Марина родилась в Ленинграде. Ее мама в годы войны ушла на фронт добровольцем, бросив мечты об образовании, и участвовала в самых жестоких боях, защищая родину. Родившуюся в 1947 году малышку она обожала, поддерживала и старалась ни в чем ей не отказывать.

Марина росла спокойной и увлеченной девочкой. В четыре годика, познакомившись с балетом, она буквально влюбилась в него. Чувство восхищения танцующими ангелами будущая актриса пронесет через всю жизнь, но для себя, уже учась в школе, выберет другую профессию — актрисы.

Она вспоминает, как сидела на уроках и мечтала только о магическим мире искусства, и в своих грезах будто уносилась куда-то далеко от обычного советского класса. Тем удивительней ей было возвращаться на землю, когда учительница вызывала ее к доске.

В старших классах, когда Неелова выбирала профессию и озвучила свои желания маме, та поддержала дочь: а что? Пусть попробует!

Марина выучила самый избитый отрывок из «Войны и мира», сгорая от страха и смущения вошла в Ленинградский институт театра, музыки, и кинематографии и обнаружила там сотни высоких, красивых и стройных абитуриенток.

Мечты


к/ф «Старая, старая сказка» (1968)

Актриса с вечным «балетным» весом — 45 килограммов, до сих пор любит рассказывать, как была потрясена одним только видом своих оппоненток и в этот миг, в коридоре решила: надо хоть как-то выделиться, а то и вовсе не заметят!

Она так проникновенно прочла свой монолог, что комиссия рассмотрела в маленькой девочке драматический талант. Педагогов Неелова не разочаровала, очень скоро обретя славу неординарной артистки.

Окончив вуз, Марина мечтала только о БДТ, но соваться туда без опыта постеснялась, представив, что с ней будет, если сам Товстоногов ей откажет?! Пошла в штат Ленфильма, мечтая, что великий режиссер вожделенного театра увидит ее по телевизору и пригласит работать.

И действительно, после «Старой, старой сказки» Георгий Александрович уже был готов назначить молодой питерской артистке встречу, но она неожиданно укатила в Москву!

Конечно, в столицу актриса попала неспроста: на очередных съемках познакомилась с дебютировавшим в роли режиссера актером Анатолием Васильевым. Закрутился роман, Васильев быстро понял, что Неелова — женщина теплая, милая и душевная, и позвал замуж. Она не раздумывая согласилась и отправилась по месту жительства мужа — в Москву.

Держать удар


С Васильевым Неелова прожила восемь безоблачных лет. До сих пор вспоминает его, как восхитительного мужчину, и с улыбкой рассказывает, что именно с ним научилась держать удар.

Дело в том, что актриса всегда считалась человеком с очень хорошим, покладистым и уступчивым характером, а вот талантливый актер и режиссер Васильев безупречным не был. Темперамент и своенравие порой проскальзывали в их теплые, ласковые отношения.

Первое время Марина подчинялась, а потом поняла, что может и постоять за себя — тогда Анатолий пойдет на компромисс. Это открытие потом много раз пригодилось актрисе в жизни, на съемках, на сцене.

Спустя восемь лет влюбленные решили расстаться. Какой-то особенной причины этому не было. Просто брак исчерпал себя. Однако актриса осталась в Москве.

Скандал

Марине Нееловой было уже под сорок, когда светскую столичную тусовку облетела новость: у красавицы роман с молодым шахматным гением Гарри Каспаровым.

Ему был 21 год, и его мама был одержима его карьерой и чередой побед, которые он одерживал. Никакую Неелову, которая была старше сына на 16 лет, рядом она терпеть не хотела. Однако некоторое время влюбленным удавалось игнорировать претензии волнующейся мамы.

Актриса ввела возлюбленного во все высшие круги богемной молодежи, к которым только сама имел доступ. Он был представлен самым талантливым людям столицы. Его стали узнавать, его имя стало появляться в СМИ.

Каспаров жил в Баку, куда Неелова никогда не ездила. Зато спортсмен не обделял своим вниманием столицу, каждый свой визит появляясь на пороге у знаменитой актрисы. Союзу знаменитостей помешала мама Гарри. Ей казалось, что сын достоин большего.

