, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с художественной культурой Индии;
  • развивать знания о культуре древнейших цивилизаций человечества, внимание, наблюдательность, умения работы с учебником;
  • сформировать представления об особенностях развития индийской религии, литературы, изобразительного и музыкального искусства,
  • показать достижения Индии в рамках всей мировой культуры;
  • воспитывать уважение к наследию мировой художественной культуры.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация "Художественная культура Индии",
  • учебник, таблица "Достижения индийской культуры".

Ход урока

I Организационный момент

1. Приветствие

2. Посадка

II Сообщение темы и задач урока

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Сегодня мы обратимся к этим величественным памятникам индийской культуры, ярко и образно выразившим идеи гармонического единства жизни, гуманизма и любви к природе и постараемся их понять и запомнить.

III Формирование новых знаний

1. Работа с таблицей

Одной из самых величественных и древнейших культур, таких же древних как и египетская, существовавших на нашей планете, является индийская культура.

Достижения индийской культуры:

Центр создания трёх религий (брахманизма, буддизма и ислама);

Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии;

Ряд философских и этических учений, здесь были созданы священные книги - "Веды";

Создана десятеричная система счисления;

Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца;

Индия - родина алгебры, её учёные знали число "пи", решали линейные уравнения, отсюда пошли понятия "корень", "синус", "цифра";

Сформирован древнеиндийский эпос и его величайшие творения "Махабхарата" и "Рамаяна".

2. Работа с презентацией (до раздела "Вопросы и задания")

3. Работа с учебником (чтение отрывков из "Махабхараты" и "Рамаяны", определение основной темы произведений)

IV Закрепление полученных знаний

Работа с презентацией ("Вопросы и задания")

V Подведение итогов урока

Рефлексия

  • На уроке мне больше всего понравилось::.
  • Больше всего мне запомнилось:.

Домашнее задание - Т-3, подготовить сообщение на тему "Тадж-Махал".

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Респу́блика И́ндия - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран.

История Древней Индии распадается на два больших периода: Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

Древнеиндийская архитектура имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так, что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений. Ворота святилища в Санчи - сборник религиозных, исторических и бытовых сцен, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Стамбхи - это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания. Стамбхи могли возводиться в честь богов - Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды и других; различали также мемориальные и пограничные стамбхи.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанту прославили ее замечательные росписи. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса. Это позволило уникальным произведениям живописи избежать разрушений, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом росписей стали время и климат. В результате только в тринадцати из двадцати девяти пещер сохранились фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Росписи Аджанты создавались на протяжении нескольких столетий многими поколениями мастеров Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро расписывали стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.


1 слайд

Индия- «страна чудес» МХК 10 класс учитель русского языка, литературы и МХК МОУ СОШ №15 г.Благовещенска Амурской области Грязнова Ирина Сергеевна

2 слайд

3 слайд

ИНДИЙЦЫ, название населения Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности, в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах. Говорят в основном на хинди, тамили. Верующие - главным образом индуисты, сикхи, джайны.В России до конца 18 - начала 19 века по отношению к жителям Индии было распространено название «индейцы», «индеи». После того как термин «индейцы», стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом «индусы». Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии.

4 слайд

5 слайд

Шедевры индийского зодчества Ступа в Санчи (3 в. до н.э.) СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.

6 слайд

В 1 в. до н.э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами. зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона будды,символизирующее путь к нирване.

7 слайд

ЧАЙТЬЯ (санскр.), в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе. Чайтья в Карли,пещерный храм,расположенный на глубине 40 м. его длина – 37.8 см,ширина-14.2 м,высота-13.7 м.

