Цитаты из книг НЛП, расставляющие приоритеты и показывающие правильное направление в изучении и практиках…

Я прошел долгую дорогу, прежде чем начал танцевать в свете прожекторов

Мохаммед Али
Трансформейшн

Дело в том, что смысл любого сообщения не только в гипнозе, но и в жизни, не в том, что оно, по вашему мнению означает: смысл его в той реакции, которую оно вызывает. Если вы пытаетесь сделать кому-нибудь комплимент, а он чувствует себя оскорбленным, то смысл вашего сообщения это оскорбление. Если вы говорите, что он обиделся, потому что вас не понял, вы оправдываетесь таким образом в вашей неспособности к общению. Но само сообщение было все таки оскорблением. Вы можете, конечно, оправдывать и объяснять происходящее, но вы можете также извлекать из него уроки. Если я что-нибудь сообщаю, а это воспринимается как оскорбление, то в следующий раз я могу изменить мой способ общения. Если же я хочу в дальнейшем оскорблять этого человека, то я в точности знаю, как это делается! Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы примите решение, что у вас ничего не получится, то возможно, так и будет. Есть два способа потерпеть неудачу. Я думаю, вы должны знать, в чем они состоят, чтобы выбрать способ, с помощью которого вы потерпите неудачу, раз уж вы на это решились.
Первый способ – это быть очень жестким. Вы можете провести клиента по всем тем ступеням, которые мы вам продемонстрировали, но без малейшего опыта восприятия, без использования обратной связи от клиента. Это гарантирует вам провал. Это – наиболее распространенный способ провалиться.
Второй способ провалиться – это быть совершенно несогласованным. Если у вас есть такая часть личности, которая действительно не верит в то, что фобию можно вылечить за три минуты, но вы все равно решите испробовать метод, то несогласованность проявится в ваших невербальных реакциях, и это все испортит. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программирование является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата., как языковая. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Я думаю, что если вы хотите иметь такую интуицию, как у Эриксона, Сатир или Перлса, вы должны пройти через ПЕРИОД тренинга, чтобы это приобрести. Если вы пройдете через такой тренинг, то можете приобрести такую же интуицию, настолько же бессознательную и систематическую, как языковая. Бендлер, Гриндер

Жизнь - игра, чья цель состоит в открытии правил и чьи правила всегда изменяются и никогда не поддаются открытию. Грегори Бейтсон

Волкер

Несмотря на широко распространенный миф, М. Эриксон не считал, что терапевту достаточно положиться на спонтанную креативность собственного бессознательного. Хотя он и полагался на свои бессознательные способности, однако этому предшествовало многолетнее и очень интенсивное обучение, во время которого он тренировал свое бессознательное. Как считал Эриксон, бессознательные процессы опираются на опыте и обучении. Не важно идет ли речь о навыках типа умения писать, чтения или вождения машины, или же об ограничивающем образце поведения - всё, по его мнению, когда-то было выучено. Как иначе смогли бы мы бессознательно это использовать? Исходный Код НЛП

Используйте свой мозг для изменений

Существует одна вещь, лучше всего остального определяющая, знает ли человек, что такое НЛП. Это не набор техник; это отношение. Это отношение, связанное с любопытством, с желанием узнавать, желанием быть способным воздействовать - и воздействовать стоящим способом. Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сатир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, - и это абсолютно верно Ричар Бендлер

НЛП том 1

Все больше познавайте нового в старом - сейчас. Вселенная настолько необъятна, насколько развита ваша способность воспринимать ее. Наслаждайтесь вашим путешествием. Бэндлер, Гриндер

Трансформэйшн

[Коммуникация]…….усваивается точно так же, как любой другой навык. Чтобы ему научиться, нужна практика. Полагаю, большинство из вас умеет управлять автомобилем. Если вы не водите автомобиль, вспомните какой-нибудь другой перцептуально-моторный навык, которым вы владеете: езду на велосипеде, катание на роликах или любой атлетический вид спорта. ……
….. Здесь [тренинг] вы будете делать то же, чего требует любой сложный перцептуально-моторный навык: задача будет разложена на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами
открываются новые возможности – другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые отрезки до уровня бессознательного, эффективного перцептуально-моторного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательное внимание. Бэндлер, Гриндер

