Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ОГАРЁВ Николай Платонович
(24.11.1813, Санкт-Петербург - 31.05.1877, Лондон)

Поэт, публицист, революционный деятель.

Детство провел в родовом имении отца – с. Старое Акшино (ныне территория Республики Мордовия ). Будучи студентом Московского университета , а затем служащим Московского архива иностранных дел, летом 1832-1833 гг. приезжал в Пензу и с. Чертково , ныне Бессоновского района , чтобы навестить больного отца, и вслед за ним губернатор получил секретное отношение об учреждении за прибывшим «строжайшего секретного надзора» . Летом 1834 г. Огарев как один из организаторов революционного кружка, «за прикосновенность к делу о пении в Москве несколькими молодыми людьми пасквильных стихов» , «переписку, наполненную свободомыслием» , был арестован и после 9 месяцев тюремного заключения сослан в Пензенскую губернию под надзор полиции и наблюдение отца.

В Пензе он был определен на должность актуариуса в канцелярию губернатора А. А. Панчулидзева , здесь встретился с его племянницей М. Л. Рославлевой , которая стала его женой. В 1835-1839 гг. ссыльный жил в губернском центре и Старом Акшине , создал несколько стихотворений, в т. ч. «На смерть поэта» , посвященное памяти А. С. Пушкина , «С моей измученной душою...» , «Удел поэта» , «К друзьям» , «Смутные мгновенья» , «Шекспир» . Находясь в Черткове, написал стихотворение, посвященное А. А. Тучкову и памяти отца.

В конце мая 1841 г. Огарев уехал за границу, а по возвращении жил в Старом Акшине , много писал, проводил опыты по внедрению вольнонаемного труда на крепостной фабрике, работал над проектом об основах народного образования, занимался медицинской практикой. Он вновь жил в Пензе, посещал с. Долгоруково (Яхонтово ), ныне Иссинского района - имение инсарского уездного предводителя дворянства А. А. Тучкова . Его дочь Наталья Алексеевна стала впоследствии второй женой поэта. На местном материале написаны поэмы Огарева «Юмор» , «Зимний путь» , «Господин» , стихотворения «Деревня» , «Кабак» , «Деревенский сторож» , «Дорога» . В Пензенской губернии происходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой» . Все это время Огарев и его друзья А. А. Тучков , Н. М. Сатин , И. В. Селиванов находились под надзором полиции, подвергались аресту и допросу в 3-м Отделении.

Лишь в апреле 1856 г. поэт навсегда покинул Россию, в Лондоне стал соредактором А. И. Герцена по изданиям, выпускаемым Вольной русской типографией . В «Колоколе» печатались его статьи, посвященные Пензе и губернии: «О тайных обществах и их объединении» , «Русские вопросы» , воззвания «Всему народу русскому, крестьянскому от людей ему преданных поклон и грамота» , «Братья солдаты! Одумайтесь - пока время» .

Огарев умер в Лондоне и был похоронен в пригороде Гринвича .

1 марта 1966 г. его прах был доставлен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище .

О. М. Савин.

________________________________________

Николай Платонович Огарёв (1813-1877) - поэт, публицист, русский революционер.
Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет.
Был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Там же сдружился с А. И. Герценом, который являлся его дальним родственником. В 1831 г. Огарёв был выслан к отцу в Пензу, но через два года вернулся в Москву и в 1834 г. был признан, вместе Герценом и Сатиным, виновным в хранении революционной литературы. Герцен был сослан в Пермь, Сатин - в Симбирск, Огарёв, из внимания к его отцу, пораженному апоплексическим ударом, снова в Пензу. Чтобы не огорчать близких, Огарёв стал бывать довольно часто в пензенском «свете» и женился на родственнице пензенского губернатора М.Л. Милославской. Она оказала роковое влияние на жизнь Огарёва, благодаря мотовству и скандальным похождениям в период их пребывания за границей в 1840-1846 годах, где Огарёв слушал курс лекций в Берлинском университете.
В 1846, после смерти первой жены, Огарёв поселился в своем пензенском имении, где женился на дочери пензенских помещиков Н.А. Тучковой. В 1850 был вновь арестован, но вскоре, освобождён.
В 1856 г. Огарёв окончательно покинул Россию, эмигрировав в Великобританию. Здесь, примкнув к деятельности Герцена, Огарёв вместе с ним стал во главе русской эмиграции, возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869-1870).
Получив в наследство населенные имения, сторонник уничтожения крепостного права, Огарёв тотчас же решил освободить своих крестьян. Что наряду с его деловой непрактичностью в конечном итоге привело его к полному разорению.
Огарёв - автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Стихотворения Огарёва долго имелись в России только в очень неполных 3 изданиях (М., 1856, 1859 и 1863). Лондонское издание 1858 г. гораздо полнее, хотя и не вследствие цензурных причин; значительно большая часть напечатанных здесь впервые стихотворений вполне цензурна. Но и это издание было весьма неполно. Много стихотворений Огарёва напечатано в воспоминаниях Татьяны Пассек и второй жены Огарёва, Тучковой-Огарёвой, а также в «Русской Старине» 1890-х годов и в переписке Огарёва («Из переписки недавних деятелей»), в «Русской Мысли» 1890-х годов и только в 1904 г. издано в 2 томах исчерпывающее «Собрание Стихотворений Огарёва».
В 1865 г., в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве; в 1873 переехал в Лондон. Конец жизни Огарёва был очень печален. Больной, без всяких средств, запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая стала подругой Герцена, он жил на небольшую пенсию, сначала от Герцена, а после смерти последнего - от его семьи.
Скончался Николай Платонович Огарёв в 1877 году в Гринвиче (близ Лондона). Прах его ныне покоится на московском Новодевичьем кладбище.

