Выдающемуся российскому шахматисту 13 апреля исполнилось 40 лет Ольга ГУРИНА «ФАКТЫ» Дмитрий КОМАРОВ международный гроссмейстер, шахматный обозреватель «ФАКТОВ»

Через два месяца в столице Аргентины Буэнос-Айресе состоится объединительный матч между Гарри Каспаровым и нынешним чемпионом мира 19-летним украинцем Русланом Пономаревым. Эта встреча станет определяющей в судьбе Каспарова. Он и сегодня является сильнейшим игроком мира. Одни его обожают, другие ненавидят, но поступки и высказывания знаменитого гроссмейстера никого не оставляют равнодушными.

10 фактов из жизни выдающегося гроссмейстера

Клара Шагеновна Каспарова всегда пробует еду перед тем, как за стол сядет ее сын

1. Гарри Каспаров родился 13 апреля 1963 года в Баку. Отец - Вайнштейн Ким Моисеевич - по специальности инженер-энергетик. Мать - Каспарова Клара Шагеновна - инженер, специалист по автоматике и телемеханике. В семь лет маленький Гарик остался без отца, умершего в возрасте 39 лет от рака. Мать, красивая молодая женщина, так никогда больше и не вышла замуж и посвятила всю жизнь карьере своего гениального ребенка. Клара Каспарова постоянно присутствует на всех крупных соревнованиях, занимая свое неизменное место за специальным столиком в двух метрах от сына. Она сидит спиной к публике и не отрывает взгляда от происходящего на доске. Клару Шагеновну называют королевой-матерью, а она себя - черно-белым кардиналом. Эта женщина совмещает функции начальника команды, спортивного консультанта, пресс-атташе, врача и шеф-повара. Она до сих пор пробует еду перед тем, как сын сядет за стол в какой-нибудь гостинице.

2. Шахматы Каспаров освоил уже в пять лет, наблюдая за игрой родителей. Первые серьезные шахматные уроки Гарри получил в бакинском Дворце пионеров. С детских лет его отличало завидное трудолюбие и предельная собранность на занятиях. Во взрослых соревнованиях он стал выступать с девяти лет. Большое влияние на формирование Каспарова-шахматиста оказали занятия во Всесоюзной школе экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника. Десятки тетрадей, исписанных еще детской рукой, с анализами всех стадий партии, до сих пор бережно хранятся в библиотеке чемпиона мира.

Гарри был настоящим вундеркиндом: в 15 лет он стал самым юным мастером спорта и самым молодым участником высшей лиги чемпионата СССР. В 18 лет получил звание чемпиона СССР - это достижение так никому и не удалось перекрыть. 1980 год оказался для Каспарова поистине «золотым» и принес неслыханный урожай медалей. Выступая в составе сборной СССР на чемпионате Европы в Швеции, Гарри победил пять раз и обеспечил команде «золото». Затем стал первым в чемпионате мира среди юношей до 20 лет в Дортмунде. Потом Каспаров получил «золото» за победу в составе команды СССР на Всемирной олимпиаде. И наконец, четвертую золотую медаль ему вручили за отличное окончание средней школы. Гарри блестяще учился, увлекался географией, историей, читал философские трактаты, осилить которые и многим взрослым было не под силу. В детстве он не отличался крепким здоровьем, но серьезные и регулярные занятия спортом сделали его настоящим атлетом. 9 ноября 1985 года Каспаров стал чемпионом мира. Так началась 15-летняя эпоха его чемпионства.

Первый серьезный роман у шахматиста был с 37-летней актрисой Мариной Нееловой

3. Впервые Гарри влюбился в 16 лет, но первый серьезный роман начался у него пять лет спустя. Марина Неелова познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год, Нееловой - на 16 лет больше. «Это была неординарная женщина, - так несколько лет спустя написал Гарри Каспаров в автобиографической книге «Безлимитный поединок». - Мои ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Но о женитьбе я, разумеется, даже не помышлял, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Мы понимали друг друга с полуслова. Духовная связь помогла нам перебросить мостик между короткими и редкими встречами. Я удивлялся и радовался тому, что нам удавалось находить точки соприкосновения в самых различных и далеких друг от друга областях». Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему. Ведь дома рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру гениального сына…

За кулисами «Современника» Гарри стал своим человеком. Там он терпеливо ждал окончания спектаклей, а потом вез Марину куда-нибудь в гости. Ему льстило общество красивой, изысканной женщины. И он пользовался каждым поводом, чтобы появиться на людях. А замкнутая, ранимая Марина для этих нечастых свиданий предпочитала обстановку собственной квартиры на Чистых прудах. И все-таки им было хорошо вместе… Конец этой любви положила Клара Шагеновна. Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать, Гарри прекратил с Нееловой все отношения. Свою боль Марина переживала одна. Ей хотелось только одного - чтобы все оставили ее в покое. Кстати, дочка Нееловой - Ника - внешне очень похожа на Каспарова.