Сборник статей 1954c, pp. 281-282

Сознательные фантазии не связаны с реальностью, самодостаточны и являются, по сути, эмоционально окрашенными мечтами о желаемом.
Однако бессознательные фантазии принадлежат к иному типу психологического функционирования. Они не самодостаточны и не отделены от реальности. Скорее, это в различной степени сформулированные психологические конструкции, которые бессознательное при наличии возможности готово сделать частью реальности. Они являются не мечтами о желаемом, а реальными намерениями, проявляющимися в подходящее время. М. Erickson

Из лягушек в принцы

Чтобы добиться исключительных успехов в коммуникации, вы нуждаетесь только в трех вещах. Мы открыли, что в поведении психотерапевтических корифеев (и талантливых руководителей, продавцов) существуют три основные стереотипа:

1) Они знают, какого результата хотят добиться.
2) Они достаточно гибки в своем поведении. Вы должны уметь генерировать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который вам нужен.
3) Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они ответ, которого добивались.
Если вы обладаете этими тремя способностями, то можете варьировать свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ.

Бендлер, Гриндер

Паттерны М. Эриксона том II

Следует считать, что некоторый конгломерат событий или объектов (например, последовательность фонем, картина, лягушка или культура) содержит “избыточность” (“паттерн”), если этот конгломерат некоторым способом может быть разделен “чертой” таким образом, что наблюдатель, воспринимающий только то, что находится по одну сторону этой черты, может догадаться (с успехом, превышающим случайный), что же находится по другую сторону черты. Мы можем сказать, что то, что находится по одну сторону черты, содержит информацию (смысл) того, что находится по другую сторону. На инженерном языке можно сказать, что конгломерат содержит “избыточность”. С точки зрения наблюдателя-кибернетика, информация, доступная по одну сторону черты, будет ограничивать ошибочное угадывание (т.е. снижать его вероятность). Бендлер, Гриндер

Экология разума

Процесс создания программ, которые полезны для нас - процесс обучения - это непрерывно идущий процесс изменений . Мы называем этот процесс моделирование . Моделирование происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях поведения. Процесс обучения пониманию и говорению на родном языке это пример процесса бессознательного моделирования. Процесс обучения чтению и правописанию для большинства людей является примером сознательного моделирования. Однако, заметьте: даже в случае сознательного моделирования большая часть того, что мы выучили - это складывание в последовательность и организация паттернов поведения более низкого уровня, которые уже доступны на бессознательном уровне поведения. Например, детей, которых учат правописанию, не учат явно формировать мысленные образы изучаемых слов, т. е. использовать их стратегии визуализации, но те дети, которым удалось научиться писать правильно, применяют этот навык бессознательно. Грегори Бейтсон

Из лягушек в принцы

Мета-модель — вещь действительно упрощенная, но именно она служит основанием всего, что мы делаем. Без нее, и без систематического контроля над ней вы будете работать неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за мета-моделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы можете быть блестящим остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели дают вам нужную информацию немедленно. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нет несколько организующих положений, которые мы используем для того, чтобы привести себя в состояние, необходимое для занятия терапевтическими видами деятельности.
Первое положение о том, что лучше иметь выбор, чем его не иметь.
Второе положение о том, что лучше иметь подсознательный выбор.
Третье – о том, что люди уже имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте.
И четвертое – это положение о том, что любой и каждый фрагмент поведения имеет свою позитивную функцию в определенном контексте. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы решаете заранее, перед тем, как начать общение, каков должен быть “пригодный” ответ, то вероятность того, что вы его получите, очень мала. Если же вы делаете какой-то маневр, производите какое-то вмешательство, а затем просто переходите в свой опыт восприятия и замечаете, какую реакцию вы получили, то понимаете, что все реакции пригодны к использованию. Нет особенно хороших и особенно плохих ответов. Любой ответ хорош, если он использован, и это следующая ступень в процессе изменения. Единственный способ потерпеть неудачу – это отказаться от дальнейших попыток. Конечно, вы можете повторять одно и то же несколько раз, но это означает, что вы несколько раз потерпите неудачу. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программированиe (НЛП,NLP) является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата.
Гипноз же в большинстве случаев – совершенно случайный процесс. Если я делаю кому-то внушение, то он сталкивается с проблемой, как его выполнить. А если я – нейролингвистический программист, то даже тогда, когда я использую гипноз, я точно опишу, что я хочу, чтобы человек сделал для выполнения моего внушения. Это единственное важное различие между тем, что мы делаем здесь и тем, что люди делали в течение веков. Но оно действительно очень важное, так как позволяет вам точно предсказать результаты и избежать побочных эффектов. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы находим гениев в своей области, определяем полезность подсознательных программ, которую они используют, внедряем эти программы другим людям, проверяя, они ли именно позволяют человеку делать свое дело. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы никому из вас не даем этих советов, но повторим во что бы то ни стало. Видите ли, то, что Дон Хуан хотел сделать для Карлоса (мы, конечно, не хотим этого делать для вас) – так это замотивировать моменты его жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любой поступок, который он совершал, являлся бы результатом реализации всей его потенции, всей личностной силы, которая доступна ему в данный момент времени. А конкретно Дон Хуан сказал Карлосу следующее:

“Каждый раз, когда ты начинаешь колебаться и откладывать на завтра что-то новое, что мог бы сделать сегодня, или сделать что-то, что ты делал уже раньше – все, что ты должен сделать – это бросить взгляд через свое левое плечо. Там ты увидишь мимолетную тень. Эта тень – твоя смерть, и в любой момент она может приблизиться, положить руку на плечо и увести себя. Так что действуй – то, во что ты вовлечен сейчас, может быть твоим последним действием, полностью характеризующим тебя, как последнее твое действие на этой планете”.

Бендлер, Гриндер

Рефрейминг

Любое поведение осуществляется в определенном контексте, а контекст является якорем для определенного набора реакций. Рамка — это другими словами контекст, а замена рамки — переформирование — это помещение в другой контекст.
Иногда вы производите переформирование, меняя актуальный внешний контекст. Гораздо чаще вы меняете внутренний контекст (способ, с помощью которого человек понимает события и вставляет их в определенную рамку),
чтобы получить иную реакцию. Когда вы делаете это в системе, вы учитываете способ функционирования всей системы для того, чтобы вводимое вами изменение было экологичным. Бендлер, Гриндер

Необходимо отметить, что гипноз не стоит использовать для прямого внушения или требования от человека желаемых изменений в личности, эмоциях и поведении. Такой подход обычно бывает бесполезным или же вызывает в лучшем случае лишь кратко¬временные изменения. Поэтому гипноз следует использовать для стимулирования процесса обучения и для психотерапевтической трансформации, необходимой для того, чтобы желаемые изменения происходили естественным образом и были долговременными. Все изменения в структуре личности, в представлениях, эмоциях или поведении должны быть следствием обучения, возникающего во время гипноза, а не прямым результатом конкретного гипнотического внушения. Мудрость М. Эриксона

Сборник статей 1980. Vol. I, 4, р. 114

Когда я намерен узнать что-либо, я бы хотел, чтобы это знание не было искажено несовершенным знанием кого-то другого . М. Erickson

Из лягушек в принцы

Вы нуждаетесь в солидном основании для своих выборов. Один из путей приобретения такого основания – это рассмотрение структуры своего поведения. Соберите точки выбора, которые повторяются для вас, убедитесь, что на каждую точку у вас существует выбор из некоторого множества реакций – и забудьте обо всем этом. И добавьте еще один ингредиент – мета-правило: “Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое”. Поскольку ваше сознание ограничено, уважайте это и не говорите:”Я смогу теперь делать все то, о чем говорилось на нашем семинаре”. То что вы действительно сможете сделать, так это посвящать первые пять минут каждой третьей беседы следующему: “Перед тем, как начать сегодня нашу беседу, я хотел бы узнать некоторые вещи о вашем когнитивном функционировании. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета верхний фонарь светофора?” Оцените репрезентативные системы пациента, чтобы знать, что произойдет в беседе дальше в условиях стресса. Каждый четверг вы можете присоединяться к предикатам первого клиента и отсоединяться от предикатов второго. Это – способ систематического открытия последствий своего поведения. Если вы не организуете свое поведение таким образом, оно остается случайным. Если вы организуете свое поведение и разрешите себе ограничиваться определенными стереотипами,последствия которых вам известны, а затем будете изменять эти стереотипы, вы создадите надежный репертуар реакций на подсознательном уровне. Это – единственный путь, который мы знаем, ведущий к достижению СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ гибкости поведения. Возможно существуют и другие пути. Но так происходит, что нам сейчас известен только один из них. Бэндлер, Гриндер