Русский по-эт, пуб-ли-цист, ре-во-люционный дея-тель.

Из ста-рин-но-го дво-рян-ско-го ро-да. Дет-ст-во про-вёл в селе Ста-рое Ак-ши-но Ин-сар-ско-го уезда Пен-зен-ской губернии (ны-не Ста-ро-шай-гов-ско-го района, Мор-до-вия). В 1820 году се-мья пе-ре-еха-ла в Мо-ск-ву. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние . В 1826 году за-вя-залась друж-ба Огарёва с А.И. Гер-це-ном (его даль-ним род-ст-вен-ни-ком), ос-но-ван-ная на со-чув-ст-вии к осу-ж-дён-ным де-кабри-стам и «не-на-вис-ти к дес-по-тиз-му». В 1829 году по-сту-пил воль-но-слу-ша-те-лем на фи-зи-ко-ма-те-ма-тическое от-де-ле-ние Московского университета; в 1832 году пе-ре-вёл-ся на нрав-ст-вен-но-по-ли-тическое (юри-дическое) от-де-ле-ние, где во-круг Огарёва и Гер-це-на сло-жил-ся ан-ти-мо-нар-хический кру-жок. В ию-ле 1834 года аре-стован за пе-ние «па-ск-виль-ных сти-хов» о цар-ской се-мье; до апреля 1835 года со-дер-жал-ся в оди-ноч-ном за-клю-че-нии (опи-са-но в по-эме «Тюрь-ма», 1857-1858), по-сле че-го со-слан в Пен-зу под над-зор ме-ст-ных вла-стей; слу-жил в кан-це-ля-рии гражданского гу-бер-на-то-ра А.А. Пан-чу-лид-зе-ва. В 1838 году на ле-че-нии в Пя-ти-гор-ске по-зна-ко-мил-ся с де-каб-ри-ста-ми, уча-ст-во-вав-ши-ми в Кавказской вой-не 1817-1864 годов, сбли-зил-ся с А.И. Одо-ев-ским (этим со-бы-ти-ям по-свя-щён ме-му-ар-ный очерк «Кав-каз-ские во-ды», 1861). В конце 1838 года, по-сле смер-ти от-ца, унас-ле-до-вал несколько име-ний в Ря-зан-ской, Пен-зен-ской и Ор-лов-ской гу-бер-ни-ях. В мае 1839 года Огарёв был ос-во-бо-ж-дён из-под по-ли-цей-ско-го над-зо-ра и по-лу-чил раз-ре-ше-ние жить в Санкт-Пе-тер-бур-ге и Мо-ск-ве.

Де-бю-ти-ро-вал как по-эт в 1840 году в журнале «Оте-че-ст-вен-ные за-пис-ки»; сре-ди сти-хо-тво-ре-ний наи-бо-лее ори-ги-наль-ны «кар-ти-ны» и сцен-ки, от-ли-чаю-щие-ся «внут-рен-нею ме-лан-хо-ли-че-скою му-зы-каль-но-стию» (В.Г. Бе-лин-ский): «Ста-рый дом», «Де-ре-вен-ский сто-рож» (оба 1840), «Ди-ли-жанс», «Обык-но-вен-ная по-весть» (оба 1842 года), а так-же пред-вос-хи-тив-шие не-кра-сов-скую ма-не-ру «До-ро-га», «Ка-бак» (оба 1841) и «Из-ба» (1842). Ге-рой лю-бов-ной и ме-ди-та-тив-ной ли-ри-ки Огарёва бли-зок лер-мон-тов-ско-му че-ло-ве-ку «без-вре-ме-нья», от-рав-лен-но-му реф-лек-си-ей и скеп-ти-циз-мом, по-ры-ваю-ще-му-ся к ак-тив-ной жиз-ни, но от-чу-ж-дён-но-му от лю-дей и об-ре-чён-но-му на без-дей-ст-вие: цик-лы «Buch der Liebe» (1841-1844; пол-но-стью опубликован в 1956 году), «Мо-но-ло-ги» (1844-1847). Луч-шим сво-им про-из-ве-де-ни-ем счи-тал по-эму «Юмор» (не-окон-чен-ную, части 1-2, 1840-1841, опубликована в 1857 году; часть 3, 1867-1868, опубликована в 1868 году), по-стро-ен-ную как мо-заи-ка из ис-то-рических вос-по-ми-на-ний и современных на-блю-де-ний, вле-ку-щих мысль по ря-ду слу-чай-ных ас-со-циа-ций; со-ци-аль-но-об-ли-чительный па-фос по-эмы рас-тво-рён в ат-мо-сфе-ре на-смеш-ки и са-мо-иро-нии.

