6 апреля на экраны Союзного государства выходит блокбастер "Время первых" с участием народных артистов России Евгения Миронова и Константина Хабенского.

Евгений Миронов, на счету которого 60 ролей в кино и около 30 в театре, - актер удивительный. Широкую известность он приобрел после главной роли в фильме "В августе 44-го", снятом на "Беларусьфильме" в 2000 году. Лента "Время первых" основана на реальных событиях, связанных с полетом в космос Алексея Леонова и Павла Беляева на корабле "Восход-2" в 1965 году.

Евгений Миронов: Я приехал к Алексею Архиповичу, надеясь, что он знает меня по фильмам. Мы проговорили часа четыре, и мне стало ясно, что он тот самый герой, каких сейчас не хватает кино и литературе.

До этого я посмотрел документальный фильм про него и понял, что если не сниму большое кино, то... умру.

Что вас поразило в Леонове?

Евгений Миронов: Он признался, что должен был раз семь погибнуть. Он вышел в открытый космос и проявил исключительное мужество, когда раздувшийся скафандр мешал его возвращению на корабль. Войти в корабль Леонову удалось, только "стравив" из скафандра лишний воздух, он залез в люк не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.

Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, и Беляев вручную сориентировал корабль, а потом включил тормозной двигатель. "Восход" совершил посадку в нерасчетном районе в 180 километрах севернее Перми. У скафандра Леонова не было вентиляции, на земле он вылил из него литры пота.

Почему вы взялись именно за этот сюжет?

Евгений Миронов: Мне было интересно исследовать природу героизма, а Леонов - настоящий герой. Живой, его знает вся планета. Я на атомы расщепил Леонова. Он родом из Кемерова, восьмой ребенок в семье. В 1960 году попал в Первый отряд космонавтов. И сделал то, чего не сделал до него никто в истории человечества.

Какие-то технические "выкрутасы" использовали?

Евгений Миронов: Эта картина про космос впервые в истории отечественного кино снималась в 3D.

Ваш ответ американской "Гравитации"?

Евгений Миронов: У нас круче! Так, Сандра Буллок на съемках летала в большом пространстве, мы же с Костей Хабенским сидели в капсуле. Плюс 40 килограммов весили наши скафандры. Снимали в центрифуге советских времен, она до сих пор в рабочем состоянии.

Леонов не раз говорил, что скафандр жутко ему мешал...

Евгений Миронов: Он же для полета, а не для пеших прогулок.

Как вживались в роль?

Евгений Миронов: Я буквально влюбился в Леонова, в его открытость и свободу. У него потрясающий юмор. Леонов влюбил в себя настолько, что я мечтаю о продолжении фильма.

Как готовились к съемкам?

Евгений Миронов: Мы побывали в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в РКК "Энергия", прошли своего рода курс молодого космонавта.

Напарника Алексея Леонова, вручную посадившего "Восход-2", Павла Беляева, сыграл Константин Хабенский. Какой Костя на площадке?

Евгений Миронов: Легкий. Я давно хотел поработать с ним. Кстати, Костя даже внешне похож на Павла Беляева.

Презентация фильма прошла 
в РКК "Энергия", где создавался "БелКА" - белорусский 
космический аппарат дистанционного зондирования Земли

Сейчас выходят сразу два российских фильма о космосе. Почему вновь всплыла эта тема?

Евгений Миронов: Фактура фильма "Время первых" была долгое время засекречена. За две недели до старта взорвался тестовый корабль, но экипаж Леонова и Беляева решено было отправить на орбиту несмотря ни на что. Нашим главным консультантом на площадке был сам Алексей Леонов. На проекте работала также команда специалистов Центра подготовки космонавтов, люди из РКК "Энергия", где создавался корабль "Восход-2". (Кстати, презентация фильма прошла в РКК "Энергия", где создавался "БелКА" - белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли.) Мы работали над созданием корабля примерно полгода и сделали несколько 3D-моделей. Построили на площадке макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из "долек" двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через одну из них, совершить полный облет и выйти через противоположную.

Кто снимал и где проходили съемки?

Евгений Миронов: Когда встал вопрос, где снимать посадку корабля, режиссер набрал в Интернете слово "тайга". Первое, что сказал оператор Владимир Башта, который снимал "Брестскую крепость" - первый крупномасштабный кинематографический проект Союзного государства, при виде картинки: "Здесь я снимал "Географ глобус пропил". Это было в 140 километрах от того места, где приземлились космонавты "Восхода-2" в 1965 году. Съемочная группа работала в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Здесь снимались дублеры - артисты пермского "Театра-театра". Их задача была ходить по пояс в снегу, стрелять из ракетниц и громко кричать.

Тема космоса давно в вашем творчестве...

Евгений Миронов: Князь Мышкин - своего рода "инопланетянин", он ходит в "скафандре" правды и любви.

А бывает так, что вы соглашаетесь на какую-то роль и думаете: ну ладно, сейчас сыграю, денег заработаю, а потом пойду и покаюсь?

Евгений Миронов: Не бывает. Во-первых, я не настолько люблю деньги. Во-вторых, этим деньгам я рад не буду. А в-третьих, боюсь, что Бог талант отнимет...

А что для вас играть трудно?

Евгений Миронов: Любовь. Мы все эгоисты в любви, кроме Мышкина. А Мышкин - не человек.

Последняя "бомба", которая разорвалась в руководимом вами Театре Наций, - "Рассказы Шукшина", где Василий Макарович вывел типаж этакого деревенского интеллигента. Что это, на ваш взгляд, такое?

Евгений Миронов: Прежде всего, воспитанность. Сам я тоже из глубинки, родился в Саратовской области. Мама работала электромонтажницей, тетя - крановщицей. Так вот, над тётиной кроватью висели изображения Ленина и... Иисуса Христа. В театр моя тетя всегда ходила со сменной обувью. Мама мечтала стать актрисой, и дети осуществили ее мечту. Дочь стала балериной. Я отправился в Москву в Школу-студию МХАТ, был уверен, что мой земляк Олег Табаков чуть ли не пустит меня пожить к себе домой - и с чемоданом ждал его у входа в театр. Потом в Москву перебрались и родители. Жили бедно, и Олег Павлович разрешил маме, Тамаре Петровне, работать в столовой "Табакерки", потом взял билетером в театр, где она и сейчас трудится...

(Интервью, Антенна-Телесемь, 02.11.2015, на русском)


«У меня такое впервые. Дружбу с женщиной с трудом мог себе представить. Прямо дрожу над этими отношениями. Хочется быть той стеной, которая оградит ее от жизненных невзгод», - признается Миронов.

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова не только друзья, но и сработанный творческий тандем. Они не раз играли вместе в театре и кино. 5 ноября в прокат выходит их новый совместный фильм «Синдром Петрушки» по роману Дины Рубиной. Актеры играют супругов Петю и Лизу, гениального кукольника и его музу. Одержимый желанием полностью подчинить себе любимую, герой создает ее кукольную копию…

- Евгений, помимо того, что вы играете в картине, это ваш продюсерский проект. Как родилась его идея?

Евгений Миронов: Ко мне пришла режиссер Елена Хазанова и спросила, не хочу ли я как продюсер снять картину по роману «Синдром Петрушки» и сыграть в ней главную роль. Я сразу подскочил, потому что очень люблю Дину Рубину, уже снимался в фильме по ее роману «На Верхней Масловке», и мне давно хотелось снова поработать в ее экранизации, тем более что я читал этот роман. Дина Рубина не возражала против моей кандидатуры. И мы решили: «Почему бы нет?» Что же касается Чулпан, другие актрисы даже не рассматривались.

Чулпан Хаматова: «Синдром Петрушки» я прочитала несколько лет назад, роман мне очень понравился. Я понимала, насколько это кинематографичная история, как много в ней заложено всевозможных смыслов, которые транслируются не напрямую, а косвенно, спрятанно. Даже думала найти Дину Рубину и выкупить у нее права на экранизацию. И когда мне позвонила Лена Хазанова и спросила, читала ли я «Синдром Петрушки», у меня затряслись поджилки. Я очень надеялась, что мне предложат роль Лизы, хотя понимала, что я не такая крохотная, какой героиня описана в романе, да и рыжих волос у меня нет… И тем не менее я это услышала!