4. За своей первой женой - переводчицей Марией Араповой - Гарри ухаживал красиво. Посреди важнейшего турнира он брал самолет, чтобы подарить возлюбленной цветы. Пять лет брака закончились скандальным судебным процессом с дележом совместно нажитого имущества, взаимными претензиями и обидами. Бывшая жена и дочь Гарри - Полина, которой уже десять лет, сейчас живут в Америке.

5. Следующей музой шахматиста стала фотомодель Юлия Вовк, которую на закрытие турнира 1995 года в Риге привел одноклассник. Юлия сразу сказала, что ее интересует только один участник - Каспаров. Высокая стройная блондинка сразу понравилась Гарри. С банкета молодые люди ушли вместе. Через полтора года в семье Каспаровых родился сын Вадим. Сейчас Вадиму семь лет.

Время, которое я тратил раньше, в том числе и на пустые разговоры по телефону, теперь предпочитаю проводить с сыном. Это куда приятнее для души и больше подходит моему характеру. Жизнь как-то более организована, и я счастлив, что смог внести определенный порядок в свои действия, - говорил в одном из интервью Каспаров. - На презентациях и приемах я не бываю, гостей предпочитаю принимать дома. Благо, квартира у нас большая, позволяет. Если раньше среди моих знакомых было много политиков, то сейчас эти контакты сведены к минимуму. Раньше я дружил с Аллой Пугачевой, но уже много лет с ней не общаюсь. Мы как бы в разных мирах, а тогда жили почти в одном.

Но его семейная жизнь недавно снова дала трещину, и Юлия сейчас живет отдельно, в Риге.

Каспаров задолжал израильскому банку 1,6 миллиона долларов

6. В конце восьмидесятых Каспарову вместе с армянской родней матери пришлось бежать из Баку из-за начавшихся межнациональных конфликтов. Как очевидец трагедии, чемпион мира получил аудиенцию у Горбачева. Выйдя из кабинета президента СССР, Каспаров бросил в сердцах: «Этот тип абсолютно не понимает того, что должно случиться. Его время прошло!»

Я входил в большую жизнь на волне перемен, - вспоминал Каспаров в одном из интервью. - Тогда остро чувствовалась потребность в новых людях и идеях. В итоге на наших спинах во власть въехали другие, воспользовавшись чужими лозунгами. Что-то не припомню Гайдара, Чубайса или Кириенко среди лидеров демократов. На Манежную площадь в 1990-м и 91-м они не выходили, обошлись без этого. Так и возникло первое правительство свободной России, с гордостью именовавшее себя правительством камикадзе, хотя все его члены, по-моему, по сей день здравствуют и процветают.

Вчистую проиграв на российской политической сцене, Гарри стал разыгрывать новую партию уже на мировой шахматной доске.

«Багдад остается следующей целью атаки, но не последней. У нас должны быть планы относительно Тегерана и Дамаска, не говоря уже о Эр-Риаде. Лидер свободного мира Соединенные Штаты спасли Европу от фашизма и коммунизма. И они снова остаются последней надеждой», - так написал Гарри Каспаров в своем материале во влиятельной американской газете «Wall street Journal».