В 1841 и 1842-1846 годах пу-те-ше-ст-во-вал по Ев-ро-пе. По воз-вра-ще-нии жил в Ста-ром Ак-ши-не. Во-оду-шев-лён-ный иде-ей по-ис-ка форм ра-цио-наль-но-го хо-зяй-ст-во-ва-ния, пе-ре-вёл при-над-ле-жав-ших ему кре-сть-ян в «воль-ные хле-бо-паш-цы» (1842) и несколько лет по-свя-тил по-пыт-кам аг-ро-тех-нических и об-ще-куль-тур-ных пре-об-ра-зо-ва-ний на ос-но-ве при-ме-не-ния воль-но-на-ём-но-го тру-да, бес-про-цент-но-го кре-ди-та (в на-след-ст-вен-ном име-нии в Пен-зен-ской губернии) и соз-да-ния мо-де-ли «на-род-но-го» промышленного пред-при-ятия с ра-бо-чи-ми, на-де-лён-ны-ми зем-лёй (на пис-че-бу-маж-ной фаб-ри-ке в Сим-бир-ской губернии). Экс-пе-ри-мен-ты ока-за-лись не-удач-ны-ми, вы-явив, по мне-нию Огарёва, все не-га-тив-ные сто-ро-ны русской сель-ской об-щи-ны: низ-кую эф-фек-тив-ность, кос-ность, «ра-вен-ст-во раб-ст-ва», «вы-ра-же-ние за-вис-ти всех про-тив од-но-го» (ру-ко-пись «На-род-ная по-ли-тех-ни-че-ская шко-ла», 1847). Раз-оча-ро-ва-ние в по-пыт-ках най-ти взаи-мо-по-ни-ма-ние с кре-сть-я-на-ми от-ра-зи-лось в на-пи-сан-ных в конце 1840-х годов по-эмах «Гос-по-дин» (опубликована в 1857 году) и «Де-рев-ня» (не окон-че-на; опубликована в 1908 году).

Огарёв счи-та-ет-ся ав-то-ром од-ной из пер-вых схем эко-но-ми-ко-гео-гра-фического рай-они-ро-ва-ния, из-ло-жен-ной им в кри-тической ре-цен-зии на ста-тью вос-то-ко-ве-да В.В. Гри-горь-е-ва в газете «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» (1847).

В феврале 1850 года по до-но-су был аре-сто-ван и об-ви-нён в ре-лигиозном воль-но-дум-ст-ве и ор-га-ни-за-ции «ком-му-ни-сти-че-ской сек-ты»; вско-ре оп-рав-дан и ос-во-бо-ж-дён с уч-ре-ж-де-ни-ем за ним по-ли-цей-ско-го над-зо-ра. В те же го-ды пе-ре-шёл на ра-ди-каль-ные ре-во-лю-ци-он-но-де-мо-кра-тические по-зи-ции, пря-мо вы-ра-жен-ные в сти-хо-тво-ре-ни-ях «Упо-ва-ние. Год 1848» (1848), «Сон» (1854), «Аре-стант» (1857) и др. В 1856 году вы-шли из пе-ча-ти пер-вый по-этический сборник «Сти-хо-тво-ре-ния» (2-е издание, 1858) и ли-рическая по-эма «Зим-ний путь», под-во-див-шие ито-ги твор-че-ст-ву Огарёва на ро-ди-не.

В мар-те 1856 года Огарёв вы-ехал в Лон-дон, где вме-сте с Гер-це-ном воз-гла-вил дея-тель-ность Воль-ной русской ти-по-гра-фии и стал со-из-да-те-лем альманаха «По-ляр-ная звез-да» (с 3-го но-ме-ра) и газеты «Ко-ло-кол» (идея из-да-ния при-над-ле-жа-ла Огарёву). В 1850-е годы из-ме-нил свой взгляд на об-щи-ну: при-пи-сы-вая от-ста-лость русского зем-ле-де-лия кре-по-ст-но-му пра-ву, стал про-па-ган-ди-ро-вать идею об-щи-ны как за-ро-ды-ше-вой фор-мы «русского со-циа-лиз-ма», при ус-ло-вии её ос-во-бо-ж-де-ния от кре-по-ст-но-го и фис-каль-но-го гнё-та (статья «Кре-сть-ян-ская об-щи-на», 1858). На стра-ни-цах «Ко-ло-ко-ла» вы-дви-гал тре-бо-ва-ния от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва с пе-реда-чей кре-сть-я-нам зем-ли, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись, уп-разд-не-ния рек-рут-ской по-вин-но-сти, цен-зу-ры, чи-нов-ни-че-ст-ва и са-мо-дер-жа-вия, вве-де-ния фе-де-ра-тив-но-го государственного уст-рой-ст-ва, вы-бор-но-го управ-ле-ния и су-да, сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния и пе-ча-ти. В апреле 1859 года российские вла-сти по-тре-бо-ва-ли от Огарёва вер-нуть-ся на ро-ди-ну; за его от-ка-зом в декабре 1860 года по-сле-до-ва-ли за-оч-ный суд и ре-ше-ние о ли-ше-нии Огарёва всех прав и «веч-ном из-гна-нии». По-сле от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва вы-сту-пил с кри-ти-кой кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года и зая-вил, что «на-род ца-рём об-ма-нут». При-ни-мал уча-стие в ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва «Зем-ля и во-ля» 1860-х годов (один из его про-грамм-ных до-ку-мен-тов - статья «Что нуж-но на-ро-ду?», 1861). В це-лях под-го-тов-ки кре-сть-ян-ской ре-во-лю-ции в Рос-сии вме-сте с Гер-це-ном из-да-вал про-па-ган-ди-ст-скую га-зе-ту для про-сто-на-ро-дья «Об-щее ве-че» (1862-1864); ак-тив-но под-дер-жи-вал Поль-ское вос-ста-ние 1863-1864 годов.