Полет орла

Существует способ наблюдения себя, в котором нет страха, нет опасности; это смотреть без самоосуждения, без самооправдания, без интерпретации или оценки - просто смотреть. Чтобы ум мог смотреть таким образом, он должен стремиться узнать через своё наблюдение, что есть в действительности. Какая опасность таится в “том, что есть”? Люди склонны к насилию; это и есть на самом деле “то, что есть”; и опасность, которую они несут в этот мир, - результат насилия, следствие страха. В чём опасность наблюдения страха и попыток полностью его искоренить? - в том, что мы сможем создать новое общество, иные ценности? Есть вечная красота в наблюдении, в видении вещей такими, какие они есть, психологически, изнутри; это вовсе не означает, что человек должен принимать вещи такими, какие они есть; это не значит, что человек отвергает “то, что есть” или хочет что-то сделать с ним; именно само восприятие “того, что есть” и приносит свою собственную перемену. Но человек должен владеть искусством такого наблюдения, и искусство “видения” не имеет ничего общего с приёмами интроспекции или психоанализа - это наблюдение без выбора. Джидду Кришнамурти

Из лягушек в принцы

Вы можете устранить любой ограничение, которое представляется уникальным достижением данного человека. Если вы поняли, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъявить один из существующих. Бендлер, Гриндер

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

НЛП - стоит ли изучать?

Признаюсь, перед тем, как начать изучение НЛП , меня мучили сомнения… Все-таки управлять другими людьми (а именно такое представление об НЛП у меня сложилось на тот момент) не очень хорошо. Но, с другой стороны, и любопытство не отпускало… Так я и мучилась в сомненьях, пока не поняла, что НЛП – это всего лишь инструмент, и только от того, в чьих руках этот инструмент окажется, зависят последствия его применения. Кстати говоря, многие примеры НЛП сводятся к обыкновенной вежливости, а разве это плохо – вести себя вежливо, чтобы расположить к себе людей? Конечно, далеко не все приемы НЛП так безобидны, но, повторюсь, все зависит от человека, который использует эти приемы.
В любом случае, если вам самим не хочется стать жертвой манипулятора, владеющего техниками НЛП, тогда вам тем более следует познакомиться с азами этой теории.

Для начала предлагаю познакомиться с примерами речевых стратегий НЛП из аудиокниги Натальи Ром "Скрытое управление человеком. НЛП в действии"

В словах, которые используют люди, заключается их представление о мире, о других и о себе. Эти слова несут в себе огромную информацию, и использовать ее можно очень эффективно. Когда вы начинаете использовать ключевые слова, речевые стратегии и метафоры других людей, вы присоединяетесь к их внутреннему миру и становитесь для них своим.

Скрытые команды или Вы могли бы выслушать меня внимательно?

Эта речевая стратегия НЛП очень распространена в повседневной жизни – она является основой вежливой просьбы при обращении к другому человеку. Вместо того, чтобы дать другому приказ «Подай мне соль!» , вы спрашиваете человека, способен ли он выполнить этот приказ: «Вы могли бы подать мне соль?»
Модель этой речевой формулы проста: «Вы могли бы сделать это?» Также можно использовать эту модель с отрицательной частицей «не» - это практически не повлияет на эффективность: «Вы не могли бы сделать это?»
Как вариант можно использовать вопрос «Могу ли я попросить вас сделать это?»

Примеры использования этого варианта:

«Могу я попросить вас подержать эту сумку?»
«Могу я попросить вас открыть окно?»

Обычно в результате использования этой речевой стратегии вы получаете исполнение вашей просьбы (команды), хотя изредка вы можете получить ответ «Не мог бы!» или «Можете попросить».

Слова -ловушки

Другой вариант использования оборотов:

«Знаете ли вы, что…?»
«Понимаете ли вы, что…?»
«Осознаете ли вы, что…?»
«Помните ли вы, что…?»

Например:

«Осознаете ли вы, что чувствуете себя все лучше и лучше?»

Эти вопросы, на первый взгляд, выглядят типичными закрытыми вопросами, поскольку на них легко можно ответить «да» или «нет». Однако, слова «знаете» , «понимаете» , «осознаете» и т.п. обладают очень интересным эффектом. В результате на вопросы с подобными словами вы как правило получаете действие собеседника или более развернутый ответ.

