По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково - Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».

Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.

Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.
С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.

Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.

В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.

В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Маршак Самуил Яковлевич

    Самуил Яковлевич Маршак - русский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг. Родился в 1887 году 22 октября в городе Воронеже, в семье мастера-самоучки, одаренного химика Якова Мироновича Маршака

  • Виктор Голявкин

    Виктор Голякин – человек, который обладал множеством уникальных навыков, человек, преуспевший во многих отраслях искусства, внёсший огромный вклад в развитие инфраструктуры своей страны, вклад в развитие живописи

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Максим Горький

    Псевдоним «Горький» был взят писателем потому, что вся его жизнь не отличалась приторной сладостью. В раннем детстве родители Максима Горького умерли и его воспитывали бабушка и дедушка, которые не отличались особым богатством.

  • Семён Дежнёв

    История географических открытий знает немало громких имен. Одно из них принадлежит сборщику дани, первопроходцу Восточной и Северной Сибири, мореходу, прошедшему Берингов пролив за 80 лет до самого Витуса Беринга.

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) - русский поэт.

Происхождение. Детство

Одесса. Шел 1880 год. 1 октября в еврейской семье Гликбергов родился сын Александр. Так случилось, что из пятерых детей в семье двое сыновей носили одинаковые имена - Саша.

А поскольку будущий поэт был черноволосым, то его для идентификации родные прозвали «черным», что и стало потом обоснованием для выбора псевдонима.

Чтобы обеспечить сына приличным образованием, родители решили покрестить его по русскому православному обычаю. Это дало возможность мальчику поступить в гимназию, которую, впрочем, он не закончил из-за своего строптивого характера, сбежав из родительского дома.

Жил где придется, питался подаяниями. Когда об этой истории рассказала одна из газет, некто К.К. Роше до того растрогался, что решил найти мальчика, взять его под свое покровительство и дать ему хорошее воспитание.

Роше был состоятельным человеком с добрым сердцем, к тому же, и весьма образованным. Он любил литературу, а особенно - поэзию, потому со всей страстью приобщал к этому будущего поэта, а потом стал постепенно развивать в нем творческий потенциал. Саша Гликберг оказался талантливым учеником, и даже его первые пробы в поэзии были незаурядными. Так неожиданный филантроп «благословил» молодого человека на поэтическую стезю.

Первые публикации

В 1901-02 годах Александр находился на военной службе, после чего некоторое время работал на Новоселенской таможне. И именно тогда появляется в печати первое творение молодого автора «Дневник резонера». Его опубликовала провинциальная газета «Волынский вестник». Местная интеллигенция проявила немалый интерес к произведению Саши Черного, что говорит о весьма успешном дебюте.

В 1905 году юноша переехал в , где было гораздо больше возможностей для литературной самореализации. Это «сработало»: его начали печатать разные газеты и журналы («Маски», «Зритель», «Альманах» и другие издания), популярность поэта росла с каждой новой публикацией. И, казалось бы, все складывалось вполне удачно. Но не тут-то было.

Саша Черный оказался «неудобным» стихотворцем. Журнал «Зритель» закрыли из-за опубликования в нем сатиры «Чепуха» Саши Черного, а его сборник «Разные мотивы» цензура вообще не допустила к изданию. Все это приводило к конфликтам с хозяевами журналов и даже с властями, а в связи с этим - неприятие в обществе, своеобразная отверженность.

Учеба и творчество

Саша Черный выехал в Германию на учебу. С 1906 по 1908 год он был студентом Гейдельбергского университета, а параллельно продолжал свою писательскую карьеру, но его произведения по-прежнему были подвержены жесточайшей цензуре, не допускающей их публикации. Но это не усмирило поэта. По возвращении в Санкт-Петербург в 1908 году, он вновь принялся за работу.

На этот раз его талант оказался затребованным в знаменитом журнале «Сатирикон», а кроме того, его стихи печатались во множестве других изданий («Аргус», «Солнце России», «Современник», «Одесские новости», «Современный мир», «Киевские новости», «Русская молва»). И наконец-то выходят в свет его первые книги.

Годы Первой мировой

Несколько «притормозила» взлет литературной карьеры Александра. Он был рядовым офицером в штате полевого лазарета. Но служба в армии не помешала его работе на литературном поприще. Он писал прозу, издавал свои сборники, кроме того, у него открылась и новая грань таланта: стал писать для детей.

Литературное наследие

Не все однозначно в творчестве Саши Черного, но тем не менее в его библиографии - больше 40 книг, огромное количество стихотворений, вошедших и не вошедших в сборники. Самые известные и значительные книги Саши Черного: повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», книжки для детей «Белка - мореплавательница», «Сон профессора Патрашкина», «Кошачья санатория», «Румяная книжка» и другие.

Смерть в эмиграции

За свою недолгую жизнь Саша Черный немало постранствовал по миру, побывал в Берлине, Ницце, Париже, Риме, Киеве, Тбилиси, но окончательно эмигрировал в 1920 г., поселился в Берлине. Его стихи эмигрантского периода проникнуты мучительной ностальгией. В 1923 г. В Германии вышел том стихотворений «Жажда» - очень грустная книга о жгучей тоске по родине, об эмигрантском сиротстве.

Саша Черный умер в 1932 г. Сразу после пожара, который тушил вместе с другими людьми. Вернулся домой, лег в постель и больше не проснулся. До сих пор никто не знает, где похоронен выдающийся русский поэт. Некому и нечем было заплатить за могилу и погребальную церемонию.

На кладбище Лаванду, где похоронена жена Александра, дожившая до глубокой старости и умершая в 1961 г., теперь установлена памятная доска с именем поэта. А по большому счету, имя Саши Черного увековечено в его творчестве. Об этом позаботился его друг и наставник Корней Чуковский, по инициативе которого вышло многотомное издание всех произведений Саши Черного в серии «Библиотека поэта».

Достоянием русской литературы Серебряного века стал целый ряд выдающихся поэтов, одним из замечательных представителей которых был Саша Черный. Его многогранный талант не ограничивался поэзией, он также известен как прозаик и журналист. Его творчество в наше время изучается в школьной программе, но на это отводится незаслуженно мало учебных часов.

Многие наши соотечественники знакомы с биографией и произведениями поэта лишь поверхностно. Чтобы расширить объем знаний и представлений наших читателей об этом замечательном авторе, приведем несколько познавательных фактов из его жизни и творчества.

Родители поэта, его детство

Родился Саша 13 октября 1880 года в Одессе. Его родителями были зажиточные евреи. Отец был провизором в химической фирме, а мать являлась выходцем из купеческого сословия. Ее брат занимался железной скобяной торговлей.

В их семье было пятеро детей, но родители относились к детям холодно и не любили их. Отец был постоянно занят работой и в воспитании детей не участвовал. Мать также не уделяла им должного внимания. Саша был в детстве замкнутым и нелюдимым.

Несмотря на еврейское происхождение, родители приняли решение крестить сына, чтобы тот смог пойти в гимназию. Но до конца он там не доучился и вскоре решился на побег из дома. Первое время Сашу опекала тетя по отцовской линии. В 15 лет он вместе с тетей уехал в Петербург, где снова начал посещать гимназию, но его скоро оттуда отчисляют. В дальнейшем длительный период вел образ жизни нищего и вынужден был попрошайничать.

Псевдоним

Настоящее имя поэта – Александр Михайлович Гликберг . Двум мальчикам родители дали одно имя – Саша, но они имели разный цвет волос. Мальчика со светлыми волосами стали называть «белый», а с темными – «черный». Этим и объясняется происхождение загадочного псевдонима.

Опека Роше

В Петербурге на долю мальчика выпало немало испытаний. Об его горькой судьбе была напечатана заметка в газете, которая произвела большое впечатление на Константина Константиновича Роше – чиновника из Житомира. Он взял опеку над Сашей, воспитал в нем любовь к литературе и помог открыть его поэтический талант. Роше также устроил его работать в Службу сборов. В этот же период Александр начинает сочинять стихи.

Военная служба

В 1900 году поэта призывают исполнить воинский долг. Его направили в пехотный полк в Житомире. Там он служил два года как вольноопределяющийся.

Первые годы после службы

Отслужив, он переезжает в Новоселицы и устраивается таможенником на австро-венгерской границе.

Однако в скором времени снова возвращается в Житомир и там работает в газете «Волынский вестник». В 1904 году впервые публикует свое стихотворение «Дневник резонера».