Во 2-й половине 1860-х годов ув-лёк-ся идея-ми фе-де-ра-тив-но-го уст-рой-ст-ва Рос-сии (книга «Зем-ле-опи-са-ние для на-ро-да», Же-не-ва, 1868; совместно с Н.А. Ше-ве-лё-вым и Л.И. Меч-ни-ко-вым), ко-то-рые во мно-гом опи-ра-лись на его схе-му эко-но-ми-ко-гео-гра-фического рай-они-ро-ва-ния.

По-эзия Огарёва конца 1850-х - начала 1860-х годов всё боль-ше под-чи-ня-ет-ся за-да-чам ре-во-люционной про-па-ган-ды, при-об-ре-та-ет ора-тор-ско-дек-ла-мационный ха-рак-тер (сти-хо-тво-ре-ния «Сво-бо-да», 1858; «Па-мя-ти Ры-лее-ва», 1859; «Ми-хай-ло-ву», 1862; «Сим по-бе-ди-ши», 1863, и др.). В не-боль-ших ли-рических по-эмах «Ночь» (1857), «Сны» (1857?), «С то-го бе-ре-га» (1858), «За-бы-тьё», «Стран-ник» (обе 1862 года) и других фи-ло-соф-ско-эле-гические мо-ти-вы пе-ре-ме-жа-ют-ся с ост-рой со-ци-аль-ной кри-ти-кой и ре-во-люционными при-зы-ва-ми. В не-за-вер-шён-ных дра-ма-тических сце-нах «Ис-по-ведь лиш-не-го че-ло-ве-ка» (1864?; опубликована в 1904 году) на-шли от-ра-жение пси-хо-ло-гия и судь-ба по-ко-ле-ния 1840-х годов. Осо-бое ме-сто в литературной дея-тель-но-сти Огарёва за-ни-ма-ет апо-ло-гия дви-же-ния де-каб-ри-стов: пре-ди-сло-вия к из-да-нию «Дум» К.Ф. Ры-лее-ва (1860) и сборника «Рус-ская по-та-ён-ная ли-те-ра-ту-ра XIX сто-ле-тия» (1861), не-оконченная по-эма «Мат-вей Ра-да-ев» (час-тич-но из-да-на в 1859 году, пол-но-стью в 1886 году).

В 1865 году Огарёв и Гер-цен пе-ре-бра-лись в Же-не-ву, где ме-ж-ду ни-ми вы-яви-лись раз-но-гла-сия во взгля-дах на за-да-чи ре-во-люционного дви-же-ния и оцен-ке его отдельных пред-ста-ви-те-лей. В по-ле-ми-ке с Гер-це-ном Огарёв при-зы-вал к раз-ру-ше-нию всех государственных ин-сти-тутов как пред-по-сыл-ке бу-ду-щей ре-во-лю-ции (статья «Пер-вый от-вет», «Вто-рой от-вет ста-ро-му дру-гу», обе 1869 года); вме-сте с М.А. Ба-ку-ни-ным в 1869-1870 годах ока-зы-вал фи-нан-со-вую под-держ-ку С.Г. Не-чае-ву; как ав-тор и ре-дак-тор уча-ст-во-вал в из-да-ни-ях не-ча-ев-ско-го общества «На-род-ная рас-пра-ва». В 1873 году вме-сте с не-ко-то-ры-ми другими русскими эмиг-ран-та-ми Огарёв по тре-бо-ва-нию российского пра-ви-тель-ст-ва был вы-слан швейцарскими вла-стя-ми из стра-ны. В сентябре 1874 года уе-хал в Ве-ли-ко-бри-та-нию, где сбли-зил-ся с другим идео-ло-гом на-род-ни-че-ст-ва П.Л. Лав-ровым (в 1875-1876 годах со-труд-ни-чал в его журнале «Впе-рёд!»).

Сочинения:

Избр. со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ские и фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1952-1956. Т. 1-2;

Ли-те-ра-тур-ное на-след-ст-во. М., 1953-1956. Т. 61-63;

Избр. про-из-ве-де-ния. М., 1956. Т. 1-2;

Сти-хо-тво-ре-ния и по-эмы / Вступ. ста-тья С. А. Рей-се-ра. Л., 1961;

О ли-те-ра-ту-ре и ис-кус-ст-ве. М., 1988.

Николай Платонович Огарёв (24 ноября (6 декабря) 1813, Петербург - 31 мая (12 июня) 1877, Гринвич) - русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена.

Биография

Николай Платонович родился в семье Платона Богдановича Огарёва (1777-1838) и его супруги Елизаветы Ивановны, урождённой Баскаковой (1784-1815), которая унаследовала от дяди М. Е. Баскакова богатое село Белоомут, пожалованное ему за участие в дворцовом перевороте 1762 года.

Мать скончалась, когда Николаю ещё не было двух лет. Потрясённый отец оставил службу и поселился в родовом имении Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии. В 1820 году Огарёвы переехали в Москву, где в возрасте 10 или 11 лет Огарёв познакомился с Сашей Герценом.

В главе «Ник и Воробьёвы горы» своего произведения «Былое и думы» Герцен рассказывает, как в 1827 году на Воробьевых горах юноши принесли клятву посвятить жизнь борьбе за свободу. Николай Огарёв поступил в Московский университет на правах вольнослушателя и посещал лекции на физико-математическом, словесном и нравственно-политическом отделениях. Он был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. В 1832 году по желанию отца поступил на службу в Московский главный архив.