В чем здесь фокус? Слова типа «знаете» , «понимаете» , «осознаете» являются ловушками для сознания и переключают внимание человека на внутренний поиск ощущений и мыслей, связанных с этими словами. Т.е. человек фокусирует свое внимание на этих словах, а другие слова уходят в подсознание и воспринимаются без критики. Поскольку эти слова характеризуют отражение восприятия во внутреннем мире человека, ответ, как правило, дает именно содержание этой внутренней картины мира.

Так, на вопрос «Вы знаете, что идет в кинотеатрах?» собеседник перечислит все фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах (если, конечно, он об этом знает). На вопрос «Вы замечаете, как улучшается ваше настроение после занятий йогой?» оппонент, скорее всего, ответит «замечаю» или «не замечаю» . Но факт того, что настроение его улучшается, автоматически уйдет в подсознание.

Еще пример использования слов-ловушек:

«Вы обратили внимание, что Иван Иванович сегодня не в духе?»

И не важно, что вы не обратили на это внимание. Главное, что вы уже поверили в эту информацию.

«Вы замечаете, что выполняете это задание все лучше и лучше?»

Это скрытый комплимент собеседнику. Вне зависимости от его ответа, вы уже проинформировали его о том, что он развивается и растет, а заметил он это или нет – не так важно.

«Осознаете ли вы, что стали более уверенным?»

Вопрос предполагает, что вы уже стали более уверенным, просто можете не осознавать этого. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного факт вашей уверенности становится истиной.

Данные приемы очень широко используются в рекламе. Ну вот, например:

«Знаете ли вы, что только у нас, купив одну пару обуви, вы получаете скидку 30% на вторую пару?»

Вы уже осознаете силу этих слов-ловушек?

Практикуете НЛП? Заглянить к нам на форум в тему


Добрый день, уважаемые читатели моего блога. Сегодня хотелось бы поговорить о проблеме успеха, который, наверняка, интересен каждому. К успеху, как правило, ведет долгая и трудная дорога, необходимость прилагать много усилий и небольшая доля везения. Однако, существуют и достаточно простые методы, при помощи которых можно свой путь в сторону поставленных целей, значительно сократить. Рассмотрим основные приемы НЛП, которые позволяют добиться успеха в личной жизни и построении профессиональной карьеры.

Эти методы отлично помогают как в личной жизни, так и в профессиональной сфере и относятся к психологическому направлению, которое получило название Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП). Ранее мы уже рассматривали: « ».

Как стать успешным с НЛП в личной жизни

Личная жизнь, пожалуй, одна из тех сфер, в которой особенно трудно добиться успеха, ведь нет ничего сложнее, чем построить прочные глубокие взаимоотношения с другим человеком. Поэтому именно здесь разумно использовать самые эффективные методы.

С другой стороны, именно личная жизнь, любовь и семья, — сфера, в которой если манипулирование и имеет смысл, то только для того, чтобы разрушить коммуникативные барьеры и достичь взаимопонимания.

Методы НЛП — действенная мощная технология, способная заставить человека делать то, чего он, может быть, не хочет. В близких взаимоотношениях всегда есть соблазн надавить на партнера и, как говорится, «перетянуть одеяло на себя». Возможно ли таким образом достичь успеха в личной жизни? Может быть. Но только мнимого и не на долго.

Честность и уважение гораздо быстрее приведут вас к успеху в семейных делах и любви, чем подавление и манипулирование.

Поэтому использовать НЛП в романтических или дружеских отношениях нужно осторожно и с умом. Если вы стремитесь пробудить к себе любовь и влечение со стороны партнера или партнерши, НЛП предлагает массу способов, которые очень действенны.

Рассмотрим некоторые из наиболее простых и эффективных методов соблазнения, который действует практически безотказно.

Техника подстройки

Используется она на этапе знакомства в самом начале отношений. Суть заключается в том, чтобы завоевать максимальное доверие объекта вашего внимания, снять барьеры и пробудить положительные эмоции и романтический взгляд на вас. Подстройка может проходить в самых разных направлениях:

  • по физической позе, когда вы гармонично отражаете позу собеседника, ведя непринужденную беседу
  • по речевым характеристикам, если вы подстраиваетесь под темп и громкость речи, ее стилистические особенности, стремитесь говорить на языке объекта
  • по восприятию общей реальности, для этого достаточно осудить что-то вокруг вас и прийти к общему мнению
  • в сфере ценностей и убеждений, когда в беседе вы подчеркиваете общность привычек, мнений, представлений.