7. В 1997 году в Нью-Йорке Каспаров сразился с суперкомпьютером IBM «Дип Блу», но самоуверенность сыграла с чемпионом злую шутку - он проиграл. Гарри легковесно готовился и неудачно играл. А его обвинение в адрес организатора матча - компании IBM - в нечестности и требование немедленного реванша вызвали лишь злорадство недругов. Акции же IBM сразу подскочили в цене на фантастическую сумму в 12 миллиардов долларов. Многолетний соперник Каспарова Анатолий Карпов даже высказал «ФАКТАМ» свои сомнения относительно этого поединка: «Его проигранный компьютеру матч оставил странное впечатление. Не знаю, был там сговор или нет. Если никаких потусторонних и подстольных игр не было, то Каспаров сам себя затерроризировал. Он все время заявляет, что машины безошибочны, рассчитывают варианты так глубоко, как хотят, тем самым настраивая себя на борьбу с превосходящим соперником. А на самом деле электронный мозг пока уступает человеческому». Повторный матч с компьютером в феврале этого года закончился вничью - 3:3, вызвав разочарование болельщиков быстрыми соглашениями на ничью в последних двух партиях.

8. В 1998 году Каспаров создал шахматный сайт «Клуб Каспарова», быстро ставший одним из самых популярных во всемирной сети Интернет. Уникальным достижением Каспарова стала его победа в матче против остального мира, организованного компанией «Microsoft» в 1999 году. Специально созданный для этого в Интернете сайт за четыре месяца напряженной и увлекательной борьбы посетило свыше трех миллионов человек. Такого интереса к шахматному событию прежде не было. Последние несколько лет Гарри увлечен идеей внедрения шахмат в систему Интернет, которая позволяет использовать современные информационные технологии для прямой трансляции соревнований, организации учебного процесса.

В одном из крупнейших скандалов, связанных с именем Каспаров, замешан Интернет. «Первый интернациональный израильский банк» подал в американский суд на Гарри Каспарова и других членов Совета директоров компании «KasparovChess Online» иск, в котором обвиняет ответчиков в присвоении кредита в сумме 1,6 миллиона долларов, взятых на компьютерное обеспечение сайта www. kasparovchess. com.

9. Не так давно Гарри обратил свой взор на организацию, с которой долгие годы находился в состоянии войны, - ФИДЕ. В конце 80-х годов он вступил в активную борьбу с догматическими формами руководства ФИДЕ, стремясь привлечь к шахматам в качестве инвесторов крупнейшие мировые фирмы. Каспаров был инициатором и создателем Международной ассоциации гроссмейстеров (1988 г.) и Профессиональной шахматной ассоциации (1993 г.), сыгравших важную роль в пропаганде шахмат и проводивших крупнейшие международные соревнования.

Каспаров и президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов стали не разлей вода, хотя еще недавно сыпали упреками и обвинениями в адрес друг друга. В мае прошлого года старые обиды были окончательно забыты. Президент Калмыкии и лидер мирового рейтинга решили, не считаясь ни с чьим мнением, объединить шахматный мир, проведя матч за шахматную корону между Каспаровым, Русланом Пономаревым, Петером Леко и Владимиром Крамником. Наша газета подробно освещала скандал, разгоревшийся по поводу проведения этого объединительного матча. Каспаров не скрывал, что не хочет встречаться с Пономаревым.

В принципе, Илюмжинов мог бы уже дисквалифицировать Пономарева, - заявил на днях Гарри авторитетному российскому журналу «64-Шахматное обозрение». - С Фишером нянчились меньше (напомним, что для обсуждения 63 пунктов требований Фишера был созван чрезвычайный конгресс ФИДЕ. - Авт.). И в Украине, я думаю, порадовались бы Иванчуку не меньше, чем Пономареву. Было несколько формальных поводов для такого решения. И все же Илюмжинов, потратив время, избежал необратимого конфликта.

10. Гарри - любимец прессы. На его публичных выступлениях зал всегда переполнен. Но на недавно закончившемся турнире в испанском Линаресе неудачно выступивший Каспаров устроил настоящий разнос журналистам, назвавшим лучшей в турнире проигранную им партию: «Как вы могли присудить премию партии, в которой я проиграл из-за дурацкой ошибки? Вы выбрали ее только потому, что эта партия оказалась единственной, которую я проиграл. Расцениваю ваш выбор как публичное оскорбление и унижение!» Австралийский гроссмейстер и журналист Ян Роджерс рассказал «ФАКТАМ»: «Я был шокирован атакой Каспарова, ведь только днем ранее он подходил ко мне, чтобы поговорить об упущенных им в турнире возможностях. Каспаров закатил истерику, а его мама действовала как член боевой команды. Мне повезло, что он не разбил мне лицо - судя по его виду, Каспаров хотел это сделать. Он оскорблял меня десять минут. Часть времени его рука была всего в нескольких сантиметрах от моего горла. Затем при большом скоплении очевидцев Клара оттащила Гарри».

