Значение II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Правилах русского языка

II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н- , например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск- , например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств- : искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-) , образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 4] < pravila.html?proekt.htm >

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

< pravila.html?proekt.htm >

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2 < pravila.html?def_3.htm >), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, не слыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 5] < pravila.html?proekt.htm >

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг - зж, зд - зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг - " рассвет").

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный, киловатт - киловаттный, Калькутта - калькуттский; класс - классный, гунн - гуннский, балл (единица меры оценки) - пятибалльный; галл - галльский; либретто - либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Правила русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: I - II - III 90 91 92 93 94 95 96 97 98 …
  • СОГЛАСНЫЕ
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума ([м], [р]) или только шума ([б], [г]), который образуется в …
  • СОГЛАСНЫЕ
    СОГЛ́АСНЫЕ, звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, к-рый образуется в полости рта, где …
  • ДВОЙНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДВОЙН́ЫЕ ЗВЁЗДЫ, две звезды, обращающиеся по эллиптич. орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют …
  • СОГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    согла"сные, согла"сных, согла"сным, согла"сные, согла"сными, …
  • СОГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя …
  • АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр II, Николаевич, Освободитель (1818 - 1881), Император Всероссийский (с 19 февраля 1855), …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЭКСПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от экс... и лат. plaudo (plodo) - бью, хлопаю], разновидность смычных согласных, в которых осуществлены все три фазы …
  • ФИЗИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    двойные звёзды, двойные звёзды, у которых компоненты связаны силами взаимного тяготения и обращаются вокруг общего центра масс. Помимо большинства …
  • НАЗАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные …
  • ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от лат. in (im) - в, внутрь и plaudo (plodo) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звёзды, две звезды, близкие друг другу в пространстве и составляющие физическую систему, компоненты которой связаны силами взаимного тяготения. Компоненты обращаются …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    король прусский (1740—86), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец и …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) — согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ
    ? король прусский (1740?1786), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) ? согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из …
  • НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. Непарные звонкие согласные: (л, л’), (м, м’), (н, н’), (р, р’), (j); непарные глухие …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    две звезды, обращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют визуально-двойные звезды, …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • УНИКУРСАЛЬНАЯ КРИВАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    кривая (от уни- и лат. cursus - бег, путь) (матем.), плоская кривая, которая может быть задана параметрическими уравнениями x j …
  • ПАПСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно …
  • ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Солнце кажется несравненно больше З. только благодаря …
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производственных отношений. В. …
  • АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сплавы, сплавы на основе алюминия. Первые А. с. получены в 50-х гг. 19 в.; они представляли собой сплав алюминия с …
  • ЦИНК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (фр., англ. Zinc, нем. Zink; хим. знак Zn, ат. вес 65,4). — Хотя сплавы Ц. (напр., с медью — …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • УГЛЕВОДОРОДЫ АРОМАТИЧЕСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    получили свое название оттого, что очень часто их производные обладают приятным запахом и встречаются в различных смолах, эфирных маслах и …

Двойные согласные в корне или после приставки - тема несложная. Но некоторые слова включают в устной речи звонкий звук, отображающий на письме не одну, а две буквы. Примеры, в которых встречаются удвоенные согласные, изложены в статье.

В оправдание тех, кто не обладает стопроцентной грамотностью (а их большинство), стоит сказать, что речь, которую использовал Пушкин, - одна из самых сложных в мире. А потому правила орфографии необходимо время от времени повторять. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в написании

Двойное «ж»

В русском языке немало слов, написание которых не соответствует ни одному правилу. Так, двойное «ж» пишется в следующих словах:

  • жжение;
  • дрожжи;
  • вожжи;
  • жужжать;
  • можжевельник.

Но в случае чередования звуков «ж» и «з» пишется иначе. Например, глагол «визжать» происходит от существительного «визг». А потому, несмотря на то что в устной речи слышатся удвоенные согласные, пишется все же «зж».

Сложные слова

Единицы языка, именуемые сложносокращенными, при написании нередко вызывают сомнения. Если первая часть слова заканчивается буквой, с которой начинается вторая, имеют место удвоенные согласные.

  • роддом;
  • главврач.

Эти случаи не следует путать со словами, образованными из двух частей, одна из которых включает удвоенные согласные:

  • грампластинка (граммофонная пластинка);
  • конармия (конная армия).

Но если имя прилагательное образовано от основы, в которой есть удвоенные согласные, вышеприведенное правило соблюдается. Ему нужно следовать и при написании других частей речи. Главное условие - двойной согласный предшествует суффиксу. Ниже приведены примеры предложений, в которых присутствуют слова с удвоенными согласными.

  1. Галлы - это племена, существовавшие в так называемый галльский период.
  2. Его работу оценили пятью баллами по пятибалльной системе.
  3. Гуннский лук - оружие, созданное кочевниками, которые известны в истории как гунны .
  4. После того как девять участников покинули проект, это была уже не группа , а небольшая группка .
  5. Почтальон имел обыкновение употреблять в речи уменьшительные формы: письмецо, телеграммка , посылочка.

Исключения

Но есть лексические единицы, образованные от слов с двойными согласными, но не попадающие под правила, приведенные выше. Эти исключения нужно запомнить.

  • кристалл, но кристальный;
  • финн, но финский;
  • колонна, но колонка;
  • тонна, но пятитонка.

К исключениям можно также отнести производные от имен собственных.