Чем глубже проведена подстройка, тем тоньше становятся барьеры и легче пробиться к эмоциям избранного объекта.

Техника «ближе-дальше»

Если отношения завязались, необходимо их укрепить и углубить и здесь отлично работает техника «ближе-дальше». Применяя ее, нужно периоды тепла и внимания к партнеру чередовать с пренебрежительным и холодным поведением. Если соблюдать несколько простых правил, вы сможете добиться максимального успеха:

  • все поступки в период отчуждения должны быть оправданы внешними обстоятельствами: «Ты мне очень нравишься, но я занят делами», «Не смогла дозвониться, потому что у меня сломался телефон».
  • период «дальше» должен начинаться сразу же после высшей точки удовольствия от общения друг с другом.
  • период «ближе» должен сменить период «дальше» только после того, как партнер принял активные меры для достижения благосклонности.
  • период «дальше» наиболее эффективен если наступает неожиданно и без объяснений, чтобы партнер, как бы «варился» в собственных сомнениях, и завершается объяснениями, ни как не компрометирующими вашу любовь.

Эта техника отлично работает не только в период «конфетно-букетных» отношений, но и после свадьбы. Отличный способ поддерживать яркие эмоции в течение десятилетий совместной жизни. Подробнее об этой технике, можете .

НЛП-технологии успешных продаж


Еще одной важной сферой применения методов НЛП являются продажи, предложение услуг, ведение переговоров. Эти приемы позволяют добиться успеха в бизнесе и построении карьеры.

В нашем мире чрезвычайно высокой конкуренции добиться успеха в сфере продвижения товаров особенно сложно, но и особенно выгодно. Успех в бизнесе вам обеспечен, если вы умеете:

  1. повернуть взгляд потенциального клиента в нужную сторону
  2. помочь найти то, зачем он действительно пришел в магазин или вашу компанию
  3. объяснить ему что товары, которые вы предлагаете – это именно то, в чем он нуждается

Именно в области разработки методов НЛП-воздействия при продажах проводится наибольшее количество исследований и существует наибольшее количество простых и эффективных техник. Все их можно разделить на несколько основных групп, по функциям:

  • методы, позволяющие прочесть клиента
  • методы подстройки к клиенту
  • методы ведения, то есть направления поведения клиента

Все их в нашей статье рассмотреть, конечно, не получится, узнать подробно об основах наиболее эффективных из них вы можете, например, в книге «Руководство к курсу НЛП-Практик" Андрея Плигина и Александра Герасимова .

А для того, чтобы убедиться, что они действительно работают, можете попробовать применить на практике одну из наиболее простых и поэтому безотказных техник: метод трех «да».

Техника трех «Да»


В продажах его использую для того, чтобы преодолеть отрицательный настрой клиента, его предубежденность к чему-то и заставить посмотреть на предмет с иной, выгодной для продавца стороны.

Итак, если вам встретился несговорчивый, заранее негативно настроенный клиент, задайте ему всего несколько вопросов, на которые он неизбежно ответит «да». Это могут быть нейтральные вопросы вроде «Вы приехали на своем автомобиле?» или «На улице идет дождь?», если так оно и есть, конечно.

Предметом разговора могут стать и аксиомы из сферы вашего бизнеса, расхожие мифы и разделяемые всеми представления, например: «Вы согласны, что бытовую технику нужно покупать так, чтобы она служила долго и безотказно?» и т.д.

После того как вам удастся получить более трех раз ответ «да» вы можете задать ТОТ САМЫЙ вопрос, на который важно получить позитивный ответ собеседника. И он, с больше долей вероятности, ответит «Да». Даже люди, которые устойчивы к манипуляциям и отлично умею им сопротивляться, не могут устоять перед этим приемом.

Положительного ответа от негативного собеседника вы, конечно, может и не дождетесь, но само желание ответить «да», уже позволит его сознанию свернуть с заранее запланированного пути и посмотреть на дело с иной стороны, которая раньше от него была скрыта за стеной предубеждения. А ведь именно этого вы и стремились добиться!

Зерна сомнения, которые можно заронить в сознание клиента таким способом, создадут совсем небольшую брешь в его до этого безупречной вере в свою правоту. После этого, действуя грамотно и профессионально, используя другие эффективные НЛП методики, вы сможете ее расширить, увеличить на столько, что собеседник начнет прислушиваться к вашим словам, размышлять над ваши доводами, что в итоге и позволит убедить человека изменить свое мнение, а позже и принять выгодное для вас решение.

