😉 Здравствуйте, мой дорогой читатель! В статье Далай-лама XIV: биография, интересные факты, цитаты» - краткая история жизни главного духовного наставника последователей тибетского буддизма.

Семь лет в Тибете

Фильм «Семь лет в Тибете» (1997) о дружбе, любви, о юности Далай-ламы XIV и исторических событиях нескольких стран.

Фильм снят по автобиографической книге Генриха Харрера – знаменитого австрийского альпиниста (актер Брэд Питт), которого судьба привела в Тибет в годы Второй мировой войны. Генрих становится учителем, а затем другом юного Далай-ламы.

Если вы еще не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую! Есть над чем подумать. О смысле жизни, например. О добре и зле, о войне и мире, о бережном отношении к природе и животным, о сострадании и, наконец, о философии буддизма.

Интересный факт: после выхода фильма на мировой экран, правительство Китая запретило актеру Брэду Питту когда-либо посещать их страну.

После просмотра фильма мне захотелось узнать еще больше о Тибете и удивительном человеке — Далай-ламе XIV. Благодарю жизнь, что я живу в одно время с великими людьми, у которых многому учусь. Одним из них является Далай-лама XIV.

Основа буддизма

Что такое буддизм? Если ответить коротко, это религия, распространенная в Китае, Японии, Индокитае и других странах Востока. В основе буддизма, почти как и во всех мировых религиях, лежат ценности:

  • любовь;
  • сострадание;
  • прощение;

Все это является источником радости счастливой жизни.

Биография Далай-ламы XIV

Летом 1935 года в бедной крестьянской семье родился мальчик. Его назвали Лхамо Тхондуп. Каким образом этот малыш стал Далай-ламой? Все не так просто, друзья!

Титул Далай-ламы носят первосвященники ламаистской церкви в Тибете. Незадолго до своей смерти каждый Дала-лама составляет послание, в котором говорится, где следует искать его новое воплощение.

Перед тем, как приступить к розыскам будущего главы тибетской церкви, высшие ламы обращаются к астрологам, которые и определяют место и время следующего воплощения.

Почти всегда будущий Далай-лама воплощается в ребенке, которого узнают по многим приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в младенчестве, родимым пятнам определенной формы. Таким образом был опознан нынешний Далай-лама.

До середины XX века резиденцией Далай-ламы являлся дворец Потала в городе Лхасу, где начинался длительный процесс обучения и воспитания будущего ламы. Только пройдя этот нелегкий путь, он получал всю полноту власти и его признавали главой древнейшей из мировых религий.

Дворец Потала очень древний. В 637 г. царь Тибета построил здесь первое здание для своих медитаций. А дворец в современном виде начали строить с 1645 по 1694 гг. Дворец состоит из Белого и Красного дворцов. В Белом — жилые площади, Красный — для молитв и религиозных ритуалов.

Вернемся к нашей истории. Ребенок изучал сложнейший церемониал, тибетский язык, литературу, буддийскую философию, догматику, основы медицины и другие науки, после чего получал право называться ламой.

Мальчик в возрасте трех лет стал рядовым послушником в монастыре. На первом экзамене он должен был продекламировать наизусть 125 листов священных текстов! В пять лет он взошел на трон.

Лхамо Тхондуп, признанный Далай-ламой, получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Далай-лама XIV

Все шло своим путем, но в 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет. Местные жители попытались вести борьбу с оккупантами, но Его Святейшество призвал тибетцев добиваться своей независимости мирным путем.

Тибетское правительство в изгнании

Тибетцы в 1959 г. попытались поднять восстание, которое было жестоко подавлено китайскими войсками. После этих событий Далай-лама XIV покинул Тибет и переехал в Индию. Его Святейшество живёт в Дхарамсале, где находится Тибетское правительство в изгнании.

Тэнцзин Гьямцхо ведет религиозную и пропагандистскую деятельность, не прекращая бороться за освобождение Тибета мирным путем. За заслуги в деле укрепления мира он был удостоен Нобелевской премии. Биография Далай-ламы XIV продолжается.

Цитаты Далай-ламы XIV

«Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Мой мозг и мое сердце являются моими храмами; моя философия - это доброта».

«Я не отмечаю . Мне кажется, что это пустая трата времени. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день - день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное».

«Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно».

«Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что все наоборот».

«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».

«Если проблему решить можно - не стоит о ней беспокоиться. Если проблему решить нельзя - беспокоиться бесполезно».

Далай-лама XIV: биография (видео)

😉 Если вы считаете статью «Далай-лама XIV: биография, факты, цитаты» интересной, поделитесь в соц. сетях.

Дмитрий Волков - интернет-предприниматель и инвестор, в конце 1990-х он вместе с партнёрами основал компанию Social Discovery Ventures (SDVentures). Она разрабатывает и получает роялти за использование своих технологий и интеллектуальной собственности. Для меценатской деятельности Волков создал фонд SDV Arts & Science Foundation, который поддерживает проекты в области современного технологического искусства и философии. Волков серьёзно занимается философией, в июне он защитил докторскую диссертацию на тему «Свобода воли». Недавно он стал соорганизатором первой встречи ведущих российских учёных с буддийскими монахами. В ходе этой встречи Волков встретился с далай-ламой. «Секрету» он рассказал об этой встрече и о том, как философия помогает современной науке.