- Кстати, вам понравилось быть рыжеволосой?

Чулпан Хаматова: Конечно, кому не понравятся длинные кудрявые рыжие волосы?

Евгений Миронов: Первое, что Петя увидел в этой девочке, когда она была еще маленькой, это именно цвет волос, цвет огня. А потом, когда она расцвела… Он понял, что она идеальна. Но она человек и, к сожалению для моего героя, полностью ему не подчиняется. Значит, он не может с ней работать, а это для него самое важное. Тогда он идет на безумный шаг - создает свою Галатею, которая полностью ему подвластна. Что делать, законы творчества очень жесткие…

- Посмотрев фильм, трудно понять, кто играет куклу - сама Чулпан или ее искусственный двойник…

Чулпан Хаматова: Я не должна была ее играть. Для съемок сделали силиконовую куклу, но она не получилась, оказалась тяжелая, страшная… Я даже расстроилась, что мое лицо было так слеплено. В итоге везде, кроме некоторых эпизодов, снималась сама.

- Евгений, знаю, что для роли вы учились работать с марионетками…

Евгений Миронов:Да, занимался с главным режиссером Театра кукол им. Образцова. Наблюдал, ходил на спектакли. Видел, как делают куклы, как с ними обращаются. И открыл для себя абсолютно другой мир. Раньше мне казалось, что это та же профессия. Ничего подобного. Артист кукол даже внешне выглядит по-другому - менее заметно. Для него рука - самое главное, а то, что на ней, - его кумир, он полностью свою душу отдает туда. Меня потрясло такое поклонение кукле. Думал: как же надо верить в одушевление неодушевленного предмета! Но они верят абсолютно. И еще в этом деле важен темп и ритм. В руке профессионала кукла оживает очень медленно, как будто она долго спала, а потом начинает поворачиваться, и ты вдруг понимаешь, что она что-то увидела, о чем-то задумалась… Волшебство! И оно требует несуетливости. Конечно, научиться всему этому у меня не получилось бы, люди годами учатся, но какие-то вещи я подглядел.

- Чулпан, а вы в детстве любили играть в куклы?

Чулпан Хаматова:Очень! Помню, мама подарила мне немецкую куклу, видимо, очень дорогую, и я играла в больницу. Она у меня болела не желтухой, а синькой, потому что желтый фломастер на ней не был заметен. А синий почему-то вообще не оттирался. Мама плакала, когда увидела эту изуродованную куклу в синем фломастере, а я ее успокаивала: «Мама, мама, не плачь, она на самом деле выздоровела, это просто последствия от лечения». В куклы я играла долго, до 9 класса. У меня были две подружки такие же… странные (смеется), и мы рисовали в тетрадках целые кукольные дома, приводя в ужас своих родителей. Первая страница - прихожая и так далее. Куклы дружили, ходили в гости. У них были домашние животные, аквариумы - все, что нам самим было непозволительно иметь, потому что жилплощадь не позволяла. Куклы люблю до сих пор, мне нравится их дарить. У меня много знакомых художников, которые их изготавливают. Я и сама делала кукол-ангелов для аукциона.

- У вас три дочки. В какие куклы играют они?

Чулпан Хаматова: Мы прошли все, что только можно купить в магазине. Кстати, психологи рассказали мне про интересную закономерность: у детей, которые играют в куклы, лучше развиваются математические способности. У средней дочери были проблемы с математикой, и мы пошли к психологам и докторам выяснить причину. А она не любила играть в куклы. И оказалось, что это взаимосвязано: у девочек, которые играют в куклы и понимают, что их нужно одеть, раздеть, умыть, накормить, цепочка причинно-следственных связей выстраивается намного легче, чем у детей, которые в куклы не играют.

В фильме звучит фраза: «Мы идеальная пара. Мы никогда не ссоримся». Судя по всему, вы можете сказать это и про себя…

Евгений Миронов: Абсолютно точно! Я даже не могу ничего придумать, чтобы сказать, что у нас какие-то проблемы. Мне с Чулпан очень комфортно. Сцена - то же, что бытовая жизнь, на ней всегда много неудобств. Нередко, играя с другими партнершами, испытываю дискомфорт. С Чулпан - никогда. При этом она бывает очень незапрограммированной. Не знаю, как она себя поведет, и в этом главный интерес. Может быть, кто-то к такому не готов, но я это принимаю, потому что это наши с ней правила игры.

- Сколько лет вашей дружбе?

Евгений Миронов:Лет 7. Все началось с того, что Чулпан пришла ко мне в кабинет (я уже был художественным руководителем Театра Наций) с хореографом Аллой Сигаловой. Они сказали, что хотели бы репетировать спектакль «Бедная Лиза», чисто танцевальную постановку. Я ответил: «Давайте», мы поговорили. А потом Чулпан узнала, что у нас режиссер Алвис Херманис будет ставить «Рассказы Шукшина», и сказала, что хотела бы принять участие. Я удивился, потому что внешне, мне казалось, она не совсем подходила. Но я забыл, что это Хаматова. Она может сыграть все. Что она и делает в этом спектакле. Она играет реку, комара, корову, я уже не говорю про всевозможные женские образы, от девочек до деревенских бабок.

- Часто люди, которые долго общаются, становятся похожи друг на друга. Замечаете это у себя?

Евгений Миронов: Мы с самого начала были очень похожи. Прежде всего это было заметно по отношению к работе, мы оба трудяги. Например, на съемках «Синдрома Петрушки» я видел Чулпан в перерывах только с сигаретой - к сожалению - и с книгой, первоисточником. Она все время что-то выписывала, добавляла в сценарий. Постоянно. И я не должен был с ней ни о чем другом говорить. Кроме того, Чулпан абсолютно бесстрашна, не боится быть некрасивой. Приносит на репетиции свои идеи - то какие-то утолщения для фигуры придумает, то еще что-то, ей это интересно. Она клоунесса, и это меня с ней роднит. Мы как брат с сестрой.

- Если бы вы определили главное человеческое качество друг друга, что бы назвали?

Евгений Миронов:Неравнодушие. По тому количеству просьб, на которые Чулпан откликается (и в связи с фондом «Подари жизнь», и просто), у нее «бычье» сердце, у этой маленькой девочки. Притом, что она еще и Жанна д’Арк по своей сути, она боец. Ей бы надо сыграть эту роль…

Чулпан Хаматова:Сложный вопрос… Наверное, Женина доброта и талант, не могу их разделить.

- Может быть, у вас появилось общее хобби? Ходите вместе куда-нибудь…

Чулпан Хаматова: Куда? (Смеется.) С таким графиком это невозможно.

Евгений Миронов: У Чулпан все связано с зарабатыванием денег для фонда. Если это может принести какие-то средства, она пойдет и днем, и ночью. Времени на хобби у нее нет совершенно. Единственное (чему я очень рад!), недавно у Чулпан появилась собака породы чихуахуа. Мы были на гастролях в Екатеринбурге, играли «Фрекен Жюли». В этом спектакле задействована собака, и каждый раз, когда мы куда-то приезжаем, находим пса на месте. И вот в Екатеринбурге Чуплан просто влюбилась в эту собачку. А оказалось, что у нее есть кутята. Я счастлив, что теперь один кутенок живет у нее, потому что это действительно отдушина.

Вы ведь тоже любите собак и даже состоите в партии защитников животных. А сейчас у вас есть домашний питомец? И, может быть, консультируете Чулпан по уходу за собаками?

Евгений Миронов: У меня есть той-терьер Чапа. Правда, теперь она больше похожа на беспородную, потому что мама ее раскормила (смеется). Мама в основном Чапой и занимается, поэтому себя особо компетентным в этих вопросах назвать не могу.

- Семьями общаетесь? Вы, Евгений, наверняка знакомы с дочками Чулпан…

Евгений Миронов: Конечно. Они росли в театре, за кулисами. Сидели, смотрели как мы играем.

- На правах старшего пытаетесь их воспитывать, учить чему-то?

