Алексей Николаевич Арбузов


Годы странствий

Драма в двух частях, восьми картинах


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведерников Александр Николаевич – в начале действия ему 23 года, с виду он ничем не примечателен.

Лаврухин Михаил Иванович – в начале действия ему 30 лет, но выглядит он старше.

Павлик Тучков – 22 года, это худенький, юркий мечтательный человечек, который смотрит на мир с восторгом и удивлением.

Архипов Никита Алексеевич - в 1943 году ему 35 лет.

Люся Ведерникова – 18 лет, жена Ведерникова Александра Николаевича, она миловидная, худенькая, у нее звонкий, чистый голосок.

Галина – 26 лет; это полная, очень красивая блондинка, в повадке ее есть нечто мужское. Она то задумчива, то подчеркнуто весела. Много курит.

Ольга - 19 лет, она удивительно хороша.

Нина - её сестра, на три года моложе.

Тетя Тася - бывшая опереточная актриса. Красивая, плохо видит и слышит.

Олег Д о р о н и н – 24 года, он красив, хорошо сложен, по виду и по костюму похож на спортсмена.

Кузя - его жена, она непоседа и весельчак, на ее лукавой физиономии поблескивают черные роговые очки, но и это не делает ее серьезнее.

Прохожий .

Бочкин - водитель машины.

Девушка и з ц е х а .

Солдатенков - старший сержант.

Артиллерист.

Зойка Т о л о к о н ц е в а – санитарка.

Солдаты у переправы:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАРТИНА ПЕРВАЯ. ЮНОСТЬ.

Август 1937 года.

Дача на Клязьме. Сад. На ступеньках террасы стоят Лаврухин и Ольга. Возле них лежат чемоданы. У Лаврухина высокий морщинистый лоб, вьющиеся волосы. Из-под густых бровей смотрят спокойные умные глаза. В саду тихо. Жаркий августовский день идет к концу. Лаврухин протягивает Ольге руку, она берет ее, и несколько мгновений они молча смотрят вокруг.

Лаврухин . Здесь хорошо, правда?

Ольга . Очень. (Помолчав .) Смотри, солнце заходит.

Лаврухин (негромко .) Вот ты и приехала.

Ольга (засмеялась ). Вот я и приехала! (Перепрыгивает через чемоданы, вбегает на террасу .) Что это? В дверях записка. (Читает .) «Граждане, располагайтесь, как умеете, а я поехал в Москву за народом. Оля, я о вас много слышал. Михей говорит, что вы… Впрочем молчу. За болтливость бьют по шее. Милые граждане, целую вас. Небезызвестный Павлик Тучков. Дано на Клязьме, пятого августа, в лето одна тысяча девятьсот тридцать седьмое». (Смеется .) Вот чудак.

Лаврухин . Он тебе понравится, увидишь. (Достает из-под ступенек ключ и открывает двери .) На прошлой неделе его родители в Крым уехали, вот он и пригласил нас к себе. До экзаменов у тебя десять дней, ты тут отлично подготовишься.

Ольга (достает из чемодана полотенце ). Миша, я, пожалуй, выкупаюсь с дороги, ведь речка отсюда недалеко?

Лаврухин (останавливает ее ). Погоди! (Не сразу .) Вероятно, со следующим поездом из Москвы приедут мои товарищи. Словом, не обижайся, если они будут шутить на наш с тобой счет. Я им объяснил, что воспитывался в вашей семье и что у нас чисто дружеские отношения, но они как-то несерьезно отнеслись к этой версии.

Ольга . Ну, а сам ты к этой версии относишься серьезно?

Лаврухин . Видишь ли…

Ольга (улыбаясь ). Знаешь, Мишенька, у меня такое недоброе предчувствие, что мы с тобой в конце концов все-таки поженимся.

Лаврухин . Ты думаешь?

Ольга (проводит рукой по его волосам ). Ты лучше всех. Я не видела человека лучше тебя.

Лаврухин (улыбнувшись ). Это приятно слышать.