Каспаров всегда держится особняком, - поделился с «ФАКТАМИ» чемпион мира по шахматам Руслан Пономарев. - Я нечасто видел, чтобы он с кем-то из шахматистов общался до или в ходе турнира. Более общительным он становится, когда выиграет соревнование.

11. Особое отношение у экс-чемпиона мира вызывает цифра 13. В своих интервью он не раз отмечал, что считающаяся невезучей «чертова дюжина» для него, наоборот, фартовая. Начнем с того, что родился Каспаров 13 апреля 1963 года. В тринадцать лет выиграл свой первый серьезный турнир - первенство СССР среди юношей. Потом стал 13-м в истории чемпионом мира. Корону он отобрал у Анатолия Карпова, победив со счетом 13:11. Россиянин сам подметил: 13-го числа любого месяца и в 13-х партиях любого матча он играет с удвоенной силой.

Призовой фонд матчей Гарри Каспарова

1984-1985 г. г. Москва Карпов--Каспаров 1,12 миллиона долларов

1986 г. Лондон--Ленинград Каспаров--Карпов 1,26 миллиона 1долларов

1987 г. Севилья Каспаров--Карпов 2 миллиона долларов

1990 г. Нью-Йорк--Лион Каспаров--Карпов 2,87 миллиона долларов

1993 г. Лондон Каспаров--Шорт 2,63 миллиона долларов

1995 г. Нью-Йорк Каспаров--Ананд 1,35 миллиона долларов

1996г. Филадельфия Каспаров--компьютер «Дип Блу» 1 миллион долларов

1997 г. Нью-Йорк Каспаров--компьютер «Дип Блу» 1,1 миллиона долларов

2000 г. Лондон Каспаров--Крамник 2 миллиона долларов

2003 г. Нью-Йорк Каспаров--компьютер «Дип Джуниор» 1 миллион долларов

2003 г. Буэнос-Айрес Пономарев--Каспаров 1 миллион долларов

Поклонники таланта Марины Нееловой, интересующиеся ее биографией, личной жизнью, ищут в интернете фото самой актрисы, ее дочерей и внуков. В начале прошлого года Народная артистка РСФСР отметила 70-летний юбилей. 2018 год тоже юбилейный – полвека назад Неелова дебютировала в кино. Актриса и сегодня продолжает играть, она не намерена сидеть дома и нянчить внуков. Тем более что единственная дочь Марины Мстиславовны пока не стала мамой.

Биография

Марина Неелова родилась Ленинграде 8 января 1947 года, здесь прошли ее детство и юность. Родители, сами далекие от искусства, старались приобщать к нему дочку. Девочка с 4 лет всерьез занималась балетом, у нее было все необходимое, чтоб стать балериной: трудолюбие и хрупкая комплекция. Но Марина с каждым годом все сильнее влюблялась в театр и мечтала не танцевать, а играть на сцене. Сразу после школы она рискнула подать документы в ЛГИТМиК и прошла, несмотря на огромный конкурс, да еще и попала в мастерскую к сильнейшим педагогам.

С Олегом Далем в фильме «Старая, старая сказка», 1968

В 1968 третьекурснице предложили сразу две роли в «Старой, старой сказке». Хотя съемки студентов в кино не поощрялись, Нееловой простили это нарушение, а через год она получила диплом.

Юношеская мечта Марины играть в театре Товстоногова так и не сбылась. Сначала вчерашняя студентка не решалась попроситься в труппу именитого ленинградского режиссера и пошла работать на «Ленфильм», чтоб для начала прославиться в кино. А к тому времени, как Товстоногов сам ее заметил и хотел пригласить в БДТ, уже началась карьера актрисы в Москве.

Карьера

Героини Марины Нееловой, женщины с насыщенной творческой биографией и личной жизнью, знакомы взрослым и детям, любимы зрителями разных поколений. С первых лет в кино ей посчастливилось не стать заложницей одной удачно сыгранной роли, не зациклиться на амплуа сказочных принцесс.

В 1972 Неелова воплотила драматический образ внучки академика Сретенского Ниночки в «Монологе», в том же году ее пригласили в театр Моссовета.