Евгений Миронов: Я не могу их учить, потому что у них есть родители. Просто девочки видят, как мы с Чулпан общаемся. И делают выводы: как нужно любить свое дело, как надо вместе работать, как мужчина должен относиться к женщине. Все видно со стороны невооруженным глазом, и, думаю, это важнее, чем мои слова.

Чулпан Хаматова: Девочки Женю обожают! Его вообще любят дети, не только мои. Дочки называют его Женечкой. Я говорю: «Кто вам дал право так его называть?» Но бесполезно. Кстати, собаку, о которой Женя рассказывал, мы назвали Пина Миронова. Дети держат его в курсе всех ее дел. Первое купание? Надо срочно отправить ему фотографию! Или вот она уснула, он тоже должен видеть. Как будто это единственное, чем он живет и дышит (смеется).

Как вы сами объясняете феномен ваших отношений? Что должно сложиться между мужчиной и женщиной, чтобы получилась такая дружба, как у вас?

Евгений Миронов: Не знаю, у меня такое впервые. Я в отношении женщин слово «дружба» до этого с трудом мог себе представить. Все равно в какой-то момент это перерастает в нечто другое. А тут… Я не могу назвать это дружбой, это какая-то влюбленность, в эту женщину, человека, актрису. Вечная. Так долго не может продолжаться, это уже клиника (смеется). Нельзя так долго быть влюбленным, но каждый раз, когда ее вижу, у меня загорается глаз - и все. Я прямо дрожу над этими отношениями, я на нее не дышу. И мне хочется быть той стеной, которая оградит ее от этой часто холодной и неприятной жизни. Мне кажется, ей этого не хватает.

Чулпан Хаматова: У нас дружба «высокого полета», очень чуткая и бережная. Такое отношение появилось не сразу, а складывалось постепенно впечатлениями от его поступков, мыслей. Что происходит и до сих пор, когда я вижу, как Женя справляется с тяжелейшими ситуациями, с каким вниманием выслушивает каждую просьбу, как он всегда деликатен, чуток, отзывчив, как кидается на амбразуру всем помочь. Когда понимаю, какой он друг - не только мой, а вообще. И, конечно, все это помножено на мой не поддающийся никакому описанию словами восторг от того, каков Женя в профессии. Это абсолютно монашеское служение. У Жени такой объем личности, что он обволакивает тебя как сфера, и ты сидишь и не веришь собственному счастью. Такое ощущение, что он появляется, и я приподнимаюсь на цыпочки от желания быть лучше.

Нередко дружба мужчины и женщины помогает им лучше понять противоположный пол. Друг может рассказать то, чего не услышишь от любимого человека. Насколько вы откровенны друг с другом? Есть ли что-то, что держите в тайне?

Евгений Миронов: У нас нет друг от друга секретов, абсолютно. Обычно откровенничаем в самолете, но не для того, чтобы выведать какие-то тайны мужской и женской психологии. Просто иногда нужно кому-то выплакаться, а рядом-то бывает и нет никого…

А нет ли у вас мистической связи на расстоянии? Например, одновременно тянетесь за телефоном, чтобы позвонить друг другу…

Чулпан Хаматова: Не могу назвать это мистической связью, но когда ему плохо и я узнаю об этом, я тоже умираю.

Евгений Миронов:Знаете, даже когда у меня есть желание позвонить Чулпан, я этого не делаю. То же и она. По одной простой причине - мы бережем друг друга. Я понимаю, что у нее «сумасшедший дом», масса дел. Она понимает, что-то же у меня. Поэтому лишний раз стараемся не беспокоить. Но всегда знаем, что мы друг у друга есть.

Евгений МИРОНОВ

В юности у Миронова была любовь, которая закончилась весьма драматично. Будучи студентом Саратовского театрального училища, Евгений полюбил красавицу Машу. Полюбил настолько сильно, что не мог и дня прожить, чтобы не увидеть ее хотя бы краем глаза. Маша ответила ему взаимностью, однако длились их отношения недолго. В середине 80-х родители Маши решили эмигрировать в Израиль, и дочь вынуждена была отправиться вместе с ними. Спустя несколько лет Евгению пришлось сыграть похожую историю в кино: в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991) его герой тоже влюбляется в еврейскую девушку, а та уезжает в Израиль. Именно этот фильм и принес Жене Миронову всероссийскую славу.

Разумеется, вместе со славой у Миронова появились и поклонницы. Одна из них, к примеру, была особенно настойчива. Поначалу она донимала актера просьбами помочь ей поступить в театральный институт, затем стала преследовать его в театре, преподнося ему по одной розе в день, а когда он начал ее избегать, пообещала облить его серной кислотой. К счастью для Евгения, вскоре ее забрали в психиатрическую больницу.

Евгений Миронов принадлежит к тем актерам, которые не любят посвящать посторонних в свою личную жизнь. Поэтому долгое время было известно лишь, что он жуткий домосед и что безумно любит свою маму Тамару Петровну и младшую сестру Оксану (она закончила Балетную академию в Санкт-Петербурге). Послушаем его самого: «У нас просто сумасшедшая семья, но в хорошем смысле этого слова. Ни у кого из нас нет своей отдельной жизни. Мы все вместе живем проблемами и радостями друг друга. Правда, сейчас сестренка живет в отдельной квартире, однако все осталось по-прежнему. Иногда даже надоедаем друг другу чрезмерным вниманием, но это так. В том числе в этом «нашем клубке» и родственники, живущие в Саратове. Главное – мы все держимся друг друга…»

И все же, несмотря на всю конспирацию, шила в мешке Миронову утаить не удалось. В марте 2002 года он впервые вывел в свет свою возлюбленную – симпатичную рыжеволосую девушку Марианну. Это произошло в Центре Мейерхольда на премьере фильма «Превращение». Как выяснилось, Миронов живет с ней гражданским браком уже 8 лет! Такие отношения актера вполне удовлетворяют, хотя его мама этим недовольна. На той премьере она вслух выговаривала сыну: «Тебе уже тридцать пять. У твоих ровесников по двое детей растут. Я тоже хочу внуков!» Евгений на эти ее слова только улыбался.

Газета «Жизнь» взяла короткое интервью у Тамары Петровны, где та сообщила: «Марианна большая умница. Два высших образования за плечами, а сейчас еще учится и в ГИТИСе, на продюсера. Ослепительной красавицей Марианну не назовешь, но она такая обаятельная, душевная. Сыну говорю: «Ну чего тебе не хватает? Ведь она принимает тебя таким, какой ты есть!..» А какая она верная и терпеливая – столько лет любит Женю!

Я бы очень хотела, чтобы они наконец узаконили свои отношения, и Жене постоянно об этом говорю. До последнего времени он мне отвечал: «Мам, я ее очень уважаю, но моя семья – это сцена!» Но сейчас, мне кажется, что-то у него изменилось. Дай-то Бог!»

Как показали дальнейшие события, ничего у Миронова не изменилось. Во всяком случае с Марианной – вскоре они расстались. Видимо, потому что девушка просто устала ждать серьезного предложения от своего избранника.

Вскоре после этого возле Миронова была замечена другая девушка – актриса Алена Бабенко («Водитель для Веры» и др.). Они везде появлялись вместе, изображая из себя влюбленную пару (и это при том, что Бабенко на тот момент была замужем и имела ребенка). Но многие журналисты сомневались в искренности их чувств – подозревали «дымовую завесу» со стороны Миронова, который таким образом пытался дать понять общественности, что на личном фронте у него все нормально. Поэтому, когда этот «роман» вскоре затух, никто особо и не удивился.

Чуть позже у Миронова случился роман с журналисткой Аленой Гаретовской, однако к лету 2008 года и он испарился. Говорят, виновата в этом была сама девушка – она слишком настойчиво пыталась женить на себе Миронова. Ему это не понравилось. С тех пор актер ни с кем долго не «романил», объясняя это тем, что у него много работы. Последней и в самом деле хватает: помимо съемок в кино и ролей в театре, он в 2008 году возглавил еще и Театр наций.

Не связанный узами брака, Миронов всю свою любовь направляет на близких – на маму, сестру Оксану и ее детей, которых у нее двое: сын Тимофей (2003) и дочь Таисия (2008). Живут Мироновы в одном доме, и это заслуга Евгения – он давно этого хотел.

В интервью журналу «Отдохни» (октябрь 2008 года, автор – Ф. Зименкова) мама актера Тамара Петровна призналась: «Мы с Женечкой большие друзья. Он – мое чудо. Просто небесный мальчик. Иногда мне кажется, что он спустился оттуда (показывает наверх). Вот у меня двое детей от одного мужа, а они такие разные… После смерти отца Женя как-то мне признался: очень боится меня потерять. Я хочу, чтобы у сына был уют, чтобы его кто-то ждал и любил. Внуков его хочу понянчить. Человеку одному трудно…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Зяма - это же Гердт! автора Правдина Татьяна Александровна

Евгений Миронов ЕМУ Я ИГРАЛ ЭТОТ МОНОЛОГ Я только поступил в Школу-студию МХАТ.Начал играть в массовых сценах в спектакле «Так победим». Он игрался в здании на Тверском бульваре. Однажды объявили, что на малой сцене состоится встреча с Зиновием Ефимовичем Гердтом. Все

Из книги Прекрасные черты автора Пугачёва Клавдия Васильевна

Миронов Впервые я увидела Андрюшу, когда ему было пять или шесть месяцев от роду. В 1941 году Мария Владимировна Миронова была эвакуирована в город Ташкент вместе с Андрюшей и няней, и её временно поселили в помещении Театра оперетты, где они жили в жутких условиях. Я в

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МИРОНОВ АНДРЕЙ МИРОНОВ АНДРЕЙ (актер театра, кино: «А если это любовь?», «Мой младший брат» (оба – 1962), «Три плюс два» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Год как жизнь» (т/ф, 1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Старики-разбойники» (1971), «Достояние республики», «Тень» (оба – 1972),

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

Евгений Миронов обозвал себя свиньей Евгений Миронов, один из самых талантливых и успешных актеров нового поколения, по-мальчишески взбежав на сцену, с места в карьер начал каяться за всех «сыновей» Мордюковой по фильму «Мама» Дениса Евстигнеева: что мало звонят и редко

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Андрей МИРОНОВ А. Миронов родился 8 марта 1941 года в Москве в актерской семье. Его отец - Александр Менакер - начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать - Мария Миронова - окончила Театральный

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Андрей МИРОНОВ В юности Миронов был мальчиком хоть и симпатичным, но уж больно упитанным. А девушкам во все времена нравятся юноши стройные, мускулистые, спортивные. Миронов же внешне был рыхловат и неуклюж. Но он брал другим: скромностью и доброжелательностью. Именно за

Из книги Знаменитые Стрельцы автора Раззаков Федор

Евгений МИРОНОВ В юности у Миронова была любовь, которая закончилась весьма драматично. Будучи студентом Саратовского театрального училища, Евгений полюбил красавицу Машу. Полюбил настолько сильно, что не мог и дня прожить, чтобы не увидеть ее хотя бы краем глаза. Маша

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МИРОНОВ Е. Миронов родился в Саратове 29 ноября 1966 года (Стрелец-Лошадь). Читаем в гороскопе:«Огненная Лошадь (ее год длился со 2 февраля 1966 по 8 февраля 1967 года; повторяется каждые 60 лет) как бы волею судеб ведет активную, богатую событиями жизнь (элемент Огня в

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

МИРОНОВ Андрей МИРОНОВ Андрей (актер театра, кино: «А если это любовь?» (Петя), «Мой младший брат» (Юра) (оба – 1962), «Три плюс два» (1963; главная роль – ветеринар Роман Любешкин), «Берегись автомобиля» (главная роль – Дима Семицветов), «Год как жизнь» (главная роль – Фридрих

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

Андрей Миронов Андрей Александрович Миронов родился 8 марта 1941 года в Москве в актёрской семье. Его отец - Александр Менакер - начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать - Мария Миронова -

Из книги Каменный пояс, 1984 автора Гроссман Марк Соломонович

Евгений Миронов, актер Я только поступил в Школу-студию МХАТ. Начал играть в массовых сценах в спектакле «Так победим». Он игрался в здании на Тверском бульваре. Однажды объявили, что на малой сцене состоится встреча с Зиновием Ефимовичем Гердтом. Все места, и сидячие и

Из книги Склероз, рассеянный по жизни автора Ширвиндт Александр Анатольевич

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

Андрей Миронов Бомарше, «Женитьба Фигаро».3-й акт, 5-я картина, последнее явление.Граф. Угодно вам, сударь, отвечать на мои вопросы?Фигаро. Кто же может меня от этого уволить, ваше сиятельство? Вы здесь владеете всем, только не самим собой.Граф. Если что и может довести меня до

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

7. Андрей Миронов Один из величайших актеров советского периода – Андрей Миронов – родился в 1941 году в Москве. Его родители были эстрадными артистами. Увлекался театром с детства и уже в 9 классе поступил в театральную студию. В 1960-м году дебютировал в кино в фильме «А есть

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Мой земляк Женя Миронов… Миронов…Должен признаться, что Женя - прежде всего любимый мною человек. Слагаемые этого чувства, вероятно, очень личные. Тут и общность судьбы, если хотите. Миронов - мой земляк, саратовец, сильно напоминающий меня в юности: белобрысый, немного

Из книги автора

Андрей Миронов Лето 1987 года было холодным и дождливым. И в один из таких его пасмурных дней, 16 августа, оборвалась жизнь талантливого российского актера Андрея Миронова. Это случилось на гастролях Театра сатиры в Риге. 14 августа Фигаро-Миронов во время спектакля,

Евгений Миронов

Геннадий Авраменко

В актерской профессии Евгению Миронову, наверное, подвластно все. А ему этого было мало. И он не только создал и сочинил свой Театр Наций, в котором ставят режиссеры с мировыми именами, но и вернул к жизни одно из лучших зданий Москвы - бывший Театр Корша и филиал МХАТа. При этом он совсем не забронзовел - коллеги по театру, как и раньше, продолжают называть его Женей. Он интересен всегда. И на сцене, и на экране, и в любом разговоре, потому что все, что он делает, и все, о чем говорит, всегда наполнено его живым интересом, детским любопытством, эмоцией и фантастической энергией. Подробности - в интервью журнала .

- Женя, с какого возраста ты себя помнишь?

Отчетливо себя помню, наверное, лет в пять. Это печальная история, потому что я прыгал у бабушки в гостях с дивана на кровать и промахнулся. Дальше у меня случилась болезнь Пертеса, начались проблемы с бедром, и это тянулось довольно долго.

- Получается, что у тебя с пяти лет трагическое ощущение жизни…

Скорее драматическое. Хотя, знаешь, помню себя и раньше. Еще до того момента я выступал в танцевальном коллективе в Саратове. По-моему, мы исполняли лезгинку, и во время номера на сцену сел воробей, а поскольку я был совсем маленький, конечно же, остановился и заинтересовался птичкой, чем вызвал очень непосредственную реакцию зала.

- Как много ты помнишь. Каждый раз удивляюсь…

На самом деле очень мало. Через меня проходит гигантский объем информации, и сознание, видимо, выдает защитную реакцию организма - масса вещей забывается.

- А роли, которые ушли, но игрались много лет?

Нет, это стирается. Хотя, если я какую-то роль не играю два года, то стоит мне прочесть буквально несколько первых строк - и все сразу вспоминается. А вот за более давний срок ничего не всплывает. Я помню, как однажды летел куда-то, а самолет - это практически единственное место, где могу почитать книгу, сценарий или документы, и увлекся, а потом подумал, что надо бы все-таки поспать, иначе по приезде буду не в форме. Я увидел, что сосед узнал меня, и вдруг он говорит мне фразу: «Будьте любезны!» - я поворачиваюсь, отвечаю: «Да». А он молчит и улыбается, я думаю: «Странно» - и снова закрываю глаза. А он опять: «Будьте любезны!» - и так меня пытал час. И когда я понял, что не смогу больше заснуть, спросил его: «Что вы хотите?», - и он мне ответил: «Ну как?! "Будьте любезны» - это же ваша фраза из фильма «В августе 44-го…» Она стала крылатой и ушла в народ, а мне не запомнилась.

Сергей Маковецкий говорил мне, что в каждой роли, еще в сценарии, он смотрит, есть ли фраза, которая полюбится зрителям.

Это, наверное, какая-то его фишка. А я запомнил одну фразу моей школьной учительницы на всю жизнь. Как-то я был дежурным, мыл полы, она зашла в класс и спросила: «Ну и кем ты хочешь стать?» - я ответил: «Конечно, артистом». И она расхохоталась в голос, сказав: «Забудь про это». Я был классе в шестом. И у меня это впечаталось в сознание. Я понял, что такой путь не воспринимается серьезно. Но я жил как жил и целенаправленно осуществлял свою мечту. У нас в Татищеве в ДК проходили отчетные концерты самодеятельности воинских частей, в которых я очень активно участвовал в качестве танцора. В этом клубе я первый раз вышел на большую сцену. Тогда же испытал и первый мандраж. В нашем военном городке не было драматического кружка, и позже я исправлял эту ситуацию тем, что организовывал спектакли в школе, сам писал сценарии к ним и играл.

Ты преодолевал свою застенчивость, выходя на сцену. С какого момента тебе стало легче или это и по сей день сохраняется?

У меня всегда были проблемы с коммуникабельностью, но когда ты занимаешься делом, то полностью погружаешься в него и тогда автоматически забываешь о том, чего боишься, и тебе, может быть, и не все равно, как реагирует публика, но некогда об этом задумываться. Помню, как в Саратовском театральном училище я играл в маленьком эпизоде в «Свадьбе» Чехова роль шафера. Я по-французски говорил grand rond и бегал по кругу и впервые был положительно замечен нашим мастером Валентиной Александровной Ермаковой. Это был мой первый небольшой успех. И это случилось потому, что мне там было комфортно, интересно.

- Кто еще, кроме родителей и мастера, в юности сильно повлиял на тебя?

Помню, как во время учебы в Саратовском теат-ральном училище наш мастер сказала: «У нас сегодня встреча с артистом». Зашел человек, который сыграл нам моноспектакль по поэзии Величанского. У него практически не было никакого реквизита. Я им заинтересовался, и оказалось, что он был безработным артистом, до этого служил в Волгоградском театре, потом еще где-то, а в тот момент перебивался своими программами. Скорее всего, он попал к нам случайно, дождавшись Ермакову у служебного входа театра. И на меня он произвел очень сильное впечатление, потому что это был невероятно талантливый человек, абсолютно повернутый на искусстве. Ему было, наверное, лет сорок, что тогда нам казалось финалом жизни. Но при этом у него горели глаза, он был настолько счастливым, когда читал нам программу, что я это запомнил на всю жизнь. Думаю, что в нашей профессии без таких сумасшедших глаз существовать невозможно.

- А бывали ли у тебя минуты, когда ты чувствовал, что сейчас вот этого горения нет?

Я счастливый человек, у меня всегда возникает искра, потому что все выбирал по любви, только то, чем не мог не заниматься. Так я выбираю и сценарий, и путь, потому что есть в моей жизни такие изменения судьбы, решения о которых принимал я сам. Предположим, уехать из Саратова в Москву или уйти в свободное плавание из Театра Табакова и играть в «Орестее» Петера Штайна - и затем, безусловно, согласие возглавить театр.

- Ты полностью самостоятелен в своих решениях или важно мнение близких?

Конечно, я прислушиваюсь к их мнению, но решение всегда принимаю сам. И часто оно противоречит точке зрения близких, например возглавить театр.

Ты говоришь: «По своей сути я счастливый артист», - но ведь пост худрука отнимает большую часть твоего времени. Как сейчас это расставлено по местам, по полочкам?

По необходимости. Вот до нашего интервью мы сидели с кинопродюсерами и разрабатывали новый проект. Сейчас я увлечен этой идеей. Дальше у меня начинаются съемки большого фильма, что, безусловно, на то время станет приоритетом, и только что открылся новый сезон в театре, что мне крайне важно. Планов опять очень много! На основной сцене три премьеры - в феврале мюзикл «Стиляги» поставит Алексей Франдетти, в апреле «Тартюф» в постановке Евгения Писарева, и свой второй спектакль в мае у нас покажет Андрей Могучий. И на Малой сцене состоятся три премьеры. Я не мечтатель, я практик. Хотя есть во мне и Обломов, потому что тоже склонен к созерцанию и драматизации жизненного момента. Но как только возникает сложная ситуация, а это может быть любой звонок, или, например, мне нужно заниматься благотворительным фондом «Артист», потому что у нас 27 октября грядет десятилетие, то обломовщина тут же заканчивается - и на пороге появляется Штольц. (Смеется.)

- В твоей памяти остается больше счастливых, радостных мгновений или тяжелых?

К сожалению, с годами все больше вспоминаются печальные моменты, и чаще всего это связано с потерей близких людей, что, наверное, естественно для взрослеющего организма. Но эти люди от тебя не уходят, и в самый неожиданный момент, даже рабочий, вдруг вспоминаешь их и выключаешься на какое-то время, а потом снова возвращаешься в реальность. Так устроена память. Одной из важных вех в моей жизни была встреча с Солженицыным. Не так давно я разговаривал с Натальей Дмитриевной Солженицыной, и она рассказала, что перед самым уходом Александр Исаевич вдруг вспомнил свои отношения с матерью. И хотя он был очень хорошим сыном, говорил, что был так увлечен собой, даже не из эгоистических, а из своих важных человеческих установок и идей, что мама ему была не необходима. И в конце жизни он с ней часто мысленно разговаривал. В общем, этих зарубок накопилось немало, ведь мне уже довольно много лет.

- И появились свежие, такие как .

Да… (Долго молчит.)

- Мне кажется, фигура Олега Павловича - одна из главных в твоей жизни.

Есть люди, которым я обязан тем, кто я есть. И один из них, конечно же, Олег Палыч Табаков, который больше учил не словами, а своими поступками. Это было и в самом начале, когда мы занимались в Школе-студии, и он каждому привозил подарки из-за границы, мы сами еще не могли туда выезжать. Помню, как привез Роме Кузниченко обувь сорок седьмого размера, у нас тогда такой размер не продавался. Мне очень повезло, что я оказался рядом с Табаковым. Я анализирую и понимаю, почему у Олега Павловича такой результат получался, почему у него такие ученики, почему у него такие театры. А потому что он после «Скамейки» или «Амадея» во МХАТе ехал на «семерке» к нам, в подвал на Чаплыгина. Я вот сейчас думаю, что мне, отыграв «Гамлета», этого бы совсем не хотелось. А ему это было в радость. Он мог пойти в ресторан - он очень любил покушать, - а вместо этого сидел у нас в душном подвале и два часа неистово репетировал. Я думаю, что мы не ценили это в полной мере. А ведь не самый здоровый человек был, до этого перенес инфаркт. Потом я много раз наблюдал за тем, как он себя вел и с артистами, и с большими начальниками, и это было круче всяких учебников и романов. Но, наверное, самое главное качество, которого мне не хватает и никогда не будет хватать, которому я не смог у него научиться по большому счету, но которое меня всегда восхищало, - это любовь к жизни. Он преодолевал все, а я наблюдал его в страшных, очень тяжелых ситуациях, но он как птица феникс умел восстанавливаться.

- А что тебе дали некоторые твои герои как человеку?

Они все наложили сильный отпечаток на меня. Я понял, что, когда работаешь над ролью, происходит взаимообмен: ты влияешь на героя, но, оказывается, и герой потом влияет на тебя. Но я не анализирую это. Для меня важны не только встречи с людьми, но и с моими героями. Олег Борисов написал в своих дневниках: «Вот так собрать бы их всех за одним столом», - а я б мог представить, что за одним столом сидят Иудушка Головлев, Мышкин, Гамлет, Достоевский, Хлестаков… это сложное собрание. Когда-то мой друг и педагог, замечательный артист Авангард Николаевич Леонтьев, рассказывал, как он поссорился со своим другом, очень известным человеком, и это была страшная обида. Но вдруг через год тот позвонил и сказал: «Давай с тобой съездим на кладбище к нашим учителям». В первую секунду у Леонтьева возникло желание послать его подальше, потому что такое не прощается, а потом он подумал: «А как бы поступил князь Мышкин в такой ситуации?». И согласился. После этого они возобновили отношения.