Знакомство с далай-ламой

Вестибюль на третьем этаже гостиницы «Тадж» в Дели заполнен людьми: пожилые монахи в кашаях шафранового цвета, секретари и помощники в деловых костюмах, бородатый индиец-охранник в голубом тюрбане. Я ожидаю аудиенции c Его Святейшеством далай-ламой XIV, духовным лидером тибетского буддизма, лауреатом Нобелевской премии и бывшим главой Тибетского правительства. Встреча назначена на 8:30 утра - время, когда заканчивается его многочасовая ежедневная медитация. Далай-лама никогда не опаздывает, а иногда появляется на встречах раньше - вопреки протоколу. Поэтому и я пришёл пораньше, чтобы ещё раз обдумать разговор: о чём важно спросить? Что я успею рассказать? «Его Святейшество ждёт», - раздаётся голос моего проводника Тэло Тулку Ринпоче, доверенного лица далай-ламы и главного координатора этой встречи. С ним мы познакомились полгода назад в монастыре Дрепунг на симпозиуме, посвящённом сознанию. Тогда же я впервые встретился с самим далай-ламой и договорился увидеться ещё раз.

Последние 15 лет я не только управляю бизнесом, но и занимаюсь философией, и эти занятия стали второй профессией. Философия приучает к критическому мышлению, заставляет сомневаться в общепринятых стандартах и «истинах» - это очень полезно для инновационного и технологического бизнеса. Чтобы создавать новое, нужно сомневаться, что старое - лучшее из возможного.

Больше всего меня интересует аналитическая философия и её центральная проблема - соотношение сознания и мозга. Это попытка прояснить, как мысль и ощущение «Я» появляется из нейронных процессов, происходящих в нашей голове. О проблеме сознания размышлял ещё Декарт (помните знаменитое: «Я мыслю, следовательно, я существую»), но он, к сожалению, не знал, как работает мозг. Теперь учёные и философы, вооружённые МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и другими средствами сканирования, знают гораздо больше, и появилась надежда, что проблему сознания можно решить.

О проблеме сознания я написал диплом, когда получал второе высшее образование, потом - кандидатскую диссертацию, а недавно - докторскую. Ответы на свои вопросы я всегда искал в западной науке и никогда - в восточной философской мысли. Поэтому участие в конференции в буддийском монастыре было для меня несколько неординарным событием.

Симпозиум, на который я приехал полгода назад, - ежегодное событие. Оно длится около недели и собирает несколько тысяч гостей: монахов, учёных, преподавателей, школьных учителей и других людей. Его организовывают буддийские монахи, изучающие древние тексты и духовные практики, и учёные из американского Университета Эмори (Emory College of Arts and Science). В 1998 году этот университет и тибетские монахи создали учебную программу Emory-Tibet Partnership, которая позволяет студентам пожить в монастыре и лучше понять тибетскую культуру, а монахам, которые хотят получать современные знания, - учиться и получать степени в университете. Программу основал бывший тибетский монах Лобсанг Тензин Неги. Он стал геше (буддийская монашеская учёная степень) в своём монастыре, а потом продолжил обучение в Университете Эмори и стал доктором философии в 1998 году. В университете он занимается, например, изучением эффектов медитации вместе с нейрофизиологами и другими учёными.

На симпозиуме всегда присутствует далай-лама. В прошлом году он, в частности, слушал выступление нейробиолога Кристофа Коха, одного из самых известных учёных, изучающих проблему сознания. Его Святейшество и Кох познакомились в 2013 году, и, как писал сам Кох в своих книгах, эта встреча перевернула его представления о медитации и заставила внимательно изучать эту практику.

В этом году американские учёные рассказывали о том, как работает психика и как её работа изменяется в условиях медитации с точки зрения науки, о том, как мозг обрабатывает информацию, а буддисты - о том, как те же самые явления рассматриваются в буддийской традиции. После докладов шла короткая полемика, далай-лама давал свои комментарии и принимал вопросы из зала.

Я был впечатлён интересом слушателей, а ещё больше - компетентными комментариями далай-ламы к научным докладам. Он говорил и о строении мозга, и о квантовой физике, и о Большом взрыве, и о важных трендах в современной науке с большим пониманием: «Буддийская философская традиция основывается на логике, если мы опираемся на логику, у нас не должно быть противоречий с современными естественными науками». Это было неожиданно и очень приятно слышать от религиозного лидера - и резонировало с моими собственными представлениями о философии.

«Ваше Святейшество, это российские философы. Они приехали в Дрепунг на конференцию в качестве наблюдателей» - после одной из сессий представили меня и доктора философских наук Викторию Лысенко. Далай-лама немедленно отреагировал: «Российские? Очень приятно, что они приехали в гости. Я бы хотел, чтобы они присоединились к нашему обеду». Это вызвало некоторый переполох в окружении, так как места за обедом были расписаны. Но нас всё-таки усадили. Вот тогда, за этим обедом, мы и запланировали следующую встречу, диалог между российскими философами и учёными в Дели и личную аудиенцию. «Было бы интересно услышать мнение российских учёных на обсуждавшиеся здесь вопросы. И сравнить наши точки зрения», - говорил на обеде далай-лама.

Вторая встреча

Итак, со знакомства с далай-ламой на саммите прошло полгода, и мы действительно организовали встречу буддийских монахов с российскими учёными в Дели. Вместе со мной приехали Татьяна Черниговская, филолог и нейролингвист, психолог Юрий Александров, нейробиолог Константин Анохин и другие учёные. Я шёл по коридору к номеру далай-ламы и вспоминал нашу предыдущую встречу. Узнает ли он меня? О чём захочет поговорить? Дверь открыл помощник. Он проводил меня к столу, во главе которого сидел далай-лама.

«Дмитрий - один из организаторов диалога, который начинается в ближайшее время. В нём примут участие видные российские нейрофизиологи, нейроученые, когнитивные психологи, генетики, буддологи и философы», - объявил помощник. Далай-лама доброжелательно засмеялся: «Это очень хорошо! Я в 1970-х был в Советском Союзе и пытался общаться с советскими учёными. Советская наука была очень прогрессивной, но, когда я заговорил с учёными о сознании, они сказали, что это религия. Вы теперь так не считаете?» Сознание действительно было непопулярной темой в советской науке. Впрочем, не только в советской.

Долгое время западные учёные исследовали человека с позиции постороннего наблюдателя - измеряли внешние проявления и эффекты. Сознание так не изучишь, специфика сознания в том, что его содержание доступно нам в первую очередь от первого лица. Впрочем, сейчас наступил переворот и учёные перестали бояться внутреннего мира. Это связано с расцветом нейрофизиологии и прогрессом когнитивных наук. Они открыли возможность исследовать работу мозга, а вместе с этим и разные психические процессы. Появилась возможность объяснять многое из того, что раньше казалось чудесными свойствами мозга. Российские учёные в этом значительно преуспели, и об этом я рассказал далай-ламе.

Он одобрительно кивнул: «Меня очень интересует наука. Когда я был ребёнком, я разбирал и собирал обратно игрушки, чтобы понять их устройство. Потом пришёл интерес к науке. Наука согласуется с учением Будды, ведь Будда утверждал, что не нужно верить учителю просто потому, что он учитель. Учение нужно анализировать и самостоятельно проверять его истинность». - «А какие науки вы считаете сейчас наиболее важными?» Далай-лама стал перечислять: «Физика, в особенности квантовая физика, космология, нейрофизиология. Эти науки расширяют наши представления о мире, о наиболее важных его составляющих». Выбор звучал достаточно последовательно, ведь именно в этих дисциплинах важная роль отводится сознанию и существуют теории, которые потенциально могут согласовываться с буддийской картиной мира.

Скоро мы нашли ещё одну точку пересечения, теперь уже между буддийской мыслью и аналитической философией - представление о тождестве личности.

Философская проблема тождества личности - это поиск того, что объединяет личность на протяжении жизни: в младенчестве, детстве, юности, зрелости и старости. Обычно люди этой проблемы не замечают. Они просто по умолчанию допускают, что «Я» продолжает существовать с рождения до самой смерти. А если это не так? Если ваше «Я» умирает каждый раз, когда вы засыпаете? И когда ваше тело просыпается, в нём рождается кто-то другой с вашими воспоминаниями? Вы считаете, что существовали в детстве и будете существовать в старости. Но почему? На каком основании вы считаете, что человек, который будет получать вашу пенсию, это будете вы сами? Ваше тело полностью изменяется, все ваши ценности, приоритеты, моральные качества могут измениться, вы можете потерять память. Что, кроме имени и даты рождения, будет объединять вас сейчас и спустя, скажем, 30 лет? Я спросил об этом у далай-ламы: «В Московском центре исследования сознания мы сейчас много работаем над проблемой тождества "Я". Все клетки человеческого тела много раз меняются на протяжении жизни, полностью изменяется психика. Что позволяет говорить о сохранении личности?»

Далай Лама улыбнулся, сложил руки на животе. Очевидно, эта тема ему тоже была близка: «Об этом индийские мыслители размышляют более 3000 лет, особенно в связи с реинкарнацией. В Индии сложилось убеждение о том, что люди перерождаются в другом теле, поэтому тело как основание для тождества личности нужно отрицать. По мнению сторонников небуддийской традиции, перерождается атман, духовное начало. Это духовное начало является вечным, единым и неизменным. Но в буддизме существование атмана отрицается. Привязанность к вечному неизменному собственному "Я", по мнению Будды, является источником страдания. Поэтому от этой идеи стоит отказаться.

В буддийском учении "Я" сравнивается с колесницей. Колесница состоит из разных частей, каждая из которых не является колесницей. Но по их сочетанию и функциональности объект целиком может быть колесницей. Таким же образом дело обстоит и с личностью. У неё есть разные части: психические и физические процессы. Их совокупность и составляет одну личность. Но даже для нейронауки поиск такой неизменной сущности "Я" являлся бы ошибкой. Само предположение того, что личность можно обнаружить где-то внутри мозга, - ошибочно и может привести к долгим бессмысленным поискам».

Я закивал. В этом вопросе наши точки зрения почти совпадали, а буддийская метафора как нельзя лучше иллюстрировала идеи, выработанные аналитической философией о том, что личность - это сложная составная сущность, которая состоит из частей, протяжённых как в пространстве, так и во времени. Пространственными частями являются органы тела. А временными - детство, зрелось и старость.

Мы ещё какое-то время говорили об этом, сопоставляя и сравнивая западные и буддийские философские позиции, и, когда время аудиенции стало подходить к концу и нам обоим нужно было идти в зал, где начиналась конференция, я спросил: «Чего вы ждёте от будущей встречи с российскими философами и учёными?» - «Россия - огромная страна с богатыми научными традициями. Мне очень жаль, что активное сотрудничество с российскими учёными пока не велось. На Западе уже существует множество исследований о том, как медитативные буддийские практики влияют на психику. Хотелось бы, чтобы аналогичные исследования проводились и российскими учёными. Были бы очень полезны исследования в области эмпатии, её природы и механизмов. Это особенно важно сейчас, в момент обострения множества конфликтов».

Я не мог не согласиться. Эмпатия и сострадание - основа буддийской философии и, по моему мнению, одна из самых актуальных тем для науки. Изучив и научившись использовать механизмы сострадания и эмпатии, мы можем сделать мир лучше и безопасней. Наука сможет прояснить для буддистов объективные основания некоторых их убеждений, а буддисты - обогатить науку этическими и моральными представлениями.

С этими мыслями я, покинув номер далай-ламы, шёл в конференц-зал. Через несколько минут начался первый диалог российских учёных с буддийскими монахами.

Ответы Далай-ламы на вопросы. Текст приводится по изданию: Его Святейшество Далай-Лама XIV. Сила сострадания / Пер. геше Тхуптен Джинпа, Б. Лаврентьев. - Открытый мир, 2006.

Ваше Святейшество, расизм, фанатизм и человеческая глупость, кажется, находятся на подъеме. Влиянию каких негативных факторов вы это приписываете? Какие позитивные факторы могут остановить эту тенденцию?

Я считаю, что это в основном связано с уровнем образования. Думаю, что чем более точной информацией Вы располагаете, чем больше ее осознаете и чем больше контактируете с людьми, тем лучше. Также, конечно, необходима открытость души. В конце концов, Вы всего лишь один человек из пяти миллиардов, и Ваше будущее сильно зависит от других людей. Часть проблемы, как я это себе представляю, связана с недостатком знания других культур и других обществ, а также с недостатком понимания реальностей существования в современном мире. Если бы было возможным получать полное удовлетворение, будучи полностью независимыми в своей собственной культурной среде и в своем обществе, т. е. быть полностью независимым и не связанным с другими общностями людей на Земле, то тогда, возможно, можно было бы спорить, что есть основания для следования таким заблуждениям, как фанатизм и расизм. Но дело обстоит не так. Реальность существования других культур и других общностей нельзя игнорировать. Более того, суть существования в современном мире такова, что благополучие, счастье и успех собственного общества тесно связаны с благополучием и интересами других обществ и общностей людей.

В таком сложном современном мире нет места фанатизму и расизму. По собственному опыту могу сказать, что буддизм для меня, несомненно, самая удобная религия. Однако это не значит, что буддизм — наилучшая религия для всех. У каждого человека свои предпочтения, поэтому для некоторых какая-то одна религия более подходит и более эффективна, чем все другие. Следовательно, если я уважаю права других людей, то я должен уважать и признавать ценность этих разных других религий, ибо они полезны для миллионов людей. Когда я жил в Тибете, у меня было мало информации (как из книг, так и за счет личных контактов) о природе и ценности других традиций. Став беженцем, я получил больше возможностей для контактов с другими религиями и традициями, в основном за счет встреч с другими людьми, и я приобрел более глубокое понимание ценности этих традиций. В результате этого мои взгляды теперь сводятся к тому, что каждая из них обладает своими достоинствами. Конечно, я все же считаю, что даже с философской точки зрения буддийская религия более совершенна, более разнообразна и обширна, однако все остальные религии также несут огромную пользу и обладают большими возможностями. На сегодняшний день, куда бы я ни поехал, с кем бы ни встречался, я всегда глубоко восхищаюсь религиозной практикой этих людей и искренне уважаю их традиции.

Ваше Святейшество, в нашей стране в последние годы наблюдается отход от религии. Одновременно с этим проявляется возрастающий интерес к различным методам самосовершенствования. Является ли религия все еще необходимым путем совершенствования себя в современном мире?