Кадры из фильмов «Слово для защиты», 1976 и «Враги», 1977

Начало театральной карьеры Нееловой сложно назвать удачным: первый спектакль с ее участием, «Сердце Луиджи», остался незамеченным, а второй, поставленный Эфросом по «Турбазе» Радзинского, запретили. Но уже в 1974 Василий Фокин приглашает ее в спектакль «Валентин и Валентина». С этого момента начинается «театральный роман» Нееловой с «Современником», который длится уже более 40 лет. А в 2013 актриса сыграла единственную роль на сцене Театра Наций – Аманду Уингфилд в «Стеклянном зверинце».

Обратите внимание: хотя началом работы Нееловой в «Современнике» считается 1974, впервые ей досталась не упомянутая в титрах эпизодическая роль в фильме-спектакле «Свой остров», поставленном Галиной Волчек в 1971 году.

В следующие годы Марина Неелова играет разноплановые роли в театре и кино, снимается у ведущих режиссеров. Самые известные ее работы – роли в фильмах «С тобой и без тебя» Нахалетова, «Осенний марафон» Данелии, «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанова, «Ты у меня одна» Астрахана.


Марина в фильме «Предлагаемые обстоятельства»

В 2009 после довольно продолжительного перерыва в кинематографической карьере Неелова появляется в главной роли в детективном мини-сериале «Предлагаемые обстоятельства», после чего снова надолго прекращает съемки в кино.

Для многих женщин в возрасте Марины Мстиславовны главной ценностью становятся фото дочерей и внуков. Марина Неелова гордится своей дочкой, но в ее биографии есть и другие поводы для гордости, например, внушительная фильмография:

  • более полусотни ролей в кинофильмах и телеспектаклях;
  • участие в 8 документальных проектах;
  • более 30 ролей, сыгранных на театральной сцене;
  • озвучивание 8 художественных и анимационных фильмов.

Неелова на презентации фильма «Алиса в стране чудес»

Ее творчество отмечено многочисленными премиями, орденами, званиями Заслуженной и Народной артистки РСФСР, присвоенными в 1980 и 87. Но успешную карьеру Марина Неелова не считала главным достижением в своей биографии, она мечтала о счастливой личной жизни, детях, муже.

Личная жизнь

Переезд начинающей актрисы «Ленфильма» в Москву был связан не только с профессиональной деятельностью. В 1970 она вышла замуж за москвича Анатолия Васильева, актера и начинающего режиссера. Неелова сыграла главную роль в его дебютной режиссерской работе – короткометражке «Цвет белого снега». Жили они без скандалов, хотя творческим личностям в одной семье ужиться не просто. Покладистая Марина мирилась с непростым характером мужа.


Неелова с мужем и дочкой от Каспарова

Через 8 лет оставшийся бездетным брак исчерпал себя, супруги расстались, после развода не поддерживали отношений и вообще не афишировали то обстоятельство, что когда-то были женаты.

На 6 лет в личной жизни Нееловой наступает затишье. А в 1984 в центре внимания оказывается роман 37-летней актрисы с 21-летним одаренным шахматистом Гарри Каспаровым.

Каспаров в то время жил в Баку, встречался с Нееловой, приезжая в столицу. Ему льстило внимание столь неординарной женщины, привлекала возможность войти с ее помощью в светскую тусовку. Но главное – он не опасался, что разведенная любовница будет настаивать на регистрации брака. Создание семьи в планы честолюбивого шахматиста не входило. Да еще и властная мама была категорически против серьезных отношений сына с актрисой, поскольку представительниц этой профессии считала, чуть ли падшими женщинами.


Каспаров

В 1986 молодой чемпион мира сосредоточился на подготовке к матчу-реваншу и участию в Олимпиаде в Дубае, встречи с Нееловой практически прекратились. Поэтому, когда стало известно, что 40-летняя женщина ждет ребенка, шахматист отрицал свое отцовство.

Валентин Гафт тогда выразил мнение многих, заявив, что отныне Каспарова не будут принимать в приличных домах.

В 1987 Неелова стала мамой и Народной артисткой, а уже в следующем году вернулась на сцену и съемочную площадку. Судя по детским фото Ники, ее отцом действительно был Каспаров, сходство очевидно. Но Марина Мстиславовна не стала ничего доказывать и требовать. А еще через несколько лет в ее жизни появился дипломат Кирилл Геворкян, ставший в 1994 ее вторым мужем и заменивший отца ее дочери Ники.