Летом 1833 года за Огарёвым был установлен полицейский надзор, а в ночь на 10 июля 1834 года он был арестован. Благодаря влиятельным родственникам Огарёва выпустили на поруки, но 31 июля арестовали вторично из-за писем, написанных «в конституционном стиле». По приговору 31 марта 1835 года Огарёв был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1835-1839 годы служил, отбывая ссылку, в канцелярии пензенского губернатора.

Годы с 1840 по 1846 провёл за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете. Наряду с Герценом был желанным гостем в петербургском кружке Белинского. В 1846 году поселился в своем пензенском имении, где женился на Наталье Алексеевне Тучковой. В том же году освободил крестьян Белоомута от крестьянской зависимости. В 1850 пензенский губернатор обвинил его в участии в «коммунистической секте», последовал кратковременный арест.

В 1856 Огарёв эмигрировал в Великобританию; жил в Лондоне, где вместе с Герценом возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. В социалистических воззрениях Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева (1869-1870).

Огарёв - автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Наиболее известна поэма «Юмор» (первая и вторая части - 1840-1841, третья часть - 1867-1868 опубликована в альманахе «Полярная звезда»). Выступал с публицистическими произведениями (пропагандировал идеи реализма).

В 1865, в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве. В 1873 переехал в Лондон, где через 4 года скончался. Его прах был перевезён в Москву 1 марта 1966 г. и ныне покоится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

В 1836 году Николай Огарёв сблизился с Марией Львовной Рославлевой (ок. 1817-1853), дочерью Льва Яковлевича Рославлева и Анны Алексеевны Панчулидзевой. Так как отец девушки разорился, Мария Львовна воспитывалась в доме дяди, губернатора А.А. Панчулидзева. П.В. Анненков писал: «Марья Львовна … росла и воспитывалась в богатом доме, обедневшем по „ непредвиденным обстоятельствам“. …Очутившись со скудными средствами и в зависимости от посторонних лиц, она устраняла поползновения общества смотреть на неё горделивым и презрительным обращением с людьми, резким и чересчур иногда откровенным словом.…Огарёв рано заметил оригинальную девушку, скоро сблизился с нею и покончил тем, что женился на ней». Брак, заключённый в 1838 году, оказался несчастливым. Став женой богатого человека, Мария Львовна посвятила себя светской жизни, разногласия между супругами увеличиваются, а в её жизни появляются другие мужчины. В декабре 1844 года супруги разъехались.

24 ноября (6 декабря) 1813, Петербург - 31 мая (12 июня) 1877, Гринвич, Англия] - русский публицист, философ, поэт. В 1829-33 учился в Московском университете. За участие в студенческом кружке в 1834 арестован, в 1835 сослан (до 1839) в Пензенскую губернию. В 1841-46 жил за границей. Изучал философию Гегеля, познакомился с левым гегельянством, одним из первых в России прочитал «Сущность христианства» Л. Фейербаха. Стремился сочетать диалектику с материалистическими убеждениями. В 1856 приехал в Лондон к Герцену, с которым его связывали тесная дружба и общность теоретических воззрений, участвовал в изданиях Вольной русской типографии. Огарев писал преимущественно о крестьянском вопросе, тактике освободительного движения. Много внимания уделял обоснованию принципа свободы совести, значению его для объединения разнородных сил оппозиции.

Соч.: И Jop. социально-политические и философские произведения, т. 1-2. М., 1952-56; Избранное. М., 1984. Лит.: Лутинцее В. А. Н. П. Огарев. М., 1963; Абрамов А. И. Огарев и гегелевская философия.- В кн.: Гегель и философия в России. М.,1974. Архив:РГАЛИ,ф.359.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОГАРЁВ Николай Платонович

