Марина Неелова — знаменитая актриса кино и театра. Она начала свою карьеру еще при Советском Союзе и продолжает до настоящего времени. Носит заслуженное звание народной артистки РСФСР. В ее творческое наследие входит больше 30 ролей в различных фильмах и около 5 телеспектаклей.

Также, Марина играла и продолжает играть в театре «Современник», на ее счету более 40 ролей. Несмотря на свой преклонный возраст, она продолжает радовать своих поклонников участием в различных спектаклях. Кроме всего, она счастливая мать и жена. Подробнее о жизни и творческом пути известной женщины вы сможете узнать из приведенной ниже статьи.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Марине Нееловой

О жизни своего кумира хочется знать всё, даже малейшие подробности. Именно поэтому многих поклонников интересует вопрос, каков же у знаменитой женщины рост, вес, возраст, сколько лет Марине Нееловой. Она родилась в 1947 году, так что, на данный момент ей 70 лет. Рост у актрисы невысокий, всего 1 метр 65 см. Насчет веса Марины достоверной информации нет, так как спрашивать у женщины, сколько она весит — неприлично. Однако, по последним данным, Неелова Марина Мстиславовна весит около 68 килограмм. Это очень хороший показатель для её лет, актрисе удалось сохранить довольную неплохую фигуру.

Биография Марины Нееловой

Биография Марины Нееловой весьма интересная. Она родилась в начале января, сразу после Рождества, в Ленинграде. Девочка росла в семье, которая никак не была связана с искусством. Однако её мать, которая очень много внимания уделяла дочери, увидев желание Марины попробовать себя в роли актрисы, всячески в этом способствовала.

После школы девушка поступила в Ленинградский театральный институт и закончила с хорошими результатами актерский факультет. Учась на третьем курсе, Марина сыграла роль в фильме «Старая сказка» и ее работа понравилась критикам. Спустя два года после окончания института, женщина решила переехать в Москву. Изначально она устроилась в театр Моссовета, а потом попала в «Современник», с которым связано ее творчество уже на протяжении многих лет.

Фильмография: фильмы с участием Марина Неелова в главной роли

Первые роли Марины были больше романтическими и сказочными, однако, со временем, она начала сниматься и в других жанрах. Участие в психологической драме «монолог» принесло ей большую популярность.

Фильмография актрисы довольно обширная. Она играла в таких известных картинах, как: «Принц и нищий», «Тень», » Слово для защиты», «Азазель» и многие другие.

Личная жизнь Марина Неелова

Личная жизнь Марина Неелова — один из часто интересующих журналистов и поклонников вопросов. Женщина дважды была замужем. Первый муж — Анатолий, тоже был актером. Они прожили в браке восемь лет, детей у пары не было.

Спустя несколько лет после развода, актриса познакомилась с Каспаровым. Мужчина был талантливым шахматистом, уже начинающим набирать популярность. Марина Неелова и Гарри Каспаров познакомились на одном из творческих вечеров и, несмотря на разницу в возрасте (Марина была старше на 16 лет), между ними завязался роман. Они встречались почти два года и за это время, благодаря актрисе, Гарри стали принимать в лучших домах Москвы. Когда поползли слухи о беременности Марины, Каспаров, с подачи своей матери, которая была против этих отношений, расстался с избранницей. Вся столичная элита встала на сторону брошенной женщины. После этого случая вход в лучшие дома шахматисту был закрыт.

Через два года после этого романа актриса вышла замуж за российского дипломата, с которым счастлива в браке до сих пор.

Семья Марина Неелова

Семья Марина Неелова не особо большая. Ее отец имел большой талант к рисованию, но, к сожалению, про его профессию ничего не известно. Про мать будущей актрисы тоже особых данных нет. Сейчас семья Марины состоит из ее мужа и дочери. Около пяти лет она жила с мужем в Париже, совмещая работу в СССР и жизнь за границей. Когда же его командировка завершилась, они вернулись в Москву, но ненадолго. Большую часть своей жизни женщина жила за границей, так как работа ее мужа-дипломата подразумевала частые командировки. Кстати, до сих пор достоверно не известно, кто же отец Ники. Женщина упорно скрывает этот факт от общественности.

Дети Марина Неелова

Дети Марина Неелова — одна из часто интересующих журналистов тем. У актрисы есть всего один ребенок — дочь Ника. Девочка родилась в 1987 году, сейчас ей 28 лет. Во время беременности Марины ходили слухи, кто же отец ребенка. Многие думали, что это Гарри Каспаров, однако, мужчина точного положительного ответа так и не дал. Сама же актриса умалчивает об этом уже на протяжении многих лет и даже в откровенных интервью её не могут вывести на чистую воду.

Девушке передались таланты к искусству от матери, и сейчас Ника является довольно известной художницей.

Дочь Марина Неелова — Ника

Дочь Марина Неелова — Ника — единственный ребенок актрисы. Родилась в 1987 году. Девочка в детстве была очень похожа на Каспарова, своего предполагаемого (по слухам) отца. Благодаря своему отчиму — мужу Марины Кириллу, Ника много путешествовала. Она выучила несколько иностранных языков и свободно ими владеет. Девушка обладает весьма привлекательной внешностью — черные волосы и милое лицо, что вызывает восхищенные взгляды у многих мужчин. Однако, как признается она сама, никогда не считала себя красивой.

Девушка поступила в королевскую академию искусств в Гааге и успешно ее окончила. Сейчас Ника является весьма известной художницей, чьи работы нравятся критикам по всему миру.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев родился в 1939 году. Является известным актером кино и театра. Кроме того, обладает званием Заслуженного Артиста России, которое получил в 1999 году. В 1996 году окончил «Щуку», после чего обучался сценаристскому мастерству. По окончанию обучения работал в Таганском Театре. Брак с героиней нашей статьи продлился приблизительно восемь лет. Данный брак не принес актрисе детей. Стоит отметить, что после развода, почти 30 лет проживал в гражданском браке с Ией Саввиной.

Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян

Настоящий муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян родился в апреле 1953 года. На данный момент, он является российским дипломатом, и довольно востребованным. Занимает должность директора по Правовому Департаменту МИД РФ.

Знакомство посла и актрисы случилось на отдыхе за границей. Этот роман, конечно же, закончился браком. НА некоторое время, а точнее почти на пять лет, ей пришлось распрощаться с театральной сценой, чтобы помочь семье. Она проживала во Франции, выполняя международную дипломатическую миссию. Проживала она там, кстати, вместе с дочерью. От этого брака, у актрисы есть дочь.

Инстаграм и Википедия Марина Неелова

Сейчас, в век информационных технологий и интернета, многие известные личности пользуются социальными сетями. Там они выкладывают фотографии об интересных моментах своей жизни, чтобы их могли оценить поклонники. Инстаграм и Википедия Марина Неелова — первые источники, которые приходят на ум, когда хочется узнать что-то новое о своем кумире. Однако, у Марины нет своей странички в Инстаграме. А вот в Википедии можно найти довольно много разнообразной информации о жизненном пути и карьере талантливой актрисы.


8 января празднует свой 71-ый день рождения Народная артистка РСФСР, актриса театра и кино Марина Неелова . Творческий успех пришел к ней рано, когда она, еще будучи студенткой, снялась в фильме «Старая, старая сказка». А вот путь к личному счастью стал гораздо более долгим и сложным: она родила дочь в 40 лет, а свою судьбу встретила в 42 года.



Марина Неелова с детства мечтала стать актрисой, а ее мама видела дочь балериной, поэтому с 4-х лет девочка начала заниматься балетом. После школы она поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), и еще во время учебы у нее состоялся успешный кинодебют. Фильм «Старая, старая сказка» получил благосклонные отзывы критиков и заслужил популярность у зрителей. В 1974 г. актриса пришла в «Современник», и с тех пор с этим театром была связана вся ее творческая жизнь.





Артистка всегда комплексовала из-за своей худобы и маленького роста – ей казалось, что рядом со статными красавицами она выглядит серой мышкой, недостаточно женственной и привлекательной. Она всегда весила 45 кг и расстраивалась из-за того, что не может поправиться. Олег Табаков о ней говорил: «Две спички ног, две спички рук, глаза и нижняя губа».





На съемках фильма «Цвет белого снега», где она сыграла главную роль, Неелова познакомилась с режиссером Анатолием Васильевым, который стал ее мужем. Они прожили вместе 8 лет, после чего расстались и перестали общаться. О причинах оба говорить не любят. «У каждого свои тараканы. Я к ней относился и отношусь с большим пиететом, актриса она – потрясающая. После нашего развода наблюдаю за ней как зритель», – говорит Васильев.







В 1984 г. разразился скандал: у 37-летней актрисы случился бурный роман с 21-летним шахматистом Гарри Каспаровым. Его мать, перед авторитетом которой он преклонялся, была категорически против отношений сына, отвлекавших его от карьеры. Повинуясь воле матери, Каспаров порвал с Нееловой, а в 1987 г. актриса родила дочь Нику, родства с которой Каспаров так и не признал, несмотря на очевидное внешнее сходство. Тогда на защиту Нееловой встала чуть ли не вся московская артистическая публика. В. Гафт заявил, что после этого Каспарова не примут ни в одном приличном доме.







Спустя годы Каспаров писал: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. ... Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу...Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах».







Неелова тяжело переживала этот разрыв и в течение двух лет вела затворнический образ жизни, а потом на одном из приемов познакомилась с дипломатом Кириллом Геворгяном. Он стал ее вторым мужем, с которым она наконец обрела настоящее счастье.

«Она просто соткана из секса!» — восхитился однажды Вячеслав Зайцев Мариной Нееловой, для которой создавал театральные костюмы. Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы…

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости… Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой — обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями — весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании — из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию — доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника — истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.


Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

— Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой — здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры — русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе — часть меня».

— Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу — не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

— В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новом месте?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

— Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались — смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

— А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

— Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка — у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

— Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

— Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет — на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии — Королевскую академию искусств и специальность — скульптуру… Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

— А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн — это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

— Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так… Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки — за три месяца. В академии преподавали только на нем».

— Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь — бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море…»

— В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе — это все как-то волновало мое воображение».

— Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала — жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи — „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком — значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».


Без страха и упрека

— В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art — одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

— Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной — плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха… Родители нервничали, но виду старались не подавать».

— Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница — это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно — как и в жизни».

— Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму — это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы — это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, — показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства — становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль».

— Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

— То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

— Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

— Вы любите использовать необычные материалы — скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

— Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

— А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи… Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

— Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

— Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов — по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива… Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

— Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

— А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

— И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

— В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать — не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Фото: личный архив Ники Нееловой

Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Ни о первом браке с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, ни о бурном романе с гроссмейстером Гарри Каспаровым. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы… Вот уже много лет она счастлива во втором браке. Ее муж – дипломат Кирилл Геворгян. Дочь – художница Ника Неелова. Ей двадцать четыре года, она давно живет за рубежом. Ника впервые согласилась поговорить о том, что обычно обходит молчанием ее знаменитая мама.

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости... Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой - обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями - весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании - из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию - доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника - истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.

Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой - здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры - русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе - часть меня».

Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу - не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новомместе?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались - смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка - у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения . Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет - на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии - Королевскую академию искусств и специальность - скульптуру... Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн - это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так... Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки - за три месяца. В академии преподавали только на нем».

Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь - бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море...»

В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе - это все как-то волновало мое воображение».

Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала - жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи - „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком - значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».

Без страха и упрека

В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art - одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной - плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха... Родители нервничали, но виду старались не подавать».

Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница - это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно - как и в жизни».

Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму - это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы - это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, - показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства - становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль»

Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

Вы любите использовать необычные материалы - скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи... Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов - по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива... Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать - не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Марина Макунина

Поклонники таланта Марины Нееловой, интересующиеся ее биографией, личной жизнью, ищут в интернете фото самой актрисы, ее дочерей и внуков. В начале прошлого года Народная артистка РСФСР отметила 70-летний юбилей. 2018 год тоже юбилейный – полвека назад Неелова дебютировала в кино. Актриса и сегодня продолжает играть, она не намерена сидеть дома и нянчить внуков. Тем более что единственная дочь Марины Мстиславовны пока не стала мамой.

Биография

Марина Неелова родилась Ленинграде 8 января 1947 года, здесь прошли ее детство и юность. Родители, сами далекие от искусства, старались приобщать к нему дочку. Девочка с 4 лет всерьез занималась балетом, у нее было все необходимое, чтоб стать балериной: трудолюбие и хрупкая комплекция. Но Марина с каждым годом все сильнее влюблялась в театр и мечтала не танцевать, а играть на сцене. Сразу после школы она рискнула подать документы в ЛГИТМиК и прошла, несмотря на огромный конкурс, да еще и попала в мастерскую к сильнейшим педагогам.

С Олегом Далем в фильме «Старая, старая сказка», 1968

В 1968 третьекурснице предложили сразу две роли в «Старой, старой сказке». Хотя съемки студентов в кино не поощрялись, Нееловой простили это нарушение, а через год она получила диплом.

Юношеская мечта Марины играть в театре Товстоногова так и не сбылась. Сначала вчерашняя студентка не решалась попроситься в труппу именитого ленинградского режиссера и пошла работать на «Ленфильм», чтоб для начала прославиться в кино. А к тому времени, как Товстоногов сам ее заметил и хотел пригласить в БДТ, уже началась карьера актрисы в Москве.

Карьера

Героини Марины Нееловой, женщины с насыщенной творческой биографией и личной жизнью, знакомы взрослым и детям, любимы зрителями разных поколений. С первых лет в кино ей посчастливилось не стать заложницей одной удачно сыгранной роли, не зациклиться на амплуа сказочных принцесс.

В 1972 Неелова воплотила драматический образ внучки академика Сретенского Ниночки в «Монологе», в том же году ее пригласили в театр Моссовета.



Кадры из фильмов «Слово для защиты», 1976 и «Враги», 1977

Начало театральной карьеры Нееловой сложно назвать удачным: первый спектакль с ее участием, «Сердце Луиджи», остался незамеченным, а второй, поставленный Эфросом по «Турбазе» Радзинского, запретили. Но уже в 1974 Василий Фокин приглашает ее в спектакль «Валентин и Валентина». С этого момента начинается «театральный роман» Нееловой с «Современником», который длится уже более 40 лет. А в 2013 актриса сыграла единственную роль на сцене Театра Наций – Аманду Уингфилд в «Стеклянном зверинце».

Обратите внимание: хотя началом работы Нееловой в «Современнике» считается 1974, впервые ей досталась не упомянутая в титрах эпизодическая роль в фильме-спектакле «Свой остров», поставленном Галиной Волчек в 1971 году.

В следующие годы Марина Неелова играет разноплановые роли в театре и кино, снимается у ведущих режиссеров. Самые известные ее работы – роли в фильмах «С тобой и без тебя» Нахалетова, «Осенний марафон» Данелии, «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанова, «Ты у меня одна» Астрахана.


Марина в фильме «Предлагаемые обстоятельства»

В 2009 после довольно продолжительного перерыва в кинематографической карьере Неелова появляется в главной роли в детективном мини-сериале «Предлагаемые обстоятельства», после чего снова надолго прекращает съемки в кино.

Для многих женщин в возрасте Марины Мстиславовны главной ценностью становятся фото дочерей и внуков. Марина Неелова гордится своей дочкой, но в ее биографии есть и другие поводы для гордости, например, внушительная фильмография:

  • более полусотни ролей в кинофильмах и телеспектаклях;
  • участие в 8 документальных проектах;
  • более 30 ролей, сыгранных на театральной сцене;
  • озвучивание 8 художественных и анимационных фильмов.

Неелова на презентации фильма «Алиса в стране чудес»

Ее творчество отмечено многочисленными премиями, орденами, званиями Заслуженной и Народной артистки РСФСР, присвоенными в 1980 и 87. Но успешную карьеру Марина Неелова не считала главным достижением в своей биографии, она мечтала о счастливой личной жизни, детях, муже.

Личная жизнь

Переезд начинающей актрисы «Ленфильма» в Москву был связан не только с профессиональной деятельностью. В 1970 она вышла замуж за москвича Анатолия Васильева, актера и начинающего режиссера. Неелова сыграла главную роль в его дебютной режиссерской работе – короткометражке «Цвет белого снега». Жили они без скандалов, хотя творческим личностям в одной семье ужиться не просто. Покладистая Марина мирилась с непростым характером мужа.


Неелова с мужем и дочкой от Каспарова

Через 8 лет оставшийся бездетным брак исчерпал себя, супруги расстались, после развода не поддерживали отношений и вообще не афишировали то обстоятельство, что когда-то были женаты.

На 6 лет в личной жизни Нееловой наступает затишье. А в 1984 в центре внимания оказывается роман 37-летней актрисы с 21-летним одаренным шахматистом Гарри Каспаровым.

Каспаров в то время жил в Баку, встречался с Нееловой, приезжая в столицу. Ему льстило внимание столь неординарной женщины, привлекала возможность войти с ее помощью в светскую тусовку. Но главное – он не опасался, что разведенная любовница будет настаивать на регистрации брака. Создание семьи в планы честолюбивого шахматиста не входило. Да еще и властная мама была категорически против серьезных отношений сына с актрисой, поскольку представительниц этой профессии считала, чуть ли падшими женщинами.


Каспаров

В 1986 молодой чемпион мира сосредоточился на подготовке к матчу-реваншу и участию в Олимпиаде в Дубае, встречи с Нееловой практически прекратились. Поэтому, когда стало известно, что 40-летняя женщина ждет ребенка, шахматист отрицал свое отцовство.

Валентин Гафт тогда выразил мнение многих, заявив, что отныне Каспарова не будут принимать в приличных домах.

В 1987 Неелова стала мамой и Народной артисткой, а уже в следующем году вернулась на сцену и съемочную площадку. Судя по детским фото Ники, ее отцом действительно был Каспаров, сходство очевидно. Но Марина Мстиславовна не стала ничего доказывать и требовать. А еще через несколько лет в ее жизни появился дипломат Кирилл Геворкян, ставший в 1994 ее вторым мужем и заменивший отца ее дочери Ники.


Актриса на сцене

После замужества начался новый этап биографии Нееловой. Как жена дипломата она сопровождала мужа в зарубежных командировках во Францию, Нидерланды, периодически жила на две страны, продолжая съемки в кино. Ника благодаря этим поездкам в совершенстве овладела несколькими иностранными языками, училась в Нидерландах и Лондоне.

Сейчас Ника Неелова-Геворкян известна как талантливый скульптор, ее работы были представлены на ряде престижных выставок.

Марина Мстиславовна известна нелюбовью к интервью. И все же рассказ о Марине Нееловой, ее биографии и личной жизни можно проиллюстрировать многочисленными фото разных лет и дополнить любопытными фактами:

  • сама Фаина Раневская отзывалась о начинающей актрисе как о драгоценности, нуждающейся в огранке;
  • синяки и ссадины, с которыми героиня Нееловой появлялась в фильме «С тобой и без тебя» не были результатом работы гримера – партнер перестарался в стремлении к реалистичности;

Марина в передаче «Вечерний Ургант»
  • имя Ника знаковое в жизни Нееловой, это имя ее дочери, родившейся в 1987, и название полученной в 1993 премии;
  • символично, что ей была присуждена последняя в уходящем тысячелетии премия «Триумф»;
  • в «Ревизоре» Неелова сыграла две роли – дочь городничего в театре, его супругу – в кино. В разное время ей также приходилось играть Аню и Любовь Андреевну в постановках «Вишневого сада»;
  • после гастролей «Современника» в США Неелову назвали современной Сарой Бернар;
  • в 2014 году московская квартира актрисы была ограблена.

Марина Неелова сейчас

Сейчас актриса живет в столице, хотя нередко выезжает за границу. В 2016 сыграла новую роль в «Современнике» – Даму в одноименной постановке по пьесе Ружевича. Сейчас продолжает играть в спектакле «Крутой маршрут», поставленном еще в 1989. Последняя работа Нееловой в кинематографе – главная роль учительницы-пенсионерки в трагикомедии «Карп отмороженный».


Кадр из фильма «Карп отмороженный «

Говорят, в последний день съемок «партнер» главной героини – живой карп – выпрыгнул из воды и упал на колени сидящей рядом актрисе.

Фильм вышел на экраны в 2017, выдвигался на премию «Золотой орел» в нескольких номинациях, в частности, на звание лучшей актрисы претендовала Марина Неелова. Она все же получила приз за лучшую женскую роль в этом фильме на фестивале в Онфлёре. В этом же году за вклад в театральное искусство была удостоена премии города Москвы.