Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Доспех, Кольчуга, Шлем, Латы - Древнерусское Оружие ТОМ 3 - Комплекс Боевых Средств

    ✪ Доспех против сабли / меча #к_традиции

    ✪ Викинги. Часть 2 (религия, оружие, доспехи, конец эпохи)

    ✪ 15x4 - 15 минут про доспехи бронзового века

    Субтитры

    а знаете ли вы что у выдры в районе подмышки есть специальный кармашек где она носит любимые камешки они нужны животному не для удовольствия с помощью камешков выдра разбивает съедобные раковины всем привет с вами книга коп добро пожаловать на мой канал сегодня в центре моего внимания древнерусское оружие выпуск 3 доспех комплекс боевых средств книга отпечатана в 1971 году издательством наука в ленинграде академии наук ссср институтом археологии книга будет замечательно интересно тем кто изучает древнерусское оружие здесь есть все кольчуга вот пожалуйста панцире есть фотографии есть археологические сведения раскопках карты место где место где это было найдено значит варианты того как это делали то есть это все интересно это все здесь есть и я вот пожалуйста как это скрепление частей панциря да то есть вот как это все делалось из чего она состоит особенно для тех кто любит реставрации я конечно понимаю что многие люди кто и реставрация миа боёв там чего-то еще занимается безусловно все они проходят подобные вопросы где как и хотелось бы чтобы еще было по старинному пожалуйста эта книга для вас здесь вы много чего почерпнете увидите написанное описание размеров значит опять же откуда где с какого района было найдено вот пожалуйста и фотографии здесь есть примеры что нарисовано из чего это состоит то есть все это здесь запечатлен на авторами археологами и историками которые создали настоящий интересный вкусный полезный труд для потомков чтобы те понимали кто были наши пра-пра по деды но собственно более подробно познакомитесь сами ссылочка будет под видео на сайте книга коп. и рф прошу любить и жаловать смотрите изучайте образовываете думаю что эта книга будет вам полезно дорогие мои друзья я кстати тоже в свое время занимался вот подобные истории пытался делать кольчугу ну конечно же из прутиков других но это интересно это занимательно огромное трудолюбие здесь должно выйти много уйму времени да понятно что можно по чуть-чуть каждый день но тем ни менее это это не каждому дано и это стоит признать либо терпение либо элементарного времени потому что есть другие задачи ну что ж друзья мои на да кстати по поводу там литейные то производства не литейные пожалуйста изучайте смотрите вот какие здесь примеры литейное это было делительная ручная это была работа кривая это что история не гривой а было это в бою не было это в бою пожалуйста пожалуйста опять же как история потрепала под землей да все это все эти доспехи ну что ж а мы с вами отправляемся в 3d виртуальный тур в кубе incity морской музей ну что же отправляемся в морской музей морской музей привет а вы были интересно настоящим старинном корабле ну давайте посмотрим что из себя представляет настоящий старинный корабль не только где то там где то там в кино а вот вам конкретно из чего все это состоит и как он еще один а чит на плаву был дан то есть конечно же понимаешь что там что-то сов власть где то дерево уже все никак но тем не менее вот это вот обратите внимание да как она все сделано как она придумана интересно как это все выглядит это очень красиво это очень интересно на старинный корабль и вот вы с вами стоим на настоящем старинном корабле видим всю эту историю вот все все никаких роботов автоматов да всё это ручная работа это красиво это все придумали люди конечно кто то скажет что мы тут балдеем что корабле не видел что-либо ну конечно в кино в кино конечно же ты это видишь но тем не менее вот так вот зайти на палубу исторического корабля так никто тебе не мешает ты разглядываешь смотришь в у тебя есть там свое настроение состояния свистать всех наверх ну и так далее и тому подобное в должностном услуги так смотрим наверх и красиво красиво ну что ж мы с вами побывали в увидите на историческом в историческом морском музее хороший исторический морской музей на просто красота один корабль и чет как-то весьма здесь закончился но тем ни менее да кстати водку with city туда тоже можно будет сходить в виртуальном туре тем не менее ну чтож палец верх подписываемся на канал а я продолжаю дальнейшее книга коп пока пока

История

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней было множество изолированных либо сообщающихся друг с другом направлений, а также свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Так, в Римской Империи стандартным доспехом пехоты был крупнопластинчатый (латный) панцирь ; однако уже для Вегеция (IV-V века н. э.) он стал «древним оружием», секрет изготовления которого утерян, а в Тёмные века основным защитным снаряжением окончательно стала технологически весьма простая (хотя и трудоёмкая в изготовлении) кольчуга; лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к пластинчатой броне, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же, в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами ; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи , а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты ». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении .

Назначение и эффективность

В целом, любой боевой доспех был предназначен в первую очередь для защиты от случайных, скользящих ударов, а также от стрел, нисколько не отменяя для носящего его воина необходимости активно парировать выпады противника или уклоняться от них. Даже будучи пробит, доспех существенно снижал тяжесть получаемых его обладателем травм, и, соответственно, повышал его шансы на выживание - но и не более того.