– рус. революц. демократ, философ-материалист, поэт и публицист, друг и соратник Герцена. Род. в Москве. Идейное формирование О. началось под влиянием восстания декабристов. Учась в Моск. ун-те, О. вместе с Герценом организовал в нач. 30-х гг. кружок передовой молодежи. В этот период О. знакомится с идеями утопич. социализма Сен-Симона, Фурье, с философией Декарта, Спинозы, Фихте, Шеллинга, с работами франц. историков периода Реставрации. В июле 1834 О. был арестован и после 9 месяцев тюремного заключения сослан в Пензенскую губернию под надзор полиции. Годы ссылки (1835–39) он использовал для усиленных теоретических занятий. Возвратившись в Москву, О. организовал кружок, в к-ром велись споры на филос, политич. и лит. темы. В 1841–46 О. большей частью жил за границей, занимался изучением философии (Гегеля и Фейербаха), естествознания, политич. и экономич. учений. В сер. 40-х гг. О. перешел на позиции материализма и вместе с Герценом и Белинским вел борьбу против славянофилов. В 1846–51 О. проживал в своем пензенском имении Старое Акшено, где пытался вести просветит. и реформаторскую деятельность. Убедившись в невозможности преобразовать крепостнич. порядки таким путем, О. приходит к выводу о необходимости революц.-демократич. борьбы с существующим строем. В феврале 1850 О. был подвергнут вторичному аресту, но вскоре освобожден, т.к. царские чиновники не смогли доказать предъявленное ему обвинение в принадлежности к "коммунистич. секте". В 1856 О. уехал за границу, где вместе с Герценом развернул революц. и политич. публицистич. деятельность. О. был одним из инициаторов издания "Колокола", его вторым редактором и автором многочисл. статей; он принимал участие в издании "Полярной звезды", "Под суд", а в 1862 параллельно с "Колоколом" издавал "Общее вече", обращенное непосредственно к простому народу. Преодолевая либеральные колебания, в нач. 60-х гг. О. становится убежденным сторонником "военно-крестьянской революции" в России. О. был одним из руководителей об-ва "Земля и воля" нач. 60-х гг., выступил как автор программного документа "Что нужно народу?" (опубл. в газ. "Колокол", 1861, 1 июля, No 102), революц. воззваний, нелегально распространявшихся в России ("Что надо делать войску?", "Университеты закрывают", "Ход судеб", "Что надо делать народу?" и др.). В своей революц. деятельности О. сблизился с революционерами-разночинцами, учениками Чернышевского – Н. Н. Обручевым, Н. А. Серно-Соловьевичем, М. Л. Налбандяном, Н. И. Утиным, А. А. Слепцовым. В 1868–70 принял участие в авантюристической "агитационной кампании", которую вели Бакунин и С. Нечаев. Однако вскоре О. порвал с Бакуниным. До конца жизни О. был предан освободительной борьбе русского народа. Умер и был похоронен в Гринвиче (Англия). 2 марта 1966 прах О. был перевезен на родину и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. О. прошел сложный путь идейного развития от дворянской революционности до крест. революц. демократизма. В статьях, опубл. в "Колоколе" и "Полярной звезде", О. требовал освобождения крестьян от крепостной зависимости при обязат. наделении их землей, устранения власти помещиков над крестьянами и демократич. преобразования гос. аппарата. В ходе подготовки крест. реформы постепенно рушились надежды О. на мирное разрешение крест. вопроса. Из анализа крест. реформы 1861 он сделал вывод: "Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право н е отменено. Народ царем обманут" (Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, 1952, с. 478). Подняв вместе с Герценом знамя крест. революции, О. разрабатывал радикальную программу освободит. движения в России с требованием земли и воли для народа, полной ликвидации помещичьего землевладения, передачи земли крест. общинам, устранения самодержавия, ликвидации нац. гнета и установления равноправия народов России. В качестве осн. средства осуществления этой демократич. программы О. выдвигает всенар. вооруж. восстание с участием войска. Однако расчеты революц. демократии на всеобщее нар. восстание в России в нач. 60-х гг. не оправдались. В 60-х гг. О. выступал с резкой критикой рус. бурж.-дворянских либералов (см. ст. "Надгробное слово", опубл. в газете "Колокол", 1863, 1 мая, No 162). На примере Англии и др. европ. стран О. видел, что капитализм – наряду с прогрессом техники – несет трудящимся нищету и разорение. Капиталистич. свобода частной собственности и личности доходит до "...полной свободы лица умереть с голоду" (там же, с. 147), а бурж. демократия, несмотря на ее преимущества перед самодержавно-крепостнич. режимом России, носит формальный характер. Элементы крестьянского демократизма, присущие мировоззрению О., наложили известный отпечаток на его критику капитализма. О. считал, что социальное зло в Европе можно устранить уравнит. распределением земли. Идеал обществ. строя будущего О. видел в социализме. В 50-х гг. под влиянием Герцена О. становится убежденным сторонником "русского социализма". В своих статьях он уделяет внимание преимущественно экономич. стороне общинного социализма (см. "Частные письма об общем вопросе" и др.). Слабой стороной европ. утопич. социализма О. считал его отрыв от действительности, неразработанность экономич. вопросов и реформистские иллюзии. Пытаясь найти основу социализма в реальной жизни, О. идеализировал крест. общину, считая ее зерном будущего социалистич. развития России; поэтому в ее сохранении он видел одну из гл. задач антифеод. революции. После крест. революции в России, полагал О., сельская община разовьется в своеобразную социалистич. форму, перейдет к коллективным формам труда, распределению доходов по труду и на основе применения машин и агрономич. науки – к расцвету земледелия. О. не видел развития рус. капитализма и роста пролетариата в послереформенный период и по-прежнему ставил в центр своих социалистич. стремлений крестьянина. Так же, как и Герцен, О. был родоначальником народничества. Философские взгляды. Теоретич. основой революц. демократизма О. был филос. материализм, к к-рому О. пришел в сер. 40-х гг. в результате длительных идейных исканий, имевших целью найти правильную теоретич. основу освободит. борьбы. "Сущность христианства" Фейербаха, с к-рой О. познакомился сразу же после ее выхода в свет, помогла ему утвердиться на материалистич. позициях. В письмах к Герцену из-за границы в 1-й пол. 40-х гг. О., излагая свои филос. взгляды, склоняется к материалистич. решению осн. вопроса философии. В рукописях 50–60-х гг. О. доказывал материальность мира, отвергая религ. вымысел о нематериальном начале. "...