0 0 1

Маленький забывчивый бельчонок, упоминается в книге "Волшебная зима", где замерзает под взглядом Ледяной девы, а весной оживает.

0 0 0

Бабушка Алисии, живёт в лесу. Упоминается только в японских мультфильмах.

0 1 0

Наделён магической силой, но не может исполнять собственные желания. Волшебник появляется в книге "Шляпа волшебника". Его шляпу Муми-тролль, Снусмумрик и Снифф находят в первой главе. Сам Волшебник впервые упоминается в пятой главе и, наконец, появляется в седьмой. Коллекционировал рубины до того как стал обладателем "короля рубинов".

0 0 0

Небольшое существо. Впервые появляется в рассказе "Филифьонка, которая верила в катастрофы". Она также присутствует в рассказе "Ёлка" и упоминается в книге "В конце ноября".

0 0 0

Родственник Муми-мамы. Упоминается в книге "Муми-тролль и комета".

0 0 0

Большой дронт, внешне похож на дракона с большими глазами. Незлобный. Дронт Эдвард впервые появляется в книге "Мемуары папы Муми-тролля" во второй главе. Он также присутствует в рассказе "Хемуль, который любил тишину".

0 0 0

Мать Сниффа, супруга Шнырька. Присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", где появляется впервые в восьмой главе.

0 0 0

Маленький проворный зверёк с острыми зубами, похожий на выдру. Клипдассы живут на дне водоемов, образуя большие колонии. Поверхность их тел очень липкая, благодаря своей клейкости они могут даже взбираться на отвесные стены. Носят бакенбарды. Присутствуют в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в третьей главе.

0 0 0

Крошечное мохнатое существо, тихое и застенчивое.

0 0 0

Малявка с отважным характером, испытывает симпатию к Хемулю-лыжнику. Присутствует в книге "Волшебная зима", впервые появляясь в пятой главе.

0 0 1

Воплощение зимы. Персонаж упоминается в книге "Волшебная зима". Везде, где проходит ледяная дева, наступает самая суровая зимняя пора. Под её взглядом любой зверёк замерзает.

0 0 0

Бестелесное существо, живёт на деревьях в лесу, часто не поодиночке, а колониями.

Little My

0 5 0

Сестра Мюмлы и Снусмумрика, дочь Мюмлы-мамы. Самая маленькая мюмла на свете. Внешне похожа на человека, носит платье, волосы убраны в высокий хвост. Характер независимый, ничего не боится, умеет постоять за себя, сообразительна, самостоятельна. Семейство муми-троллей удочерило её. Малышка Мю впервые появляется в седьмой главе книги "Мемуары папы Муми-тролля". Она также присутствует в книгах "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка". Малышка Мю упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября", в рассказе "Секрет хатифнаттов".

0 0 0

Человек. По размерам соизмерим с муми-троллями. Упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение".

0 0 0

Обитатель муми-дола. Мартышка присутствует в книге "Муми-тролль и комета", впервые появляясь в первой главе. В переводе В.Смирновой - Мартышка, в переводе Н.Беляковой - Котёнок.

0 0 0

Присутствует в книге "Опасное лето", впервые появляясь во второй главе. Она также упоминается в рассказе "Ёлка".

5 2 2

Пугающее существо, наводящее ужас на большинство персонажей. Одинокая и холодная. Если Морра просидит час на одном месте, земля под ней промёрзнет настолько, что там никогда ничего не вырастет. Стремится к теплу и свету. Морра впервые появляется в шестой главе книги "Шляпа волшебника". Она присутствует также в книгах "Мемуары папы Муми-тролля", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море".

0 0 0

Живёт в море, танцует в лунном свете. Копыта подкованы серебряными подковами. Морская лошадь очаровывает Муми-тролля в книге "Муми-папа и море".

Moominmamma

2 6 0

Мама Муми-тролля, супруга Муми-папы. Носит фартук и сумочку, в которой есть всё необходимое. Аккуратная, хозяйственная, гостеприимная. Воплощает образ идеальной мамы и жены. Присутствует в книгах "Маленькие тролли и большое наводнение", "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка", "Секрет хатифнаттов" и "Седрик". Муми-мама упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября".

Moominpappa

1 3 0

Отец Муми-тролля, супруг Муми-мамы, глава семейства. Сирота, воспитывался в приюте вместе с хемулями. До встречи с Муми-мамой много путешествовал. Построил муми-дом и все сооружения самостоятельно. Обладает исследовательскими и писательскими способностями, любит море. Муми-папа впервые упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение", а появляется в книге "Муми-тролль и комета". Он также присутствует в таких книгах как "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка" и "Секрет хатифнаттов". Муми-папа упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября".

Moomintroll

3 9 1

Главный герой истории, сын Муми-мамы и Муми-папы. Внешний вид: похож на бегемотика или гиппопотама белого цвета, с крупным носом, маленькими ушами и глазами, короткими лапами и хвостом. По возрасту - ребёнок, ближе к подростку. Открытый, дружелюбный, любит приключения. Муми-тролль впервые упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение" в первой главе. Он также присутствует в книгах "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка" и "Ёлка". Муми-тролль упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября", а также рассказах "Седрик" и "Весенняя песня".

0 0 0

Злобный персонаж, живёт в песке. Упоминается в книгах "Маленькие тролли и большое наводнение" и "Шляпа Волшебника".

0 1 0

Сестра Малышки Мю, сводная сестра Снусмумрика и дочь Мюмлы-мамы. Намного выше Малышки Мю, внешне похожа на человека, ходит в платье, имеет длинные красивые волосы, которые забирает в хвост. Голова большая. Есть маленький хвостик, но его не видно под одеждой. Она впервые появляется в книге "Мемуары папы Муми-тролля", в пятой главе. Присутствует в книгах "Мемуары папы Муми-тролля", "Волшебная зима", "Опасное лето", "В конце ноября" и в рассказе "История о последнем на свете драконе", упоминается в рассказе "Секрет хатифнаттов".

0 0 0

Мать Снусмумрика, Малышки Мю, Мюмлы и ещё бесчисленного множества других мюмл. Мюмла присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в пятой главе.

0 0 0

Полувымышленный персонаж из научной книги, которую читал хомса Тофт. Доисторический зверёк, который когда-то был очень маленьким, а затем увеличился и стал проявлять агрессию. Пахнет электричеством. Хомса Тофт оживил Нуммулита и отпустил его на свободу. Упоминается в книге "В конце ноября".

2 1 0

Ондатр (он же Выхухоль) - философ. Впервые появляется в первой главе книги "Муми-тролль и комета", также присутствует в книге "Шляпа Волшебника".

0 1 0

Родственник муми-троллей. Онкельскрут появляется только в книге "В конце ноября" в первой главе как "старческий голос", разговаривающий со Снусмумриком, присутствует в повествовании с седьмой главы. Стар (около 100 лет). Онкельскрут - не настоящее его имя (настоящее он забыл, выдумал себе новое).