В калитку входит Прохожий, полный, круглолицый молодой человек с двумя портфелями, которые туго набиты различными съестными припасами.

Прохожий . Ну, вот, наконец пришел! (С торжеством опускается на скамейку .) В электричке страшная теснота. Под выходной, вполне понятно. Еле до вас добрался. Ну, а где Вася? Давайте сюда Васю!

Лаврухин . Какой Вася?

Прохожий . Хозяин, Васенька. Ведь это Гусевых дача?

Лаврухин . Это дача Тучковых.

Прохожий . Как же так. И Гусев здесь не обитает?

Лаврухин . Увы.

Прохожий . Так. Значит, осечка. Ну что ж, буду продолжать поиски. (Идет к калитке, оборачивается ). Прошу извинения, вы не знаете в окрестностях какого-нибудь киоска с газированной водой?

Лаврухин . В конце этой улицы буфет-закусочная, там бывает пиво.

Прохожий . Пиво?! Значит, и Гусев недалеко. Уж он этой возможности не упустит. Пойду выпью кружечку и с новой энергией за поиски! (Уходит .)

Ольга . Смешной человек.

Лаврухин . Так вот, Оленька, я не хочу тебя связывать словами, обещаниями. Ничем, понимаешь? (Улыбается .) А если ребята будут посмеиваться, дай им отпор со всей решительностью.

Ольга . Ладно. (Бежит к калитке, оборачивается .) А чудесно будет после всех пересадок, вокзалов и прочего – бултых в воду!

Лаврухин . Не думаю, чтобы после Волги наша Клязьма произвела на тебя особенно сильное впечатление.

Ольга . Авось! (Махнув Лаврухину рукой, убегает .)

Лаврухин задумавшись, смотрит вслед, потом берет чемоданы и входит в дом.

В саду появляются Доронин, Кузя, Павлик и Галина.

Павлик . Внимание! Они уже здесь!

Кузя . Братцы, помираю от любопытства!

Д о р о н и н . Кузя, утихомирься!

Кузя (Доронину ). Уважаемый супруг, давай сумку. (Вываливает из сумки на стол яблоки .) Налетайте, братцы! Будем есть яблоки. И молчать. И смотреть по сторонам. Тут очень хорошо.

На террасе показывается Лаврухин.

Лаврухин (поднимая сжатый кулак ). Салют! А где Шурка с Люсей?

Павлик . Вероятно, со следующим поездом приедут. Шура сегодня с утра в анатомичке, он просто не успел.

Галина . Ну конечно! Любимое занятие – резать трупы.

Д о р о н и н. Однако я не вижу долгожданной девушки из Саратова. Куда ты ее спрятал, старик?

Лаврухин (улыбаясь, смущенно ). Она купаться пошла.

Кузя . Олег, мы должны немедленно последовать ее примеру. Возьми полотенце, оно в сумке. Идем, Павлик.

. "Годы странствий" во МХАТе имени Горького (Коммерсант, 18.03.2005 ).

Годы странствий. МХАТ им.Горького. Пресса о спектакле

Коммерсант , 18 марта 2005 года

Машина безвременья

"Годы странствий" во МХАТе имени Горького

МХАТ имени Горького показал премьеру спектакля по пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова "Годы странствий". Постановка приурочена к 60-летию Победы. В честь праздника театр превратил лирика Арбузова в кондового социалистического реалиста. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Отдаю себе отчет в том, что с некоторых пор слыву среди друзей мазохистом: посещение МХАТ имени Горького давно считается не профессиональной обязанностью критика, а личной причудой человека, которому нечем заняться в свободный вечер. Так что премьеру спектакля "Годы странствий" я собирался малодушно пропустить, но тут министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов высказался по телевизору в том смысле, что МХАТов у нас два и не должно быть такого, что одному из них (сиречь МХТ имени Чехова) уделяется так много внимания, а другому – почти никакого. Пришлось идти.