Вскоре газета закрывается, и начинающий поэт переезжает в Петербург. Там родственники Роше обеспечили его крышей над головой и помогли с трудоустройством. Теперь он работал в железнодорожной налоговой службе. Его руководителем была Мария Ивановна Васильева, которая в 1905 году стала его супругой. Женившись, он бросает прежнюю работу и занимается только литературным творчеством.

Он тесно сотрудничает с сатирическим журналом «Зритель». На страницах его двадцать третьего выпуска появилось стихотворение «Чепуха», ставшее первой работой автора, опубликованной под подписью «Саша Черный». Сие творение нашло признание у читателей и критиков, и его сочинения стали публиковать сразу несколько сатирических изданий.

Но успех был омрачен закрытием «Зрителя» и запретом сборника «Разные мотивы», так как цензура увидела политическую направленность его сатиры.

В 1906 году он уезжает в Германию, где продолжает учиться, посещая лекции в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

Через два года талантливый литератор приезжает снова в Петербург и начинает активно работать с недавно открывшимся журналом «Сатирикон ». Он уверенно лидирует среди поэтов, публикующихся в журнале. Его слава гремела на всю Российскую империю.

Любовь читателей он завоевал благодаря своим неповторимым стихам, сочетавшим в себе тонкий юмор, дерзкую сатиру, в некоторой степени желчность, остроумие и детское простодушие. Между периодическими изданиями возникла жесткая конкуренция за право издавать его творения.

Однако по неизвестной причине в 1911 году поэт уходит из журнала. Тогда же он начал новое направление в творчестве, впервые проявив себя в качестве детского поэта. Постепенно это стало основным направлением его деятельности.

Революционные события 1917 года и Первая мировая война

В 1914 году начинается Первая мировая война. После вступления России в войну с Германией поэта призывают на фронт. Война для него стала тяжелым потрясением и привела к погружению в глубокую депрессию. В результате его отправили в госпиталь. После этих событий он продолжил исполнять свой долг перед Отечеством в медицинских частях. Ко времени Октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками поэт помогал смотрителю запасного госпиталя в Пскове.

Когда в августе 1918 года Красная Армия вошла в Псков, поэт покидает город. Попытки его примирения с большевистской властью потерпели неудачу, и в 1920 году он уезжает из России.

Эмиграция

Вместе со своей женой поэт направляется в прибалтийский город Ковно. Затем супружеская пара переезжает в столицу Германии – Берлин. Там Саша Черный продолжает свою творческую деятельность. С этого периода его творчество наполнено тоской по Родине.

В 1924 году он перебирается во Францию, где ему суждено провести всю оставшуюся жизнь. Он организует многочисленные литературные мероприятия, ежегодно участвует в днях русской культуры, читает стихи для русскоязычных жителей Франции и Бельгии, путешествуя по территории этих стран, а также выпускает альманах для детей «Русская земля», посвященный России и ее народу.

Также в этот период он проявляет себя как писатель-прозаик и работает над детскими произведениями.

Последние годы жизни

В 1929 году литератор покупает земельный участок на юге Франции и строит там дом, в котором гостили многие творческие личности из России.

Летом в 1932 года в соседнем доме начался пожар, и он поспешил на помощь соседям, принимая самое активное участие в тушении пожара. Вернувшись, он почувствовал себя плохо, лег отдохнуть и уже не встал. 5 августа поэт умер от сердечного приступа.

Другие факты

  • Похоронили поэта во французском департаменте Вар на территории кладбища Лаванду, но после попадания снаряда на его территорию во время Второй мировой войны его могила была утеряна.
  • В СССР Сашу Черного внесли в учебную программу по литературе, а многие его работы экранизировали.
  • У него были хорошие дружеские отношения с Корнеем Чуковским.
  • На его стихи были написаны и исполнены песни многими современными музыкантами, среди которых Жанна Агузарова и группа «Браво», Максим Покровский (группа «Ногу свело!»), Александр Васильев (группа «Сплин»), Аркадий Северный, Александр Новиков.

Информация о творчестве Саши Черного может понадобится для учеников 3, 4 классов при подготовке к уроку.

Информация о творчестве Саши Черного

Настоящая фамилия Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг.

Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность.

В 1911 году появились первые его произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живущих в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Это «Радуга» и «Русские поэты для детей». Поэт много путешествовал по Европе.

Умер он в глухом рыбацком посёлке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

Несколько строк о Саше Черном Вы можете написать и сами, используя изложены выше материал.

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.