8 слайд

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов. Его внимание привлек прославленный своей красотой и поэтической легендой мавзолей Тадж-Махал в Агре. По преданию, мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Она скончалась при родах, когда сопровождала мужа в военном походе, и перед смертью просила Шах-Джахана никогда больше не жениться и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. Шах-Джахан исполнил ее просьбу, он принимал личное участие в создании проекта мавзолея. Верещагин выбирает самый выгодный ракурс, с которого воспринимается весь ансамбль мавзолея с его отражением в водоеме, что входило в замысел архитектурного проекта. Торжественность и нежность, стройное изящество воздушно-белого мавзолея отразил художник в своем произведении.

12 слайд

13 слайд

АДЖАНТА, пещерный монастырь (штат Махараштра, Западная Индия); назван по имени расположенного рядом селения. В отвесной скале, возвышающейся над рекой, на протяжении 550 м высечено 27 пещер, к которым от уровня реки вели ступени. Часть пещер относится ко времени от 2 в. до н. э. до 2 в. н. э., большинство - к 5-7 вв., среди ранних - пещера № 10, имееющая вытянутую форму. Ее внутреннее пространство разделено на три нефа - широкий центральный и два узких боковых. Фасады святилищ эффектно оформлены. В пещере № 9 портал входа имел вид прямоугольной рамы, в которую была вписана широкая рельефная арка с килевидным выступом в замке. В стенах зала прорублены входы, ведущие в целлы, где были установлены статуи Будды. Одним из архитекторов, создавших комплекс, был Ачала.

14 слайд

Судя по описанию китайского паломника Сюань-Цзана (7 в. н. э.), в комплексе также имелся огромный наземный монастырь (не сохранился) с каменной статуей Будды более 20 м, стены были покрыты изображениями из жизни Будды. За пределами монастыря, с севера и юга, были каменные скульптуры слонов. Все поверхности пещер были покрыты настенной живописью, которая сейчас сохранилась лишь в 13 пещерах. Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.


Тема урока: Индия – страна чудес.

Цель: создать условия для формирования системы знаний об особенностях культуры Древней Индии.

Задачи урока:


  • научить учащихся видеть прекрасное в произведениях архитектуры, живописи.

  • привить любовь к предмету МХК;

  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;

  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.

С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.
- Как вы думаете, о какой стране пойдёт речь?

Слайд 1.

Слайд 2.

«Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море голубом», – эти слова из «Песни индийского гостя» вспоминаются сразу, как только речь заходит об Индии, о ее удивительных сокровищах.
Учитель:

Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в.

До великих географических открытий отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки, постепенно Восток обрёл статус географической и культурной реальности. Он стал чуть ближе, но всё же оставался чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам носил характер модного увлечения.

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Но только ли европейцы мечтали о далёких и сказочных странах?

Афанасий Никитин – русский купец и путешественник отправился в Индию

в XV в. Он написал книгу «Хождение за три моря», в которой рассказывал о своём путешествии в удивительную страну.

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов.

Николай Рерих – великий русский художник, долгое время живший в Индии и, беззаветно любивший её, оставил огромное наследие потомкам.

Слайд 3.

Цели урока:
Нам не представляется возможным рассмотреть всё разнообразие и богатство культуры Индии. Поэтому давайте обратимся к величественным памятникам индийской архитектуры.
Слайд 4.

Буддийские ступы

Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминает купол современного планетария. Существует легенда о том, что Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.
Слайд 5.

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов-покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола, в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным, покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.
Описание Ступы в Санчи.

Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий.

Слайд 6.

Ступу окружает стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами. Торан – две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.

Ворота богато украшены рельефами и скульптурой. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанных с жизнью Будды. Здесь есть скульптурные изображения не только индийцев, но и людей в греческих одеждах.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом - изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц, слонов, ухмыляющихся карликов.

- Как вы думаете, почему здесь так много животных и растений?

Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя и др. животных.

Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода.
Слайд 7.

«Человеческое искусство в Индии следует чаще искать внутри, чем на поверхности земли. Как бы стыдясь или считая грехом соперничать с изваяниями природы, индусы редко строили свои древние храмы иначе, как в недрах земли»...
Слайд 8.