0 0 0

Человек. Упоминается в книге «Маленькие тролли и большое наводнение»

0 0 0

Арестовывает Муми-тролля и его друзей в книге "Опасное лето". Впервые появляется в седьмой главе.

0 0 0

Предок муми-троллей, живёт в печи в муми-доме. Покрыт шерстью. Упоминается в книге "В конце ноября".

0 0 0

Профессора работают в обсерватории в Одиноких Горах, изучают звёзды, много курят. Предсказали точное время появления кометы в книге "Муми-троль и комета".

0 0 0

Рыбак, он же Хранитель маяка, присутствует в книге "Муми-папа и море", где он появляется во второй главе. Небольшого роста, старый, худой. День рождения 3 октября, точный возраст неизвестен.

0 0 0

Человек, владеет островом, любит эффектные зрелища. Упоминается в "Мемуарах Муми-папы" (глава 5).

0 0 0

Маленький зверёк с рожками.

3 4 0

Друг Муми-тролля, сын зверька Шнырька и зверюшки Сос. Внешне похож на крысёнка, маленького роста, с длинным хвостом. Младше Муми-тролля. Живёт в отдельном домике рядом с муми-домом, часто гостит у муми-семьи. Немного труслив и капризен. Снифф с самого начала появляется под именем Маленький Зверёк в книге "Маленькие тролли и большое наводнение". Присутствует в книгах "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", в рассказе "Седрик".

The Snork

0 1 0

Друг муми-семьи, старший брат Фрекен Снорк. Внешне похож на муми-троллей, но меняет окрас в зависимости от настроения. Изобретатель, педант. Впервые упоминается в книге "Муми-тролль и комета" в шестой главе, а появляется сам в седьмой главе. Он присутствует также в книге "Шляпа Волшебника".

14 10 0

Лучший друг Муми-Тролля, сын Мюмлы-мамы и Юксаре. Внешне похож на человека, возраст ближе к подростковому. Первая встреча с Муми-Троллем - книга "Муми-тролль и комета". С тех пор лето проводит в Муми-доле, а на зиму отправляется в путешествие на юг. Он также присутствует в книгах "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето" и "В конце ноября"; в рассказах "История о последнем на свете драконе" "Весенняя песня", "Седрик" и "Секрет хатифнаттов". Снусмумрик упоминается, но отсутствует в книге "Волшебная зима". Живёт в палатке, играет на губной гармошке, курит трубку, умеет рассказывать интересные истории и сочинять песни. Независимый, любит одиночество. Ненавидит запрещающие объявления и сторожей.

Прототипом этого персонажа является финский журналист и политик Атос Казимир Виртанен, друг Туве Янссон.

0 0 0

Появляется только в мультсериале "Муми-тролль". Отрицательный персонаж.

0 1 0

Неразлучная парочка, "иностранцы" (говорят на чужеродном для обитателей муми-дола наречии, добавляя к словам окончание -сла). Маленького роста, пугливые. Присутствуют в книге "Шляпа волшебника", впервые появляясь в шестой главе.

Туве Янссон - финская сказочница и иллюстратор, которая писалая свои сказки на шведском. Всемирная популярность пришла к Янсон благодаря книжному сборнику о муми-троллях: замечательных существах, обитающих в выдуманной Муми-долине. Эти рассказы, картинки к которым Янссон выполняла своими руками, побили все рекорды популярности. Многие рассказы довольно короткие – читать всего страниц, некоторые сказки странно заканчиваются, могут запросто оборваться на полуслове.

Складывается такое ощущение, что сказки Янсон живут своей жизнью. Рассказы все похожи тем, что с легкостью открывают внутренний мир людей. И абсолютно непохожи тем, что каждый раз совершают это по-разному.

Это было, должно быть, после обеда где-то в конце августа. Муми-тролль и его мама пришли в самую глухую чащу дремучего бора. Среди деревьев царила мертвая тишина и было так сумеречно, словно сумерки уже наступили. Повсюду, там и тут, росли гигантские цветы, светившие своим собственным светом, подобно мерцающим лампочкам, а в самой глубине лесной чащи, среди теней шевелились какие-то мелкие бледно-зеленые точки. - Светлячки, - сказала мама...

Глава первая О берестяном кораблике и огнедышащем вулкане Мама Муми-тролля сидела на крыльце, на самом солнцепеке, и мастерила кораблик из бересты. «Насколько я помню, у галеаса два больших паруса сзади и несколько маленьких треугольных впереди, у бушприта», - думала она. Больше всего ей пришлось повозиться с рулем, а вот трюм получился легко и быстро. И маленькая крышка для люка, которую...

Жил-был однажды некий хемуль. Он служил в Детском городке аттракционов, однако это вовсе не означало, что жилось ему ужасно весело. Он проверял билеты у посетителей «Луна-парка», для того чтобы они не могли повеселиться больше, чем полагается за один раз, а уж одно это может сделать тебя несчастным, особенно если вынужден заниматься таким делом всю жизнь. Хемуль...