Не утверждаю, что плодовитый Художественный театр под руководством Олега Табакова показывает сплошь выдающиеся произведения, но одного отрицать нельзя: все спектакли МХТ, удачные или нет, индивидуальны. А в театре Татьяны Дорониной наблюдается странное явление: кто бы ни ставил спектакль – сама ли госпожа Доронина, Станислав ли Говорухин или, как вот теперь, прежде не работавший здесь Юрий Аксенов и кого бы ни ставили – классика Максима Горького, современного сатирика Юрия Полякова или, как вот теперь, знаменитого советского драматурга Арбузова, выходит одно и то же. Что-то незамутненно архаичное, зависшее в безвременье, воскрешающее образ советского театра как минимум полувековой давности.

Таковы и свежие "Годы странствий". Натуралистические выгородки от одной тяжелой и складчатой темно-зеленой кулисы до другой. Красочный живописный задник, на котором по плоскости громоздятся деревья, городские или сельские крыши, водоемы и небеса. Между восемью картинами – безмолвные интермедии-проходы, перед занавесом, чтобы за ним успели переставить горы бутафории. У Арбузова действие происходит до, во время и после войны – на подмосковном дачном участке, в московской квартире, в сибирском тылу и на разбомбленном немецком вокзале. Так что старомодной театральщины на сцене хоть отбавляй. Впрочем, не в мебели и не в деревцах дело. Интересно, что и актеры играют в особенной старорежимной манере: их дисциплинированное притворство на самом деле не имеет ничего общего со старым добрым перевоплощением. Их опрятные, задорные, отмытые и неизменно звонкие персонажи не знают разницы между войной и миром, радостью и несчастьем, зимой и летом, любовью и ненавистью – всегда бодры, активны, а потому по-тюзовски фальшивы.

Доронинский театр в очередной раз проводит эксгумацию социалистического реализма, не зря же с его программки глядят на зрителя Ленин, крейсер "Аврора" и серп с молотом. Ладно, если бы эти работы были продиктованы осознанным стремлением к музейной консервации. Но во МХАТе мы имеем дело с чем-то коллективно-бессознательным. Дело в том, что реставраторы, делающие свое дело как художественный проект, обладают вкусом, пусть и своеобразным, и не лишены чувства стиля. Взяв для постановки старую пьесу Арбузова, театр Татьяны Дорониной обнаружил полную глухоту к стилю.

Что и говорить, сегодня "Годы странствий" не кажутся пьесой, которая пережила своего знаменитого автора. Это не "Таня", не "Мой бедный Марат" и не "Старомодная комедия". Странствуют герои Арбузова не по своей воле: их всех разбрасывает, разводит и вновь сводит война. В пьесе довольно наивности, лакировки и разнообразных клише, свойственных советской драме подобного толка. Если и есть столкновения персонажей, то лишь очень хороших с просто хорошими. И все-таки Алексей Арбузов даже в "Годах странствий" не стал кондовым социалистическим реалистом. Конечно, он был не смельчаком, не правдолюбом, а уклончивым лириком и романтиком, своего рода сказочником (не случаен эпиграф пьесы: ""Куда уходят все дни?" Из вопросов детей"). Но ни в коем случае не был он пристяжным пропагандистом, каковым предстал вдруг во МХАТе имени Горького. Кажется, Арбузов все-таки достоин того, чтобы смотреть на него с поправкой на время, а не произносить фразу "в ЦК партии лучше знают, надо мне учиться или нет" так, что у зрителя не должно быть сомнений: там, как в доронинском МХАТе, до сих пор действительно знают все и за всех.

Алексей Николаевич Арбузов


Годы странствий

Драма в двух частях, восьми картинах


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведерников Александр Николаевич – в начале действия ему 23 года, с виду он ничем не примечателен.

Лаврухин Михаил Иванович – в начале действия ему 30 лет, но выглядит он старше.

Павлик Тучков – 22 года, это худенький, юркий мечтательный человечек, который смотрит на мир с восторгом и удивлением.

Архипов Никита Алексеевич - в 1943 году ему 35 лет.

Люся Ведерникова – 18 лет, жена Ведерникова Александра Николаевича, она миловидная, худенькая, у нее звонкий, чистый голосок.