Мы имеем... вещественность, идущую в бесконечность, и нам нельзя искать иного начала мира, как признание его за факт..." (там же, т. 2, 1956, с. 159). "...Мы не можем представить конца миру, всякий конец был бы только предел относительности, за которым снова следовало бы продолжение" (там же, с. 41). Признавая причинную обусловленность природных явлений, О. критиковал идеалистич. телеологию. Человеч. сознание О. считал продуктом историч. развития материи; основу умств. деятельности он видел в физиологич. процессах нервной системы человека. С этих позиций О. критиковал религ.-идеалистич. измышления о душе и свободе воли. Он был принципиальным сторонником познаваемости мира, отвергал учение Канта о существовании непреодолимых границ между явлениями и сущностью, отмечал относит. характер всякого знания. Естествознание, согласно О., – основа науч. философии и по своей сущности противоположно идеализму и мистике; наука – это самый крепкий бич романтизма. Узкий эмпиризм естествоиспытателей так же опасен, как и идеализм, поскольку ученые-эмпирики, отрицая связь открытий науки с общефилос. вопросами, вольно или невольно приходят к идеалистич. мировоззрению. "...Эмпиризм не стал даже вровень с ошибками философии; его теории ложнее ошибок философии; его теории самая пошлая метафизика" (там же, с. 377). В статьях и рукописях О. уделяется большое внимание роли математики в филос. представлениях о мире, значению математич. метода в науках, "...не исключая вопроса общественного..." (там же, т. 1, с. 697). Для О. был характерен диалектич. взгляд на природу и общество. Изучая философию Гегеля, он воспринял его диалектику: О. рассматривал мир с т. зр. развития и движения, к-рые называл общим мировым законом. "Мир есть иммобилитет движения. То, что называется косностью, есть только относительное равновесие" (там же, т. 2, с. 53). Понимая вместе с Герценом диалектику как "алгебру революции", О. приходил к выводу о неизбежности революц. преобразований обществ. жизни. О. отчетливо видел два противоположных направления в философии – материализм и идеализм. Уже в 40-х гг. он высказывал мысль о партийности убеждений, заявлял, что выступает за партию в философии (см. тамже, с. 399). "Под словом "философия" обычно разумеются общие мировые основания или общие основания целой группы явлений, и потому философские вопросы составляют естественную потребность человеческого разумения; только "метафизика" решает их на свой лад, т.е. принимает за философское основание предполагаемые ею мысли, идеи, предшествующие фактам, и группирует факты сообразно им, между тем как положительное понимание из существующих фактов выводит общий закон их существования, который и есть уяснение, решение философского вопроса" (там же, т. 1, с. 696–97). О. называл идеализм "метафизикой", а материализм – позитивистским термином "положительное понимание" (вместе с тем О. неоднократно критиковал позитивизм Конта). О. критиковал "философию откровения" Шеллинга, абсолютный идеализм Гегеля, в к-ром "...половина состоит из натянутых абстракций, неопределенных слов и играния мыслью" (там же, т. 2, с. 370), особенно – гегелевское оправдание консервативного социально-политич. строя Германии. О. был атеистом; в религии он видел идеологич. опору самодержавия и крепостничества. Уже в 40-х гг. О. писал, что религия поддерживает в народе косность, рабскую робость, уничтожает самостоятельность человека, мешает изучению природы (см. "Нар. политехнич. школа", там же, с. 7–15). Религия отвлекает людей от борьбы против самодержавно-крепостнического строя. "Действительно, мистицизм приводит к бездействию; упование на силы небесные мешает приводить в порядок дела земные" (там же, т. 1, с. 210). Социологические воззрения. Оставаясь в пределах идеалистич. понимания истории, О. высказал ряд оригинальных мыслей в социологии. Он отвергал субъективистские взгляды бурж. социологов, утверждавших, что в истории нет объективных законов, критиковал концепцию провиденциализма Боссюэ и гегелевский взгляд на историю как развитие мирового духа. История, по О., развивается не под воздействием надмировых сил или божеств. предначертаний, а идет естеств. путем, "...своими неизбежными результатами из существующих обстоятельств" (там же, с. 747). Признавая обществ. прогресс гл. содержанием истории, О. делал критич. замечания по поводу теории круговорота Вико и идеи прямолинейного прогресса Кондорсе. Историч. прогресс, по О., есть винтообразное движение, т.е. развитие по спирали (см. тамже, т. 2, с. 53). Неоднократно указывал О. на значение экономич. условий жизни общества. "...Материальные силы государства составляют основу его цивилизации..." (там же, т. 1, с. 94). Обществ. наука должна "...принять за свое существенное средоточие экономические (хозяйственные) отношения общества" (там же, т. 2, с. 195). Но эти материалистич. по своей тенденции идеи О. не представляли еще науч. социологич. концепции. Решающую роль в историч. прогрессе О. отводил все же распространению знания, просвещению. С позиций революц. демократизма О.утверждал идею о роли нар. масс в истории. Неудачу выступления декабристов он видел в том, что "... народ остался к их делу равнодушным" (там же, т. 1, с. 653). Народу предстоит сыграть гл. роль в грядущей революции. "Перемену или, лучше сказать, переворот может сделать только тот, кто его в самом деле хочет, кому он в самом деле составляет потребность, т.