О какой-либо степени неуязвимости обладателя доспеха можно говорить лишь в случае европейских позднесредневековых крупнопластинчатых (латных) доспехов, да и то - лишь по отношению к обстрелу из луков и рубке одноручным мечом, который, хотя потенциально и мог оставлять своим концом зарубки на кирасе не самого высокого качества, шансов нанести существенные травмы самому защищённому таким доспехом воину уже практически не имел. Собственно говоря, техника боя на мечах в период распространения латных доспехов вообще не подразумевала ударов клинком по кирасе или другим сплошным элементам доспеха - задачей бойцов было «обойти» их, найдя слабое место в защите. Появившиеся как раз примерно в то же время (XV век) колющие мечи, альшписы , алебарды с узкими шиловидными отростками и тому подобное оружие при умелом применении если и не пробивало сами латы, то довольно легко поражало обладателя ранних вариантов такого доспеха в плохо прикрытые им части тела, где защита из соображений сохранения подвижности ограничивалась кольчужным полотном или кожаными вставками - шею, подмышки, и так далее. Поэтому увеличение площади, прикрываемой непосредственно крупными пластинами латника, было одной из основных забот европейских доспешников вплоть до массового распространения огнестрельного оружия, когда на первый план вышло уже стремление обеспечить пуленепробиваемость хотя бы нагрудника, за счёт облегчения остальных частей доспеха или даже отказа от них при сохранении общей массы комплекта. Бывшие основным оружием рыцарской конницы тяжёлые кавалерийские копья (лэнсы), пехотные пики и алебарды, тяжёлые арбалеты с механическим взводом, ударно-дробящее оружие, а также специализированное холодное оружие, созданное для силового прорубания (клевец) или протыкания (эсток) лат, всё ещё были для одоспешенного воина весьма опасны, не говоря уже об огнестрельном оружии, начиная с аркебузы.

Что касается массы доспешного комплекта, то она в течение столетий оставалась практически неизменной: полный комплект кольчужной защиты XIII века, состоявший из рубашки с рукавами и капюшоном (обера, хауберка) и чулков - шоссов, «переходный» доспех XIV века, полный латник XV века или «трёхчетвертной» доспех XVI-XVII веков весили примерно одинаково - в пределе 30-40 килограмм (типично 15-20 кг), - хотя при этом, разумеется, обеспечивая ими защита различалась, и весьма существенно. Такая масса, распределённая по всему телу, вовсе не обременяла даже средней силы воина сверх меры (для сравнения, современный рядовой солдат носит на себе около 40 кг экипировки, а солдат элитного подразделения, вроде SAS - до 90 кг). Исключение составляли, пожалуй, лишь турнирные доспехи, которые - уникальное явление во всей истории доспеха - были предназначены не для защиты от случайных ударов и снижения тяжести травм, а для их по возможности полного предотвращения даже при «таранном» ударе копьём в грудь. Разумеется, результатом такой постановки задачи становились доспехи, заведомо нежизнеспособные в качестве боевых. Так или иначе, длительное ношение доспеха всё же сильно утомляло, особенно в жару - вплоть до теплового удара. В большинстве случаев воины старались как можно скорее снять своё защитное снаряжение хотя бы частично, порой даже рискуя оказаться захваченными противником врасплох без доспехов, что случалось неоднократно. При преодолении водных преград и спешном отступлении доспехи также часто снимали - или даже, скорее, срезали - осознавая, что потеря дорогой брони предпочтительна потере собственной жизни.

Относительно подвижности - следует отметить, что даже самый тяжёлый боевой латный доспех в полной мере позволял надевшему его совершать любые необходимые в бою движения и даже, как упоминается в средневековых источниках, выполнять некоторые акробатические трюки. Однако воин в нём, как и в любой плотной одежде, достаточно быстро уставал при активных действиях, так что его ношение, естественно, требовало хорошей физической подготовки. Именно поэтому, в частности, европейские лучники, даже те, кто мог позволить себе хороший доспех, не носили оплечий - они мешали бы стрельбе из лука, оказывая сопротивление быстрым движениям рук и требуя повышенных затрат энергии, особенно с учётом того, что полностью поднять руки вверх или развести в стороны можно было не с любой конструкцией оплечья (азиатские же лучники использовали обычно оплечья ламеллярной , ламинарной или куячной конструкции в виде свободно свисающих с плеч гибких листов, у которых хорошая защита была принесена в жертву подвижности, например, зона подмышек практически не была прикрыта).