Актриса на сцене

После замужества начался новый этап биографии Нееловой. Как жена дипломата она сопровождала мужа в зарубежных командировках во Францию, Нидерланды, периодически жила на две страны, продолжая съемки в кино. Ника благодаря этим поездкам в совершенстве овладела несколькими иностранными языками, училась в Нидерландах и Лондоне.

Сейчас Ника Неелова-Геворкян известна как талантливый скульптор, ее работы были представлены на ряде престижных выставок.

Марина Мстиславовна известна нелюбовью к интервью. И все же рассказ о Марине Нееловой, ее биографии и личной жизни можно проиллюстрировать многочисленными фото разных лет и дополнить любопытными фактами:

  • сама Фаина Раневская отзывалась о начинающей актрисе как о драгоценности, нуждающейся в огранке;
  • синяки и ссадины, с которыми героиня Нееловой появлялась в фильме «С тобой и без тебя» не были результатом работы гримера – партнер перестарался в стремлении к реалистичности;

Марина в передаче «Вечерний Ургант»
  • имя Ника знаковое в жизни Нееловой, это имя ее дочери, родившейся в 1987, и название полученной в 1993 премии;
  • символично, что ей была присуждена последняя в уходящем тысячелетии премия «Триумф»;
  • в «Ревизоре» Неелова сыграла две роли – дочь городничего в театре, его супругу – в кино. В разное время ей также приходилось играть Аню и Любовь Андреевну в постановках «Вишневого сада»;
  • после гастролей «Современника» в США Неелову назвали современной Сарой Бернар;
  • в 2014 году московская квартира актрисы была ограблена.

Марина Неелова сейчас

Сейчас актриса живет в столице, хотя нередко выезжает за границу. В 2016 сыграла новую роль в «Современнике» – Даму в одноименной постановке по пьесе Ружевича. Сейчас продолжает играть в спектакле «Крутой маршрут», поставленном еще в 1989. Последняя работа Нееловой в кинематографе – главная роль учительницы-пенсионерки в трагикомедии «Карп отмороженный».


Кадр из фильма «Карп отмороженный «

Говорят, в последний день съемок «партнер» главной героини – живой карп – выпрыгнул из воды и упал на колени сидящей рядом актрисе.

Фильм вышел на экраны в 2017, выдвигался на премию «Золотой орел» в нескольких номинациях, в частности, на звание лучшей актрисы претендовала Марина Неелова. Она все же получила приз за лучшую женскую роль в этом фильме на фестивале в Онфлёре. В этом же году за вклад в театральное искусство была удостоена премии города Москвы.

Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Ни о первом браке с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, ни о бурном романе с гроссмейстером Гарри Каспаровым. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы… Вот уже много лет она счастлива во втором браке. Ее муж – дипломат Кирилл Геворгян. Дочь – художница Ника Неелова. Ей двадцать четыре года, она давно живет за рубежом. Ника впервые согласилась поговорить о том, что обычно обходит молчанием ее знаменитая мама.

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости... Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой - обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями - весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании - из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию - доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника - истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.

Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой - здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры - русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе - часть меня».

Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу - не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новомместе?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались - смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка - у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения . Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет - на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии - Королевскую академию искусств и специальность - скульптуру... Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн - это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так... Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки - за три месяца. В академии преподавали только на нем».

Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь - бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море...»

В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе - это все как-то волновало мое воображение».

Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала - жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи - „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком - значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».

Без страха и упрека

В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art - одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной - плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха... Родители нервничали, но виду старались не подавать».

Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница - это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно - как и в жизни».

Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму - это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы - это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, - показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства - становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль»

Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

Вы любите использовать необычные материалы - скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи... Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов - по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива... Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать - не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Марина Макунина

Неелова Марина Мстиславовна на протяжении последних 40 лет является актрисой, одинаково отлично выступающей в театральных постановках и на съёмочной площадке. Артистка неимоверно востребована. Она играет даже в своём преклонном возрасте в нескольких постановках. Вскоре выйдет новый кинофильм, в котором женщина сыграла одну из главных ролей.