Галина – 26 лет; это полная, очень красивая блондинка, в повадке ее есть нечто мужское. Она то задумчива, то подчеркнуто весела. Много курит.

Ольга - 19 лет, она удивительно хороша.

Нина - её сестра, на три года моложе.

Тетя Тася - бывшая опереточная актриса. Красивая, плохо видит и слышит.

Олег Д о р о н и н – 24 года, он красив, хорошо сложен, по виду и по костюму похож на спортсмена.

Кузя - его жена, она непоседа и весельчак, на ее лукавой физиономии поблескивают черные роговые очки, но и это не делает ее серьезнее.

Прохожий .

Бочкин - водитель машины.

Девушка и з ц е х а .

Солдатенков - старший сержант.

Артиллерист.

Зойка Т о л о к о н ц е в а – санитарка.

Солдаты у переправы:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАРТИНА ПЕРВАЯ. ЮНОСТЬ.

Август 1937 года.

Дача на Клязьме. Сад. На ступеньках террасы стоят Лаврухин и Ольга. Возле них лежат чемоданы. У Лаврухина высокий морщинистый лоб, вьющиеся волосы. Из-под густых бровей смотрят спокойные умные глаза. В саду тихо. Жаркий августовский день идет к концу. Лаврухин протягивает Ольге руку, она берет ее, и несколько мгновений они молча смотрят вокруг.

Лаврухин . Здесь хорошо, правда?

Ольга . Очень. (Помолчав .) Смотри, солнце заходит.

Лаврухин (негромко .) Вот ты и приехала.

Ольга (засмеялась ). Вот я и приехала! (Перепрыгивает через чемоданы, вбегает на террасу .) Что это? В дверях записка. (Читает .) «Граждане, располагайтесь, как умеете, а я поехал в Москву за народом. Оля, я о вас много слышал. Михей говорит, что вы… Впрочем молчу. За болтливость бьют по шее. Милые граждане, целую вас. Небезызвестный Павлик Тучков. Дано на Клязьме, пятого августа, в лето одна тысяча девятьсот тридцать седьмое». (Смеется .) Вот чудак.

Лаврухин . Он тебе понравится, увидишь. (Достает из-под ступенек ключ и открывает двери .) На прошлой неделе его родители в Крым уехали, вот он и пригласил нас к себе. До экзаменов у тебя десять дней, ты тут отлично подготовишься.

Ольга (достает из чемодана полотенце ). Миша, я, пожалуй, выкупаюсь с дороги, ведь речка отсюда недалеко?

Лаврухин (останавливает ее ). Погоди! (Не сразу .) Вероятно, со следующим поездом из Москвы приедут мои товарищи. Словом, не обижайся, если они будут шутить на наш с тобой счет. Я им объяснил, что воспитывался в вашей семье и что у нас чисто дружеские отношения, но они как-то несерьезно отнеслись к этой версии.

Ольга . Ну, а сам ты к этой версии относишься серьезно?

Лаврухин . Видишь ли…

Ольга (улыбаясь ). Знаешь, Мишенька, у меня такое недоброе предчувствие, что мы с тобой в конце концов все-таки поженимся.

Лаврухин . Ты думаешь?

Ольга (проводит рукой по его волосам ). Ты лучше всех. Я не видела человека лучше тебя.

Лаврухин (улыбнувшись ). Это приятно слышать.

В калитку входит Прохожий, полный, круглолицый молодой человек с двумя портфелями, которые туго набиты различными съестными припасами.

Прохожий . Ну, вот, наконец пришел! (С торжеством опускается на скамейку .) В электричке страшная теснота. Под выходной, вполне понятно. Еле до вас добрался. Ну, а где Вася? Давайте сюда Васю!

Лаврухин . Какой Вася?

Прохожий . Хозяин, Васенька. Ведь это Гусевых дача?

Драма в двух частях, восьми картинах

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведерников Александр Николаевич – в начале действия ему 23 года, с виду он ничем не примечателен.