Описание Чайтьи.

Чайтья - своеобразный вариант ступы. Это пещерные храмы для моления, совершения культовых обрядов и священных таинств, вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров. Его длина – 37,8 м., ширина – 14,2 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла.

Слайд 9.

Чайтья в разрезе.
Слайд 10.

Окно Чайтьи.

С особой тщательностью украшен вход в Чайтью. Он обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутёмную залу через окно, несколько напоминающую розетку готического собора.

Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.
Слайд 11.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.
Слайд 12.

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ АДЖАНТЫ.

Строя Аджанту, монахи выбрали очень живописное природное место в излучине узкой реки, над которой полукругом возвышаются скалы. Пещерные храмы тоже описывают полукруг метрах в пятидесяти выше реки.

Слайд 13.

История храмов Аджанты.

Пещерные храмы Аджанты : где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы - начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них - в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер. Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта,), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм Эллоры датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты. В пещерах Эллоры остались только скульптуры: за тысячу лет вода и ветер стерли цветные росписи. Местные жители, в период упадка использовавшие дома монахов как свои собственные, не сохранили убранство храмов. Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше: там сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.

Пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.
Слайд 14.

Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.
Слайд 15.

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма.
Слайд 16.

Скульптурные изображения храма.
Слайд 17.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – это шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворённое чудо, оставил надпись:

«Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»
Скульптура на внешней стороне храмов Аджанты.

С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность. Создаётся впечатление, что храм живёт, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных. Скульптурные фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела.

Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.
Слайд 18.

В индийском зодчестве различают два типа храмов: на севере , где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода; на юге – храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей.
Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами
Слайд 19.

Цветные фрески Аджанты иллюстрируют события жизни Будды. Все пещеры буддийские. Их начали выбивать из камня в III-м веке до н.э.: когда император Ашока дал учению Будды зеленый свет, сделав его государственной религией объединенной им Индии.

Украшения и короны традиционно присущи индуистским божествам, символизируя чакры и ауру, аналогично нимбу над головой христианских святых.
Художники Аджанты использовали лишь коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже без освещения краски продолжают светиться, напоминая мраморные скульптурные изображения. Возможно, в краски добавляли известь, дающую такой поразительный эффект.

Слайд 20.

Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса)
К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай - полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время - музей буддийского искусства.
Слайд 21 - 22.

Тадж-Махал


  • Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

  • В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в начале. В центре находится мраморный водоём. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырёх минаретов.

  • Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести ещё одну гробницу – для себя, по форме - Тадж-Махал, но сделан из чёрного мрамора.

  • Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Слайд 23.

Этот памятник мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарёк свою невестку – «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).
Слайд 24.

Строительство пятикупольного здания продолжалось более двадцати лет (1630-1652). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.
Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником.
Слайд 25.

В окнах и арках – ажурные решётки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.
Слайд 26.

Склеп, в котором покоится прах Мумтаз - Махал и Шах – Джахана.
Слайд 27 – 28 – 29 - 30.

Музыка Индии.
Слайд 31.

Театральное искусство Индии.
Вывод:

Слайд 32.

Основные религии Индии.

Слайд 33.

Чудом, которым была Индия, восторгались во все времена.

Исследователи искали в Индии истоки всей мировой культуры.

Одним из аргументов является родство санскрита (древнейшего индийского литературного языка) с древнеперсидским, древнегреческим, латинским и многими другими европейскими языками, составляющими так называемую индоевропейскую группу языков.

Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций.

Она дала миру множество научных и художественных открытий. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, создана десятеричная система счисления. Индия – родина алгебры, её учёные знали число «пи», решали линейные уравнения, отсюда пришли понятия «корень», «синус», «цифра» и многое другое.

Индия – страна контрастов.

Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлено многочисленностью народов и племён. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.

Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.
Оценки учащимся.

Домашнее задание: 18 параграф, составить план ответа по теме.