е. народ, большинство, масса" (там же, т. 2, с. 235). Обществ. развитие не является плавным и постепенным, а осуществляется в столкновениях противоположных сил. Революции представляют собой закономерное явление, имеющее свою причину в обществ. жизни. "Во всей истории прошедшего (есть постепенность или нет ее – все равно) революция оказывается постоянным явлением, так что можно на целую историю взглянуть как на ряд неудавшихся революций" (там же, с. 212). Э с т е т и ч е с к и е в з г л я д ы. В статьях об иск-ве и литературе О. пропагандировал идеи реализма. В основе иск-ва, по О., лежит отображение жизни, "... искусство нераздельно с ее содержанием" (там же, т. 1, с. 294) – эта идея составляет гл. пафос ст. О. "Памяти художника", посвященной рус. живописцу А. А. Иванову. О. призывал писателей и художников к активной борьбе против самодержавно-крепостнич. строя, за свободу и светлое будущее народа. "Если старый мир гибнет..., вы еще найдете в себе иную силу, силу проклятия; вашей фантазии являются мощные образы, которые потрясут даже это бессильное общество; большинство станет с ненавистью рукоплескать вам, и немало страдальцев с любовью протянут вам руку" (там же, с. 303). О. критиковал теорию "искусства для искусства", осуждая ее как политически реакционную, как "... партию лимфы, золотушное дитя схоластических эстетик..." (там же, с. 299). Идее "чистого искусства" О. противопоставлял демократич. положение – искусство для народа. Рус. литературу 1-й пол. 19 в. он рассматривал под углом зрения ее роли в освободит. движении народа. Принципы своей эстетики О. стремился воплотить в собств. лит.-художеств. творчестве. Борьба вокруг идейного н а с л е д и я О. Имена "лондонских пропагандистов" – Герцена и О. – долгое время было запрещено упоминать в русской печати. В дореволюц. годы мировоззрение О. подвергалось извращению со стороны дворянско-бурж. историков и литераторов (П. Анненков, А. Волынский, Ю. Айхенвальд, М. Гершензон), к-рые отрицали революц. демократизм О., изображая его бурж. либералом; игнорировали его политич. деятельность, рассматривая только как поэта-лирика; изображали не самостоятельным мыслителем, а лишь "бледным спутником яркого света" – Герцена. М. Гершензон в кн.: "История молодой России" (М., 1908) охарактеризовал О. как идеалиста по теоретич. убеждениям, мыслителя религ. типа, помещика-филантропа в обществ. деятельности и лирика-пессимиста в поэзии. В подобном духе писали об О. бурж. рус. газеты "Утро России", "Рус. ведомости" и др. в связи со 100-летием со дня его рождения. С этой буржуазно-кадетской оценкой по существу солидаризовался меньшевик-ликвидатор М. Неведомский (Миклашевский), опубликовавший статью в легальном журн. "Наша заря" ("К столетней годовщине Н. П. Огарева", 1913, No10–11). Оценку, противоположную этим либерально-бурж. измышлениям об О., и попытку м а р к с и с т с к о г о освещения его взглядов мы находим в статьях Плеханова о Герцене (Соч., т. 23, М.–Л., 1926). Но Плеханов недооценивал революц. демократизм и филос. материализм Герцена и О. Определяющее значение для марксистской оценки мировоззрения О. имела статья В. И. Ленина "Памяти Герцена" (1912). Большевистская печать в ст. "Н. П. Огарев (к 100-летию со дня рождения)" ("За правду", 1913, 28 ноября, No 46) охарактеризовала О. как революц. демократа, борца за освобождение угнетенного крестьянства. До Великой Отечеств. войны неоднократно издавались стихотворения и поэмы О., публиковались архивные материалы, неизвестные статьи, письма. Интерес сов. философов, историков, литературоведов к мировоззрению и деятельности О. особенно обнаружился в послевоен. годы в связи с опубликованием новых архивных документов, полученных из-за границы ("Пражская" и "Софийская" коллекции). На основании этих документов акад. М. В. Нечкина в своих статьях показала революц.-демократич. характер политич. программы О., его роль в освободит. движении конца 50 – нач. 60-х гг. 19 в. (см. "Н. П. О. в годы революционной ситуации", "ИАН СССР. Серия истории и философии", 1947, т. 4, No 2; "Новые материалы о революц. ситуации в России", в сб.: Лит. наследство, т. 61, М., 1953 и др.). В довоен. статьях Б. П. Козьмина об О., содержащих интересный материал по истории революц. движения 60-х гг., была нек-рая недооценка его революц. демократизма (см. "Н. П. Огарев", в кн.: Н. П. Огарев. Стихотворения и поэмы, т. 1, [М. ], 1937; "Из публицистич. наследия Н. П. О.", в сб.: Лит. наследство, т. 39–40, М., 1941), к-рая была преодолена в его послевоенных работах. Начальному периоду деятельности О., характеристике его социалистич. взглядов посвящены статьи Е. Рудницкой, М. Эстриной, Н. Минаевой. Филос. взгляды О. как материалиста были впервые освещены в статьях Н. Г. Тараканова (см. "Мировоззрение Н. П. О.", в кн.: Н. П. Огарев. Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, ?., 1952; "Общественно-политич. и филос. взгляды Н. П. Огарева", в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955). Филос., социологич., политич. взгляды О. рассмотрены в книгах М. В. Яковлева "Мировоззрение Н. П. О." (М., 1957) и М. Т. Иовчука "Филос. и социологич. взгляды Н. П. О." (М., 1957). Исследованию лит. архивов О. посвящены работы Я. 3. Черняка ["Огарев, Некрасов, Герцен, Чернышевский в споре об огаревском наследстве", М.–Л., 1933; "Н. П. Огарев. Жизнь и деятельность" (вступ. ст.), в кн.: Н. П. Огарев. Избр. стихотворения и поэмы, ?., 1938; ряд статей в сб.: Лит. наследство, т. 61, 62, 63, М., 1953–56 ]. Характеристика лит. творчества и мировоззрения О. дана в работе В. А. Путинцева "Н. П. Огарев" (М., 1963). Лит. наследие О. в едином издании не собрано. Филос., политич., социологич. работы О. наиболее полно представлены в кн.: Избр. социально-политич. и филос. произв. (т. 1–2, М., 1952–56; см. также"Колокол", вып. 1–11, М., 1962–63; новые материалы и документы в статьях, в изд.: Лит. наследство, т. 39–40, 41–42, 61–64, М., 1941–58); Поэзия и проза, в кн.: Избр. произв. (т. 1–2, М., 1956). М. Яковлев. Москва.