Лаврухин Михаил Иванович – в начале действия ему 30 лет, но выглядит он старше.

Павлик Тучков – 22 года, это худенький, юркий мечтательный человечек, который смотрит на мир с восторгом и удивлением.

Архипов Никита Алексеевич - в 1943 году ему 35 лет.

Люся Ведерникова – 18 лет, жена Ведерникова Александра Николаевича, она миловидная, худенькая, у нее звонкий, чистый голосок.

Галина – 26 лет; это полная, очень красивая блондинка, в повадке ее есть нечто мужское. Она то задумчива, то подчеркнуто весела. Много курит.

Ольга - 19 лет, она удивительно хороша.

Нина - её сестра, на три года моложе.

Тетя Тася - бывшая опереточная актриса. Красивая, плохо видит и слышит.

Олег Д о р о н и н – 24 года, он красив, хорошо сложен, по виду и по костюму похож на спортсмена.

Кузя - его жена, она непоседа и весельчак, на ее лукавой физиономии поблескивают черные роговые очки, но и это не делает ее серьезнее.

Прохожий .

Бочкин - водитель машины.

Девушка и з ц е х а .

Солдатенков - старший сержант.

Артиллерист.

Зойка Т о л о к о н ц е в а – санитарка.

Солдаты у переправы:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАРТИНА ПЕРВАЯ. ЮНОСТЬ.

Август 1937 года.

Дача на Клязьме. Сад. На ступеньках террасы стоят Лаврухин и Ольга. Возле них лежат чемоданы. У Лаврухина высокий морщинистый лоб, вьющиеся волосы. Из-под густых бровей смотрят спокойные умные глаза. В саду тихо. Жаркий августовский день идет к концу. Лаврухин протягивает Ольге руку, она берет ее, и несколько мгновений они молча смотрят вокруг.

Лаврухин . Здесь хорошо, правда?

Ольга . Очень. (Помолчав .) Смотри, солнце заходит.

Лаврухин (негромко .) Вот ты и приехала.

Ольга (засмеялась ). Вот я и приехала! (Перепрыгивает через чемоданы, вбегает на террасу .) Что это? В дверях записка. (Читает .) «Граждане, располагайтесь, как умеете, а я поехал в Москву за народом. Оля, я о вас много слышал. Михей говорит, что вы… Впрочем молчу. За болтливость бьют по шее. Милые граждане, целую вас. Небезызвестный Павлик Тучков. Дано на Клязьме, пятого августа, в лето одна тысяча девятьсот тридцать седьмое». (Смеется .) Вот чудак.

Лаврухин . Он тебе понравится, увидишь. (Достает из-под ступенек ключ и открывает двери .) На прошлой неделе его родители в Крым уехали, вот он и пригласил нас к себе. До экзаменов у тебя десять дней, ты тут отлично подготовишься.

Ольга (достает из чемодана полотенце ). Миша, я, пожалуй, выкупаюсь с дороги, ведь речка отсюда недалеко?

Лаврухин (останавливает ее ). Погоди! (Не сразу .) Вероятно, со следующим поездом из Москвы приедут мои товарищи. Словом, не обижайся, если они будут шутить на наш с тобой счет. Я им объяснил, что воспитывался в вашей семье и что у нас чисто дружеские отношения, но они как-то несерьезно отнеслись к этой версии.

Ольга . Ну, а сам ты к этой версии относишься серьезно?

Лаврухин . Видишь ли…

Ольга (улыбаясь ). Знаешь, Мишенька, у меня такое недоброе предчувствие, что мы с тобой в конце концов все-таки поженимся.

Лаврухин . Ты думаешь?

Ольга (проводит рукой по его волосам ). Ты лучше всех. Я не видела человека лучше тебя.

Лаврухин (улыбнувшись ). Это приятно слышать.

В калитку входит Прохожий, полный, круглолицый молодой человек с двумя портфелями, которые туго набиты различными съестными припасами.