Если средневековая Европа, начав со сравнительно лёгкого комплекта кольчужных доспехов, последовательно развивала его в направлении улучшения защитных свойств, что положило начало соревнованию между защитным и наступательным вооружением, закончившемуся лишь после массового распространения огнестрельного оружия, то за её пределами доспешники обычно вообще не пытались добиться от доспеха абсолютной защиты. На Востоке защитное снаряжение продолжали рассматривать как необходимое дополнение к мастерству воина, от него требовалось хорошо противостоять случайным ударам, но при этом быть тонким, гибким и удобным, не мешать быстро двигаться в бою. Свою роль здесь сыграли и общая тенденция восточного комплекса доспеха и вооружения к большей лёгкости и маневренности, и тяготение к дальнему бою с использованием метательного оружия, для которого требовался гибкий и подвижный доспех, а в последние столетия средневековья - в какой-то степени и наметившееся отставание от Европы в области массового ремесленного производства. К XV-XVI векам, то есть в период расцвета европейского латника на Ближнем и Среднем Востоке основным типом доспехов становятся кольчато-пластинчатые , состоящие из отдельных небольших пластин, соединённых кольцами или узкими, в три-пять колец, вставками кольчужного полотна. Цельными у такого доспеха были только шлем, трубчатые наручи (базубанды), нагрудная пластина (зерцало) и, иногда, оплечье, предохраняющее плечи воина от рубящих ударов сверху. Обычно сохранялся и щит, предназначенный для активного принятия ударов противника и защиты от стрел, который в Европе к XVI веку практически вышел из употребления, так как новые техники фехтования позволили обходиться без него в ближнем бою на мечах, удар копья стали принимать непосредственно на кирасу, а стрелы обладателю латника уже не были особо страшны. Таким образом, вместо характерной для Европы начиная с XV века сплошной пластинчатой защиты всего тела воина, выбор был сделан в пользу защиты дифференцированной: более мощной в области жизненно важных органов или особо уязвимых местах, более лёгкой и подвижной в остальных. В том числе и именно благодаря этому подходу, доспехи на Востоке какое-то время сохранились и после перехода к огнестрельному оружию, - в отличие от европейских лат, они не были столь технологически сложны и дороги (хотя и трудоёмки) в изготовлении, практически не стесняли движений, были сравнительно удобны в походе, давая при этом достойную защиту от всё ещё широко применяемого холодного оружия. В Европе в последнее столетие широкого применения доспехов также пришли к идее дифференцированной защиты, однако её реализация оказалась менее удачной - после того, как латный доспех «стянулся» по направлению к кирасе, руки и ноги воина оказались полностью незащищёнными.

Дальний Восток, от Чукотки до Тибета и от Великой Степи до Японии, долгое время практически не знал кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехов; роль кольчуги здесь с древнейших времён играл ламелляр , связанный шнурами из мелких металлических пластинок. Ламеллярное полотно было чуть менее подвижным, чем кольчатое, но обеспечивало лучшую защиту, в особенности от стрел - хотя и на меньшей площади: шея и подмышки обычно оставались вообще не защищёнными или плохо прикрытыми. В изолированных областях, таких, как чукотская тундра и горы Тибета, этот тип доспеха сохранился без особых изменений до XIX-XX века, причём в позднейшее время часто употребляясь уже наряду с огнестрельным оружием. Между тем, в целом защитное снаряжение этого региона стало со временем развиваться в сторону специфических форм, по сути, промежуточных между доспехом и одеждой. В Китае и на связанных с ним территориях в XIII веке получил распространение, а к XV-XVI векам стал основным типом доспеха имеющий, видимо, монгольское происхождение куяк , в целом аналогичный европейской бригантине с точки зрения конструкции и по обеспечиваемой защите. Похожие доспехи применялись также на Руси, в Индии и других регионах, затронутых в своё время монгольским нашествием. Хорошо сделанный куяк был весьма удобен в ношении, но при этом обеспечивал вполне достойную защиту от холодного оружия благодаря наличию внутри сплошного слоя установленных с сильным перехлёстом сравнительно тонких и гибких металлических пластин. Помимо внутренних пластин, снаружи также могли крепиться дополнительные крупные щитки и зерцала, которые усиливали доспех и перераспределяли энергию удара на бо́льшую площадь, передавая её расположенным изнутри более мелким пластинкам - принцип, широко используемый в современных бронежилетах . Помимо защиты туловища, куяк мог иметь полы и рукава, как у кафтана , что ещё больше сближало его с обычной для того времени одеждой. Другим его существенным, с точки зрения тогдашних воинов, преимуществом была высокая декоративность: обтянутый дорогой материей и украшенный крупными блестящими головками заклёпок, куяк выглядел очень привлекательно, опять же - как дорогая одежда. Именно по этой причине даже после отказа от доспехов он какое-то время сохранялся в качестве парадной формы, часто уже без металлических пластин под тканью.

Технологии

Средневековая металлургия была способна выдавать в массовых количествах лишь два вида железных сплавов - сыродутное железо и чугун. Сыродутное железо (исторический термин, по сути - низкоуглеродистая сталь) - мягкий, ковкий материал с очень низким содержанием углерода и большим примесей, его получали из железной руды в печи с температурой около 1200°С (что ниже температуры полного плавления железа). Извлечённую из печи пористую массу - крицу или блюм - проковывали вручную, чтобы удалить включения шлака. В результате получался прокованный кусок железа с крупной кристаллической решёткой и значительным содержанием примесей. Чугун - сплав с, напротив, мелкой кристаллической структурой и очень высоким, порядка 2 %, содержанием углерода - получали в большой печи при более высокой температуре, около 1500°С. Слитки чугуна имели мелкую кристаллическую структуру и были прочными, но хрупкими, нековкими.