Один из хемулей стоял на крыше и разгребал снег. На хемуле были желтые
шерстяные варежки, которые в конце концов намокли и стали ему мешать. Тогда
он положил их на трубу, вздохнул и снова взялся за дело. Наконец он добрался
до чердачного окошка.
- Ага, вот оно,- сказал он.- А внизу разлеглись эти сони. Все спят,
спят и спят. Пока другие тут надрываются. И все ради того, чтобы наступило
Рождество.
Он встал на окошко и тихонько потопал по нему, так как не помнил,
открывается ли оно внутрь или наружу. Оно сразу же открылось внутрь, и
хемуль, окутанный" снежным облаком, свалился на кучу разного домашнего
скарба, который муми-тролли снесли на чердак на хранение.
Хемуль был крайне раздосадован, он к тому же не очень хорошо помнил,
куда он положил свои желтые варежки. А это были его любимые варежки.
Хемуль протопал вниз по лестнице, распахнул дверь и закричал сердитым
голосом:-"Скоро Рождество! Надоели вы мне со своим спаньем, Рождество может
наступить в любую минуту!"
Семейство му ми-троллей, как всегда, погрузилось в зимнюю спячку. Они
спали уже не один месяц и собирались проспать до самой весны. Тихонько
покачиваясь в ласковых объятьях сна, они плыли сквозь долгий, нескончаемый
летний полдень. Вдруг что-то тревожное и холодное нарушило сладкий сон
Муми-тролля. И кто-то стаскивал с него одеяло и кричал, что ему надоели и
что наступает Рождество.
- Уже весна...- пробормотал Муми-тролль.
- Какая весна?! - взорвался хемуль.- Рождество, понимаешь. Рождество. А
я ничего не сделал, ничего не приготовил, и они в это время еще посылают
меня вас откапывать. Варежки, наверное, пропали. И все носятся, как
угорелые, и ничего не готово...
И хемуль протопал по лестнице и вылез через чердачное окошко.
- Мама, проснись,- испуганно зашептал Муми-тролль.- Случилось что-то
ужасное. Они называют это Рождеством.
- Что ты имеешь в виду? - высунувшись из-под одеяла, спросила мама.
- Я точно не знаю,- ответил ее сын.- Но ничего не готово, и что-то
пропало, и все носятся, как угорелые. Может, опять наводнение.
Он осторожно потряс фрекен Снорк и прошептал:
- Ты не пугайся, но говорят, произошло что-то страшное.
- Спокойствие,- сказал папа.- Только спокойствие.
И он пошел и завел часы, остановившиеся еще в октябре.
Ступая по мокрым следам хемуля, они поднялись на чердак и выбрались на
крышу дома.
Небо было синее, как обычно, а потому об извержении вулкана на этот раз
не могло быть и речи. Но всю долину завалило мокрой ватой - и горы, и
деревья, и реку, и всю крышу. И было очень холодно, даже холоднее, чем в
апреле.
- Это и есть твое Рождество? - удивился папа. Он набрал полную лапу
ваты и принялся ее разглядывать.- Интересно,- сказал он,- интересно, она
выросла прямо из земли? Или свалилась с неба? Если она падает вся сразу, то
это, должно быть, очень неприятно.
- Но папа, это же снег,- сказал Муми-тролль.- Я знаю, это снег, и он не
падает сразу весь.
- Неужели? - изумился папа.- Но все равно это неприятно.
Мимо на финских санях проезжала тетушка хемуля с елкой.
- А, проснулись наконец-то,- сказала она, почти не глядя в их сторону.-
Не забудьте про елку, пока не стемнело.
- Но зачем...- начал было Муми-папа.
- Мне сейчас не до вас,- бросила через плечо тетушка и укатила.
- Пока не стемнело,- прошептала фрекен Снорк.- Она сказала, пока не
стемнело. Самое страшное произойдет вечером...
- По-видимому, для того, чтобы избежать опасности, необходимо
приготовить елку,- размышлял папа.- Ничего не понимаю...
- И я тоже,- покорно промолвила мама.- Но все-таки повяжите на шею
шарфики, когда пойдете за елкой. А я пока постараюсь затопить печку.
Несмотря на грозящую им опасность, свои елки папа решил не трогать,
потому что он их берег. Поэтому они перелезли через Гафсин забор и выбрали
себе большую ель, которая Гафсе все равно бы не пригодилась.
- Ты думаешь, нам нужно будет под ней спрятаться? - с сомнением
произнес Муми-тролль.
- Не знаю,- сказал папа, продолжая орудовать топором.- Я совершенно
ничего не понимаю.
Они дошли уже почти до самой реки, как вдруг увидели Гафсу, которая
неслась им навстречу, прижимая к груди кучу разных кульков и пакетов.
Раскрасневшаяся и необычайно возбужденная, она, к счастью, не узнала
свою елку.
- Шум и давка! - закричала Гафса.- Невоспитанным ежам вообще не
следовало бы разрешать... И я уже только что говорила, что это стыд и
срам...
- А елка...- сказал Муми-папа, в отчаянии вцепившись в ее меховой
воротник.- Что делают с елкой?
- Елка...- машинально повторила Гафса.- Елка? О, какой ужас! Нет, я
этого не вынесу... Ведь мне еще ее наряжать... Я же не успею...
Пакеты ее попадали на снег, шапка съехала на глаза, и она чуть не
разрыдалась в истерике.
Муми-папа покачал головой и снова поднял елку.
А мама тем временем убрала с веранды снег, достала спасательные пояса и
аспирин, папино ружье и грелки. Ведь могло произойти все что угодно.
В гостиной на самом краешке дивана сидел крошечный кнютт и пил чай.
Мама увидела его в снегу под верандой, и он показался ей таким жалким и
несчастным, что она пригласила его в дом.
- Вот она, елка,- сказал Муми-папа.- Теперь бы еще выяснить, что с ней
делать. Гафса считает, что ее нужно наряжать.
- Таких больших нарядов не бывает,- озабоченно сказала мама.- Что Гафса
хотела этим сказать?
- Какая она красивая! - воскликнул крошка Кнютт и от смущения выпил до
дна всю чашку. Он тотчас пожалел, что привлек к себе внимание, и сидел как
на иголках.
- Ты не знаешь, как наряжают елку? - спросила фрекен Снорк.
Кнютт ужасно покраснел и прошептал:
- Красивыми вещами. Чтобы было как можно красивее. Так я слышал.- И
сгорая от смущения, он закрыл лапками мордочку, опрокинул чашку и исчез за
дверями веранды.
- А теперь немножко помолчите, я подумаю,- сказал Муми-папа.- Если
надо, чтобы елка стала как можно красивее, то значит, речь идет не о том,
чтобы прятаться под ней от Рождества, а о том, чтобы его задобрить. Я,
кажется, начинаю понимать, в чем здесь дело.
Они тут же вынесли елку во двор и надежно установили ее в снегу. А
затем принялись обвешивать ее сверху донизу всевозможными украшениями.
Они украсили ее ракушками с цветочной клумбы и жемчужным ожерельем