Ника

к/ф «Враги» (1977)

Сразу после разрыва, который прогремел так же раскатисто, как и начало романа, выяснилось, что Неелова беременна. От беременности Марины в СМИ открестилась мама Каспарова: «Это не наш ребенок», — объяснила она публично.

Позже в своей книге Каспаров напишет несколько теплых слов о Марине и о том, что в свой 21 год был готов поверить, что ребенок действительно не от него — к тому времени каждый из них уже жил отдельной личной жизнью.

В высшей степени одаренная дочь актрисы Ника носит фамилию мамы.Она как две капли похожа на Гарри Каспарова, но причастность шахматиста к этому ребенку в официальных источниках ни Неелова, ни Каспаров никогда не подтверждали.

Ника окончила Лондонскую школу изобразительного искусства, занимается скульптурой и получает признание критиков и серьезные награды за свои работы.

Дипломат

к/ф «Красавец-мужчина» (1978)

Спустя два года после окончания скандальных отношений, домоседку, посвятившую себя дочке Марину, друзьям удалось вытащить на прием. Ее согласие поучаствовать в мероприятии оказалось роковым. Именно там Неелова встретит свою судьбу — дипломата Кирилла Геворкяна.

Следующие пять лет красавица жила на две страны: скоро ставший ее мужем Геворкян служил советником российского посольства в Париже, а Неелова никак не могла бросить свой театр.

Волчек шла навстречу любимой актрисе, перекраивая под нее расписание. Тогда в театральных кругах даже появилась шутка о том, что Неелова — жена Волчек. Впрочем, это были всего лишь актерские хохмы.

Последние годы ей так и приходится ездить за своим супругом — то в Париж, то в Гаагу… Сейчас пара обосновалась в Москве, Геворкян ждет нового назначения, а Нееловой лишь остается гадать куда они поедут в следующий раз? А в перерывах между ожиданиями играть в родном «Современнике» и радовать телезрителя появлениями то в одном, то в другом телевизионных проектах.

«Она просто соткана из секса!» — восхитился однажды Вячеслав Зайцев Мариной Нееловой, для которой создавал театральные костюмы. Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы…

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости… Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой — обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями — весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании — из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию — доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника — истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.


Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

— Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой — здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры — русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе — часть меня».

— Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу — не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

— В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новом месте?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

— Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались — смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

— А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

— Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка — у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

— Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

— Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет — на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии — Королевскую академию искусств и специальность — скульптуру… Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

— А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн — это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

— Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так… Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки — за три месяца. В академии преподавали только на нем».

— Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь — бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море…»

— В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе — это все как-то волновало мое воображение».

— Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала — жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи — „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком — значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».


Без страха и упрека

— В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art — одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

— Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной — плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха… Родители нервничали, но виду старались не подавать».

— Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница — это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно — как и в жизни».

— Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму — это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы — это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, — показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства — становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль».

— Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

— То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

— Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

— Вы любите использовать необычные материалы — скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

— Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

— А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи… Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

— Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

— Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов — по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива… Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

— Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

— А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

— И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

— В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать — не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Фото: личный архив Ники Нееловой


Tak

Что наша жизнь? Игра!

Ольга ГУРИНА, «ФАКТЫ»

Легендарный советский шахматист отметил свой 50-летний юбилей
В шахматы он начал играть в пятилетнем возрасте. Его называли вундеркиндом,
гениальным ребенком. Сейчас многие эксперты считают Гарри Каспарова
величайшим шахматистом в истории. Он 13-й чемпион мира, восьмикратный
победитель Всемирных шахматных олимпиад, обладатель одиннадцати «Оскаров».
Гроссмейстер единолично возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985-го по 2006 год.
В 1999-м достиг рекордного рейтинга - 2851 балл.
Его достижение держалось 13 с половиной лет. Гарри в который уже раз женат.
И, похоже, в его личной жизни, по крайней мере последние семь лет, царит идиллия.