Ни тот, ни другой материал по отдельности для создания качественного доспеха не годятся: железо - очень мягкий материал с низкими механическими качествами, а чугун хрупок и не поддаётся ковке. Тем не менее, длительное время считалось, что именно мягкое сыродутное железо было основным материалом для средневековых доспехов. Более тщательные исследования с использованием микроскопии и рентгенографии, однако, показали, что большинство сохранившихся экземпляров более-менее качественной брони уже начиная с XIII-XIV веков было выполнено из стали, то есть железного сплава с содержанием углерода, промежуточным между сыродутным железом и чугуном, причём зачастую сталь имеет следы термической обработки (закалки). На самом деле образцы железной брони, которые ранее относили к средневековью, часто оказывались, за исключением самых дешёвых вариантов, позднейшими подделками или репликами, изготовители которых либо брали наиболее дешёвый материал из доступного, либо же следовали неверным выводам науки своего времени.

Между тем широкое использование в доспехах стали означает, что средневековая металлургия была способна получать её в достаточном для их производства объёме. В зависимости от принятой технологии, это могло быть достигнуто либо науглероживанием железа до превращения в сталь, для чего его в течение часов нагревали докрасна в замкнутом объёме с содержащим углерод органическим сырьём, либо, напротив, снижением содержания углерода в чугуне, что также превращало его в сталь. Судя по всему, для изготовления брони применялся главным образом второй процесс, в то время, как из науглероженного железа, процесс получения которого был более примитивен и менее продуктивен, а качество - нестабильно, изготавливали главным образом бытовые инструменты и клинки.

По мере развития производства изготовление доспехов стали осуществлять серийным способом. В XVIII-XIX веках кирасы делали методом, напоминающим горячую штамповку: брали лист железа, раскраивали его по форме изготавливаемой части кирасы, раскаляли докрасна и вкладывали в чугунную форму-матрицу, после чего выбивали ручными молотами, так, что он в точности приобретал форму поверхности последней. Если поверхность формы была достаточно гладкой, то кираса сразу выходила из неё в готовом виде, практически без необходимости править её вручную. После этого в ней оставалось просверлить отверстия под фурнитуру, прикрепить подкладку, опушку из шнура и пуговицы для наплечных и поясных ремней, а также окрасить чёрной краской. Полированные железные кирасы были в это время редкостью и, как правило, шли на парадные доспехи почётного караула: при полировке повреждался упрочнённый поверхностный слой металла, который закаливался при быстром остывании от контакта с холодной формой, а также уменьшалась его толщина. Иногда в целях повышения декоративный свойств и для защиты от коррозии кирасы делали двухслойными - внутренний слой из тонкой стали, наружный - из латуни. Защитные свойства цельностальных и двухслойных кирас были одинаковые - при толщине около 1 1/2 линии (3,81 мм) они надёжно защищали от холодного оружия и ружейных пуль на самом излёте траектории. Весила кираса 14-15 фунтов (6,35-6,8 кг). Для сапёров делали более толстые нагрудники (без спинной части), которые при весе в 15-18 фунтов (6,8-8,2 кг) и толщине в 2 1/2 линии (6,35 мм) в значительной степени защищали и от пуль, выпущенных с ближнего расстояния.

Очень интересны приведённые в том же источнике данные о защитных свойствах кирас того времени. Утверждалось, что кираса полностью защищала от ударов сабель, штыков и пик. Видимо, не упомянутый в этом списке тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал. Относительно пулестойкости - приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета - менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней вмятину. Следует иметь в виду, что ещё в XIX веке единственным критерием отличия железа от стали считали способность последней держать закалку, что обычно соответствует содержанию углерода выше 0,3 %.

армии Источники

В подавляющем большинстве книг, посвящённых средневековым доспехам, можно прочитать, что доспехи изготовляли из стали. Однако это представляется весьма сомнительным. Дело в том, что для того чтобы что-то изготовить из стали, её надо иметь в наличии.

Однако напомним, что в сыродутном горне получалось ковкое железо, бедное углеродом, и, чтобы получить из него сталь, требовалось его науглеродить с помощью процесса цементации.

Комплект кованых, чеканенных и цементированных
средневековых лат
Милан, ок. 1450 г. Коллекция Баррелла

Промышленная цементация железа появилась только в XVIII в., во многом благодаря работам Рене де Реомюра. Конечно, этот процесс был известен задолго до Реомюра, однако цементации подвергались уже готовые изделия, а не исходные заготовки. Это было связано с тем, что длительный процесс цементации, ввиду отсутствия теоретических основ технологии, был трудно управляем и малейшая ошибка могла привести к «переуглероживанию» металла, в результате чего он становился полностью негодным к дальнейшему использованию – его нельзя было ковать.