фрекен Снорк. Они сняли с люстры хрустальные подвески и развесили их на
ветках, а на верхушку водрузили красную розу из шелка, которую подарил папа
Муми-маме.
Все несли все самое красивое, чтобы умилостивить это непостижимое и
грозное Рождество.
Когда елка была уже наряжена, мимо снова проехала тетушка хемуля на
своих финских санях. Теперь она направлялась в противоположную сторону, и,
казалось, она торопится еще больше, если это вообще было возможно.
- Поглядите на елку,- крикнул ей Муми-тролль.
- О, Господи! - воскликнула тетушка.- Впрочем, вы же всегда были с
причудами. Однако я тороплюсь... Нужно приготовить рождественский ужин.
- Ужин? - изумился Муми-тролль.- Что, Рождество тоже ужинает?..
- А вы что же, полагаете, можно обойтись без рождественского ужина,-
немного раздраженно сказала она и укатила вниз по склону.
Весь остаток дня мама ни на минуту не присела. И не успело стемнеть,
как рождественский ужин был готов, угощение стояло под елкой, разложенное по
маленьким чашечкам. Здесь были и сок, и простокваша, и черничный пирог, и
гоголь-моголь, и прочие любимые муми-троллями лакомства.
- Как вы думаете. Рождество очень голодно? - забеспокоилась мама.
- Едва ли больше, чем я,- с тоскою в голосе сказал папа. Чуть ли не с
головой закутавшись в одеяло, он сидел на снегу и терпеливо мерз. Но простые
смертные должны смириться перед грозными силами природы.
По всей долине в окошках загорались свечи. Загорелись свечки и под
деревьями, и в каждом гнезде на ветвях, а по снегу засновали туда и обратно
трепещущие огоньки. Муми-тролль взглянул на своего папу.
- Да, конечно,- кивнул папа.- На всякий случай.
И Муми-тролль пошел в дом и собрал все свечки, какие только смог найти.
Он воткнул их в снег, окружив ими елку, и стал осторожно зажигать одну
за другой, пока все они не загорелись, чтобы умерить гнев Рождества.
Постепенно всякое движение в долине прекратилось: наверное, все разошлись по
домам и теперь сидели и ждали, когда нагрянет беда. Лишь одинокая тень еще
блуждала среди деревьев. Это был хемуль.
- Эй,- окликнул его Муми-тролль.- Долго еще ждать?
- Не мешайте,- проворчал хемуль, уткнувшись в длинный список, в котором
почти все было вычеркнуто.
Он уселся возле одной из свечей и принялся что-то подсчитывать.
- Мама, папа, Гафса,- бормотал он.- Двоюродные братья, сестры...
старший ежик... младшие перебьются. Снифф мне в прошлом году ничего не
подарил. Миса и Хомса, тетя... с ума можно сойти.
- От чего? - испуганно спросила фрекен Снорк.- С ними что-нибудь
случилось?
- Подарки! - завопил хемуль.- С каждым годом все больше и больше
подарков!
Он что-то отметил в своем списке корявым крестиком и побрел дальше.
- Обожди! - закричал Муми-тролль.- Объясни нам... А твои варежки...
Но хемуль исчез в темноте, исчез, как и все остальные обитатели долины,
так перепуганные приходом Рождества.
. И тогда все тихонько, стараясь не шуметь, зашли в дом, чтобы
подыскать подарки. Папа выбрал свою лучшую блесну, хранившуюся в очень
красивой коробочке. "Рождеству" - написал он на коробочке и положил ее под
елку. Фрекен Снорк сняла свое кольцо и, тихонько вздыхая, завернула в
шелковую бумагу.
А мама открыла свой заветный ящик и достала книжку с цветными
картинками, единственную книжку с цветными картинками во всей Муми-долине.
То, что упаковал Муми-тролль, было настолько личным и интимным, что
никому не было дозволено взглянуть на эту вещь. Даже потом, уже весной, он
никому не сказал, что это был за подарок.
Потом все уселись на снег и приготовились к самому худшему.
Время шло, но ничего не происходило. Лишь крошка Кнютт появился из-за
сарая, тот, что. пил у них чай. С ним пришли его родственники и их друзья -
все, как один, маленькие, серенькие, жалкие и продрогшие.
- С Рождеством вас,- робко прошептал Кнютт.
- Впервые слышу, чтобы с Рождеством поздравляли,- сказал папа.- Ты что
же, совсем его не боишься? А вдруг оно придет?
- Да ведь оно уже здесь- пробормотал Кнютт, усаживаясь на снег.- Можно
посмотреть? У вас такая чудесная елка...
- И такое угощение,- мечтательно добавил один из родственников.
- И настоящие подарки,- сказал другой родственник.
- Я всю жизнь мечтал посмотреть на все это вблизи,- со вздохом закончил
Кнютт.
Все замолчали. Ночь была тихая и безветренная, и свечи горели ровным
пламенем. Кнютт и его родственники, затаив дыхание, восторженно смотрели на
подарки и рождественский ужин. И восхищение их было так велико, что мама в
конце концов не выдержала и, пододвинувшись поближе к папе, прошептала:
- Как ты думаешь, а?
- Да, но а вдруг...- возразил папа.
- Ничего,- сказал Муми-тролль.- Если Рождество рассердится, убежим на
веранду. И он повернулся к Кнютту и сказал:
- Берите, пожалуйста, это все вам. Кнютт не верил своим ушам. Он
осторожно приблизился к елке, и следом за ним с восторженно подрагивающими
усами потянулась вереница родственников и друзей.
У них никогда еще не было своего собственного Рождества.
- Теперь нам лучше отсюда убраться,- встревожился Муми-папа.
Они на цыпочках взбежали на веранду и спрятались под стол.
Но ничего страшного не произошло.
Немного осмелев, они посмотрели в окно. Вокруг елки сидели кнютты, они
ели, пили, рассматривали подарки, и им было весело, как никогда. Потом они
забрались на елку и прикрепили к веткам горящие свечи.
- А на верхушке, наверное, должна быть звезда,- обратился к Кнютту его
дядя.
- Ты так считаешь? - сказл Кнютт, задумчиво глядя на мамину шелковую
розу.- Какая разница, если сама идея верна...
- Надо было достать еще и звезду,- прошептала Муми-мама.- Но это же
невозможно! - И они посмотрели на небо, такое далекое и черное, все
усыпанное звездами, которых было в тысячу раз больше, чем летом. А самая
большая висела прямо над их елкой.
- Что-то спать хочется,- сказала Муми-мама.- И я устала ото всех этих
загадок. Тем более, что ничего страшного не происходит.
- Я, например, уже не боюсь Рождества,- заявил Муми-тролль.- Наверное,
Гафса и хемуль с тетушкой что-нибудь не так поняли.
Они положили желтые варежки хемуля на перила веранды, чтобы он сразу их
увидел, и отправились досыпать и дожидаться весны.