9 фактов из жизни Гарри Каспарова

1. Родители Гарри принадлежали к сливкам бакинского общества.
Клара Шагеновна Каспарова и Ким Моисеевич Вайнштейн были прекрасно образованны,
интеллигентны. «Какая красивая пара! - восхищались окружающие.
- Да еще гениальный ребенок». Их сын Гарик был классическим вундеркиндом: игрушки
не любил, его больше интересовали книги и газеты. В пять лет он подсказал родителям
решение шахматной задачи: отец с матерью были заядлыми игроками и каждый вечер
дружно склонялись над доской. Увлеченность шахматами Гарик унаследовал от матери.
Когда мальчику исполнилось семь лет, от лимфосаркомы скоропостижно скончался его
отец. Клара Шагеновна замуж больше так и не вышла.
Маленький Гарик играл под фамилией Вайнштейн. Но затем его мама решила, что
советский гроссмейстер Каспаров звучит лучше, чем советский гроссмейстер Вайнштейн.
С тринадцати лет мальчик получал персональную стипендию. Жил с мамой в шикарной
квартире в центре Баку. Но большую часть времени в году Каспаровы проводили на сборах
- на роскошной даче на побережье, рядом с дачными апартаментами самого Гейдара
Алиева, который взял талантливого шахматиста под свою опеку.
2. В 1981-м Клара Шагеновна ушла с работы (она была специалистом по автоматике,
ученым секретарем в НИИ), чтобы целиком посвятить себя карьере сына. Даже зарплату
получала от спорткомитета наравне с профессиональными тренерами. И вскоре стала
главным доверенным лицом сына, сопровождавшим его повсюду. Тренеры окончательно
превратились в наемный персонал.
«Идеальнее кандидатуры для выполнения подобной роли, чем крайне честолюбивая мать
Гарри, трудно было придумать, - пишет в своей книге „С Каспаровым ход за ходом, год
за годом“ тренер Александр Никитин.
- Делалось это постепенно и достаточно тонко. Вхождение Клары Каспаровой в роль
проходило под одобрение всех заинтересованных лиц. Я был рад тому, что она охотно взяла
на себя решение всех технических вопросов, связанных с нашими сборами и поездками,
переговоры с местными руководителями, - чисто шахматных проблем мне было
предостаточно. Я не учел, что ее влияние на сына не ограничено ничем. И совсем скоро
свойственные ей прежде мягкость и человечность уступили место решительному, почти
начальственному, обращению с тренерами».
«Главное, что я с ней могу быть откровенен, как ни с кем другим, - рассказывал Гарри Каспаров.
- В критические минуты ты слышишь голос, которому привык верить долгие годы.
Каждому из нас необходим кто-то, кому можешь довериться, высказать все без утайки, называя
вещи своими именами. И тогда чаще всего ты сам понимаешь, как поступить. Мама шутит,
что она поглощает мой стресс».
3. Влияние Клары Шагеновны не могло не сказаться и на личной жизни сына. Она спокойно
относилась к его многочисленным увлечениям. Зато строго следила за тем, чтобы Гарик соблюдал
режим. Если он отлучался даже ненадолго, обязательно предупреждал маму, куда направляется.
В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год,
и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.
«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше
меня на 16алет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел.
Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж.
Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство
мира. Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели.
С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями
и желаниями. Отнюдь не монах.
У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная
женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности».