Переплавлять железо, сталь и чугун тогда не умели – эта технология появилась лишь с появлением кричных (фришевальных, рафинировочных) горнов для переплавки чугуна, т.е. после появления доменной печи.

Доспехи изготовлялись из ковкого железа, а уже после получения готового изделия (или его деталей) оно могло подвергаться цементации. В этом случае переуглероживание уже было не так страшно – оно лишь повышало прочность уже готового изделия (рис. 13), хотя и могло привести к повышению его хрупкости.

Итак, доспехи могли быть как железными, так и «осталенными» по поверхности – об этом говорят результаты исследований английских доспехов, которые показали, что наружная часть их намного твёрже, чем внутренняя. Также для производства доспехов, по-видимому, использовалась сталь, полученная «брюссельским методом», т.е. сплавлением ковкого железа с чугуном, при котором содержание углерода усреднялось, и получалась сталь. Однако этот способ всё-таки относится к более позднему периоду, когда уже научились производить жидкий чугун.

Кроме того, важную роль играли те, для кого предназначались доспехи: именитые оружейники обслуживали особ королевской крови и знатных людей, рядовые же доспехи делали менее умелые мастера, профессиональные и финансовые возможности которых (как и финансовые возможности их заказчиков) были значительно скромнее. Рыцари и капитаны носили очень дорогие и качественные доспехи. Вообще, доспехи выпускались в разных ценовых категориях, встречались на удивление дешёвые подержанные комплекты, прошедшие ремонт. Однако больших переделок доспехов не делали, поскольку жизнь владельца напрямую зависела от того, насколько хорошо пластины подогнаны друг к другу.

Готический доспех, Германия, XV век


Миланский доспех, Италия, XVI век


Доспех крылатых гусар, Польша, XVI век



Разные типы доспехов в качестве музейных экспонатов

Латы — доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

Миф 1: латы весили так много, что упавший рыцарь не мог подняться без посторонней помощи

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади. Современные реконструкторы неоднократно доказывали , что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

Миф 2: латный доспех можно было легко пробить обычным оружием

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха — великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По‑настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи , специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии. В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Так чем же были плохи латные доспехи?

Основной минус — требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов — перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне. Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение — так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Появление первых доспехов произошло задолго до появления военного дела, войны как таковых, а следовательно солдат и армии. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных. Доспехи часто ассоциируются с чем-то металлическим, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Шкуры стали прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Кожа защищала первых людей во время охоты. Конечно подобная броня не могла спасти от серьезных ран, ведь для придания прочности кожу надо было обрабатывать, а такие технологии появятся лишь тысячелетия спустя. Да и боевые доспехи были ни к чему, орудия тогда были крайне простыми, а стычки с себе подобными — редкими.

Античные доспехи

Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.

Египетские доспехи

Древний Египет не сильно отличался по климату от нынешнего Египта, что накладывало отпечаток на то, какую броню использовали египтяне. Из-за невыносимой жары и относительной дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Они использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и часто имели деревянную основу. Это было некое подобие шлема, который мог смягчить удар популярного в то время оружия – булавы или палицы. Бронзовые топоры были достаточно редким оружием, а уж про мечи и говорить не стоит. Такое было по карману только особам, приближенным к Фараону. То же можно сказать и про доспехи, даже из ткани и кожи. За многие годы раскопок почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. Визитной карточкой египетской армии, да и многих армий того периода, были конечно же колесницы, поэтому все знатные, хорошо обученные войны сражались верхом на колеснице. В основном выступали они в роли мобильной кавалерии и стреляли из лука . Подобного рода действия требовали немалого умения, в связи с чем воины на колесницах обязательно носили тканевый или кожаный доспех, потому что потеря такого умелого солдата стоила недешево. Не говоря уже о том, что зачастую это были знатные люди.

Доспехи Греции

Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.

Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.

Римские доспехи

Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие варвары с севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.

С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга.
Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.

Доспехи гладиаторов

Доспехи в римскою эпоху носили не только солдаты, но и гладиаторы – воины-рабы, сражающиеся на аренах для развлечения публики. Подтвержденным фактом является участие женщин в боях, но они мало изучены, поэтому мужские доспехи более известны. Доспехи гладиатора были необычны и порой не слишком эффективны, что логично, ведь бои гладиаторов проводятся для публики, внешний вид и зрелищность были на первом месте. Гладиаторы часто использовали шлемы, закрытые полностью, иногда с украшениями и даже с зазубренным или заточенным гребнем для сражения против гладиатора с сетью. Торс чаще всего был открыт, но использование нагрудных пластин и кирас не было явлением необычным. Очень часто можно было увидеть пластичные или кольчужные рукава с наплечником или без, они прикрывали руку без щита или же руку без оружия. Поножи часто выглядели как греческие, иногда изготавливались из плотной ткани. Один из видов гладиаторов, коих было больше дюжины, имел пластичный доспех, покрывающий все тело, и закрытый шлем.

Доспехи раннего средневековья

Падение римской империи и переселение народов знаменуют начало раннего средневековьяотправную точку эволюции европейского доспеха. В это время популярность набирают легкие доспехи. В частности дешевый в производстве и удобный в использование стеганый доспех. Его вес составлял по разным оценкам от 2 до 8 кг, самый тяжелый был среди русских пеньковых доспехов, закрывавший ноги в том числе. Хорошая защита достигалась сшиванием до тридцати слоев ткани. Такой доспех мог легко защитить от стрел и рубящего оружия. Этот вид брони использовали в Европе без малого тысячу с лишним лет, как и на Руси, что неудивительно, ведь отличный доспех из ткани мог сравниться по степени защиты с кольчугой. Доспехи из римской эры, а конкретно ламеллярный доспех, также был популярен в это время. Он был прост в изготовлении и давал должный уровень защиты.

Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.

Шлемы в эту эпоху в основном были похожи на металлические шапки, иногда с подобием защиты для носа или лица, но в большинстве своем защищали лишь голову. В постримскую эпоху начинается достаточно быстрый переход на кольчугу. Германские и славянские племена начинают носить кольчугу поверх одежды или стеганых доспехов. В ту эпоху оружие и военная стратегия предполагали ближний бой, редко в организованном строю, поэтому подобная защита была крайне надежна, ведь слабое место кольчуги — это как раз противостояние копью. Шлемы начинают «расти», закрывая лицо все больше. Кольчугу начинают надевать и на голову, иногда даже без шлема. Длина кольчуги на теле также увеличивается. Теперь боевой доспех выглядит как кольчужное пальто. Броня кавалериста часто включала кольчужную защиту для ног.

Впоследствии на протяжении почти 600 лет доспехи не меняются, увеличивается лишь длина кольчуги, которая в 13 веке становится чуть ли не второй кожей и закрывает все тело. Однако качество кольчуги в этот период, пусть и превосходило раннюю кольчугу, все равно отставало от качества оружия. Кольчуга была крайне уязвима для копий, стрел с особым наконечником, ударов булавы и подобного оружия, и даже тяжелые мечи могли принести фатальное увечье воину. А что уж говорить про арбалетные болты, которые пробивали кольчугу как бумагу, и были крайне распространены в европейских армиях. В связи с этим был лишь вопрос времени — когда появится броня, способная решить эти проблемы. С конца 13-го века в Европе получают распространение латные доспехи – венец кузнечного дела средневековья, самые прочные доспехи в мире. Броню делали из стальных листов, и они покрывали сначала тело, а через короткое время руки и ноги, а после — полностью заковывали воина в сталь. Оставались открытыми лишь несколько точек для того, чтобы можно было вообще двигаться, но и они впоследствии стали закрываться. Это был золотой век тяжелой кавалерии, от вида которой у пехоты начиналась паника. Легендарные доспехи рыцарей, сделанные качественно, были практически непробиваемы для оружия ополченцев. Бывало, что рыцаря, сбитого с коня во время атаки, просто не могли добить. Само собой такой комплект доспехов мог стоить дороже, чем небольшая деревня с поместьем, и был доступен лишь аристократии и рыцарскому сословию.

Закат доспехов

Тяжёлые европейские средневековые доспехи становятся пережитком истории с повсеместным внедрением огнестрельного оружия и артиллерии. Первые образцы огнестрела были крайне ненадежны, эффективность была десятки метров, перезаряжать их нужно было до второго пришествия, поэтому тяжелые доспехи не сразу ушли со сцены театра войны. Однако уже в эпоху ренессанса латные доспехи можно было увидеть разве что на церемониях и коронациях. На смену латному доспеху приходит кираса. Нагрудные доспехи нового дизайна позволяли пулям и длинным пикам рикошетить от брони, для этого на кирасе создавалось так называемое ребро, фактически доспех как бы вытягивался вперед и создавал угол, который и должен был способствовать шансу рикошета. С появлением более современных видов ружей в конце 17 века, кираса окончательно потеряла смысл.

Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы — кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров.
Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.

Доспехи на Руси

До прихода монголов, русские доспехи эволюционировали примерно по такой же схеме, что и в Европе. Кольчужные доспехи оставались основной защитой русского война, вплоть до появления стрелкового оружия. Как и в Китае, эпоха рыцарей и тяжелой бронированной конницы так и не наступила. Русский воин всегда должен был оставаться подвижным и «легким». В этой связи средние доспехи выглядели более разумным выбор в борьбе с кочевыми армиями, опирающимися на мобильность и конных лучников, поэтому русские доспехи так и не перешли в латы. Доспехи конника могли быть более тяжелыми, но все же оставались в средней категории. Так, помимо стандартных кольчуг, боевые доспехи на Руси принимали форму чешуи, кольчуги с металлическими пластинами, а также зерцальных доспехов. Такие доспехи надевались поверх кольчуги и представляли собой металлическую пластину – зерцало, создавая некое подобие кирасы.

Японские доспехи

Японский воин в доспехах, именуемый самураем , известен всем. Его оружие и броня всегда были очень выдающимися в «толпе» средневековых лат и кольчуг. Как и в других регионах самураи не пользовались латами. Классическая броня самурая была в основном ламеллярной, но также использовались нагрудные пластины и кирасы. Различные части доспеха могли быть выполнены в «кольчужных тонах». Японская кольчуга отличалась от Европейской не только видом, но и более мелки плетением. Классические японские доспехи состояли из:

  • шлема, закрывавшего полостью голову и часто лицо, обычно оно закрывалось устрашающей маской, шлем часто имел рога;
  • ламеллярного доспеха, иногда укрепленного пластиной, наподобие зерцала или с кирасой сверху;
  • поножи и наручи, металлические или ламеллярные, под ними могли быть кольчужные рукавицы и обувь;
  • доспехи на плече, изготавливались из разных материалов, но их интересной особенностью было удобство в ношении для лучников. В Европе лучник никогда не носил наплечники, потому что они сильно мешали стрельбе, а то время как в Японии наплечник как бы сползал назад при натягивании тетивы и возвращался когда самурай сделал выстрел.

Такой доспех так же, как и в случае с рыцарями, был показателем статуса и богатства. Рядовые солдаты использовали более простые доспехи, иногда кольчужные или смесь.

Современные доспехи

Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В средние века не было электрических пил-болгарок с войлочными или резиновыми кругами и не было пасты ГОИ, но желание сверкать белым железом было наверняка.

Споры о том, каким был внешний вид средневековых латных доспехов не утихают, насколько правы легенды о рыцарях в сверкающих латах не известно. Но редко рассуждения уходят от теоретических дискуссий. Всем известно что ржавчина плохо пристает к отполированной поверхности, и полировка не исключает последующее воронение. Честно говоря, детальных изобразительных источников пятнадцатого и шестнадцатого века вполне достаточно, чтобы сделать весьма однозначный вывод о гладко отшлифованных латах и отполированных как зеркало.

Джерри Емблион (анг. Gerry Embleton) в книге Средневековый военный костюм в цветных фотографиях (Medieval Military Costume Recreated in Colour Photographs) пишет:

Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски.
Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком. ссылка

Очень интересным случаем является церковь Мадонна делла Грацие, в Мантуе (Madonna della Grazie, Mantua), Италия, где в 1930 году обнаружили, что погребальная статуя одного рыцаря похороненного там-же в 16-ом веке, облачена в настоящий доспех 15-го века, и затем покрыта штукатуркой и краской. Это покрытие почти полностью покрывало доспехи и защитило их от ржавчины, а все думали что это такая статуя.

Естественно то, что доспех можно покрасить, воронить, позолотить и не прибегая к полировке. Шлифовка и полировка в той или иной степени применялась и для доспехов относительно небогатых рыцарей и преуспевающих пехотинцев, а не только для доспехов графов и князей.

Изобразительные источники на шлифованный и полированый доспех

А1. Крестоносцы. Рыцари в матово отшлифованных сияющих латах (фрагмент алтаря кафедральной церкви Святого Бавона в Генте, расписанного Яном Ван Эйком, 1427-32г.) А2. Рыцарь в матово отполированных, а затем вороненых доспехах. Фрагмент алтаря церкви Святого Леонарда в Базеле расписанного Конрадом Вицем (Conrad Witz), 1435 год.
А3. Архангел Михаил. Центральная деталь триптиха, работы худ. Ханса Мемлинга (Hans Memling. The Last Judgment) ок 1470 г. А4. Рыцарь (Святой Георгий) облачен в зеркально отполированные латы, мы видим в них отражения рядом стоящих людей. худ Ханс Мемлинг. ca. 1480 - "St. George and donor’ (Hans Memling), Alte Pinakothek, München, Bayern, Germany
A5. Наглядная демонстрация пользы полировки лат. Иллюстрация книги об осадных машинах Конрада Кисера. 15 век. Konrad Kyeser: "Bellifortis" А6. Лицо этого несчастного пехотинца отразилось в наплечнике его более успешного соседа.
А7. Шлем этого рыцаря зеркально отполирован, но доспех почти матовый. Фрагмент картины "Мадонна с младенцем и святыми" (алтаря Монтефельтро). Автор Пьеро делла Франческа, 1472 год. Анг. 1472 Montefeltro Altarpiece by Piero della Francesca. А8. Портрет Федерико да Монтефелтро и его сына Гуидобальдо. Зеркально отполированый шлем-Арме. 1475г, худ. Педро Беррунете. Анг. Portrait of Federico da Montefeltro and His Son Guidobaldo, ca. 1475. Pedro Berruguete.
А9. Суд Камбиза, худ. Жерар Давид. 1498 год. Левая деталь картины. Интересно отражение города в шлеме. Judgement of Cambyses by Gerard David,
А10. Сравнение ангелов с рыцарями в сияющих латах - это давняя традиция. Пьетро Перуджино. Левая деталь полиптиха Чертоза в Павии. 1498. (1499 Pietro Peruginno - Polyptych of Certosa di Pavia) А11. Шлем [Жабья Голова], вид с боку, с верху, с зади. худ. Альбрехт Дюрер. 1503 Albrecht Dürer - Side, Front, and Back View of a Helmet