    ИСТОРИЯ О ПОСЛЕДНЕМ НА СВЕТЕ ДРАКОНЕ.

Как-то в середине лета, в четверг, в большой яме с грязной желтоватой
водой, в той самой, что направо от деревьев, между которыми папа вешал свой
гамак, Муми-тролль поймал маленького дракона.
Муми-тролль, конечно же, не собирался ловить дракона. Он просто хотел
поймать несколько водяных жучков, которыми кишит илистое дно, чтобы получше
рассмотреть, как двигаются у них ножки, и проверить, действительно ли они
плавают задом наперед. Но когда он резким движением вытащил из воды
стеклянную банку, в ней оказалось нечто совсем иное.
- Вот это да-а...- благоговейно прошептал Муми-тролль. Он держал банку
обеими лапками и смотрел на нее, не отрываясь.
Дракон был не больше спичечного коробка, и он метался по банке,
взмахивая очаровательными прозрачными крылышками, такими же красивыми, как
плавники золотой рыбки.
Но ни одна золотая рыбка не была так роскошно позолочена, как этот
миниатюрный дракончик. Он весь сверкал в солнечных лучах, он казался
вылепленным из золота. Его крошечная головка была нежного светло-зеленого
цвета, а глаза желтые, как лимоны. Каждая из его шести позолоченных ножек
заканчивалась крохотной лапкой, а хвост ближе к кончику переходил из
золотистого в зеленый. Это был изумительный дракончик.
Муми-тролль закрутил крышку (с дырочкой для воздуха) и осторожно
опустил банку на мох. Затем он лег на живот и принялся рассматривать
дракончика, который подплыл к самой стенке и открыл свою маленькую пасть,
всю усаженную белыми зубками.
"Он злой,- подумал Муми-тролль.- Такой малюсенький, а злой. Что бы
такое сделать, чтобы ему понравиться... И что он ест? Что едят драконы?.."
Взволнованный и озабоченный, он снова взял банку в лапы и понес ее
домой, стараясь ступать как можно осторожнее, чтобы дракончик не ушибся о
стеклянные стенки. Ведь он такой крохотный, такой нежный...
- Я буду любить тебя, буду о тебе заботиться,- шептал Муми-тролль.- Ты
можешь спать ночью на моей подушке. А когда подрастешь и мы с тобой
подружимся, ты сможешь купаться со мной в море...
Муми-папа занимался своей табачной рассадой. Конечно, дракона можно
было бы и показать. Но Муми-тролль решил, что не стоит. Лучше он спрячет его
на несколько дней, чтобы он немного освоился. Ведь можно сделать из этого
тайну и дожидаться самого интересного, того момента, когда он покажет
дракона Снусмумрику.
Муми-тролль крепко прижал к себе банку и с самым безразличным видом
направился к заднему крыльцу. В это время все домашние были во дворе, около
веранды. Когда же Муми-тролль попытался проскользнуть в дом, любопытная
мордашка малышки Мю выглянула из-за бочки с водой:
- Что у тебя там?
- Ничего,- буркнул Муми-тролль.
-o Это банка,- сказала Мю, вытягивая шею.- Что у тебя в ней? Почему ты
ее прячешь?
Муми-тролль бросился вверх по ступенькам и влетел к себе в комнату. Он
поставил банку на стол; в ней бушевал шторм, и дракон-чик сидел, свернувшись
в клубочек, закрыв голову крылышками. Немного погодя он стал постепенно
распрямляться и показывать зубы.
- Это больше никогда не повторится,- пообещал Муми-тролль.- Прости
меня, пожалуйста.- Он открыл крышку, чтобы дракончик мог осмотреться, а
затем пошел и запер дверь на щеколду. Ведь никогда не знаешь, чего ждать от
этой Мю.
Когда он вернулся к дракончику, тот выбрался из воды и сидел на краю
банки. Муми-тролль осторожно протянул лапу, чтобы его погладить.
И тут дракончик открыл пасть и выпустил маленькое облачко дыма. Красный
язычок вырывался из пасти, подобно языку пламени и так же быстро исчезал"
- Ай,- сказал Муми-тролль, потому что обжегся. Не сильно, но все-таки.
Он пришел в полный восторг от дракона.
- Ты сердитый, да-а? - растягивая слова спросил Муми-тролль.- Ты ужасно
страшный и кровожадный, да? Ах ты мой славный маленький проказник!..
Дракончик фыркнул.
Муми-тролль забрался под кровать и откопал там свой ящик с припасами:
несколько блинчиков, уже немного засохших, половину бутерброда и яблоко. Он
отрезал от всего по кусочку и разложил на столе возле драконника. Тот
обнюхал угощение, смерил Муми-тролля презрительным взглядом и вдруг с
невероятной быстротой ринулся к подоконнику и атаковал большую жирную муху.
Муха отчаянно зажужжала, когда дракончик, вцепившись в ее загривок
своими зелеными лапками, выпустил ей в глаза облачко дыма.
И вот уже заработали челюсти, утыканные белыми зубками, да время от
времени широко раскрывалась пасть, в которой постепенно исчезала муха.
Расправившись с мухой, дракончик облизнулся, почесал за ухом и
насмешливо посмотрел на Муми-тролля.
- Вот ты какой! - воскликнул Муми-тролль.- Ах ты мой маленький!
В этот момент мама ударила в гонг, это был- сигнал к обеду.
- А теперь будь паинькой и подожди меня здесь,- сказал Муми-тролль.- Я
постараюсь вернуться как можно быстрее.
Секунду-другую он стоял, не сводя с дракончика любящего, восторженного
взгляда, тот, однако, был явно не склонен к нежностям, и Муми-тролль,
прошептав "пока, дружок), быстро спустился по лестнице и выбежал на веранду.
Не успела Мю опустить ложку в кашу, как тут же завела:
- А кое-кто тут у нас что-то прячет в стеклянных банках...
- Попридержи язык,- сказал Муми-тролль.
- Можно подумать,- продолжала Мю,- что кое-кто в нашем доме собирает
пиявок
и мокриц, а может, даже и сороконожек.
- Мама,- сказал Муми-тролль.- Ты же знаешь, что если у нас в доме и
есть пиявки, от которых невозможно отвязаться, так это...
- Бу-бу-бу-бу-бу,- сказала Мю, пуская пузыри в стакан с молоком.
- Что? - оторвался от газеты папа.
- Муми-тролль принес нового зверька,- объяснила мама.- Он кусается?
- Он слишком маленький, чтобы кусаться,- пробормотал сын.
- А он когда подрастет? - спросила Мю.- Мы его скоро увидим? Он умеет
говорить?
Муми-тролль. не отвечал. Снова они все испортили. А ведь по-людски надо
бы как:
сперва ты что-то держишь в тайне, а потом преподносишь сюрприз. Но если
живешь в семье, какие уж тут сюрпризы и тайны. Им все известно заранее, и их
ничем не удивишь.
- Я думаю после завтрака сходить на речку,- высокомерно процедил
Муми-тролль.-
Мама, скажи им, чтоб не заходили в мою комнату. А то ведь в случае чего
я за последствия не отвечаю.
- Хорошо,- сказала мама и посмотрела на Мю.- Ни одна живая душа не
войдет к тебе.
Муми-тролль с достоинством доел свою кашу и удалился.