Каспаров тогда жил в Баку, бывал в Москве наездами, а Марина к нему не летала.
Когда удавалось, влюбленные уединялись в квартире Нееловой на Чистых прудах.
4. Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона
мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали
долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной.
«Две мамы», - говорили о них.
«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома
Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак
не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных
церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже
не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть...
Ему стало некомфортно психологически - он просто испугался, а главное, струхнули те,
кто был за ним.
Хотя Брежнева уже не было, его знаменитое обращение к Карпову: „Взял корону, так держи ее“,
- по-прежнему воспринималось как прямое указание к действию. Дескать, шахматный трон
должен занять „свой“ человек. В гостинице „Россия“, где жила моя делегация, прослушивались
все разговоры. Как минимум один из моих тренеров сдавал информацию сопернику».
(Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)
Каспарову удалось-таки переломить ход самого длительного в истории шахмат поединка.
При счете 3:5 президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес, поддерживавший Карпова, прервал матч.
В ноябре 1985-го при доигрывании Каспаров наконец одержал победу и стал чемпионом мира.
*На чемпионате мира в 1985 году Каспаров победил Анатолия Карпова,
став 13-м шахматным королем
5. Через год после победы Каспарова, когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна сделала
официальное заявление в прессе: «Это не наш ребенок». Сына она убеждала: «Если хочешь
жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии».
«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был
полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже
имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился
на шахматах». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)
В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на
Гарри Каспарова. Сейчас знаменитая актриса вместе с дочерью живет в Калифорнии.
6. В 1986 году друзья познакомили Каспарова с Марией Араповой. Симпатичная блондинка
к тому времени окончила романо-германское отделение филфака МГУ и работала переводчицей
в «Интуристе» и Агентстве печати «Новости». Через три года они поженились. Тогда из-за армянских
погромов в Баку Каспаровы бежали в Москву, куда их тайно доставили чартером. Шахматисту и его
матери предоставили два роскошных люкса в азербайджанском посольстве.
Мария, как и Клара Шагеновна, всю себя посвящала Гарри. Но как только Маша родила дочку
Полину, их с Гарри семейная лодка дала трещину. Рожать Мария уехала в Финляндию, где тогда жили
ее родители. Она звала с собой мужа, но он остался в Москве с мамой. Каспаров редко навещал жену
с дочкой и даже не взял их с собой в Лондон на матч с Найджелом Шортом. Позже выяснилась
истинная причина: в столице Великобритании Гарри отбил у Шорта девушку
- шахматистку Вирджинию Мора, связь с которой продолжалась около двух лет.
В 1995-м шахматист предложил Марии развестись, выписаться из двухсотметровой московской
квартиры и отказаться от материальных претензий. Дошло до того, что супруги стали общаться
исключительно через адвокатов.
«Я не сторонница и не зачинщица развода, - рассказывала Мария Арапова в одном из интервью.
- Мне горько и обидно. Наоборот, пыталась с ним поговорить, но он не хочет вернуться к нам...
На меня оказывают давление. В частности, если я не соглашусь на его условия, меня лишат кредитной
карточки. И, кстати, уже поторопились привести угрозу в исполнение. Чувствую, что он с нами борется,
как со своими шахматистами или политическими противниками. Но речь идет всего лишь о женщине
с твоим же ребенком. Я разочаровалась в Гарри. Бог ему судья».
Бракоразводный процесс и раздел имущества длился полтора года.
Сейчас Мария с дочерью живут в Америке. Полина внешне очень похожа на отца.
По контракту Гарри может забирать дочку к себе на два месяца в году.
7. Что касается следующего брака Каспарова, то многие шахматисты даже заключали пари, сколько
он продержится - полгода или год. В 1996-м 33-летний Каспаров женился на 18-летней студентке
Юлии Вовк. Они познакомились в Риге на заключительном банкете после турнира памяти Михаила Таля.
Юлия нашла общий язык со свекровью, которая даже присутствовала при родах и первой взяла на руки
внука Вадима. Брак продержался девять лет.
В конце 2004-го Каспарова стали все чаще замечать в обществе еще одной студентки и модели
- Даши Тарасовой. Гроссмейстер брал девушку во все свои заграничные поездки и даже купил ей
квартиру в центре Санкт-Петербурга. В 2005 году Каспаров развелся с Юлией и тут же оформил брак
с Дарьей, которая младше его на двадцать лет. В 2006-м у них родилась дочь Аида. Девочку назвали
в честь матери шахматиста. По паспорту Клара Шагеновна
- Аида, а Кларой ее называл покойный муж и близкие.
8. В 2005-м Гарри Кимович объявил о завершении шахматной карьеры и ушел в политику.
«В российской политике слишком много генералов и полковников и мало интеллекта,
- заявлял Каспаров.
- Надеюсь, что моя способность к стратегическому мышлению поможет моей родине».
В 2008-м он стал одним из создателей и членом Федерального бюро Объединенного
демократического движения «Солидарность», однако в начале 2013-го вышел из состава руководства.
Много шума наделала история с арестом Каспарова в 2007 году за организацию несанкционированного
шествия противников Владимира Путина. Под арестом шахматист и политик провел пять суток.
«Все это опыт, который не пожелаешь пережить никому, - рассказывал Каспаров в интервью.
- Хотя для меня он был очень важен: теперь, несмотря на короткий срок, там проведенный, я понимаю,
что значит находиться в заключении. Меня поместили в камеру на троих: три привинченные к полу кровати,
проход между которыми составлял буквально метр. Взяли меня для того, чтобы проучить.
Дали пять суток, хотя могли и 15 вкатить. Решили, видимо, изолировать и посмотреть, что со мной будет.
Первые сутки были, конечно, чудовищно трудными:
во-первых, не до конца понимаешь, где оказался и что будет дальше,
а во-вторых, связь с внешним миром отсутствует.
Были даже поблажки: свет в шесть утра не включали (по крайней мере, у меня),
давали возможность почувствовать себя свободнее.
Гулять, например, я мог сколько хотел, но только в клетке примерно три метра на пять, на верхнем этаже.
Успел плитку шоколада с собой взять и бутылку воды (меня с этим пустили в камеру!), но прикидывал,
насколько мне такого запаса хватит, потому что от тюремной баланды решил отказаться.
Впрочем, пять дней без еды можно выдержать».
8. Сейчас большую часть времени Каспаров проводит за океаном. Вместе с женой он за 3,4 миллиона
долларов приобрел себе на Манхэттене квартиру из трех спален общей площадью 160 квадратных метров.
В Нью-Йорке часто дает мастер-классы по шахматам, возглавляет шахматный фонд своего имени в городе
Монтвиль (штат Нью-Джерси). Именно в этом штате проживают его бывшая жена Мария Арапова и дочь Полина.
«В турнирах не участвую, но порой по вечерам ради собственного удовольствия играю в интернете под
псевдонимом, - говорит Гарри Кимович. - Для меня это важный элемент духовной релаксации.
Я издаю книги, читаю по всему миру 20-25 лекций в год. Зарабатываю не намного меньше, чем тогда,
когда играл в шахматы, плюс есть сбережения, которые надо правильно инвестировать».