  • В те далекие времена она была еще не Аллой Петровной - женщиной грозной и властной, а глупой и наивной Алкой .
  • Одним из персонажей в произведении Фурманова была девушка по имени Анна , известная более как «Анка -пулеметчица».
  • Его звали Филиппом . А из всех произведений классической литературы он больше всего не любил рассказ Толстого «Филипок ».

На стыке приставки и корня

В таких случаях применяется написание слов с удвоенными согласными. Но это правило также имеет исключения. В таких словах, например, как воззвать или подделка, приставка заканчивается на ту букву, с которой начинается корень.

Следует не путать написание глаголов «поддаться» и «податься». В первом случае речь идет о действии, которое можно выразить следующим образом: «оказаться под влиянием, согласиться», во втором - «отправиться».

Слова иностранного происхождения

Написание заимствований нужно проверять по орфографическому словарю. Либо изучать иностранные языки. Ведь такие слова, как аббревиатура, аккомодация и аппликация, имеют латинское происхождение. Изучать необязательно. Производные от многих латинских слов встречаются в современном английском, немецком и французском.

Тем, кто не желает тратить время на грамматику и фонетику иностранного языка, нужно запомнить написание иностранных слов. Ниже приведены предложения, в которых присутствуют заимствования с удвоенными согласными.

  1. Агрессия нередко становится следствием алкогольного отравления.
  2. Симптомы акклиматизации проявляются у каждого человека по-разному.
  3. В этом магазине можно приобрести не только одежду, но и различные аксессуары .
  4. Аммиак обладает высоким уровнем токсичности.
  5. Аппретирование является сложным и трудоемким процессом.
  6. Метод, подразумевающий замену одних объектов другими, называется аппроксимацией .
  7. Коллежский асессор , проживавший по соседству, был человеком загадочным, скрытным.
  8. Ведьма варила благовонные зелья, готовила странные эссенции .
  9. В городе было много терриконов, к оторые приезжие нередко принимали за настоящие горы.
  10. Представители русской интеллигенции в поисках спасения вынуждены были покидать родные места.

Заимствования с одним согласным

Существует еще ряд слов иноязычного происхождения, в которых нет удвоенных согласных, но отчего-то именно в их написании часто совершаются ошибки:

  • атрибут;
  • балюстрада;
  • дилер;
  • дилетант;
  • импресарио;
  • росомаха.

И, наконец, всем известное слово, в котором присутствуют удвоенные согласные в корне: ссора. Безусловно, в производном от него глаголе писать три буквы «с» не нужно (рассориться). Слова, образованные по этой схеме, могут включать лишь два согласных.

Русский язык - базовый предмет в школе. Но с годами навыки, приобретенные в детстве и отрочестве, теряются. В написании текстов люди, казалось бы, образованные часто совершают грубые ошибки. На вопрос о том, в каких случаях нужно писать двойные согласные, ответить может не каждый. А так называемым врожденным чувством языка одарены лишь избранные. Поэтому правила русского языка необходимо повторять на протяжении всей жизни.

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
  • Развивающие :
    • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
    • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
    • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Принципы:

  • наглядности;
  • воспитывающего обучения;
  • активности (игровой момент);
  • учет возрастных особенностей.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
    • наглядный;
    • словесный (рассказ, беседа);
    • практический (упражнения);
    • проблемный;
    • исследовательский;
    • информационно-коммуникативный.
  • Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
  • Контроля и самоконтроля:
    • устный и письменный;
    • фронтальный и групповой;
    • текущий.
  • Самостоятельность ученика:
    • под руководством учителя;
    • самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Оборудование: интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
  3. Введение в игровой сюжет
  4. Работа по теме урока
  5. Физкультминутка
  6. Работа в группах
  7. Итоги урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Вопросы и задания: по ходу урока.

(СЛАЙД 2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.

II. Чистописание. Актуализация знаний

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)

– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

– Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)

1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)

2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно … (грипп)

3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … (аллея)

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)

Проверь себя (CЛАЙД 9).

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

3. Классификация слов

– Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)

Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

Проверь себя (CЛАЙД)

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)

Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

Колонна теннис
Пассажир класс
Телеграмма килограмм

Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!

4. Происхождение слов (CЛАЙД)

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).

– Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

V. Физкультминутка музыкальная

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую (CЛАЙДЫ 15-16)

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

1 вариант 2 вариант
шо-ссе
один-надцать
расс-каз
хок-кей
акк-уратно
пер-рон
с-сора
груп-па

При переносе двойные согласные разделяй! (СЛАЙД 17)

Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). СЛАЙД 18.

Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:

  • Шестой день недели (суб-бота)
  • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
  • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
  • Место, где продают билеты (кас-са)
  • Комната для занятий (класс)
  • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

VI. Творческая работа (в группах)

– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

  • Суббота, Одесса, касса, пассажир.
  • Класс, теннис, хоккей.

Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

VIII. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)

– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?

Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)

– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами) (СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)

– Оцени свою работу на уроке.

Жёлтый – всё получалось, было легко.
Зелёный – я испытывал трудности, но старался.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)

Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.

Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:

Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..

Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?

Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.

Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.

Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?

Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.

(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)

Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».

И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.

Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.

Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:

И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.

Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?

С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.

Без + С + Чётный = Безс чётный

(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).

Такая же ситуация и в других подобных словах:

Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).

Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…

Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!

Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).

Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.

Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.

В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…

У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .

Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.

И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.

И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».

Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .

Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».

Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).

Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…

Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.

Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.