Снусмумрик сидел возле палатки и красил пробковый поплавок. Увидев его,
Муми-тролль снова с удовольствием подумал о своем дракон-чике.
- Ох уж эти мне родственнички,- сказал он.- Порой они просто
невыносимы.
Не вынимая изо рта трубку, Снусмумрик хмыкнул в знак согласия.
Какое-то время они сидели молча, проникаясь духом товарищества и
мужской солидарности.
- А кстати,- неожиданно заговорил Муми-тролль.- Тебе во время твоих
странствий никогда не доводилось встречать дракона?
- Тебя не интересуют ни саламандры, ни ящерицы, ни крокодилы,- после
продолжительного молчания сказал Снусмумрик.- Ты имеешь в виду именно
дракона? Нет. Они все перевелись.
- А может быть, один все-таки остался, и кто-нибудь поймал его в банку?
- задумчиво проговорил Муми-тролль.
Снусмумрик поднял глаза и, присмотревшись к своему приятелю
повнимательнее, понял, что того прямо-таки распирает от восторга и
нетерпения. Поэтому он без колебания отверг подобное предположение:
- Я так не думаю.
- Очень может быть, что он не больше спичечного коробка и извергает
пламя,- зевнув, продолжал Муми-тролль.
- Это невозможно,- сказал Снусмумрик. Уж он-то знал, как себя вести,
когда тебе готовят сюрприз.
Его друг, закатив глаза, произнес:
- Дракон из чистого золота с крохотными-крохотными лапками, который мог
бы стать необыкновенно преданным и повсюду тебя сопровождать...- И
Муми-тролль высоко подпрыгнул и закричал: - Это я его нашел! У меня теперь
есть мой собственный маленький дракон!
ТерминСписокопределенийАдресаЦитатыГотовыйПока они поднимались к дому
Снусмумрик прошел через все стадии недоверия, изумления и восторга. Он был
неподражаем.
Они поднялись по лестнице, осторожно открыли дверь и вошли в комнату.
Банка с водой по-прежнему стояла на столе, но дракончик исчез.
Муми-тролль заглянул под кровать, посмотрел за комодом, он обшарил всю
комнату, он заглядывал в каждый закуток и звал:
- Иди сюда, дружочек, иди сюда, мой маленький умненький дракоша...
- Послушай,- сказал Снусмумрик,- вон же он на занавеске.
Дракончик действительно сидел на гардине.
- Как он туда забрался?! - в ужасе воскликнул Муми-тролль.- А вдруг он
оттуда свалится... Ты только не шевелись. Обожди немножечко... Я сейчас...
Он стащил с кровати матрас с постельными принадлежностями и расстелил
все это на полу
под окном. Потом взял старый сачок для ловли бабочек и поднес его
дракончику под самый нос.
- Прыгай! - прошептал он.- Ну, давай же. Только потихонечку...
- Ты его испугаешь,- сказал Снусмумрик.
Дракончик раскрыл пасть и зашипел. Он вцепился зубами в сачок и
зажужжал, точно маленький моторчик. И вдруг, взмахнув крылышками, оторвался
от гардины и принялся носиться по комнате под самым потолком.
- Он летает, он летает! - закричал Муми-тролль.- Мой дракон летает!
- Естественно,- сказал Снусмумрик.- Да не прыгай ты так. Успокойся.
Но вот дракончик, прервав-свой полет, завис в воздухе, и крылышки его
вибрировали, как у ночной бабочки. Затем он спикировал прямо на Муми-тролля,
укусил его за ухо, да так, что тот взвыл от боли, и, взмахнув крыльями,
перелетел на плечо к Снусмумрику.
Он придвинулся вплотную к уху Снусмум-рика, зажмурил глаза и
застрекотал.
- Такой маленький, а такой проказник,- изумился Снусмумрик.- Он весь аж
раскалился. Что это он делает?
- Ты ему понравился,- сказал Муми-тролль.
Во второй половине дня вернулась домой фрекен Снорк, навещавшая бабушку
малышки Мю, и, разумеется, сразу же узнала, что Муми-тролль поймал дракона.
Дракон сидел на столе возле чашки Снусмумрика и облизывал свои лапки.
Он перекусал уже всех, кроме Снусмумрика, и" всякий раз, рассердившись,
прожигал на скатерти дырку.
- Какой он милый! - сказала фрекен Снорк.- Как его зовут?
- Ничего особенного,- пробормотал Муми-тролль.- Обыкновенный дракон.
Лапа его, медленно двигаясь по скатерти, потянулась к дракончику и
дотронулась до одной из позолоченных ножек. В тот же миг дракончик резко
повернулся, зашипел и выпустил маленькое облачко дыма.
- О, как мило! - воскликнула фрекен Снорк.
Дракончик придвинулся поближе к Снусмумрику и понюхал его трубку. На
том месте, где он сидел, на скатерти образовалась круглая коричневатая по
краям дырка.
- Интересно, может ли он и в клеенке прожечь дыру? - сказала мама
Муми-тролля.
- Еще как,- подала голос малышка Мю.- Да он только немного подрастет и
спалит весь дом. Вот увидите! - И она ухватила кусок торта.
Тут же набросившись на нее, словно маленькая фурия, дракончик укусил ее
за лапку.
- Вот чертенок! - взвизгнула Мю и замахала на дракончика салфеткой.
- Если ты будешь так говорить, то не попадешь на небо,- немедленно
вмешалась Мюмла, но Муми-тролль ее перебил:
- Дракончик не виноват! - запальчиво воскликнул он.- Дракончик подумал,
что ты хочешь съесть муху, которая сидела на торте.
- Да иди ты со своим дракончиком! - закричала Мю, не на шутку
рассердившись.- И вообще, он не твой, а Снусмумрика, потому что он любит
только его!
На какое-то время все замолчали.
- Тут не о чем спорить,- сказал Снусмумрик, вставая.- Пройдет еще
час-другой, и он будет знать, кто его хозяин. А ну-ка. Лети к хозяину!
Но дракончик, сидевший у него на плече, вцепился в него всеми своими
лапками и стрекотал, как швейная машинка. Снусмумрик взял это странное
создание двумя пальцами и накрыл крышкой от кофейника. Затем отворил
застекленную дверь и вышел в сад.
- Он ведь задохнется,- сказал Муми-тролль и приподнял крышку.
Мгновенно вырвавшись на свободу, дракончик подлетел к окну и, опершись
лапками о стекло, уставился на Снусмумрика. Через минуту он начал
попискивать, а его- золотистая окраска приобрела сероватый оттенок.
- Драконы,- неожиданно заговорил Муми-папа,- исчезли из общественного
сознания примерно семьдесят лет назад. Я отыскал их в энциклопедическом
словаре. Вид, просуществовавший дольше всех, принадлежал к той эмоциональной
разновидности, которая обладала наибольшими термическими возможностями. Они
весьма упрямы и никогда не меняют своих взглядов...
- Спасибо за кофе,- сказал Муми-тролль, поднимаясь из-за стола.- Я
пойду
к себе.
- Сынок, а не оставить ли нам твоего дракона на веранде? - спросила
мама.- Или ты его возьмешь с собой?
Муми-тролль промолчал.
Он подошел к застекленной двери и распахнул ее. Сверкнув, точно молния,
дракончик вылетел в сад, а фрекен Снорк закричала:
- Ты же его больше не поймаешь! Зачем ты это сделал? Я даже не успела

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. И то, что литература (тем более, предназначенная для детей) – это мощнейший инструмент воспитания личности, бесспорно.

Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности, даже если он пишет не о себе. Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, закладывается ему в «подкорку», – это как «25 кадр», который не виден на первый взгляд, но который закладывается в подсознание и всплывает в течение жизни.

Может ли человек с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией, не имеющий детей и слабо представляющий себе, что такое семья и семейные духовно-нравственные ценности, писать полезные книги для детей? Какую модель семьи, человеческих отношений и пример для подражания может транслировать автор своих книг?

Финская художница и писательница Туве Янссон известна всем как автор серии книг о муми-троллях. Мешковатые герои, не имеющие признаков пола, полностью исчерпываются своими контурными черно-белыми рисунками, исполненными автором. По сути, это, однако, автобиографическое произведение, в котором Т. Янссон описала события и реальных людей, которые присутствовали в её жизни.

В молодости Т.Янссон была помолвлена с журналистом Атосом Виртаненом, но свадьба так и не состоялась. Несостоявшийся жених стал прототипом персонажа ее произведений по имени Снусмумрик. Он носил такую же старую зеленую шляпу, как и Виртанен, и так же избегал семейных уз.

Еще до расставания с Виртаненом Туве Янссон почувствовала свою бисексуальность и ушла к театральному режиссеру Вивике Бандлер. Они вместе работали над инсценировкой произведений писательницы. Себя и Вивику Янссон запечатлела в персонажах по имени Тофсла и Вифсла. Тууликки Пиетиля стала постоянным партнёром Т. Янссон, с которой она прожила ни много ни мало 45 лет (они открыто рассказывали о своих отношениях на пресс-конференции в 1993 году).

Свою избранницу писательница также изобразила в книгах о муми-троллях под именем Туу-Тикки, наделив её самыми положительными качествами. В общем, как и полагается у настоящей писательницы, ее герои были взяты «прямо из жизни». И в книгах Т.Янссон, если верить точности передачи характеров, они предстают именно такими, какими они являются в жизни.

Но изучив книгу, мы так и не узнаем ни о ком из персонажей ровным счетом ничего, – откуда они взялись, что из себя представляют, к чему стремятся в жизни. Автора это не интересует. И его герои тоже не интересуются друг другом. Более того, – герои абсолютно неизменны по ходу повествования, у них отсутствует характер, если характером не считать одну-две яркие черты (вроде тщеславия Сниффа, брюзгливости Ондатра, вечной непоседливости хиппи-Снусмумрика).

Символично, кстати, что собственные имена у героев отсутствуют. Муми-тролль – просто муми-тролль, Мама – это его мама, Папа – это его папа, Снусмумрик – это какой-то мумрик, Ондатр – понятно, Хемуль – тоже просто хемуль. Исключением является только Снифф и некоторые персонажи, появляющиеся в более поздних историях.

Отношения между героями возникают сами собой раз и навсегда. Они не меняются, никак не зависят от хода сюжета и поступков героев, сами же герои не прилагают никаких усилий к тому, чтобы их изменить, упрочить и т. д. Все происходит само собой.

Поступки героев тоже никак ни на что не влияют. Все происходит стихийно и по большей части не по сознательной воле героев. Даже когда они совершают почти героические поступки (например, бой Муми-тролля с ядовитым кустом, схватившим фрекен Снорк), – очевидно, что это лишь стихийный порыв. При этом Снусмумрик, Снифф и Снорк просто стоят все это время, не делая даже попытки помочь. Иными словами: такой характер – есть порыв – будет поступок, а если другой характер, – нет порыва, – и поступка никакого не будет. А воля и разум в обычном понимании у персонажей будто бы отсутствуют.

Стоит отметить, что в историях про муми-троллей характер, сиюминутный порыв (точнее, заменяющая его какая-то одна характерная черта) предопределяет поступки. Например, Мама – заботливая, Ондатр ворчит, Папа всё время чем-то занят, Снусмумрика постоянно куда-то тянет. Разнообразие ситуаций делает наш мир неисчерпаемым, сложным, интересным и движущимся вперед. Но не мир Муми-долины.

Бессмысленность существования, праздность и индивидуализм – вот основные характеристики главных героев. Они не работают, не занимаются никакой творческой или продуктивной деятельностью (только Муми-папа строит мост или пишет мемуары). Здесь отсутствует даже упоминание о каких-то профессиях, каком-то сельском хозяйстве или промышленности, хотя присутствует почта, груши «заграничного сорта», садовый инвентарь и всегда полная кладовка с едой. Каждый делает, что хочет, но при этом необъяснимым образом отсутствуют конфликты интересов. Никто никуда не стремится, не ставит перед собой какие-то большие цели, – все хотят только развлекаться и немножко путешествовать для собственного удовольствия.


В результате возникает картина какой-то странной параллельной реальности, где шоколадки растут на деревьях и можно вечно отдыхать и расслабляться. И только когда от сладкого заболят живот и зубы, начинаешь замечать, что солнце искусственное, а все вокруг плоское и схематизированное.

Произведение для детей должно говорить хоть о чем-то, кроме всеобщей жажды развлечений.

В этой сказке нет никакого смысла и логики (например, герои плывут на плоту по реке – в горы!), персонажи – лишь функциональные маски, а события сменяют друг друга, повинуясь лишь прихоти авторской фантазии.

В целом, почти во всех книгах присутствуют элементы абсурдности сюжета. Путешествия, приключения и все остальное лишь внешняя канва, схематичная и использованная, кстати, лишь в первых двух книгах. События нанизаны несвязанными эпизодами на общую нитку и, за редкими исключениями, никак не обусловлены сюжетом. Поступки героев немотивированы, или мотивированы лишь сиюминутными желаниями, порывами и эмоциями.

Следует упоминуть и о том, что главные герои позволяют себе сквернословить, курить, пить пунш и т.д. Они совершают всякие безответственные и опасные поступки (вроде скатывания камней с горы), и иногда просто поступают нехорошо (как Снифф, «открывший» грот, или Муми-тролль, заманивший муравьиного льва в ловушку, чтобы испытать на нем шляпу волшебника). К тому же Муми тролли постоянно нарушают какие-то правила.

Зато тема ужасов, тоски, какого-то постоянного беспросветного одиночества, смерти раскрыта, определенно, избыточно для детской сказки. Это, мягко говоря, не вполне характерно для героев детской литературы, особенно отечественных.

Из любой хорошей сказки ребенок всегда может что-то вынести для себя, какой-то «скрытый» смысл. Герои почти всех сказок преодолевают трудности, завоевывают любовь, трудятся, разрешают конфликты – и тем самым раскрывают какую-то грань человеческих возможностей. У Туве Янссон герои лишь развлекаются и иногда томятся неясными чувствами, тоскуя по несбыточному.

Принципиально важно то, что сказки Т.Янссон внутренне противоречивы. С одной стороны, они наполнены мечтами, ситуациями и стилем общения подростков 12-13 лет, а с другой стороны – мир представлений и ценностей этих героев потрясающе инфантилен – где-то на уровне 2-3 лет.

Именно поэтому книги Т.Янссон и попали в разряд детской литературы, но таковыми, по сути, не являются. Они – детские по кругозору и умственному развитию героев, но отнюдь не детские по событийному ряду, характерам и кругу интересов персонажей.

Книги о муми-троллях – это, таким образом, не самый удачный пример для чтения маленьким детям.

DET OSYNLIGA BARNET OCH ANDRA BERÄTTELSER

Copyright © Tove Jansson, 1962

Schildts Förlags AB, Finland. All rights reserved.

© С. Плахтинский, перевод, 2016

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2012

Издательство АЗБУКА®

Весенняя песня

Как-то раз тихим безоблачным вечером в конце апреля Снусмумрик зашел очень далеко на север – там в тени кое-где еще оставались маленькие островки снега.

Целый день шел он, любуясь дикой природой и слушая, как над головой у него кричат перелетные птицы.

И они направлялись домой из южных стран.

Шагал он бодро и весело, так как рюкзак его был почти пуст и не было у него на душе ни тревог, ни печалей. Все его радовало – и лес, и погода, и собственное одиночество. Завтрашний день казался таким же далеким, как и вчерашний, – между ветвями берез мелькало красноватое, неяркое солнышко, и воздух был прохладен и ласков.