Прохожий . Ну, вот, наконец пришел! (С торжеством опускается на скамейку .) В электричке страшная теснота. Под выходной, вполне понятно. Еле до вас добрался. Ну, а где Вася? Давайте сюда Васю!

Лаврухин . Какой Вася?

Прохожий . Хозяин, Васенька. Ведь это Гусевых дача?

Лаврухин . Это дача Тучковых.

Прохожий . Как же так. И Гусев здесь не обитает?

Лаврухин . Увы.

Прохожий . Так. Значит, осечка. Ну что ж, буду продолжать поиски. (Идет к калитке, оборачивается ). Прошу извинения, вы не знаете в окрестностях какого-нибудь киоска с газированной водой?

Лаврухин . В конце этой улицы буфет-закусочная, там бывает пиво.

Прохожий . Пиво?! Значит, и Гусев недалеко. Уж он этой возможности не упустит. Пойду выпью кружечку и с новой энергией за поиски! (Уходит .)

Ольга . Смешной человек.

Лаврухин . Так вот, Оленька, я не хочу тебя связывать словами, обещаниями. Ничем, понимаешь? (Улыбается .) А если ребята будут посмеиваться, дай им отпор со всей решительностью.

Ольга . Ладно. (Бежит к калитке, оборачивается .) А чудесно будет после всех пересадок, вокзалов и прочего – бултых в воду!

Лаврухин . Не думаю, чтобы после Волги наша Клязьма произвела на тебя особенно сильное впечатление.

Ольга . Авось! (Махнув Лаврухину рукой, убегает .)

Лаврухин задумавшись, смотрит вслед, потом берет чемоданы и входит в дом.

В саду появляются Доронин, Кузя, Павлик и Галина.

Павлик . Внимание! Они уже здесь!

Кузя . Братцы, помираю от любопытства!

Д о р о н и н . Кузя, утихомирься!

Кузя (Доронину ). Уважаемый супруг, давай сумку. (Вываливает из сумки на стол яблоки .) Налетайте, братцы! Будем есть яблоки. И молчать. И смотреть по сторонам. Тут очень хорошо.

На террасе показывается Лаврухин.

Лаврухин (поднимая сжатый кулак ). Салют! А где Шурка с Люсей?

Павлик . Вероятно, со следующим поездом приедут. Шура сегодня с утра в анатомичке, он просто не успел.

Галина . Ну конечно! Любимое занятие – резать трупы.

Д о р о н и н. Однако я не вижу долгожданной девушки из Саратова. Куда ты ее спрятал, старик?

Лаврухин (улыбаясь, смущенно ). Она купаться пошла.

Кузя . Олег, мы должны немедленно последовать ее примеру. Возьми полотенце, оно в сумке. Идем, Павлик.

Павлик . Нет, я уж тут по хозяйству. (Уходит .)

Д о р о н и н . Счастливый Павлик! А я должен всюду следовать за этой Кузей. Такова моя жалкая участь.

Кузя . Идем-идем, старый болтун.

Они убегают.

Галина (подходит к Лаврухину ). Ну, как живешь, Гиппократушка?

Лаврухин . По-разному. (Помолчав .) Хорошо, что ты приехала.

Галина . Ого, ты, кажется, действительно взволнован?

Лаврухин (кивает головой ). Есть немного.

Галина (шутливо ). Очень она красивая?

Лаврухин . Не в этом дело. (Помолчав .) Ко мне все приходит позже, чем к другим. Мои сверстники учились в школе, а я работал в аптеке; отец вернулся с германской без ног, и надо было хоть чем-нибудь помогать семье. Еще тогда, мальчишкой, я мечтал о профессии врача. И вот после смерти родителей я за два года сдал экстерном девять классов. Но райком комсомола не отпустил меня на учебу. Шесть лет я провел на комсомольской работе. Не подумай, что я считаю эти годы потерянными. Я видел жизнь и знаю почем фунт лиха. И все-таки, мне уже тридцать. Молодость прошла, а я все еще студент. Конечно, человек может добиться всего, чего захочет, но вот любовь. Пожалуй, это то, на что не распространяется сила воли, а?