Детство

Актриса росла в семье, которая никакого отношения к кино и театру не имели. Мама, будучи студенткой, ушла на фронт добровольно и служила в Мурманске радистом. При этом участвовала в жестоких сражениях.

С детства Марине прививали любовь к искусству. Мама с дочкой часто ходили на спектакли и концерты. Отец же приобщал будущую знаменитость к живописи и развешивал по дому собственные акварели. Параллельно мама водила малышку на занятия балетом. Поэтому к этому виду искусства у Марины Мстиславовны особое отношение. Но главным в жизни девочки всегда был театр. Никогда она не представляла себя ни кем иной, как актрисой.

Студенчество

В 1964 году, после школы, Марина Неелова отнесла документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Там конкурс был высокий всегда – около ста человек на место. Марина была скромной, маленькой, худенькой и испуганной и думала, что ее ни за что не примут в вуз.

Тем не менее, Неелова перед экзаменационной комиссией взяла всю волю в кулак и прочитала отрывок из романа «Война и мир». Текст был избитый, его не раз читали на вступительных испытаниях, однако девушка смогла произвести впечатление и профессора разглядели в Марине драматический талант. Ее приняли на курс Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева.

В институте Марина Неелова показала себя, как очень неординарная актриса. Один из ее этюдов Меркурьев отметил весьма эффектной фразой: «Ее биомеханическая ворона совсем как живая».

Театр

Диплом ЛГИТМиКа актриса получила в 1969 году. После Марина Неелова мечтала попасть в БДТ к режиссеру Георгию Товстоногову. Но даже показываться туда не стала, боялась не понравиться. Поэтому поступила в штат «Ленфильма». Она верила, что если снимется в какой-нибудь картине, то Товстоногов ее обязательно заметит и пригласит к себе в театр.

Так и случилось, после «Старой, старой сказки» режиссер заметил молодую актрису. Но пока Товстоногов собирался подойти к актрисе, она уехала в Москву.

В 1971 году Неелова пришла на работу к Юрию Завадскому в Театр имени Моссовета. Но работала там недолго. Успела сыграть в пьесе «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом» Ивана Буковчана.

Позже на молодую девушку обратил внимание режиссер «Современника» Валерий Фокин. Он вместе с Константином Райкиным пригласил ее в 1974 году в спектакль «Валентин и Валентина». До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова и звали Ирину Муравьеву. Постановка для Марины Нееловой стала удачным дебютом. И с тех пор актриса служит в «Современнике» уже более 30 лет. Она сыграла в «Двенадцатой ночи», «Вишневом саде», «Трех сестрах», «Ревизоре» и других.