Она определенно уместна и в современном мире. Однако это утверждение следует разъяснить. Прошло очень много лет с начала зарождения различных религиозных традиций, поэтому определенные их аспекты, возможно, уже устарели. Но это не значит, что религия в целом является в наше время чем-то неуместным. Поэтому важно рассмотреть суть различных религий, включая буддизм. Люди по своей сути за последние пять тысяч лет практически не изменились. Конечно, менялись культура и образ жизни, но человек по сути остался тем же. Следовательно, главные человеческие проблемы, такие как смерть, старость, болезни, войны и т. п., связанные с ними страдания остались теми же. Я не знаю, какой вид будет у людей через 10 000 или 100 000 лет, и никто не знает. Однако на протяжении последних нескольких тысяч лет люди оставались по своей сути теми же самыми. Различные религии, по существу, имеют дело с главными человеческими проблемами и страданием. Так как природа человека и страдания остались теми же, религии остаются также уместными. С другой стороны, определенные ритуалы уже изменились. В феодальной Индии или раньше, во времена царей, на религиозную практику сильно влияли обстоятельства. Но теперь все изменилось, и, я думаю, будет меняться и дальше.

Что касается буддизма, то он, конечно же, имеет дело не только с текущей жизнью человека, но и с другими более таинственными аспектами бытия. Если, конечно, не имеет места модернизация в других сферах существования, подобно тому как имеет место модернизация в нашем мире, буддизм сохранит свою уместность и пригодность. Не только потому, что многие коренные проблемы существования людей остались с нами, но и потому, что он (буддизм) имеет дело с вопросами, связанными с другими, таинственными формами существования. Я всегда считал, что современные перемены, по сути, перемены поверхностные, а там, в глубинах души, мы все те же. В прошлом году на границе Австрии и Италии нашли останки человека. Если предположить, что его можно было бы оживить, то, я считаю, мы бы с ним друг друга поняли. А ведь возраст останков — около 4000 лет. Естественно, этот человек принадлежал другой культуре и, возможно, имел немного другой образ мыслей, но в целом мы бы друг друга поняли.

Что Вы могли бы посоветовать в качестве мер противодействия общественным институтам, из разряда СМИ и индустрии развлечений, которые постоянно продвигают негативные взгляды и эмоции, т. е. полную противоположность того, что Вы пропагандируете?

Что касается негативизма, то это верно. Я часто выражаю свою озабоченность по этому поводу. Однако, как мы уже говорили, многое зависит от нашего собственного отношения к этому. Наблюдая все эти негативные явления, как-то: убийства, секс и т. п., мы можем посмотреть на них с другой точки зрения, и это будет также полезным. Иногда можно использовать эти сцены насилия, секса и прочего в более позитивном плане, обращая внимание на воздействие и разрушительную природу этих человеческих эмоций. Далее, если первоначально эти картины секса и насилия могут действовать несколько возбуждающе, при дальнейшем их созерцании мы уже понимаем, что они не несут пользы. У меня есть и другой взгляд на СМИ, особенно на западные. В стране, вроде Индии, по телевидению часто показывают убийства, а показ секса там находится под контролем цензуры. Но, если уж сравнивать убийства и секс, то секс, конечно, намного лучше! Если мы будем делать вид, что секс не является частью нашей жизни, то это тоже не хорошо, не правда ли?

В любом случае, я считаю, что одинаково необходимо показывать нам и другие, добрые человеческие качества, и вот этого-то часто как раз и не хватает. Нам показывают только отрицательные события, а другие качества, такие как человеческое сострадание, не показывают. Вот, например, 10 дней назад, будучи в Вашингтоне, я посетил музей Холокоста. Экспозиция напомнила мне об обоих качествах человеческой натуры. На одном полюсе были пытки, убийства и истребление еврейского народа со стороны нацистской Германии — все это ужасно и очень печально. Это напомнило мне о том, как бывает плохо, когда человеческий разум направляется или мотивируется ненавистью. Одновременно, но уже на другом полюсе были люди, пожертвовавшие своей жизнью, чтобы спасти евреев. Здесь демонстрируются лучшие человеческие качества, когда люди рискуют даже собственной жизнью, чтобы спасти несчастных людей. Таким образом, все оказалось сбалансированным. Позволив ненависти управлять нами, мы становимся очень жестокими и несем разрушение. Если мы последуем за своими добрыми человеческими качествами, могут произойти чудесные и прекрасные дела. Поэтому СМИ должны показывать обе стороны человеческой натуры. Вот как я всегда считал.

- Сможет ли обычный человек преобразовать свой страх и отчаяние? И как это сделать?

Ответ: О, да. Это очень даже возможно. Например, когда я был молод, то очень боялся оставаться в темных помещениях. Со временем страх ушел. Что касается контактов с людьми, то чем мы более закрыты, тем больше вероятность появления страха или чувства неудобства. Чем мы более открыты, тем менее неудобно мы себя чувствуем. Об этом говорит мой опыт. При общении с человеком мне все равно, кто предо мной: великий или обычный человек или же нищий. Самое главное — улыбка и искренность на лице. Различия в религии, культуре, языке, расе — все это неважно. Образованный человек или нет, богач или бедняк — все равно. Открывая свое сердце и сознание, я принимаю людей как своих старых друзей. Это очень важно. С высоты такой позиции в случае изменения ситуации у меня остается свобода действий по обстоятельствам. Но изначально со своей стороны я должен подготовить почву. Тогда часто возникает и позитивная человеческая реакция с противоположной стороны. Поэтому я считаю, что страх нужно изгнать. В голове у человека много надежд. Если одна надежда теряется, это не значит, что теряются все. Я встречал некоторых людей, обуреваемых надеждами, но впадавших в отчаяние, как только оказывалось, что одна из этих надежд не может быть осуществлена. Человеческий ум очень сложен. У нас столько различных надежд и страхов, что было бы опасным ставить только на одну какую-то конкретную надежду, ибо, когда она не сбывается, мы становимся полностью обескураженными. Это опасно.

- Ваше Святейшество, какие Ваши три самых заветных желания?

Это большой секрет!

Его Святейшество Далай-лама XIV рассказал, психиатр Говард Катлер записал, а Фактрум публикует самое важное.

1. Сопереживание, сочувствие

Сочувствие, как писал преподобный Иоанн Дамаскин - «неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий». Истинное сочувствие мы испытываем вне зависимости от того, кто перед нами - друг, враг или вовсе неизвестный нам человек.

Ментальные и психические преимущества такого состояния души, как сочувствие, доказаны научно. В их числе - глубокое удовлетворение от того, что мы помогаем людям, и даже более высокая продолжительность жизни!

Чтобы развить в себе это качество, мы должны проявлять эмпатию по отношению к другим людям и активно стараться смотреть на вещи с точки зрения другого человека, пытаться понять его мотивы.

Пример: таксист пытается «содрать» с вас больше, чем следует. Вместо того, чтобы разозлиться, стоит попытаться найти общие моменты между вами и этим человеком. Возможно, вы оба устали, голодны и как можно скорее хотите попасть домой к семье. А таксист, скорее всего, ещё и зарабатывает недостаточно, чтобы провести своё свободное время с близкими. Спросите себя: «Каково этому человеку?». Такие вопросы позволяют развить в себе чувство эмпатии и приглушить своё раздражение. Сочувствие - ключ к более счастливой жизни.

2. Не только романтика: любовь - это больше, чем то, чем мы её считаем

Тёплые личные отношения с другими людьми повышают уровень нашего физического и ментального комфорта. Но люди ошибочно полагают, что глубокие чувства возможны только при романтических отношениях. И в результате те, у кого таких отношений нет, часто чувствуют себя одинокими и несчастными.

На Востоке интимные (глубокие, очень личные) отношения понимают куда шире. Далай-лама говорит, что у него есть тесная привязанность ко множеству людей. Например, дела государственной важности он не раз обсуждал с… уборщицей, мывшей у него пол. Установить контакт с другим человеком - значит сделать свою жизнь более счастливой, говорит он.

При взаимодействии с другими людьми мы часто сталкиваемся с проблемами. В таких случаях важно понять, на чем основываются наши с ними отношения. Романтические отношения, в основе которых лежит секс или западный идеал любви с первого взгляда, могут не продлиться долго, если в них нет долгосрочной компоненты.

А вот долгосрочные отношения основаны на уважении и уважении к другому человеку. Такой вид отношений предполагает, что мы должны узнать природу нашего партнера, и на это требуется время. Марк Твен однажды сказал: «Ни один мужчина и ни одна женщина не знают, что такое идеальная любовь, до тех пор, пока они не проживут в браке четверть века».

3. Религия и духовность

Ещё одна важная составляющая счастливой жизни - духовность. Исследователи по всему миру отмечают: «истинно верующим» чаще удается создать счастливую семью и сохранить здоровье на протяжении всей жизни. Любая из ведущих мировых религий дает человеку возможность жить полноценной жизнью.

Духовность развивается и вне религии - существует её «повседневный» вариант. Повседневная духовность состоит из основополагающих человеческих ценностей: доброты, сочувствия, заботы. Если мы практикуем эти качества, то сближаемся со всем человечеством, получаем внутренний покой и можем жить счастливее, «с миром в душе».

4. Страдание - естественная часть жизни

Боль - универсальная и абсолютно естественная составляющая жизни. На Западе часто не понимают, важности страдания в жизни, и если что-то идёт не так, чувствуют себя жертвами злой силы.

Но страдание неизбежно. К примеру, все мы смертны и когда-нибудь состаримся и умрём. Игнорировать этот факт - лишь временное решение проблемы. Каждый человек рано или поздно столкнётся со страданием - и в этом случае крайне важна наша ментальная установка. Если мы отнесёмся к страданию как к чему-то неестественному и несправедливому, то почувствуем себя жертвами и начнем искать виноватых вместо того, чтобы искать корни своего недовольства у себя же в голове.

Ошибка людей Запада, говорит Далай-лама - сопротивление, с которым они принимают перемены. Мы жестко привязаны к вещам, которые для нас важны - привязаны, пожалуй, слишком сильно. Но перемены - это постоянная и универсальная сила. Пытаясь им противостоять, мы будем страдать из-за потери дорогих нам вещей.

Другой источник ненужных страданий - привязка к негативному опыту прошлого. Мы постоянно вспоминаем о том, о чем хотим забыть, и не даем залечить наши раны. Так, разведенные люди годами сохраняют чувство неприязни к своему бывшему партнеру.

Но если мы примем тот факт, что боль - естественная вещь, мы сможем переносить её легче , и сделаем шаг к более счастливой жизни.

5. Заканчиваем с негативом

Далай-лама убежден, что негативные состояния - ярость, страх - мешают достичь естественного, счастливого состояния духа. Их можно сравнить с ядом.

Но чувства со знаком «плюс» - любовь, сострадание, терпение, великодушие - действуют на них как медикаменты, компенсируя наносимый отрицательными эмоциями, настроениями и манерами поведения вред.

Чтобы внедрить хорошие привычки, сначала нужно понять, почему изменения необходимы. Понимание следует превратить в убеждение, его - в твёрдую решимость. Так - и с помощью дисциплины - мы сможем сделать необходимые изменения.

Сам Далай-лама утверждает, что на принятие буддистских принципов и практик ему потребовалось 40 лет. Четыре часа, которые он тратит на молитвы и мантры каждый день, призваны напоминать ему о том, как и куда он решил вести свою жизнь.


6. Взгляд с другой стороны

Если люди встречают на своем пути проблему, чаще всего они воспринимают её однозначно «в штыки». Но в большинстве случаев мы можем увидеть в ней и плохое, и хорошее. На каждую ситуацию можно посмотреть по-разному. Сидя в самолете рядом с нервным человеком, мы можем возмутиться - а можем «прокачать» свой навык терпения и толерантности.

Смена угла зрения может помочь найти в боли и страдании… плюсы! Проблема может стать для нас вызовом - а, как известно, «то, что не убивает нас, делает нас сильнее». Для того, чтобы научиться смотреть на вещи таким образом, нужен закаленный дух - иными словами, некая ментальная гибкость. Как «выковать» свой дух таким образом? Вспомните о пережитом страдании - и посмотрите на него по-новому.

7. Анализируй это

Самые большие враги человека на пути к счастью - гнев и ненависть. Если они охватывают наш разум, то быстро разрушают внутренний покой. Они подавляют нашу способность судить о вещах трезво - так что мы действуем так, что только ухудшаем ситуацию и распаляемся ещё больше. Исследования показывают, что склонность к гневу и ненависти оказывает негативное воздействие на нашего здоровье - вплоть до сердечно-сосудистых заболеваний.

Ярость и ненависть нельзя просто подавить в себе. Не поможет и прямо противоположный путь - дав выход отрицательным эмоциям, вы только раззадорите себя. Правильное решение - побороть злобу терпением и толерантностью. Далай-лама советует: если вас обуревает гнев - возьмите внутреннюю паузу и проанализируйте ситуацию. Откуда берется наш гнев? Что послужило этому причиной? Он деструктивен или конструктивен? Анализируя наш гнев логически, мы противопоставляем ему наши терпение и разум - и тем самым побеждаем его.

Долговременное счастье возможно, но для того, чтобы его достичь, потребуется внутренняя дисциплина - счастье не является результатом каких-либо внешних факторов вроде богатства или удачного стечения обстоятельств. Работайте над своими способностями к эмпатии, развивайте в повседневной жизни духовность, становитесь более гибким человеком и начните относиться к боли и страданиям по-новому.

Самые важные составляющие буддийского духовного пути ‒ это мудрость и сострадание. «Как птица беспрепятственно скользит по небу при помощи двух крыльев, так и практикующий проходит духовный путь, опираясь на мудрость и сострадание», ‒ цитирует буддийских мыслителей прошлого Его Святейшество Тензин Гьяцо.

Общие сведения

Далай-ламой называют высшего Тибета, Монголии, а также любых буддийских территорий во многих странах мира. В буддизме и ламаизме основным догматом веры является принцип реинкарнации - перевоплощения душ. Согласно таким убеждениям, Далай-лама после смерти (его бессмертная душа) переселяется в новое тело только родившегося младенца мужского пола. Монахи из всех детей, появившихся на свет в определенный срок, выбирают истинного, после чего он проходит специальное обучение, которое включает не только духовные, но и светские, политические аспекты.

Далай-лама - это земное воплощение Бодхисаттвы (создания, которое решило стать Буддой для блага всех живущих на Земле). Сегодня он находится в своем 14-ом воплощении и носит имя Тензин Гьяцо.

История Далай-ламы XIV

Он родился 6 июля 1935 года в деревне Такцэр на северо-востоке Тибета. Его семья занималась выращиванием пшеницы, овса и картофеля. Он был 5-м из 9-ти детей.

В 1937 году, после смерти XIII Далай-ламы, в деревню Такцэр прибыла группа лам, находящаяся в поисках его нового воплощения. После специальных испытаний 2-хлетний Лхамо Дхондруб (имя, которое ему дали родители) был признан своим предшественником, прошедшим реинкарнацию. В октябре 1939 он покинул дом и направился в Лхасу. В 1940 году его возвели на престол Далай-Ламы XIV и нарекли Тензин Гьяцо.

В 1949 году обострились отношения между Китаем и Тибетом. Правительство Китая утверждало, что Тибет - это часть их государства. Тибетский народ желал независимости и предложил Далай-ламе стать их главой. 17 ноября 1950 Тензин Гьяцо был провозглашен духовным и светским правителем Тибета.