А12. На левой и правой стороне триптиха изображены рыцари в неплохо отполированных доспехах. Нагрудник черного рыцаря отражает красное древко знамени. Но в целом художник хорошо изобразил именно матовую шлифовку. "Поклонение волхвов". худ. Ханс Бальдунг. 1506-1507 - "Dreikönigsaltar" (Hans Baldung Grien), Gemäldegalerie, Berlin, Germany, .
А13. Доспех был воронен, но перед воронением, несомненно, был отполирован. Портрет рыцаря. Витторе Карпаччо 1510 г. 1510 Vittore Carpaccio - Portrait of a Knight А14. Воин отразился в собственном шлеме. Фрагмент картины "Снятие с Креста" худ. Иль Содома. 1510. Il Sodoma - Deposition from the Cross.
А15. Доспехи этого рыцаря блестят матовым блеском, но в шлеме ясно отразилось окно напротив. Портрет Александере ди Медичи. худ. Вазари Джиорджио, 1534. Portrait of Alexandre de Medici. Vasari Giorgio А16. Бородатый рыцарь в блестящем доспехе, тут скорее всего доспех белый, рыцарь просто виден из темноты. Чудо Святого Марка. Освобождение рабов. худ. Тинторетто 1548 Tintoretto - The Miracle of St Mark Freeing the Slave

А17. Командир облачающийся к битве. худ. Питер Пауль Рубенс. 1613 A Commander Being Armed for Battle by Peter Paul Rubens А18. Умеренность. Наверное одна из самых первых, но тем не менее самых сильных работ на антивоенную тематику. худ. Питер Пауль Рубенс. 1617.

Мы с уверенностью можем говорить что если не зеркальная полировка, то матовая шлифовка пластин доспеха была обязательной. Об этом говорят практически все представленные тут изобразительные источники. А3, А10, А17 могут дать основания предположить что зеркально отполированные латы были только у некоторых рыцарей, поскольку изображены Святой Геооргий и Архангел Михаил и командир. Но Федерико да Монтефелтро - А8 и Александере ди Медичи - А15 также были высокопоставленными людьми, но зеркально отполированы у них только шлема. А7, А9, А14 - также подтверждают мнение о том что шлема чаще полировали до зеркального блеска. Польза от зеркально отполированных лат показана на рис. А5, как одну из иллюстраций к книге где описывались новые (для середины 15 века) военные устройства и артиллерия. Матово отполированные белые доспехи также смотрятся очень красиво и на них не так заметны царапины. Зеркальная полировка утоньшает металл доспеха и не очень то нужна, даже простой воин потратив несколько часов своего времени или заплатив мастеру может иметь зеркально отполированные детали доспеха А6.

Как шлифовали и полировали доспехи в средние века

В 15-м века была даже отдельная профессия "полировщик" брони (polyrer в немецких источников), которые время от времени организовывали свою гильдию. Вот некоторые рисунки из Mendel Hausbuch и Landauer Hausbuch.

Jan van der Straet or Straeten (1523-1605) в своих заметках о полировке брони (Polishing Armor) писал "Мечи, боевые топоры и все средства ведения войны полируются, как и нашего времени, так и сделанные под атичность".

Б7. Hans Schartt (1572) Б8. Полировщик доспехов. Гильом Вреланд. Harnischpolierer, Guillaume Vreland um 1460
Б9. Полировка доспехов. Страница 18 альбома гравюр "Новые открытия" 1600 года. авт Ян Коларет. Polishing Armour, plate 18 from Nova Reperta New Discoveries engraved by Jan Collaert c. 1600 Б10. Латник в ржавых латах представляет из себя грустное и смешное зрелище.
Б10. Черновая обработка доспехов, деталь картины Яна Брейгеля младшего. Венера в кузнице Вулкана. 1670 - Jan Brueghel the Younger - Venus at the Forge of Vulcan, detail

Изображения Б1-Б4 и Б8 показывают полировку доспеха деревянным бруском с приклеенным к нему кусками войлока или кожи. В качестве абразива могли применять песок, пемзу, золу или что-то еще – мешочки и кувшинчики для них лежат неподалеку. Но то был 15 век, а рисунки Б5-Б7 демонстрируют применение широких абразивных кругов на водяном колесе. Б9 и Б10 демонстрируют дальнейшую механизацию и концентрацию производства, необходимую для снаряжения больших армий. Изящный элегантный, но однозначный протест против вооружения выразил художник Питер Рубенс в картине "Умеренность" А18, которая тем не менее является прекрасным изобразительным источником на латный доспехи и самое разнообразное оружие.

Мой весьма вольный перевод тематического топика на форуме