Когда вам удалось заронить в сознание клиента зерно сомнения, стоит работать с его убеждениями дальше.

Техника правильных вопросов

Многие продавцы считают, что клиенту стоит преподносить как можно больше информации, чтобы повлиять на совершение покупки. НЛП техники предлагают, напротив, задавать вопросы, которые позволят преодолеть барьеры восприятия и общения, и принять предложения продавца, как свои собственные. Подобные методы НЛП основаны на техниках Эриксоновского гипноза.

Мягко предлагая утверждения или вопросы, с которыми покупатель должен согласиться, или на которые он отвечает «да», шаг за шагом продавец так приводит его к решению о том, что именно предлагаемый товар или услуга – это именно то, на что и стоит потратить деньги.

Именно вопросно-ответная форма общения, при которой каждый следующий вопрос предполагает положительный ответ, позволяет настроить клиента на необходимое продавцу решение.

Техника повторения фразы

Правильно подобранные вопросы, искренний интерес продавца к потребностям клиента, креативный подход к поиску способа их удовлетворения – важные составляющие успеха методов НЛП в продажах.

Здесь поможет техника «повторение фразы» часто практикуемая в НЛП. Заключается она в том, что повторяя конец фразы клиента в начале своей вы сможете создать иллюзию, что ваши мысли – это его собственные. Тогда человеку и решение, которое выгодно вам легче принять за свое собственное.

Техника переформулирования


Чтобы повлиять на изменение мнения покупателя в свою пользу и стимулировать принятие выгодного вам решения, используйте технику переформулирования. Суть ее в том, что мысль, высказанную клиентом, вы формулируете по-своему, начиная свое высказывание словами: «Если я вас правильно понял …».

Фокус в том, что таже самая мысль, высказанная несколько иначе, может направить взгляд самого клиента в нужную вам сторону, но при этом он все еще будет считать ее своей собственной. В жизни это выглядит примерно так:

Покупатель: «Мне не нравится этот чайник, у него корпус из слишком тонкой пластмассы»

Продавец: «Как я понимаю, вы хотите купить чайник с корпусом, который прослужит долго?»

Покупатель: «Да»

Продавец: «Обратите внимание на эти модели. У них металлический корпус, у нас дома такой чайник уже 4 года отлично работает. Могу предложить вот этот чайник. Корпус у него пластиковый, но производитель дает гарантию 3 года, в течение которых меняет товар бесплатно»

Техника «Требуйте больше»

Важным этапом успешных продаж является завершение сделки. Чтобы эффективно подвести покупателя к принятию решения и оплате покупки, есть масса НЛП методик. Одной из эффективных является метод «Требуйте больше», который уже готового к покупке человека приводит к мысли, что ее стоит совершить прямо сейчас.

Основана методика на том, что наше восприятие событий и явлений относительно.

При неизменном своем росте в стране лилипутов Гуливер казался великаном, а в стране великанов – лилипутом.

Поэтому, используя эффект контраста, нужно сначала предъявить неприемлемые условия сделки: слишком высокую цену, например, а потом сообщить, что сейчас можно совершить покупку на 20% дешевле. Для этой цели можно предложить скидку, акцию или специальную модель.

Заключение

Эффективность и простота методов НЛП поражают и вдохновляют многих применять их в обычной жизни и легко получать желаемое, однако и в применении НЛП есть много подводных камней.

Напоследок скажу: Разных техник и методик для достижения успеха множество. На этом блоге, я собираю лучшие выдержки и основы всех адекватных систем для саморазвития. Которых будет вполне достаточно, что бы сдвинуться с места и достичь внушительных результатов в вашей жизни. Подписывайтесь на обновления блога, что бы не пропустить новые публикации статей.

Всего хорошего, дорогие читатели. Если сочтете эту информацию полезной, для удобства можете добавить её себе в соц. сети. Кнопочки находятся внизу.

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно НЛП-тренер задаёт вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

Помните?

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиентыНЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли» .

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:

  • как зрительный образ,
  • как смутное тактильное ощущение,
  • как фраза, пришедшая ниоткуда,
  • как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Хорошо...

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!


  • < Волшебная техника НЛП
  • Врата Сортировки >