Не один год Далай-лама пытался найти консенсус с китайскими лидерами и урегулировать тибето-китайский конфликт. Договориться помешали жестокие действия Пекина в восточном Тибете, которые привели к восстаниям, быстро распространившимся по всей территории государства. Китайская армия жестко подавила мятеж. Далай-лама был вынужден искать убежища в Индии. За ним в изгнание отправилось около 80000 тибетцев. С тех пор, с 1960 года, Тензин Гьяцо живет в городке Дарамсале, который до сих пор носит название «маленькой Лхасы».

Далай-лама в 2002 году отказался от должности политического лидера Тибета, и главой правительства в изгнании стал премьер-министр Самдонг Ринпоче. А в 2011 году Его Святейшество отошел от власти светской, которой обладает председатель правительства (калон-трипа).

Между представителями Тензина Гьяцо и властями Китая возобновились переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но пока заметных результатов не отмечается.

Жизнь Далай-ламы сегодня

Его Святейшество считает себя обычным буддийским монахом и живет простой жизнью: в 4 утра просыпается, медитирует, молится и следует жёсткому графику официальных аудиенций, встреч, религиозных церемоний и учений. Завершает свой день молитвой.

Также Тензин Гьяцо много путешествует, занимается религиозной деятельностью, является автором многих книг, философских трактатов и изречений.

Обязательства Далай-ламы

Свои обязательства в этом воплощении Его Святейшество выразил таким образом:

  1. Общечеловеческие ценности: привносить в этот мир терпение, сострадание, самодисциплину, умение и прощать.
  2. Межрелигиозная гармония: обретение взаимопонимания между различными религиями и верованиями, поскольку все они имеют одну цель - воспитание хороших и добрых людей.
  3. Тибет: труды по сохранению буддистской культуры своей родины, мира и ненасилия.

О счастье. Существует 2 пути к счастью. Один из путей - внешний. Он заключается в приобретении нового жилища, лучшей одежды, хороших друзей. При этом мы в некоторой степени получаем удовлетворение и счастье. Второй путь - духовного развития. Он помогает в достижении внутреннего счастья. Эти пути неравноценны. Без внутреннего счастья внешнее неспособно долго длиться. Если сердцу чего-то не хватает, если жизнь видится в черном цвете, то невозможно испытывать блаженство, какой роскошью себя ни окружай. Но когда вы достигнете внутреннего спокойствия, то сможете чувствовать себя счастливым даже в тяжелых условиях.

Про невозмутимость. Никогда нельзя терять надежду. Отчаяние - это причина неудачи. Вы должны помнить, что можете преодолеть любое препятствие. Даже если вы окажетесь в сложной ситуации, сохраняйте спокойствие. Если ваш ум останется невозмутим, внешние обстоятельства повлияют на вас мало. Если же вы позволяете себе испытывать гнев, вы потеряете покой, даже если окружающая обстановка останется безмятежной.

Про человека. На вопрос о том, что вызывает наибольшее его изумление, Далай-лама ответил, что человек. Поскольку он жертвует здоровьем, чтобы заработать деньги. А затем он использует эти деньги для восстановления своего здоровья. При этом его гложет такое беспокойство о будущем, что он не способен наслаждаться настоящим. В итоге он не может жить ни в настоящем, ни в будущем. Человек живет так, будто никогда не умрет, а когда умирает, то сожалеет о том, что не жил.

Про ценность жизни. Просыпаясь, каждое утро нужно начинать с мысли: «Мне сегодня повезло - я проснулся, я жив, у меня есть эта большая ценность - человеческая жизнь, и я не буду тратить ее на пустяки. Я направлю свои силы на внутреннее развитие, чтобы раскрывать свое сердце для других и достичь просветления во благо всего сущего. Я буду иметь о других лишь добрые помыслы. Я не буду сердиться либо думать о них плохо. Я буду делать все, чтобы приносить пользу другим».

Про осуждение. Прежде чем кого-то осудить, его возьми обувь и пройди путь его, его слезы попробуй и боль его почувствуй. Наткнись на камень каждый, о который споткнулся он. И только тогда ты можешь сказать ему, что знаешь, как жить правильно.

Цитаты

Множество интересных мыслей высказал Далай-лама. Цитаты, которые стали наиболее известны:

  • знайте, что тишина - иногда лучший ответ на вопрос;
  • поймите, что не все то, чего вы хотите, действительно вам необходимо;
  • самые лучшие отношения - такие, в которых сильнее любовь, а не потребность друг в друге;
  • если проблему можно решить, она и беспокойства не стоит, если же нельзя - беспокоиться бесполезно;
  • враги дают нам замечательную возможность научиться стойкости, терпению и состраданию;
  • когда кажется, что все идет наперекосяк, то, возможно, в вашу жизнь пытается войти что-то чудесное;
  • необходимо учить правила, чтобы понимать, как правильно их нарушать.

Далай-лама - это не только духовный еще философ, который учит жить правильно, сообразно высшим принципам, способным привнести в наш мир хоть чуть-чуть тепла и добра, сделать его немного лучше.