На сцене она, как беспокойная кошка с голосом избалованной девочки. При этом у нее эротическая внешность, которая очень электризует публику. Так о Марине Нееловой говорили критики. Ее талию в 54 сантиметра ценили модельеры. А одевая актрису к спектаклю «Вишневый сад», Вячеслав Зайцев специально ездил в Париж за кружевами и шелком, потому что посчитал, что иначе одевать такую женщину нельзя.

Документальный фильмо о Марине Нееловой

Вес Марии Нееловой – всегда был балетный – всего 45 килограммов. При таком весе ее отказывались везти даже лифты – актрисе приходилось подпрыгивать. Впрочем, знаменитость всегда стеснялась своей худобы.

Карьера в кино

Кинодебют Марины Нееловой состоялся на третьем курсе института. Она появилась в картине «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой – сыграла две роли: дочь трактирщика и принцессу.

Вообще первые роли Марины были сказочными и романтичными («Принц и нищий», «Тень», «Сломанная подкова») либо лирическими («Ждем тебя, парень!», «Цвет белого снега»). Но драматический талант помог раскрыть фильм «Монолог».

Марина Неелова умеючи воплощает образы хрупких, ранимых, незащищенных героинь, которые пытаются отстоять свою независимость. Это, к примеру, Степанида в фильме «С тобой и без тебя», Саша в картине «Просто Саша», Валентина в «Слове для защиты», Нина в «Фотографии на стене» и Алла в «Осеннем марафоне».

В 1975 году, после работы над телефильмом «Ночь ошибок» режиссер Михаил Козаков признался, что восхищается работоспособностью актрисы: Неелова так серьезно относилась к работе, что звездная болезнь ей не грозила.

После утверждения в драматическом амплуа, Марина вернулась к лирике и фарсу – это доказывают картины «Дамы приглашают кавалеров», «Красавец-мужчина», «Карусель», «Мы веселы, счастливы, талантливы» и «Чужая жена и муж под кроватью».

Линия жизни. Марина Неелова

Ради работы Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом. Она даже снималась в постельных сценах зимой, да еще в полуразрушенном доме. Это сцена из фильма «Осенний марафон». Актеры находились под одеялами, а между ними был обогреватель.

А вот режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, которая играла батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссеру казалось это не правдоподобно. Закончилось тем, что к концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки.

В середине 80-х у Нееловой начался творческий простой – она снимается реже. Чередует драматические роли («Ты у меня одна», «Дорогая Елена Сергеевна») и костюмно-исторические («Ревизор», «Сибирский цирюльник», «Тень, или Может быть, все обойдется»).

Интерес зрителей вызвала картина «Тюремный романс» Евгения Татарского, которая вышла в 1993 году. Марине досталась главная роль – следователя прокуратуры, которая влюбилась в заключенного.

Личная жизнь Марины Нееловой

У коллег-мужчин Марина вызывала все время одно и тоже чувство – желание защищать. После того, как у актрисы закончилась 2-летняя любовь к шахматисту Гарри Каспарову, её начала защищать практически вся столичная артистическая публика. Актер Валентин Гафт, к примеру, во всеуслышание заявил, что шахматиста не станут принимать ни в одном доме.

Гарри и Марина познакомились в 1984 году у пианиста Владимира Крайнева. Тогда шахматисту был 21 года, а актриса была на 16 лет его старше. Каспаров жил в Баку и Марина никогда к нему не ездила, Гарри иногда сам приезжал в Москву. Отношениям помешала мама спортсмена, властная женщина, которая признавала только карьеру сына и полагала, что брак сына может ее разрушить. Гарри послушал мать и прекратил с актрисой все отношения.

Марина все-таки обрела женское счастье. На отдыхе она встретилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Стремительная любовь закончилась свадьбой. При этом Неелова пожертвовала театром ради семьи. С мужем и дочкой Никой она пять лет прожила в Париже, куда Кирилла отправили в качестве советника Российского посольства.


Несколько лет актриса жила на две страны. Но после дипломатической миссии семья вернулась в Россию. Марина Неелова опять начала активно играть.

Марина Неелова сейчас

В последнее время Марина Неелова снимается редко. К примеру, она сыграла в детективе по Борису Акунину «Азазель», а также в картине «Леди на день».