«Подходящий вечерок для песни, – подумал Снусмумрик. – Для новой песни, в которой было бы и томление, и весенняя грусть, и, самое главное, безудержное веселье, радость странствий и одиночества».

Эта мелодия звучала в нем уже много дней, но он все не решался выпустить ее на волю. Она должна была как следует подрасти и прихорошиться, стать настолько самостоятельной, чтобы все ее звуки радостно попрыгали на свои места, как только он прикоснется губами к гармошке.

Если бы он вызвал их слишком рано, могло бы случиться так, что они расположились бы как попало, и песня получилась бы так себе, не очень удачной, и он тогда, возможно, потерял бы к этому всякий интерес. Песня – дело серьезное, особенно если она должна быть и веселой, и грустной.

Но в этот вечер Снусмумрик был уверен в своей песне. Она уже почти сложилась – она станет лучшей из его песен.

А когда он подойдет к долине троллей, он сыграет ее, стоя на перилах моста через реку, и Муми-тролль сразу же скажет, что это прекрасная песня. Просто прекрасная песня.

Снусмумрик ступил на мох и остановился. Ему стало немного не по себе, он вспомнил Муми-тролля, который его ждал и очень по нему соскучился. Который им восхищался и говорил: «Ну конечно, ты свободен, ясное дело, что ты уйдешь, неужели я не понимаю, что тебе надо иногда побыть одному».

И в то же время в глазах его были тоска и безысходность.

– Ай-ай-ай, – сказал Снусмумрик и двинулся дальше. – Ай-ай-ай. Он такой чувствительный, этот Муми-тролль. Мне не надо о нем думать. Он очень милый, но сейчас я не буду о нем думать. В этот вечер я наедине с моей песней, и сегодня – это еще не завтра.

Через минуту-другую Снусмумрику удалось выбросить Муми-тролля из головы. Выискивая подходящее местечко для привала, он услыхал журчание ручья, где-то чуть поодаль, в глубине леса, и сразу направился туда.

Между стволами деревьев потухла последняя красная полоска, медленно сгущались весенние сумерки. Весь лес погрузился в вечернюю синеву, и березы, точно белые столбы, отступали все дальше и дальше в полумрак.

Это был прекрасный ручей.

Чистый и прозрачный, он, приплясывая, бежал над коричневыми клочьями прошлогодних листьев, пробегал по еще не растаявшим ледяным туннелям и, повернув на поросшую мхом лужайку, бросался вниз головой на белое песчаное дно, образуя небольшой водопад. Ручей этот то весело напевал тоненьким комариным голоском, то придавал своему голосу суровое и угрожающее выражение, а иногда, прополоскав как следует горло снеговой водицей, заливался смехом.

Снусмумрик стоял и слушал. «Ручей тоже попадет в мою песенку, – подумал он. – Может быть, как припев».

В этот момент из запруды выпал камень, изменивший мелодию ручья на одну октаву.

– Недурно, – восхищенно сказал Снусмумрик. – Именно так это и должно звучать. Еще одна нота – как раз та, что нужно. А может, посвятить ручью отдельную песню…

Он достал свою старую кастрюлю и наполнил ее под водопадом. Зашел под ели в поисках хвороста. Из-за таявшего снега и весенних дождей в лесу было мокро и сыро, и Снусмумрику, чтобы найти сухие ветки, пришлось забраться в густой бурелом. Он протянул лапу – и в тот же миг кто-то взвизгнул и метнулся под ель и еще долго тихонько повизгивал, удаляясь в глубь леса.

– Ну да, конечно, – сказал самому себе Снусмумрик. – Под каждым кустом всякая мелюзга. Знаю я их… И почему они всегда такие беспокойные? Чем меньше, тем непоседливей.

Он вытащил сухой пень и немного сухих веток и не торопясь разложил походный костер в излучине ручья. Костер сразу же занялся, ведь Снусмумрик привык готовить себе обед. А готовил он всегда только себе самому и никому больше. Чужие обеды его не очень-то интересовали, потому что все его знакомые никак не хотели расставаться с привычкой болтать за едой.

И еще они питали слабость к стульям и столам, а некоторые из них пользовались и салфетками.

Он даже слышал об одном хемуле, который переодевался, прежде чем приняться за еду, но это, наверное, была просто клевета.

С отсутствующим видом Снусмумрик хлебал свой жиденький суп, и взгляд его все это время был устремлен на зеленый мшистый ковер, что раскинулся под березами.

Мелодия сейчас была совсем близка, оставалось только ухватить ее за хвост. Но он мог и не торопиться, она все равно была окружена и уже не могла ускользнуть. Поэтому сначала он займется мытьем посуды, потом трубкой, а затем, когда запылают угли в костре и в лесу начнут перекликаться ночные звери, – вот тогда настанет время для песни.

Он увидел ее, когда всполаскивал в ручье кастрюлю. Эта малышка притаилась за корневищем и таращилась на него из-под взъерошенных, нависших надо лбом волос. Глазки смотрели испуганно, но с необыкновенным любопытством, они следили за каждым движением Снусмумрика.

Снусмумрик сделал вид, что ничего не замечает. Он подгреб угли к костру и срезал несколько еловых веток, чтобы было помягче сидеть. Потом достал трубку и неторопливо раскурил ее. Он пускал в ночное небо тонкие струйки дыма и ждал, когда к нему пожалует его весенняя песня.

Но песня не торопилась. Зато малышкины глаза смотрели на него не отрываясь, они восхищенно следили за всеми его действиями, и это начинало его раздражать.

Снусмумрик поднес ко рту сложенные вместе лапы и крикнул:

Крошка юркнула под свой корень и, необычайно смущенная, пропищала:

– Надеюсь, я тебя не напугала? Я знаю, кто ты такой. Ты Снусмумрик.

Она забралась в ручей и стала перебираться на другой берег. Для такой крохи ручей оказался глубоковат, да и вода в нем была слишком холодная. Несколько раз ноги ее теряли опору, и она плюхалась в воду, но Снусмумрик был так рассержен, что даже не попытался помочь.

Наконец на берег выползло какое-то жалкое и тоненькое, как ниточка, существо, которое, стуча зубами, сказало:

– Привет! Как удачно, что я тебя повстречала.

– Привет, – холодно ответил Снусмумрик.

– Можно погреться у твоего костра? – продолжала кроха, сияя всей своей мокрой рожицей. – Подумать только, я стану одной из тех, кому хоть раз удалось посидеть у походного костра Снусмумрика. Я буду помнить об этом всю свою жизнь.

Малышка пододвинулась поближе, положила лапку на рюкзак и торжественно прошептала:

– Это здесь у тебя хранится губная гармошка? Она там, внутри?

– Да, там, – сказал Снусмумрик довольно недружелюбно. Его уединение было нарушено, его песня уже не вернется – пропало все настроение. Он покусывал трубку и смотрел на стволы берез пустыми, невидящими глазами.