- С кем из своих персонажей ты бы хотел дружить?

С Дон Кихотом. Но я его еще не играл, а может, никогда и не сыграю. Он мне очень напоминает того артиста, которого я видел тогда на нашем курсе, с сумасшедшинкой. Со всеми моими героями у меня хорошие отношения, хотя все они невероятно сложные люди. Но с некоторыми я только чуть-чуть приоткрыл дверцу, как, например, с Достоевским. Не могу себе представить, чтобы дружил с ним, но он мне очень интересен.

- А с кем-то из простых героев, таких как в «Рассказах Шукшина», хотел бы сблизиться?

Я с ними тоже дружу, эти люди вокруг меня, я восполняю нехватку душевной простоты на своей малой родине, в Саратове. Я приезжаю и всех родных собираю.

Есть еще люди, с которыми тебя судьба не сводила ни в театре, ни на съемочной площадке, а ты бы очень хотел этого?

Я очень многих западных артистов люблю. С Рэйфом Файнцем, с Джоном Малковичем мы поддерживаем отношения. Есть артисты, с которыми я уже никогда не встречусь, например с Марлоном Брандо или с Лоуренсом Оливье. Хотел бы увидеться с Кевином Спейси, например. А из наших, по-моему, я со всеми работал. Сейчас мы сделали документальный фильм - совместное производство Первого канала и студии «Третий Рим». Честно говоря, я его задумывал как некую встречу с Олегом Палычем Табаковым, где он делился бы вещами, о которых никогда не говорил. Идет серьезный разговор с Юрием Соломиным, с Олегом Басилашвили, с Валентином Гафтом и с Олегом Палычем Табаковым. Беседуют Павел Табаков и еще три молодых артиста «Гоголь-центра» Никита Кукушкин, Александр Горчилин и Филипп Авдеев. Но четвертая история, ради чего я, собственно, и задумывал этот проект, не осуществилась, мы не успели снять Олега Палыча. Поэтому мы вместе с Пашей зачитываем отрывки из его книг. Я ввожу молодых артистов «Гоголь-центра» для разговоров с мэтрами, таким образом, соединяются два поколения. Называется этот фильм «Избранники».

- А яркие впечатления от встреч с какими-то красивыми местами тебе важны?

Я никогда не имел возможности полностью ощутить красоту того места, где бываю (а я объездил весь мир), потому что обычно приезжаю туда с театральными гастролями или со съемками. Когда играешь главную роль в спектакле, тебе не до красоты. Помню, как мы привезли «Гамлета» Штайна в Гонконг, я вообще не выходил из номера, потому что нужно было сосредоточиться - проходил серьезный международный фестиваль. В общем, все коллеги с удовольствием ходили по городу, это же другая планета, цивилизация, мало того, они загорали. И на спектакле я оказался единственным бледным в прямом смысле этого слова. (Смеется.) Кто-то был просто красный, обгорел, как Саша Феклистов, играющий Клавдия. И на следующий день вышла статья в газете, где говорилось о том, какая интересная интерпретация - Гамлет выделяется даже по цвету кожи. А на гастролях в Торонто мы играли подряд двадцать спектаклей «Страсти по Бумбарашу». Не знаю, как выжил. И продюсеры сделали нам подарок - после последнего представления повезли посмотреть Ниагарский водопад. Я помню, как выпил коньяк в автобусе, и от того, что был сильно уставшим, меня просто на руках вынесли на лавочку к водопаду, а потом обратно занесли в автобус. (Смеется.) Так что я его не видел. У меня даже нет ни одной фотографии оттуда. Летом я снова оказался на Байкале. Там собрались волонтеры, которые очищают озеро. А я открывал Год волонтеров в Москве, и меня попросили высказать им свои пожелания и поздравить с этим годом. Я приехал, остался там на два дня и просто сошел с ума. Я увидел, что для всех местных жителей Байкал - это очень мощный энергетический заряд, они к нему относятся почти религиозно, фанатично. Или же я был в городе Мирном с гастролями. И там на меня очень сильное впечатление произвело то, что рядом с городом находится километровая дыра, ведущая к ядру Земли. Удивительно, что город существует рядом с ней. Байкал дает энергию, а эта дыра ее высасывает.

- А просто расслабиться ты можешь, позволить себе какое-то сибаритство?

Могу. Я люблю горные лыжи, но у меня не так часто получается выехать покататься.

- Когда ты к этому пристрастился?

Мы были во Франции с «Борисом Годуновым», объездили страну и случайно заехали на один горнолыжный курорт, и я влюбился в него и в этот вид спорта.

- Не боялся?

Конечно, боялся. Такого мата горы не слышали никогда (смеется), потому что я катался без горнолыжного костюма, просто взял лыжи, и падал, все руки изодрал в кровь, потому что снег был покрыт коростой. Я научился сам, без тренера. И до сих пор катаюсь как самоучка. Но получаю от этого удовольствие. Я люблю горы и море, причем любое. И наше Черное море, и в Болгарии.

- Может быть, потому что в Болгарию ты приезжаешь, когда там отдыхает вся твоя семья?

Конечно. Редкий момент, когда мы все можем увидеться.

- Им всем, наверное, хочется твоего внимания…

Стараюсь вырываться, выделяю время как-то. У нас очень много праздников, потому что у сестры трое детей, она справляет все дни ангелов, а их достаточно много в течение года.

Оксана раньше пыталась что-то делать на сцене после завершения балетной карьеры. Не появлялась ли у тебя мысль о том, чтобы ей выступить в Театре Наций?

Нет, ей это не нужно. У нее есть своя студия, там занимается больше ста пятидесяти человек, они очень успешно выступают на разных площадках. Некоторые девочки уже поступили в хореографическое училище, так что она чувствует самореализацию. У нас есть общие дела, например фонд «Галчонок» Юлии Пересильд организовывает благотворительные концерты - и в них участвует и коллектив Оксаны. Или в концерте другого проекта «Хочу ходить» тоже будут выступать ее дети.

Тебя, наверное, часто спрашивают, почему мама до сих пор работает в «Табакерке»? Должна уже отдыхать, думают некоторые…

Нет, все понимают, потому что она дива, она уже давно стала достопримечательностью Театра Табакова. (Улыбается.) И я очень благодарен, честно говоря, театру, что они могли бы давно поменять ее на молодых сотрудников, но им самим приятно, потому что она уже более двадцати пяти лет встречает гостей.

- А у тебя появляются какие-то жизненные, а не творческие желания: что-то сделать для себя или родных?

Все мои желания связаны только с профессией. А для родных все, что от меня зависит, я делаю. Хотя все мои попытки помочь административно моей сестре не увенчались успехом. Она не принимает никакой моей помощи в этом смысле. Бережет меня. А бытовые вещи, конечно же, я стараюсь решить и решаю.

Кстати, как ты считаешь, без поддержки семьи ты с твоим характером и целеустремленностью все равно бы всего добился?

Наверное, нет. Хотя какая-то сила, хочу я этого или нет, меня ведет по жизни, иногда подталкивает, иногда я лечу, иногда падаю, а она меня подхватывает. Но, конечно, с такой любовью моих родных можно сделать все. Это счастье, что у меня такая семья! Это мои ангелы-хранители. Они меня спасают во многих ситуациях. Но я стараюсь их беречь от негатива, утаивать какие-то проблемы. Но скрыть мало что удается, потому что им бы работать в КГБ (смеется), они все чувствуют, все знают.

- А что с поддержкой друзей? Хотя дружба - это не игра в одни ворота и требует эмоциональных затрат тоже…

Конечно, у меня есть друзья, которые меня поддерживают, болеют за меня. Но для меня всегда главным другом была моя работа. И плохо это или хорошо, но в угоду ей все остальное уходит на второй план. Я не говорю о чем-то экстремальном, если нужно помочь. Это не обсуждается. В других случаях просто говорю: «Принимайте меня таким, какой я есть!»

- Ты говоришь, что ловишь себя на том, что часто интуиция тебе помогает…

Да, конечно, интуиция - великая вещь, но надо научиться этот голос слышать, я бы даже сказал, надо заслужить это. Поэтому очень дорожу тем, что прислушиваюсь к нему. И если случается ошибка, значит, так должно было быть. Через много лет это может обернуться для тебя правильным поступком. Ты не знаешь, что такое ошибки. «И пораженье от победы ты сам не должен отличать», вот и все. Когда-то я играл спектакль «Еще Ван Гог» Валерия Фокина, это была экспериментальная работа. После премьерных спектаклей половина зала уходила. Я очень расстраивался, потому что привык к успеху, ведь мой учитель Табаков говорил: «Все, что не успешно, без меня». Ко мне подошел Валерий Владимирович, понимая, что со мной что-то не так, и сказал: «Женя, наш спектакль - это очень важный поступок. Попробуй оценить его для себя по-другому, и тогда тебе будет намного легче». И я благодарен Фокину за эти слова до сих пор. Правда, это был единственный случай, когда с моего спектакля зрители уходили.

- А в отношении людей у тебя интуиция работает?

Безусловно, вокруг должны быть люди, от которых ты не получишь удар в спину. Но на то, чтобы разобраться в человеке, нужно время. Это испытание. Иногда первое впечатление - неверное. Оно может быть отрицательным, а потом человек проявляется с другой стороны. И наоборот!

- Но удара в спину не было?

Но ты сам не стал менее искренним и открытым? Когда раз - и очаровался человеком и не хочешь осторожничать, приглядываться?

Ты что хочешь, чтобы я совсем стал вруном? (Смеется.) Тогда я перестану себя уважать. По обстоятельствам, конечно же, должен думать, что, где и как говорить. Но если бы я все это всегда контролировал, наверное, сошел бы с ума. (Улыбается.)

Актер и чиновник, руководитель и лицедей – Евгению Миронову, похоже, занятно играть диссонансами его нынешнего положения. Приехать на «мерседесе» с тонированными стеклами – и надеть небрежно расстегнутую майку и металлическую цепь на шею. «Держать лицо» ответственного работника – и тут же заливисто, по-мальчишески расхохотаться. Одинаково искренне общаться с президентом страны и актрисой самодеятельного театра. Войти во власть – и остаться всенародно обожаемым артистом. Изменить ситуацию вокруг, но не изменить себе – вот, по большому счету, дилемма, с которой он засыпает и просыпается едва ли не каждый день.

Он приходит на съемку в черных очках, держится напряженно. Незаметно сканирует взглядом лица, позы, обстановку, словно пытаясь почувствовать окружающих, выстроить адекватную систему координат, систему поведения. Вопреки всем своим титулам и званиям он кажется беззащитным и – словно оголенный провод – недопустимо открытым миру. Но наш разговор не таит подвоха, и его напряжение спадает. Появляются азарт, желание слушать и рассказывать. У Миронова мягкий, завораживающий голос и легкий смех, а каждый свой ответ он продумывает с такой серьезностью, словно заново анализирует всю жизнь. Он не перестает извиняться за то, что упоминает о «высокопарных» вещах, читая о которых кто-то может подумать: «Вот выпендрился!» Например, о своих встречах с Солженицыным или о том, что открыл вчера томик Пушкина… А когда рассказывает о своей новой роли в спектакле «Рассказы Шукшина», он начинает буквально светиться: «Играть Шукшина – такая радость! Это как хлеб очень вкусный, домашний, который мало кто может себе сегодня позволить: все худеют. Герои наши – люди открытые и простые. Из тех, что все воспринимают сердцем».

Psychologies: Долгое время вы боялись амплуа «простого парня». И вот теперь Шукшин…

Теперь я уже не боюсь. Просто в какой-то момент мне было важно расширить рамки своих ролей, мне скучно все время быть в одном качестве. А мир, описанный Шукшиным, я знаю, потому что сам из такого же городка – Татищево-5 Саратовской области. Вокруг меня в детстве тоже были очень простые, доверчивые люди, и двери в домах не закрывались. Но я не могу сказать, что мое – только это: князь Мышкин тоже мой!

Способность кардинально меняться в ролях помогает вам в жизни?

Е. М.: Иногда важно, наоборот, не меняться. Вот Нержину (герою телесериала «В круге первом» по роману А. Солженицына. – Прим. ред.) пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы вопреки обстоятельствам не изменить себе. Для меня это была абсолютно фантастическая история – сама роль и общение с Солженицыным, человеком, который изменил мир в результате какого-то очень серьезного отношения к самому себе. Я был невероятно поражен этим человеком и очень горд тем, что мне довелось быть знакомым с ним, общаться… В последние месяцы при полной физической немощи его лицо и глаза оставались абсолютно живыми – и радостными оттого, что еще живут. Могут жить. Счастье, которое длилось для него до последней секунды, – оттого, что он умел ценить жизнь и ему было чем ей ответить. Мне кажется, такое счастливое ощущение рождается от глубокой внутренней цельности и гармонии. (Грустно-иронично.) Вот

Что, вы думаете, мешает вам?

Е. М.: Борьба с самим собой. Ведь у каждого из нас есть свой крест. Даже талант – это тоже крест. Который часто отбирается, если человек не соответствовал тому, что на него возложили. Знаете, там внутри какая-то дырочка образуется, трещина, из которой незаметно начинает вытекать энергия. Червоточина – это соблазн, потакание соблазну, когда пелена падает человеку на глаза и кажется, что именно этот соблазн – настоящее, главное. Я очень боюсь таких изменений – ввиду последних, административных перемен в моей жизни. Боюсь за количеством дел и информации не расслышать свой камертон – сердце.

Вам не хватает состояния внутреннего покоя, созерцания?

Е. М.: Может быть. Созерцания мне точно пока не хватает. Я очень редко получаю от этого удовольствие – разве только если заставлю себя. Вот вчера – вы будете смеяться – открыл я «Евгения Онегина». Просто заставил себя. Начал читать, и время для меня остановилось. Я вдруг увидел, насколько великий русский поэт не был уверен в себе: останусь я в веках или нет? Нет, не буду об этом думать, пусть об этом думают критики, толпа… Нет, но так бы хотелось хоть строчкой войти в историю, чтобы потом сказали: вот был такой… Это открытие меня потрясло вчера. Да, я понимаю, что какие-то вещи проходят мимо меня. Но пока чувствую, что могу работать, остановиться – выше моих сил. Меня пугает ситуация, когда человека в жизни все устраивает. Для меня недовольство (собой и происходящим) – это двигатель: я хочу что-то сделать, изменить!

Но есть моменты, когда вам удается прийти к согласию с собой?

Е. М.: Я в поиске. Пока не заслужил. Нет.

Вам никогда не приходила мысль пообщаться с психологом?

Е. М.: Нет. Это как найти своего духовника – посредника между тобой и Богом. Невообразимо сложно. А потом – я лечусь своими ролями. Я и препарирую себя ими же, и лечусь.

Лет десять лет назад на вопрос «Кто вы?» вы отвечали: «Я – счастливый артист». А сегодня?

Е. М.: (Смеется.) Ну теперь я уже не только артист, есть и другие задачи. Хотя цель на самом деле всегда одна – по возможности вести себя достойно. Я очень долго жил в этаком прекрасном замкнутом мире. И вдруг стал понимать, что рядом есть люди – тоже, предположим, артисты, – которым очень плохо. Имею ли я право быть просто счастливым артистом? Нет, не имею. Потому что я заработал себе имя и могу что-то предпринять, чтобы изменить такое положение вещей. Или мне не нравится всеобщая «антрепризация», которая происходит сегодня в российском театре. Имею ли я возможность что-то сделать? Имею. Я не говорю, что я обязательно изменю ситуацию, но попытаться-то надо!

И как у вас получается?

Е. М.: Гордость свою я уже смирил: мне было очень тяжело ходить по чиновникам. Ведь они восторгаются тобой на приемах, целуют и говорят: «Ты мой кумир!», но, как только я попадаю к ним в кабинет, они обо всем этом забывают. Очень многое поменялось в моих взглядах на людей, когда я в 18 лет оторвался от семьи, приехал в Москву. И я не думал, что спустя столько лет смогу еще раз так основательно пересмотреть свои взгляды. Столько негатива я испытал в отношении себя и дела, которым занимаюсь последние полтора года! Предательство, непрофессионализм – что для меня гораздо хуже, ибо предательство зачастую – это просто слабость, а непрофессионализм уже не лечится. Мне пришлось искать в себе качества, благодаря которым только и можно быть лидером. Научиться принимать решения, какими бы сложными они ни были. И самое главное – я пересмотрел свой жизненный круг. Раньше я знал только людей искусства. Это прекрасные дети по сравнению с чудовищами, которые называются чиновниками. Они – за редким исключением – врут, не держат слова. А я не могу к этому привыкнуть, потому что всегда верил людям. Сначала я очень мучился, но потом сказал себе: «Ты это делаешь не для себя». Но даже в этом мире я нашел сочувствующих людей.

И вы не говорите себе: «Кой черт понес меня на эту галеру»?

Е. М.: (Смеется.) Каждый день. Я не хочу быть администратором. Вот организатором театрального дела, строителем мне быть интересно. Отойти чуть-чуть от актерской деятельности – но недалеко. Чтобы успеть прыгнуть с уходящего корабля на актерский остров и остаться там. Потому что это моя суть – счастливый артист.

Ваша мама, признаваясь, что сама мечтала быть актрисой, говорила вам в детстве: «Я не дошла – ты дойди». Вы ее мечту осуществили. Что чувствуете?

Е. М.: Я не чувствую, что дошел. Это вечная дорога – актерство. И не знаю: мама-то сама довольна ли, что я воплотил ее мечту? Ведь она сколько гордится мною, столько и расстраивается. Она меня совсем не видит: ритм жизни бешеный. Безусловно, задаю его я: запрягаю и скачу, а весь мой обоз со мной. Когда-то на сцене Саратовского драматического театра мы играли дипломный спектакль. Мой однокурсник заглянул в щель занавеса и говорит мне: «Весь твой обоз на месте». Это значит мои мама, папа, сестра, братья, тетя. Они приезжали на каждый спектакль. Так и скачут за мной по жизни, и я понимаю, насколько им это некомфортно...

Такая плотная семейная опека вас не тяготит? Подростком вам не хотелось «уйти в отрыв», противопоставить себя родителям?

Е. М.: У меня так и получилось – само собой, когда я поехал учиться в Москву. Расставание было страшно тяжелым: рыдали все. Я висел на заборе в аэропорту Быково, родители улетали домой, и мама рыдала в салоне самолета так, что вокруг нее бегали все стюардессы, а папа держал перед ней вентилятор. Но через час, когда я сел в электричку и закурил в вонючем тамбуре сигарету (а до этого не курил), я посмотрел на будничные лица людей – и слезы высохли сами собой. Я вдруг почувствовал этот свежий воздух свободы: могу делать все, что хочу, и никто меня за это ругать не будет! А через четыре года мы объединились снова, здесь, в Москве, когда я уже работал в театре. Вообще, дом и театр для меня неотделимы. Может, потому, что сестра моя Оксана – балерина и мы с ней варимся в одном соку… И мама приходит на все премьеры. Мои близкие знают о каждом дне моем, все проблемы решаются у них на глазах.

И все-таки: гиперопека кажется вам подходящим методом воспитания?

Е. М.: И да, и нет. Я сейчас смотрю на свою сестру, у нее уже двое детей. И она ведет себя абсолютно как наша мама: ни о какой свободе там и речи нет, это даже не учитывается. Но я безумно благодарен родителям за то, что семья и родные люди для меня святое – это я сам, мы вместе – одна жизнь. Мне кажется, быть отдельно очень тяжело и плохо. Но в то же время надо четко понимать: когда ты родил ребенка, это уже не твое. Может, я так говорю потому, что у меня пока своих детей нет? По-моему, задача родителя – провести, показать, помочь. Но ребенок – не твое личное. За материнский эгоизм дети расплачиваются инфантильностью.

Такой инфантильности вы в себе не чувствуете?

Е. М.: Сейчас – нет, я уже тертый калач, а когда приехал в Москву – безусловно. Это было полное незнание людей и жизни! Но знаете, может быть, благодаря этому я и сыграл Мышкина: раскопал и вытащил из себя эту детскость. Ведь ее просто так не сыграешь, это – в глазах. Но для жизни такой человек не приспособлен.

Каким видите себя лет через 20?

Е. М.: Я так не умею – смотреть вперед, как говорила моя тетя Валя, «не загадамши». Могу только представить, как буду выглядеть физически. Потому что фигурой я в папу пошел. Он был поджарым, худеньким, энергичным. Таким себя и вижу. А другое…

То есть вы об этом не заботитесь?

Е. М.: Все, чем я занимаюсь, – так или иначе это забота о себе. Если бы я выступал на корпоративах за деньги или пошел бы в какой-нибудь стосерийный телефильм, я бы себе навредил – ведь это сродни наркотику. Мой выбор и есть забота. А как еще заботиться? Конечно, я не сумасшедший, как обо мне пишет желтая пресса, я сплю по восемь часов в сутки, иногда отдыхаю, катаюсь на лыжах и получаю от этого удовольствие, два раза в неделю хожу в фитнес-клуб. Но я не хочу становиться заложником своего внешнего вида – это ведь тоже страсть. И потом, я чувствую себя идиотом, стоя перед зеркалом с этой штангой! (Хохочет.)

Быть счастливым – входит в число ваших задач, желаний?

Е. М.: Трудно сказать. Счастливым может быть артист, но может ли при этом быть счастливым человек? Сомневаюсь. Слишком много ран – твоих собственных – требует эта профессия. За актерское счастье приходится платить. Но я бы хотел найти себя и в другом качестве – организатор нового дела. А если не найду, желаю честно себе в этом признаться. Либо найти людей, которые мне честно об этом скажут. Желаю, чтобы Бог не отказал мне во внятности чувствования правды о себе. Иначе я наврежу себе и людям, чего допустить никак нельзя.

Личное дело

  • 1966 29 ноября родился в военном городке Татищево-5 Саратовской области в семье рабочих Виталия и Тамары Мироновых. Через шесть лет родилась его сестра Оксана.
  • 1986 После Саратовского театрального училища принят на второй курс Школы-студии МХАТ.
  • 1988 Дебютирует в фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика».
  • 1990 Актер Театра-студии под руководством Олега Табакова.
  • 1991 Главная роль в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» (несколько кинопремий).
  • 1994 Премия «Ника» за роль в «Лимите» Дениса Евстигнеева.
  • 1995 Главная роль в фильме Владимира Хотиненко «Мусульманин»; роль Ивана Карамазова в спектакле Валерия Фокина «Карамазовы и ад» («Современник»).
  • 1998 Гамлет в спектакле Петера Штайна (Международная конфедерация театральных союзов).
  • 2003 Лопахин в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Вишневый сад» (Фонд Станиславского).
  • 2004 Роль Мышкина в телесериале Владимира Бортко «Идиот» (премия «ТЭФИ», «Золотой орел», премия Александра Солженицына); удостоен звания народный артист России. Организовал с коллегами Акцию по поддержке театральных инициатив; избран членом Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации.
  • 2005 Стал одним из учредителей международного фестиваля-школы ТЕRRITORIЯ.
  • 2006 Создал Театральную компанию Евгения Миронова, спродюсировал спектакль «Фигаро» в постановке Кирилла Серебренникова и сыграл заглавную роль; с декабря – художественный руководитель Театра Наций. Роль Нержина в телесериале Глеба Панфилова «В круге первом». Роль Порфирия Головлева («Господа Головлевы», МХТ).
  • 2007 Главная роль в телесериале «Апостол» (вышел в 2008 году). Съемки в «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова.
  • 2008 Роль в спектакле Театра Наций «Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис, премьера 22–24 ноября).