На первом месте для артистки всегда была семья. В суровые 90-е годы прошлого столетия ради мужа и дочери Марина бросает театр и кино. Она становится хранительницей домашнего очага, обеспечивая уют родным людям. После возвращения, оказывается, что поклонники ждали её новых ролей. Артистка вознаградила почитателей своего таланта различными кинофильмами и спектаклями, позволяющими увидеть её с разных сторон.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Марине Нееловой

После дебюта о молодой, перспективной артистке заговорили. У неё появились поклонники, число которых неустанно росло. Они знают все данные о звезде, в том числе рост, вес, возраст, сколько лет Марине Нееловой.

Несложно узнать возраст актрисы. Для этого можно произвести в уме нехитрые арифметические вычисления, зная дату появления женщины на свет. Неелова Марина Мстиславовна появилась на свет в 1947 году, после подсчётов становится ясно, что она находится в 70-летнем возрасте.

Марина Неелова, фото в молодости и сейчас которой приковывают внимание многочисленных её поклонников, имеет вес в 68 кг при росте в 165 см. Для своего возраста артистка находится в отличной физической форме.

Биография Марины Нееловой

Девочка появилась на свет в городе на Неве через полтора года после Великой Отечественной войны. Отец всё время пропадал на работе, а в нечастые часы отдыха он рисовал картины и развешивал их по квартире. Мать - Валентина Николаевна развивала девочку, поощряя все её желания. В 4 года Марина стала танцевать балет. Но всё же драматическое искусство перевесило. Без проблем вчерашняя выпускница школы поступает в театральный институт в родном городе. После получения аттестата девушка снимается в «Старой, старой сказке», которую по достоинству оценили телезрители и профессионалы.

Биография Марины Нееловой вскоре продолжается в столице Советского Союза. Проработав всего несколько месяцев в театре Юрия Завадского, актриса по приглашению Константина Райкина переходит в известный столичный театр «Современник». С этого времени она играет именно на его подмостках. Желания оставить ставшую уже родной сцену не возникало.

Фильмография: фильмы с участием Марины Нееловой в главной роли

Фильмография популярной актрисы включает большое количество самых разнообразных работ в кино. К примеру, зрители полюбили её в «Осеннем марафоне», «Карусели», «Дамах приглашают кавалеров» и других.

В 90-х годах прошлого столетия звезда советского кино снимается гораздо меньше. Она в это время начинает всё своё время посвящать любимым людям. Муж Марины Нееловой – дипломат. С ним артистка несколько лет прожила в Париже. В конце 2000-х супруг едет послом в Нидерланды. Артистка поехала вместе с ним, лишь иногда приезжая и выступая на сцене любимого «Современника».

В настоящее время Марина Неелова играет в нескольких постановках одновременно. В настоящее время она снимается в новом кинофильме

Личная жизнь Марина Неелова

Киноактриса два раза вступала в брак, каждый раз по великой любви. Подробности этого интересуют журналистов с давних пор.

В первый раз Марина Неелова вышла замуж за коллегу по артистическому цеху. В течение 8 лет популярная актриса и её супруг часто находились на съёмках отдельно друг от друга. В конце концов, актёры решили развестись, чтобы не обременять друг друга.

Личная жизнь Марина Неелова в течение ряда лет протекала параллельно со знаменитым шахматным королём Гарри Каспаровым. Влюблённые часто приходили вместе на различные мероприятия. Спустя непродолжительное время артистка забеременела, но шахматист заявил, что к ребёнку не имеет никакого отношения. До настоящего времени Марина Неелова и Гарри Каспаров не раскрывают тайну появления девочки на свет. Бывшие влюблённые не общаются до настоящего времени.

В настоящее время Марина Неелова очень счастлива. Её муж служит в посольствах Российской Федерации то в одной, то в другой европейских странах.

Семья Марины Нееловой

Семья Марины Нееловой состоит из любимого супруга и доченьки Ники. Женщина, несмотря на занятость в театральных постановках, большое количество времени уделяет именно родным и близким людям. В 90-е годы актриса уезжает на несколько лет вместе с супругом во Францию, где мужчина работает в дипмиссии.

Родители Нееловой не имели никакого отношения к театру и кино. Кем трудился отец, не знает никто. В свободное время он занимался живописью. Мать была домохозяйкой и занималась воспитанием дочери.

Дети Марины Нееловой

Марина Неелова стала матерью лишь однажды, родив дочку Нику. Кто является её отцом, до настоящего времени не знает никто. По слухам, отцом девушки стал известный шахматист Гарри Каспаров. Но сам мужчина это отрицает.