Ну а на плаву держит актрису театр. Сегодня она играет в «Вишневом саде», «Ревизоре», «Крутом маршруте», «Играем... Шиллера» и «Сладкоголосая птица юности».

Марина Неелова может сыграть сказочную принцессу, перевоплотиться в королеву Елизавету I, вернуться в наше время учительницей из «Дорогой Елены Сергеевны» или следователем из «Тюремного романса». Для многих поклонников советского кино Неелова останется Аллочкой из культовой комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», влюбившейся в женатого переводчика Бузыкина. История женщины, оказавшейся частью любовного треугольника, была как будто взята из реальной жизни.

В момент съемок фильма Марина Неелова действительно переживала похожую ситуацию. В начале 80-х годов она встречалась с известным во всем мире шахматистом Гарри Каспаровым. Совпадение личного и «киношного» подарило зрителям удивительно правдоподобный фильм. Кстати, после выхода картины на режиссера Георгия Данелия обиделись женщины, посчитав, что слишком уж безысходной показана их жизнь, а его друзья решили, что прототипом Бузыкина он вывел именно их.

Кадр из фильма "Осенний марафон" // Фото: Legion-Media

Роман 21-летнего Каспарова и 37-летней Нееловой длился два года и закончился разрывом. Актриса призналась любимому мужчине, что беременна, Каспаров ребенка не принял… С той поры они больше никогда не общались.

Гарри Каспаров выпустит в 1987 году на Западе автобиографическую книгу «Child of Change» («Дитя перемен»), в ней расскажет об их непростых, но очень ярких отношениях.

Первая встреча именитой актрисы и самого молодого претендента на звание чемпиона мира в истории шахмат произошла в театре. Он увидел ее в роли Маши в чеховских «Трех сестрах». Но личное знакомство произошло в доме у звездной супружеской пары - тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и пианиста Владимира Крайнева.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности», - писал он.

Ее поддержка придавала силы. Паузы в общении влюбленные заполняли продолжительными телефонными разговорами, которые, как признавался Каспаров, позволяли чувствовать себя увереннее, принимать верные решения: «Когда я позвонил ей из Вильнюса после победы над Смысловым и сказал, что уже «без пяти минут чемпион мира», то услышал ее ироничный голос: «Не спешат ли твои часы?»

В те годы Каспаров жил в Баку, и приезжая в Москву, часто бывал в квартире Нееловой на Чистых прудах. Вместе они выходили в свет, ходили по гостям. Каспарова часто видели за кулисами «Современника». «Марина + Гарри = любовь», - написал кто-то на изнанке занавеса.

Неелова находилась в зале во время всех его знаковых матчей, сидела рядом с мамой гроссмейстера, Кларой Шагеновной. Говорят, их так и называли: «две мамы» …

Однако, именно мать Каспарова и воспрепятствовала их роману. Она считала, что эти отношения могут стать помехой в карьере сына. Гарри послушал мать и порвал с Нееловой. Марина на тот момент уже была беременна. «Это не наш ребенок», - заявила Клара Шагеновна прессе. «Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии», - убеждала она сына.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось почти неизбежным. Поэтому я был полностью уверен, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах…» - напишет Гарри Каспаров в книге «Дитя перемен».

Гордая актриса раз и навсегда вычеркнула предавшего ее мужчину из своей жизни. В театре «Современник» коллеги Нееловой были крайне возмущены поступком шахматиста. Валентин Гафт даже прилюдно заявил: «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году Марина Неелова родила дочку, девочку назвали Ника. Ей было почти сорок, когда она стала мамой.

Женское счастье Марина обрела с дипломатом Кириллом Геворгяном, он стал для ее дочери настоящим отцом. Они познакомились на одном из приемов, а через три месяца поженились. Неелова, вслед за мужем, советником российского посольства, уехала за границу: сначала в Париж, а потом в Голландию.

Ей долгое время удавалось жить «на несколько стран», совмещая роли в «Современнике» и в кино с жизнью с семьей за рубежом. Играла актриса редко, в основном это были роли второго плана. Недавней большой работой в кино стала для Марины трагикомедия «Карп отмороженный», вышедшая в начале 2018 года. В ней она появилась перед зрителями в роли провинциальной учительницы на пенсии, снялась вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым.