребенка не принял… С той поры они больше никогда не общались.

Гарри Каспаров выпустит в 1987 году на Западе автобиографическую книгу «Child of Change» («Дитя перемен»), в ней расскажет об их непростых, но очень ярких отношениях.

Первая встреча именитой актрисы и самого молодого претендента на звание чемпиона мира в истории шахмат произошла в театре. Он увидел ее в роли Маши в чеховских «Трех сестрах». Но личное знакомство произошло в доме у звездной супружеской пары - тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и пианиста Владимира Крайнева.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности», - писал он.

Ее поддержка придавала силы. Паузы в общении влюбленные заполняли продолжительными телефонными разговорами, которые, как признавался Каспаров, позволяли чувствовать себя увереннее, принимать верные решения: «Когда я позвонил ей из Вильнюса после победы над Смысловым и сказал, что уже «без пяти минут чемпион мира», то услышал ее ироничный голос: «Не спешат ли твои часы?»

В те годы Каспаров жил в Баку, и приезжая в Москву, часто бывал в квартире Нееловой на Чистых прудах. Вместе они выходили в свет, ходили по гостям. Каспарова часто видели за кулисами «Современника». «Марина + Гарри = любовь», - написал кто-то на изнанке занавеса.

Неелова находилась в зале во время всех его знаковых матчей, сидела рядом с мамой гроссмейстера, Кларой Шагеновной. Говорят, их так и называли: «две мамы» …

Однако, именно мать Каспарова и воспрепятствовала их роману. Она считала, что эти отношения могут стать помехой в карьере сына. Гарри послушал мать и порвал с Нееловой. Марина на тот момент уже была беременна. «Это не наш ребенок», - заявила Клара Шагеновна прессе. «Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии», - убеждала она сына.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось почти неизбежным. Поэтому я был полностью уверен, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах…» - напишет Гарри Каспаров в книге «Дитя перемен».

Гордая актриса раз и навсегда вычеркнула предавшего ее мужчину из своей жизни. В театре «Современник» коллеги Нееловой были крайне возмущены поступком шахматиста. Валентин Гафт даже прилюдно заявил: «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году Марина Неелова родила дочку, девочку назвали Ника. Ей было почти сорок, когда она стала мамой.

Женское счастье Марина обрела с дипломатом Кириллом Геворгяном, он стал для ее дочери настоящим отцом. Они познакомились на одном из приемов, а через три месяца поженились. Неелова, вслед за мужем, советником российского посольства, уехала за границу: сначала в Париж, а потом в Голландию.

Ей долгое время удавалось жить «на несколько стран», совмещая роли в «Современнике» и в кино с жизнью с семьей за рубежом. Играла актриса редко, в основном это были роли второго плана. Недавней большой работой в кино стала для Марины трагикомедия «Карп отмороженный», вышедшая в начале 2018 года. В ней она появилась перед зрителями в роли провинциальной учительницы на пенсии, снялась вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым.

О том, что у легендарной актрисы Марины Нееловой есть ребенок, никогда особенно не афишировалось. Может быть потому, что девочка не знает своего отца, а может быть и по ряду иных причин. Но, тем не менее, Ника Неелова — родная дочь Марины Нееловой , чем актриса невероятно гордится. О Нике известно не очень много. Она родилась в 1987 году и многие считают, что ее отцом является известный Гарри Каспаров, с которым Марину связывали бурные отношения, не смотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. Причиной расставания пары, стала мать Гарри, но Неелова призрачно намекает, что именно он отец ребенка. Каспаров же полностью это отрицает.

Отца Нике заменил нынешний супруг Нееловой Кирилл Горациевич Геворгян, российский дипломат, а сегодня директор правового департамента МИД. Благодаря его роду деятельности, в первый класс Ника пошла в Париже. В дальнейшем она училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса, закончила Королевскую академию искусств в Гааге, а после школу искусств в Университетском колледже Лондона по классу скульптуры.

Ника невероятно талантливая девушка, ее работы часто выставлялись на самых престижных Европейских выставках, а в 2010 году она победила на конкурсе «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи, с инсталляцией «Принципы Повиновения».

Помимо искусства, Ника изучает иностранные языки, они ей даются очень легко. Старательно избегает публичности и ажиотажа вокруг своей персоны. Она очень привлекательная девушка, которая самостоятельно строит собственную жизнь и очень любит родителей. Многие замечают, что внешностью она практически копия не признавшего ее Каспарова, но Ника об этом даже не думает. Как и мать, она вычеркнула его имя из своей жизни.

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Часто бывает так: чем выше в гору идет карьера, тем сложнее становятся отношения в семье. А уж если это семья двух творческих людей, один из которых вдруг резко вырывается вперед, то диагноз здесь однозначный: такой союз практически обречен.

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:
Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Фото PHOTOXPRESS, ИТАР-ТАСС

В минувшем году Ника Неелова окончила скульптурное отделение лондонской Slade School of Fine Art. Может быть, сей факт и остался бы незамеченным в арт-мире, не выиграй Ника премии «Новые сенсации». В этом ежегодном конкурсе, проводимом галереей Саатчи и Четвертым каналом Британского телевидения, принимают участие тысячи выпускников художественных вузов Соединенного Королевства. Так что победа Нееловой – серьезное признание таланта скульптора, только начинающего свой творческий путь, и великолепный старт на пути к завоеванию лондонского художественного рынка. До переезда в столицу Британии Ника вместе с отцом – дипломатом Кириллом Геворгяном и мамой – известной актрисой Мариной Нееловой сначала пять лет жила в Париже, затем (в конце 1990-х) семья вернулась в Россию. В 2003 году Геворгян был назначен российским послом в Нидерландах. В Гааге 16-летняя Ника поступила в Королевскую академию искусств – став, кстати, самой молодой абитуриенткой в ее истории. И вот теперь – Лондон, победа в конкурсе «Новые сенсации», на подходе – персональная выставка в галерее Charlie Smith…


Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои инсталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.