Дети Марины Нееловой – это и два её крёстных сына, которые уже достаточно взрослые. Они имеют свои семьи, в которых родились детишки. Крестники часто созваниваются с актрисой, приглашают её на семейные праздники.

Своими детьми актриса считает свои роли, каждую из которых она любит. Женщина не может назвать самую главную свою работу, они для неё все равны.

Дочь Марина Неелова - Ника

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная артистка родила свою единственную дочь. Она назвала её Никой. Кто её отец, сама актриса скрывает.

Дочь Марина Неелова - Ника вместе с мамой и отчимом несколько лет жила во Франции. Она неимоверно талантлива. Знает французский, английский, немецкий, итальянский, испанский и русский языки.

В настоящее время девушка является известным художником. Она уже получила несколько премий на различных профильных мероприятиях.

Ника недавно встретила молодого человека, за которого в скором будущем собирается выйти замуж. Но имя его тщательно скрывается.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев

Бывший супруг появился на свет в суровые довоенные годы. С детских лет показал себя талантливым человеком. Отлично читал стихи, играл в постановках школьного театра, что и определило его судьбу. Ещё в студенческие годы сыграл в нескольких кинокартинах, после чего его имя стало известно каждому жителю Советского Союза.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев познакомился с девушкой в начале 70-х годов прошлого столетия. После конфетно-букетного периода влюблённые поженились. Через несколько лет супруги решили расстаться.

Васильев после расставания с супругой стал жить с другой звездой советского кино - Ией Саввиной. Официально зарегистрировались актёры буквально за несколько дней до смерти Ии. Анатолий после похорон живёт вместе с сыном супруги – Сергеем, который страдает неизлечимым недугом.

Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная актриса театра и кино отдыхала в Италии. Там она познакомилась с импозантным мужчиной, который стал ей оказывать знаки внимания. Сами того не замечая, Марина и Кирилл проговорили до утра. Во второй раз они встретились в родном для Нееловой «Современнике». После этого влюблённые стали жить вместе. Через год совместного проживания они поженились. Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян официально удочерил дочь актрисы. Она его считает своим настоящим отцом.

В середине90-х годов супруг работал во Франции. Актриса оставила все дела и отправилась вместе с мужем.

В настоящее время мужчина работает в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Несмотря на занятость, Кирилл до сих пор приглашает супругу на романтический ужин. Она считает, что ей крупно повезло в этой жизни, ведь могли их пути никогда не пересечься.

Инстаграм и Википедия Марины Нееловой

В настоящее время трудно найти человека, который бы ни пользовался социальными сетями. Артистка является вполне современной женщиной, которая зарегистрирована во многих социальных сетях. Инстаграм и Википедия Марины Нееловой позволяют узнать самую подробную информацию о жизни и творчестве женщины, её личной жизни.

Википедия рассказывает подробно о звезде советского и российского киноискусства. А вот страницу в Инстаграм, по признанию актрисы, за неё ведёт лучшая подруга, которая выставляет фото Нееловой, сделанные в разные моменты жизни. Здесь можно увидеть видеоролики из кинокартин, в которых участвовала актриса.

«Она просто соткана из секса!» — восхитился однажды Вячеслав Зайцев Мариной Нееловой, для которой создавал театральные костюмы. Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы…

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости… Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой — обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями — весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании — из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию — доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника — истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.


Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

— Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой — здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры — русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе — часть меня».

— Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу — не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

— В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новом месте?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

— Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались — смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

— А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

— Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка — у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

— Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

— Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет — на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии — Королевскую академию искусств и специальность — скульптуру… Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

— А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн — это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

— Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так… Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки — за три месяца. В академии преподавали только на нем».

— Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь — бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море…»

— В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе — это все как-то волновало мое воображение».

— Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала — жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи — „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком — значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».


Без страха и упрека

— В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art — одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

— Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной — плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха… Родители нервничали, но виду старались не подавать».

— Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница — это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно — как и в жизни».

— Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму — это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы — это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, — показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства — становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль».

— Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

— То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

— Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

— Вы любите использовать необычные материалы — скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

— Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

— А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи… Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

— Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

— Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов — по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива… Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

— Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

— А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

— И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

— В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать — не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Фото: личный архив Ники Нееловой